Статья опубликована в рамках: XLVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 19 декабря 2016 г.)
Наука: Искусствоведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
отправлен участнику
РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ: ТЕХНИКА БАТИК
Декоративно-прикладное искусство всегда вызывает особый интерес и желание создавать что-то новое в предметно-пространственной среде, вносить в творчество что-то свое, не искажая старое. Для начала определим значение сущности понятия "декоративно-прикладное искусство".
По словарю "Эстетика" декоративно-прикладное искусство - это такой вид искусства, который обслуживат бытовые нужды человека и одновременно удовлетворяет его эстетические потребности, несет красоту в жизнь [3, с. 152]. Это широкий раздел изобразительного искусства, охватывающий различные отрасли творческой деятельности, направленные на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями. "В декоративно-прикладном искусстве используются различные технологии и приёмы: литье, ковка, чеканка, гравировка, резьба, роспись, инкрустация, вышивка, набойка и т. д." [4, с. 156]. Главная функция этого вида искусства - обогащать среду человека, делать ее комфортной, красивой и уютной. Известно, что декоративно-прикладное искусство берет уже готовые формы и вносит в них особую эстетику.
Это искусство объединяет в себе два обширных рода искусств: декоративное и прикладное. Каждая техника отличается наличием определенных принципов и требований, т.е. имеет устоявшиеся традиции. Глубокие традиции - это множество представлений, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение, но это не значит, что батик это полное соблюдение всех требований в технике.
Продукты декоративной деятельности непосредственно связаны с архитектурно-пространственным окружением и нередко создаются как часть единого ансамбля (в ландшафтных композициях, экстерьере и интерьере).
Один из видов декоративно-прикладного искусства - популярная в наше время техника батик. Батик - это роспись по ткани, с использованием резервирующих составов, воска и тд. Различают несколько видов: горячий, холодный и др. Мощную волну развития этого вида искусства среди профессиональных художников и дизайнеров ткани и одежды задал Восток в начале ХХ века. Зарождается ручная роспись шелковых и хлопчатобумажных тканей, в основе технике которой лежал принцип резервирования, т.е. покрывание специальным составом, не пропускающий краску, определенных мест на ткани, которые должны остаться не закрашенными и образовывать замкнутый узор. Этот способ использовали с незапамятных времен в Китае, Индии, Индонезии и других странах древнего Востока. "В Индии тончайшие ткани из хлопка ткались вручную и расписывались сценами из индийского эпоса с помощью калам - палочки с острым концом и желобом, которая создавала тонкий графический рисунок" [2, с. 24-27]. Второе рождение батика было в Европе - появляются восточные ткани. Воспроизвести классический процесс изготовления воскового батика европейцам было сложно, поэтому появился более доступный и простой вид росписи: холодный резерв и соответственно другие приемы окрашивания. Данная техника отличается от горячего батика прежде всего температурой резерва, так же изменился его состав, инструменты для его нанесения и стиль росписи. Для росписи по шелку наиболее характерны белые и цветные линии, которые отделяют одно цветовое пятно от другого, все детали рисунка имеют четкую границу и расписываются красками только внутри замкнутой резервной линии. В результате рисунок приобретает графичность. Данный метод удобен, безопасен, поэтому он считается наиболее популярным приемом в росписи по ткани. В России метод холодного батика применяется с 1936 года в промышленных артелях. С глубокой древности для украшения тканей применялось окрашивание, с использованием различных резервирующих средств, - разогретый воск, смола. Такая техника резервирования была известна в Перу, Японии, Иране, Шри-Ланке, Китае, Армении, Азербайджане, в африканских странах.
В наше время применяется множество техник нанесения горячего воска. Резерв наносится как при помощи кистей, так и при помощи специальных штампов. Имея такие распространенные техники современное молодое поколение не занимается изобретением чего-то нового, а усваивает достигнутый человеческий опыт, «отсеянные» временем нормы культуры. Система традиций отражает целостность, устойчивость общественного организма. В нее нельзя грубо, «топорно» вмешиваться, так как могут быть нарушены тонкие и сложные механизмы культуры. Не следует внедряться и пытаться улучшить духовную жизнь общества, тотально разрушая старые духовные ценности и нормы, историческую память.
С другой стороны, культура не может существовать, не обновляясь. Творчество, креативность, изменение - являются другой стороной развития общества. Единство традиции и обновления -универсальная характеристика любой культуры, а так же две стороны процесса развития. В традиции элементы культурного наследия заложены идеи, ценности, обычаи, обряды, способы мировосприятия и т. д., которые сохраняются и передаются от поколения к поколению. Даже занимаясь техникой срисовывания батика с уже существующих оригиналов невозможно повторить уже нарисованное. Во-первых, каждый художник вкладывает что-то свое в тот или иной рисунок, во-вторых, у каждого свое видение цвета и формы. Поэтому батик интересен именно своей непредсказуемостью, особенно для самого творца, не получится добиться стопроцентного сходства своей работы с оригиналом. В этом заключается инновация - внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком, является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, креативного подхода, открытий, изобретений и рационализации. Предметы из батика имеют многочисленную вариацию как форм так и самих изображений на них, это всевозможные аксессуары и предметы гардероба: платки, косыночки, легкие шарфики, парео; декорирование предметов интерьера: оформление спинки и сиденья стула, покрывала, скатерти, шторы, салфетки, абажуры и просто картины, обрамленные рамой.
Как же происходит это нововведение в уже существующей технике? Известно, что "творчество в широком смысле рассматривается как деятельность в ситуации неопределенности, направленная на получение результатов, обладающих объективной или субъективной новизной" [1, с. 31].
Можно выделить следующие этапы творческого процесса:
- Исследовательский этап. Этот этап предполагает определение цели художественной деятельности, поиск пробелов в знаниях, по технологии батика и способов деятельности.
- Проектировочный этап. Художник выбирает тему, идеи, технологии выполнения и цветовое решение. Задумывается о введении в свою работу индивидуальных новшеств. Прежде всего важный момент в работе как с батиком, так и с любыми другими видами декоративно-прикладного искусства: на старое смотри - новое твори. Следует опираться на уже существующие правила и с помощью эксперимента вводить свои методы изображения, подходы и технику выполнения. Креативное решение проблемы происходит через "феномен инсайта — внезапного интуитивного озарения, понимания сути ситуации в новом ракурсе, в таком случае стоит дать волю руке художника и его кисте" [1, с. 9]. Таким образом и пятна можно преобразовать в интересные решения. Так же на этом этапе идет разработка мотивов, узоров и тд.
- Исполнительский этап. Воплощение идей, так же креативный подход возникает в процессе выполнения работы: на батик влияет появление новых материалов для нанесения краски.
- Рефлексия. Осознание своих способностей, значимости своей деятельности. Следует отметить особое отношение к этому виду декоративно-прикладного искусства.
Батик - искусство, заразившись которым однажды, уже невозможно его оставить. В этом искусстве развивается красота, мерность, целостность и гармония, которые устанавливают нормы человека с собой и миром, обеспечивающие индивидуальность духовно-нравственного самовоспитания. Развитие этих и других качеств как во внутреннем мире человека, так и в окружающей его среде - и есть творчество. Человек творит не из пустоты, а из уже существующего, создавая новое в пределах данного ему естества: внешне-материального и внутренне-духовного. Творящий человек должен созерцать сердцем, видеть любовью, уходить из своей малой личной оболочки в большой мир искусства.
Список литературы:
- Азгальдов Г.Г., Костин А.В. Интеллектуальная собственность, инновации и квалиметрия // Экономические стратегии, 2008. - № 2 (60). - 250 с.
- Беляев А.А. Эстетика: Словарь/Под общ. ред. А. А. Беляева и др. — М.: Политиздат, 1989.- 447 с.
- Величко Н.К. Русская роспись: Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия. - М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010. - 224с.
- Власов В. Г. Основы теории и истории декоративно-прикладного искусства. Учебно-методическое пособие. - СПбГУ, 2012.- 340 с.
отправлен участнику
Оставить комментарий