Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 19 декабря 2016 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Карманова Е.Д. ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XLVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(48). URL: https://sibac.info/archive/guman/11(48).pdf (дата обращения: 17.07.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ

Карманова Екатерина Дмитриевна

студент кафедры документационного и информационного обеспечения управления УрФУ,

г. Екатеринбург

В XXI веке роль образования значительно увеличилась. С чем это связано? Скорее всего, с развитием конкуренции. Люди с ранних лет соревнуются друг с другом за лучшие условия существования. Чтобы стать конкурентоспособным, нужно постоянно развиваться и учиться или, как говорила героиня одной известной сказки: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!». Постоянная гонка за успехом способствует возникновению большого количества образовательных центров.

Родители отдают ребенка в творческие, интеллектуальные и спортивные кружки, чтобы он реализовал потенциал. Они ждут от учителя, что тот сможет привлечь ученику любовь к обучению и труду, поможет достичь в избранном деле необычайных высот. Однако как это сделать? Дети не всегда готовы к сложной, требующей усердия работе. В этом случае на помощь приходит игровой подход.

Данная методика обучения известна давно. В Западной Европе в эпоху Возрождения и реформации к использованию принципов игрового обучения призывали Т. Компанелла и Ф. Рабле. Философы XVIII века Джон Локк и Жан-Жак Руссо признавали важность игр в процессе воспитания и обучения. Знаменитый российский педагог Я. А. Коменский выступал за превращение всех школ в места игр. По его мнению, обучение следует осуществлять в игровой, соревновательной форме [1, с. 65].

Игры помогают школьникам проявить свои таланты, развить способности и научиться работать в команде. Этот способ обучения не предполагает наличия жестких рамок, поэтому дети чувствуют себя свободно и не боятся совершить ошибку [2, с. 176]. Игры можно включать в план урока в качества способа закрепления материала или отдыха, они отлично подходят для подготовки к экзаменам и к олимпиадам.

Разберем несколько игровых методов, которые помогают вовлечь школьников в процесс обучения и закрепить материал (предмет — история России):

1. Кроссворд.

С такой формой проверки знаний ребята знакомы с детства, но в школах ее применяют нечасто. Однако в олимпиадах по обществознанию и истории встречается такое задание, что неудивительно, ведь оно способствует развитию мышления и логики.

2. Игра «Что было бы, если...»

Ученику предлагают поразмышлять о событиях, которые могли бы произойти — например, ответить на вопрос «Что было бы, если бы князь Игорь не пошел повторно собирать дань с древлян в 945 году?». Школьник должен за 5 минут написать 20 вариантов развития событий. Задание оценивается по нескольким критериям:

+ Беглость (Сколько вариантов написал ученик? За каждый ставится 1 балл)

+ Оригинальность (Сколько пунктов, которые не встретились ни у кого другого, написал школьник? 1 дополнительный балл за каждый)

+ Проработка (За детально прописанные варианты ставится 1 дополнительный балл)

Данная игра развивает креативность и способствует увеличению интереса к предмету. Ее можно проводить несколько раз в месяц или чаще на разных уроках.

3) Историческое активити

Данная игра сейчас пользуется большим успехом у школьников разных возрастов. Почему бы не адаптировать ее к процессу изучения истории? Нужно просто сделать карточки с событиями, именами исторических личностей, терминами и т.д. Один участник должен за 1 минуту объяснить все слова, которые написаны на карточке, а остальные школьники — узнать, какой термин или историческое событие описывает их товарищ.

Данная игра развивает логику, помогает детям разобраться в сложных темах и легко выучить элементы понятийного аппарата, поэтому ее стоит использовать при проведении уроков истории.

4) Игра «Вербальный теннис»

В основе данной игры лежит формирование ассоциации. Учитель записывает на доске несколько тем, с которыми ученики недавно познакомились. Задача игроков — за определенное время назвать как можно больше ключевых слов на заданную тему. Эта игра позволяет активизировать несколько видов памяти (визуальную и двигательную), что способствует легкому усвоению материала [4, с. 89].

5) «Снежный ком»

Обычно эта игра применяется при изучении иностранных языков, но она подходит и для закрепления материала по другим предметам. Учитель называет тему — например, «Правление Ярослава Мудрого». Первый участник произносит одно предложение про политику этого князя, второй повторяет фразу первого и добавляет свою и так далее. Ученики используют 2 вида памяти: визуальную и звуковую. Игра помогает запомнить большой объем информации и улучшить память.

6) Игра «5с»

Ученики чертят таблицу, которая состоит из 5 и более столбцов. Названия столбцов зависят от предмета и тем урока — например, таблица по истории может включать в себя такие столбцы как «Историческая личность», «Событие», «Произведение искусства» и т.д. Учитель называет букву и засекает 1 минуту. За это время школьники должны написать в каждый столбец слово, которое начинается на букву, названную учителем. Игра идеально подходит для начала урока, так как помогает настроиться на работу.

7) Викторины

Массовая компьютеризация способствует расширению образовательных возможностей. Например, учитель может использовать такую форму проверки знаний как интернет-викторина. На сайте «1001 Викторина» представлены вопросы на различные темы — искусство, история, литература [5]… Такое задание является и способом контроля, и развлечением одновременно, помогает разнообразить ход урока, поэтому его следует использовать в учебном процессе.

8) Игра «Иерархия»

Цель данной игры — научиться систематизировать информацию. Учитель раздает детям небольшие листочки, на которых записаны термины, события, имена правителей и т.д. Ученики должны расположить листочки в определенной последовательности: сначала нужно расположить в хронологическом порядке имена правителей, напротив них — термины и исторические события, связанные с периодом царствования этого исторического деятеля. Игра помогает школьником систематизировать знания и запомнить темы урока.

За хорошие результаты, показанные в течение игры, учеников можно поощрять — вручать им самодельные медали, присваивать звания, дарить небольшие сувениры. Искренняя похвала и награда стимулируют школьников стараться еще больше и учиться еще лучше.

Таким образом, игра является универсальным способом обучения. Она помогает запоминать информацию, сплотить учеников и показать им, что обучение — это увлекательное приключение, которое делает их лучше. Учителям следует уделять большое внимание данному виду деятельности, так как он подходит для любой возрастной группы и способствует реализации потенциала ребенка [6, с. 94].

 

Список литературы:

  1. Берджес Дейв. Обучение как приключение. Как сделать уроки интересными и увлекательными. — М.: Альпина Паблишер, 2015. — 240 с.
  2. Зиновкина М. М. Педагогическое творчество / Модульно-кодовое учебное пособие. — М.: МГИУ, 2007. — 258 с.
  3. Кэрролл Льюис. Приключения Алисы в Стране Чудес. — М.: Лабиринт, 2016. — 110 с.
  4. Соловейчик С. Учение с увлечением. — М.: Детская литература, 1979. — 176 с.
  5. Столяренко Л. Д. Основы психологии. — М.: Проспект, 2010. — 464 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.