Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 19 декабря 2016 г.)

Наука: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Таровик С.Л. РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XLVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(48). URL: https://sibac.info/archive/guman/11(48).pdf (дата обращения: 18.04.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 21 голос
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

Таровик Станислав Леонидович

магистрант, институт магистратуры РГЭУ «РИНХ», г. Ростов-на-Дону

Клеменова Елена Николаевна

научный руководитель,

д.филол.н., профессор РГЭУ «РИНХ», г. Ростов-на-Дону

Музыкальная журналистика - оценочная деятельность, которая направлена на творчество, реализуемая специальными узконаправленными текстами. Это, прежде всего - аналитика и критика, которая служит проводником в мир музыки и искусства. На сегодняшний день мало тех, кто работает в этой сфере грамотно, жанр музыкальной критики постепенно исчезает. Место заполняют любители. Именно поэтому качественных музыкальных изданий не так уж и много на российском рынке.

Музыкальная журналистка берет свое начало в таком явлении общественно-культурной деятельности как художественная критика. На протяжении всей истории российской публицистики художественная критика занимала в ней особое место. Так, в XIX веке, когда журнальная периодика переживала свой расцвет, практически ни одно издание не обходилось без критических материалов, в которых подробно разбирались произведения самых передовых литераторов, композиторов, художников и других деятелей искусства [2, с. 68].

Зачатки анализа художественной действительности можно обнаружить уже в первой газете Российской империи, в петровских «Ведомостях». Например, во втором номере за 1719 год было опубликовано описание празднования дня Петра и Павла в Петербурге, в котором помимо проповеди митрополита Стефана Яворского, восхвалявшего Петра I как полководца, создателя флота и государственного деятеля, был помещен рассказ о самом празднике. В нем автор описал окружающую его действительность, при этом затронул и музыкальную ее часть: «Зрение, видящие неизреченную красоту различных древес, в линию и перспективу расположенных и фонтанами украшенных, тут же и речная устремления, веселящая и град и огород царский. Благоухание от благовонных цветов имущее свою сладость. Слушание от мусикийских и трубных и пушечных гласов <...> Последи же по западе солнца были преизрядные фейерверки, и огня, в гору летящего и по водам плавающего было изобильно» [3, с. 71]. В этом контексте музыкальными критиками и журналистами можно назвать и древнегреческих философов, размышлявших в своих работах о состоянии музыки и музыкальной культуры. Так, к примеру, Плутарх писал: «Музыка - изобретение богов искусство во всех отношениях почтенное. Применяли его древние, как прочие искусства, соответственно его достоинству, но современники наши, отрешившись от его возвышенных красот, вводят в театры, вместо прежней мужественной, небесной и любезной богам музыки, расхлябанную и пустенькую» [3, с. 48]. Можно считать, что в этом отрывке он проанализировал музыкальную действительность своего времени. Некоторые исследователи полагают, что музыкальная критика явилась результатом развития и усложнения общественно-экономических отношений и состояния художественной культуры. По их расчетам, музыкальная критика возникла приблизительно в XVIII веке. В этот момент, музыкальная критическая мысль, ранее представленная в философских и эстетических трактатах, выделяется в самостоятельную сферу деятельности.

Согласно исследованию Т. А. Курашевой, музыкальная критика может быть рассмотрена с двух сторон. С одной стороны, она представляет собой «характер мыслительной деятельности, художественно-оценочной по своей природе, направленной на творческую составляющую» музыкальной действительности. В этом контексте музыкальная журналистика является формой реализации такой деятельности, как одного из направлений музыковедческой практики. С другой стороны, музыкальная критика как сегмент художественной критики исторически является прародителем музыкальной журналистики, так как именно в ней находила выход музыкально-критическая мысль. Можно сделать вывод, что музыкальная журналистика переросла «критику» и сейчас является транслятором музыкально-критической деятельности. Но несомненным остается факт, что музыкальная журналистика берет свое начало в художественной критике и, основываясь на ней, получает свое развитие.

В музыкальной сфере главным «зачинщиком» или основателем русской музыкальной критики становится А. Н. Серов. Считается, что он первый по отношению к музыке применил метод историко-сравнительного анализа. Значительный вклад в развитие русской музыкальной критики внес Ф.В.Булгарин. Будучи издателем еженедельной газеты «Северной пчела», выходившей в период с 1825 по 1859 год, Булагрин регулярно обеспечивал газету оперативными материалам о событиях литературной и музыкальной жизни столицы. К музыкальной тематике обращались не только критики, но и публицисты, такие как Ф. А. Кони, Р. М. Зотов, Н. И. Греч и Н. Полевой. Дальнейшие развитие музыкальной критики повлекло за собой распространение издательской деятельности.

С 40-х годов 19 века начинается специализация периодической печати, появляются журналы, посвященные исключительно музыке. До этого времени «музыкальным журналом» считалось издание, содержащие ноты различных произведений русской и зарубежной музыки. Таким, например, был первый нотный сборник «Музыкальные увеселения», издававшийся в Москве в 1774-1775 годах. Он заключал в себе «оды, песни российские, как духовные, так и светские, арии, дуэты польские, минуеты английские, контра-танцы французские, котильоны, балеты и прочие знатные штуки для клавикордов, скрипок, кларинет и других инструментов». Первым журналистским изданием о музыке является ежемесячник «Нувеллист», первый номер которого вышел в 1842 году. Через два года к нотному журналу прибавилось «Литературное прибавление», состоящее по большей части из переводных материалов. В 1978 «прибавления» были заменены «Музыкально-театральной газетой», в основном информационного содержания. Литературной частью издания заведовали критики М. Иванов, В Баскин и др. Активно начала функционировать в предреволюционный период и периодика, посвященная «легкому жанру», эстраде. Эта тематика главным образом нашла отражение в театральных журналах и газетах, где нередко оформлялась в отдельную рубрику. С середины 90-х XIX века наступает новый этап в развитии музыкальной журналистики. В критике усиливаются музыковедческие тенденции, в журналах увеличивается штат музыкальных публицистов. Интересным образцом музыкальной журналистики можно считать еженедельник «Музыка», выходивший в Москве с 1910 по 1916 года В. В. Держановским. Журнал представлял собой книжечку карманного формата, в которой печатались рецензии, анонсы концертов или оперных спектаклей, музыкально-теоретические материалы. Отличительной особенностью издания была его ориентированность на современную музыкальную культуру.

Развитие музыкальной периодики продолжается и в послереволюционный период. Несмотря на жесткую цензуру, в 20-30-годы открываются новые журналы: «К новым берегам» (1923), «Музыкальная новь» (1923-1924), «Современная музыка» (1924-1929), «Музыкальное образование» (1925-1930), характерные для соц-реализма «Музыка и революция» (1926-1929), «Пролетарский музыкант» (1929-1932), «Музыкальная самодеятельность» (1933-1936) и другие. Главное место среди этих изданий занимают журнал «Советская музыка», взявший в 1933 году ориентир на профессиональных музыкантов, и «Музыкальная жизнь», образовавшийся в 1957 году и направленный на самый широкий круг читателей. В эпоху «оттепели» идеологическое воздействие на творчество и периодическую печать было несколько ослаблено. Значительное место в системе музыкальных СМИ СССР занимало телевидение и радиовещание. На радио, музыка появилась с первых дней. Что касается телевидения, то в сетке программ постоянно находились музыкальные передачи, которые знакомили «с важнейшими событиями в музыкальной жизни страны и за рубежом, пропагандировали образцы современной, классической и народной музыки, содействовали углублённому пониманию искусства широкой аудиторией». Среди музыкальных «долгожителей» эфира в программе 1975 года значились такие программы о музыке, как «Музыкальный киоск», «Ваше мнение», «Час Большого симфонического  оркестра», «Встреча с песней», «Бенефис» и др.  В 90-х в музыкальной периодике происходит четкое деление на издания, посвященные академической, классической музыке и издания, освещающие события в массовой культуре. Из них можно выделить журнал, посвященный танцевальной музыке «рэйв» «Птюч», ориентированный на отечественную рок-музыку журнал «Ом», повествующий о поп-музыке, журнал Аллы Пугачевой «Алла» и рассказывающее о рок-музыке издание Стаса Намина «Стае».

Таким образом, можно говорить о том, что музыкальная журналистика прошла сложный путь своего развития: от музыкальной критики до самостоятельно существующего типа журналистики – музыкальная журналистика. Со временем музыка популяризировалась, что привело к большому выпуску музыкальных журналов и газет.

 

Список литературы:

  1. Библиотека журналиста/ [Электронный ресурс], дата обращения 01.05.2016 г. URL: http://evartist.narod.ru/journ.htm
  2. Милосердова Е.Н. Музыка как вид искусства: монография. [Текст]/ Е.Н. Милосердова ¾ Тамбов, 2009. ¾ 133 с.
  3. Тараканов М. Е. Последствия неравного брака (музыка и гос. власть в советской России) [Текст]/ М.Е. Тараканов ¾ М., 2008.  ¾219 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 21 голос
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.