Статья опубликована в рамках: XLVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 21 ноября 2016 г.)
Наука: Педагогика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ТЕХНОЛОГИИ ТВОРЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Учебно-воспитательный процесс в настоящее время должен развивать и самоопределять ученика в современном пространстве в соответствии с его интересами, возможностями и склонностями. В плане преподавания иностранного языка можно осуществлять обучение через такие составляющие как: толерантность, адаптацию в социуме, глубокое знание предмета, креативность, критичность мышления и коммуникативность. Развить все данные навыки у учеников помогает технология творческих мастерских. Мастерская – это одна из основных развивающих, обучающих и воспитывающих форм. Одно из самых точных определений творческой мастерской дал В.М. Монахов «Педагогическая мастерская - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учеников и учителя». [4, с. 7]
За последние годы метод творческих мастерских (или по-другому метод французских мастерских) стал использоваться во многих странах, так как его принципы и идеи соответствуют ценностным ориентирам педагогов в наши дни: интерес к индивидуальности, гуманизация воспитания и образования, стремление вырастить творческую, свободную и самостоятельную личность.
В России эта технология впервые появилась в 1990 году. Сотрудники Санкт-Петербургского государственного университета педагогического мастерства решили попробовать адаптировать эту технологию под российское школьное образование. Эта непривычная для российской системы технология разработана французскими педагогами – представителями ЖФЕН – «Французской группы нового образования». Начало данному движению дали следующие психологи А. Валлон, П. Ланжевен, Ж. Пиаже и др. Данная технология направлена на обращенность к личности ребенка, его поискам, интересам и целям. [4, с. 3]
Суть данной технологии выражается в следующих главных положениях:
- Личность с новым мировосприятием – личность социально ответственная, самостоятельная, конструктивно вооруженная, способная оказывать позитивное влияние на окружающий мир и самого себя.
- Любой ребенок обладает способностями к практически любым видам человеческой деятельности: к овладеванию музыкой, изобразительным искусством, естественным и гуманитарным наукам. Разница только в том, какие методы будут применяться в процессе образования.
- Интенсивные методы обучения и развития личности. [7, с. 128]
Особенности технологии творческих мастерских – это создание атмосферы сотрудничества в общении, заинтересованность ученика в изучении темы, «включение» эмоциональной сферы ребенка, совместный поиск истины учителем и учащимися (они равны в поиске этой истины). Вся информация преподносится учителем в малых дозах, во время занятия исключается официальное оценивание работы ученика, учащиеся должны оценивать себя сами и, если это нужно, корректировать себя. Очень важно отметить, что применение такой технологии помогает развивать в ученике навыки парной, групповой и индивидуальной работы, развивает творческие стороны личности учащегося. [3, с. 57]
Цель творческих мастерских – предоставить учащимся психологическое средство, позволяющее им лично саморазвиваться, осознавать самих себя, свое место в мире, понимать других людей, а также закономерности развития мира. [6, с. 76]
В основе мастерских лежат идеи проблемного обучения, развивающего обучения, критического мышления, коллективного способа обучения, идеи знаменитых русских педагогов и методистов П.Я. Гальперина, Л.С. Выготского, Ш.А. Амонашвили, Л.В. Занкова, С.Н. Лысенковой, Д. Б. Эльконина, В.В. Давыдова.
Творческие группы могут организовываться по следующим принципам:
- Класс делится на 3 группы: сильные ученики; средние ученики; слабые ученики;
- Класс делится на группы в каждой из которых есть сильные, средние и слабые ученики. [4, с. 163]
Для технологии педагогических мастерских характерны следующие основные принципы:
- умение работать в команде;
- отношение учителя к учащемуся как к равному;
- критичность мышления;
- самостоятельный сбор знаний учеником с помощью критического мышления к изучаемой информации;
- самостоятельность решения творческих задач;
- выступление в роли лидера;
- уважительное отношение к мнению других. [4, с. 164]
Реализация данной технологии предполагает следующие этапы:
- Индукцию
- Самоконструкцию
- Социоконструкцию
- Социализацию
- Афиширование
- Разрыв
- Рефлексию [3, с. 60]
Индукция – это проблемная ситуация – начало, мотивирующее творческую деятельность каждого.
Самоконструкция – индивидуальное создание гипотезы.
Социоконструкция – групповая работа, связанная с решением проблемы, поставленной учителем.
Социализация – выступление группы с отчетом, в котором каждый должен проявить себя.
Афиширование – представление работ.
Разрыв – кульминация, внутренне осознание учащимся неполноты или несоответствия старого знания новому.
Рефлексия – отражение ощущений и чувств участников, возникших во время процесса. [3, с. 61]
В технологии мастерских могут быть использованы следующие информационные технологии:
- Обучающие программы – способствуют формированию мотивации учения, стимулируют творческое мышление и инициативу;
- Интерактивный демонстрационный материал (опорные схемы, таблицы, задания);
- Научно-исследовательская работа;
- Слайд-фильм – иллюстративный, наглядный материал. Это конкретно-наглядная основа урока, делает его ярким, информационным и зрелищным, запоминающимся;
- Творческие конкурсы;
- Обучающий контроль – компьютерные тесты, моделирование и трансформация текста, предназначенные для контроля усвоения знания учащимися, а так же для закрепления и повторения материала;
- Участие в интернет-фестивалях;
- Самостоятельная поисковая работа в сети интернет – использование Интернет-ресурсов, а так же мультимедиа библиотеки учебного заведения;
- Участие в телекоммуникационных проектах;
- Электронный словарь (толковые, терминологические, языковые). [5, с. 64]
При моделировании учебного занятия в режиме технологии мастерских осуществляется диагностика уровня учебных возможностей учащегося. У данных технологий есть свой закон – делай исходя из своих способностей, личного опыта и интересов, корректируй себя сам, поэтому нет точных методик проведения мастерских. [4, с. 178]
Изучив и проанализировав весь материал, можно сделать вывод, что технологии творческих мастерских на уроках иностранного языка оказывают положительное влияние на развитие познавательных способностей ребенка, его психофизиологических и личностных особенностей, увеличивают творческую активность и расширяют кругозор.
Список литературы:
- Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. – Сборник статей. – Москва–Ленинград: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1935. – 136 с.
- Лысенкова, С. Н. Методом опережающего обучения: книга для учителя: из опыта работы. – Москва: Просвещение, 1988. – 192 с.
- Монахов В. М. Педагогическая технология профессора В. М. Монахова. – Спец. выпуск «Педагогического вестника». – Успешное обучение, 1997.
- Педагогические мастерские: теория и практика. – Спб., 1998. – 318 с.
- Педагогические мастерские Франция—Россия./Под ред. Э.С.Соколовой. – М.: Новая школа, 1997 г. – 128с.
- Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2005. – 128 c.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
дипломов
Оставить комментарий