Статья опубликована в рамках: XV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 12 декабря 2013 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Ефимова А.А. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ГРАФИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА АКАДЕМИЧЕСКОГО РИСУНКА В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ СТУДЕНТАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГРАМОТЫ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 15. URL: http://sibac.info/archive/guman/9(12).pdf (дата обращения: 15.10.2019)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ  ГРАФИЧЕСКИЕ  СРЕДСТВА  АКАДЕМИЧЕСКОГО  РИСУНКА  В  ПРОЦЕССЕ  ОСВОЕНИЯ  СТУДЕНТАМИ  ХУДОЖЕСТВЕННОЙ  ГРАМОТЫ

Ефимова  Алла  Александровна

студент  5  курса,  кафедра  дизайна  и  изобразительного  искусства  ВятГГУ,  РФ,  г.  Киров

E-mail: 

Савинов  Андрей  Михайлович

научный  руководитель,  канд.  пед.  наук,  кафедра  дизайна  и  изобразительного  искусства  ВятГГУ,  РФ,  г.  Киров

 

Основу  изобразительного  искусства  составляет  академический  рисунок,  который  ставит  своей  первоначальной  целью  научить  передавать  объемные  предметы  на  плоскости  листа  бумаги,  а  более  перспективной  целью  передачу  образного  начала  изображаемого  объекта.  Рисунок  выполняется  от  руки  и  оперирует  различными  графическими  средствами,  которые  называют  выразительными,  потому  что  с  их  помощью  рисующий  достигает  в  работе  необходимой  выразительности.  Освоение  в  учебном  процессе  возможностей  выразительных  графических  средств  обеспечивает  современную  профессиональную  художественную  подготовку.  Что  же  представляют  выразительные  графические  средства?  Чтобы  лучше  разобраться  в  этом  вопросе  для  начала  мы  обратились  к  мнению  методистов,  многие  из  которых  подчеркивали,  что  рисунок  —  это  какое-либо  изображение,  в  котором  обязательно  используются  графические  средства  —  контурная  линия,  штрих,  пятно.  Различными  сочетаниями  этих  средств  (комбинации  штрихов,  сочетание  пятна  и  линии)  в  рисунке  достигаются  пластическая  моделировка,  тональные  и  светотеневые  эффекты  рисунка  [1,  4].  Проанализировав,  различные  источники  мы  пришли  к  выводу,  что  в  методической  литературе  по  этой  теме  нет  единого  мнения,  как  в  определении  этих  средств,  так  и  в  их  классификации,  а  если  в  чем  то  и  есть  единство,  то  это  рассматривается  кратко,  без  систематизации  и  без  методики  использования  в  учебном  процессе.

Далее  нами  было  проведено  анкетирование  студентов  четвертого  курса  факультета  технологии  и  дизайна  Вятского  государственного  гуманитарного  университета.  Главным  вопросом  было  назвать  выразительные  графические  средства,  которые  применяются  при  освоении  художественной  грамоты  по  рисунку.  Проведенное  анкетирование  выявило  разброс  мнений  по  вопросу  о  том,  что  же  следует  считать  выразительными  средствами.  Анализ  выполненных  рисунков  этих  же  студентов  показал,  что  графические  средства  не  в  полном  объеме  используются  при  выполнении  рисунков.  Чаще  всего  применяется  линия  и  пятно,  но  при  этом  линии  однообразны  и  не  достигают  цели  достижения  выразительности,  а  тональные  пятна  также  по  насыщенности  мало  отличаются  друг  от  друга.  Мы  провели  беседы  со  студентами  по  теме  исследования.  Студенты  затруднялись  в  ответах,  считая  различные  художественные  термины  правильными  ответами.  В  ходе  беседы  со  студентами  после  анкетирования  выяснилось,  что  у  многих  возникли  вопросы  и  сомнения  по  поводу  правильности  их  ответов.  Спросив  у  студентов,  что  они  подразумевают  под  выразительными  средствами  академического  рисунка,  они  отвечали,  что  это  какие-то  способы  или  приёмы,  с  помощью  которых  достигается  творческая  задача  рисунка,  эффектность,  манера  и  разнообразие.  Из  бесед  стало  ясно,  что  одни  считают,  например,  точку  выразительным  средством,  а  другие  нет,  у  одних  пятно  выступает  как  выразительное  средство,  а  другие  считают,  что  пятно  достигается  линией  и  значит,  по  их  мнению,  это  линия  является  графическим  средством.  Проведенный  этап  констатации  ситуации  по  теме  исследования  показал,  что  роль  выразительных  графических  средств  недооценивается  в  процессе  освоения  рисунка.

Затем  мы  обратились  к  работам  старых  мастеров,  чтобы  увидеть  какие  же  средства  выразительности  использовали  они.

Различные  мастера  в  своей  практике  использовали  различные  выразительные  средства.  Так,  в  Италии  точный  и  пластически  ясный,  детально  разработанный  рисунок,  характерный  для  мастеров  XV  в.  (А.  Поллайоло,  А.  Мантенья,  В.  Карпаччо),  приобретает  особую  выразительность  у  художников  Высокого  Возрождения  (Леонардо  да  Винчи,  Рафаэль,  Микеланджело,  Андреа  дель  Сарто).  В  противоположность  строгой  линейно-пластической  манере  большинства  итальянских  рисовальщиков  венецианские  художники  XVI  в.  (В.  Тициан,  П.  Веронезе,  Я.  Тинторетто)  создают  свободный  живописный,  несколько  эскизный  стиль.  В  немецком  рисунке  XVI  в.  выделяются  линейно-штриховая  чёткость  работ  А.  Дюрера  и  живописность  штудий  М.  Нитхардта,  но  в  целом  преобладает  линейное  начало.  Линия  —  лаконичная,  иногда  усиленная  штриховкой  (В.  Хубер,  А.  Альтдорфер,  Х.  Бальдунг,  У.  Граф).  Значительное  развитие  в  XV—XVI  вв.  получает  карандашный  портрет,  тонко  фиксирующий  физиономические  особенности  модели  с  применением  линии  и  тушевки  (Я.  ван  Эйк  в  Нидерландах,  Х.  Хольбейн  Младший  в  Германии,  Ж.  и  Ф.  Клуэ  во  Франции).  Особую  выразительность  приобретает  рисунок  у  представителей  маньеризма  (Я.  Понтормо,  Ф.  Пармиджанино,  Л.  Камбиазо).

Проведя  анализ  методической  литературы  по  выразительным  графическим  средствам,  просмотрев  репродукции  работ  старых  мастеров  можно  предположить,  что  все  выразительные  средства  (разнообразные  по  толщине  и  пластике  линии,  пятно,  штрих,  точка  и  др.)  можно  объединить  в  два  направления  —  это  линия  и  светотень  [1,  3,  5].

Линия  в  рисунке  не  только  даёт  зрителю  возможность  показать  объект,  но  и  обладает  собственной  выразительностью:  создаёт  настроение,  доносит  до  нас  замысел  рисующего.  Линия  может  плавно  и  размеренно  очерчивать  формы,  а  может  быть  резкой,  порывистой,  и  тогда  зрителю  передаётся  ощущение  силы  и  энергии.  В  рисунке  очень  важно,  как  чередуются  линии,  какие  интервалы  между  ними.  Особенности  самих  линий  и  паузы  между  ними  создают  особый  ритм,  подобный  ритму  музыки.  Конечно,  многое  зависит  от  задач  рисунка.  Эти  задачи  могут  быть  учебными,  творческими  или  сочетать  в  себе  и  то  и  другое.  Между  учебным  и  творческим  рисунком  много  общего,  что  позволяет  вносить  элементы  образности  и  в  учебную  работу.  Одним  из  главных  выразительных  средств  рисунка  здесь  также  является  линия.  Она  бывает  пространственной  и  декоративно-плоскостной.  Пространственная  линия,  будучи  условной,  может  многое  передать  из  реалий  окружающего  нас  мира.  Она  способна  напрягаться,  таять  в  листе,  исчезать.  Линии  могут  прятаться  друг  за  друга,  быть  жесткими  или  вялыми,  резкими  или  мягкими.  Используя  все  это,  рисующий  может  передавать  ими  пространственные  планы,  устройство  предмета,  характер  поверхности  формы  и  многое  другое  [2].

Другим  важным  средством  выразительности  рисунка  является  тональное  пятно.  Чтобы  выделить  тёмные  пятна  в  рисунке  используется  штриховка  —  плотные  ряды  линий,  которые  могут  быть  параллельными,  перекрещивающимися  и  т.  д.  Штриховка  может  быть  энергичной  или,  наоборот,  лёгкой,  «мягкой»  Это  часть  листа  бумаги,  покрытая  штрихом.  Штрих,  дающий  тональное  пятно,  сам  может  быть  средством  выразительности,  так  как  способен  давать  различные  фактуры.  Тональное  пятно  может  восприниматься  как  фронтальное  к  изобразительной  плоскости  или  находящееся  к  ней  под  каким-либо  углом.  Конечно,  нельзя  забывать  о  цели  выполнения  рисунка,  так  как  линия  штрих  и  пятно  являются  средством  достижения  цели.  Поэтому  говоря  о  тоне,  необходимо  помнить  о  закономерностях  освещения.  Нужно  постоянно  сравнивать  одну  силу  тона  с  другой  и  в  то  же  время  не  упускать  из  виду  общее  состояние.  Распределение  светлых  и  темных  пятен  в  рисунке,  обозначающих  освещенность  формы,  необходимо  проводить  через  конструктивный  анализ  этой  формы.

Таким  образом,  учебный  рисунок  должен  сочетать  в  себе,  как  практическую,  так  и  теоретическую  подготовку,  в  том  числе  и  по  выразительным  графическим  средствам.

На  основе  анализа  методической  литературы,  работ  старых  мастеров,  рисунков  студентов,  существующей  ситуации  по  методике  преподавания  рисунка  предполагаемые  пути  решения  проблемы  выразительности  студенческих  работ  видятся  в  следующем:

·     необходимо  провести  работу  по  систематизации  выразительных  графических  средств,  используя  все  то,  что  накоплено  предшествующими  поколениями  исследователей;

·     следует  доносить  до  студентов  необходимую  информацию,  чтобы  они  знали  в  теории  и  умели  применять  на  практике  все  многообразие  выразительных  возможностей  графических  средств;

·     проводить  регулярную  демонстрацию  образцов  работ,  в  которых  показано  использование  графических  средств,  для  достижения  выразительности  рисунка;

·     использовать  в  процессе  проведения  занятий  различные  техники  и  материалы  рисунка,  так  как  различные  материалы  обладают  различными  выразительными  возможностями;

·     проводить  краткосрочные  упражнения,  задания,  рассчитанные  на  применение  выразительных  графических  средств;

·     планировать  занятие  так,  чтобы  было  время  на  отработку  навыка  достижения  выразительности  рисунка;

·     после  каждого  занятия  проводить  анализ  рисунков,  обращая  внимание  на  использование  выразительных  графических  средств.

 

Список  литературы:

1.Беда  Г.В.  Основы  изобразительной  грамоты:  Рисунок,  живопись,  композиция  [Текст]  :  учеб.  пособие.  2-е  изд.,  перераб.  и  доп.  /  Г.В.  Беда.  М.:  Просвещение,  1981.  —  239  с.

2.Лепетухин  А.П.  Рисунок  [Текст]:  учеб.  пособие  /  А.П.  Лепетухин.  Хабаровск:  Частная  коллекция,  2000.  —  128  с.

3.Медведев  Л.Г.  Формирование  графического  художественного  образа  на  занятиях  по  рисунку  [Текст]:  учеб.  пособие  для  студ.  худ.-граф.  фак.  пед.  ин-тов  /  Л.Г.  Медведев.  М.:  Просвещение,  1986.  —  159  с.

4. Ростовцев  Н.Н.  Очерки  по  истории  методов  преподавания  рисунка  [Текст]:  учеб.  пособие  для  высших  художественных  учеб.  заведений  /  Н.  Н.  Ростовцев.  М.:  Изобразительное  искусство,  1983.  —  287  с.

5.Ростовцев  Н.Н.  Академический  рисунок  [Текст]:  учебник  для  худ.-граф.  фак.  пед.  ин-тов  2-е  изд.,  доп.  и  перераб.  /  Н.Н.  Ростовцев.  М.:  Просвещение,  1984.  —  239  с.

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий