Статья опубликована в рамках: XLVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 19 декабря 2016 г.)
Наука: Искусствоведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
СТАНОВЛЕНИЕ ЖАНРА "НАТЮРМОРТ " В РУССКОЙ ЖИВОПИСИ В XVIII – XX ВВ
Целью данной статьи является определение понятия «натюрморт» и раскрытие становления натюрморта как самостоятельного жанра в русской живописи в XVII-XX вв.
«Натюрморт» - слово французского происхождения и означает «мертвая природа» - nature morte. Направление в искусстве, где принято изображать дары природы, столовую утварь, а также другие неодушевленные предметы. Через изображения предметов и объектов живой природы, выявляя их тайный смысл, художник даёт зрителю возможность увидеть настоящее предназначение в жизни человека, показывает особенности быта, взгляды, отношение к миру, присущие людям разных стран и эпох [2., с. 5].
Формирование натюрморта в русской живописи было весьма сложным, в России натюрморт, как самостоятельный жанр живописи, сформировался в начале XVIII века. Первоначально представление о нем было связано с изображением разнообразного мира вещей, окружающих человека, а также даров земли и моря [4., с. 9].
Наиболее популярной и самой известной разновидностью натюрморта в данный период является так называемая «обманка». Создавая подобного рода полотна, художники в первую очередь стремились к безусловному жизнеподобию, полному сходству изображения с изображаемым, образа с натурой. Можно выделить известные «обманки» данного периода Г. Н. Теплова, П. Г. Богомолова, Т. Ульянова. Так же широкую известность «обманки» принесли Ф. Толстому, одаренному живописцу и графику. Для многих современников художника, высококультурных и образованных людей начала XIX века, его гуашные и акварельные листы с поразительно - точными изображениями цветов и смородины, бабочек и мельчайших капелек воды, стали составной частью одухотворенного быта и объектом коллекционирования.
Одним из основателей жанра натюрморта в России считается Хруцкий, Иван Фомич. Значительным достижением Хруцкого являлось создание ряда великолепных натюрмортов, положивших начало развитию этого жанра в русском искусстве. Талант живописца раскрылся с особой силой непосредственно в данном жанре живописи, предназначенном изображению цветов, фруктов, овощей и других предметов. В картине «Цветы и плоды» живописец создает чувство нарочитой парадности и торжественности представления, что в особенности ценилось в то время [5, с. 6].
В творчестве русских реалистов середины и второй половины XIX столетия натюрморт был явлением сравнительно редким.
И только в начале XX века жанр натюрморт достиг расцвета в русской живописи. Стремление художников расширить возможности изобразительного языка сопровождалось активными поисками в области цвета, формы, композиции. Все это ярко отражалось в натюрморте. Наполненный новыми темами, образами и художественными приемами, русский натюрморт развивался весьма стремительно: за полтора десятка лет он проходит путь от импрессионизма до абстрактного формотворчества [3, с. 65].
Во второй половине XIX века, у художников – бытописателей появился интерес к изображению вещей. Предметная сфера весьма разнообразилась. Но натюрморт этого времени всё также оставался беден. Большие мастера были безразличны к нему, увлеченные иными задачами.
В завершении XIX столетия сложно было подумать, что натюрморт, сможет подняться так, как это произошло в истоке нового столетия. Этому обязаны существенные перемены в искусстве. Резкий подъём портрета, а потом и пейзажа ослабил академические в своей основе представления о высших и низших жанрах искусства. Настоящую заинтересованность к жанру появляется в России вследствие больших меценатов, ввозившим в государство собрания французской живописи. Именно импрессионизм и импрессионистический натюрморт зажгли особую заинтересованность к этому направлению и добавили в мировую сокровищницу имена русских художников. Одно из главных мест принадлежит здесь работам И. И. Левитана. Они не значительны по размеру, скромны по замыслу. Данные картины художника, в сущности, еще традиционны: букеты взяты изолированно от окружающего их пространства комнаты, на нейтральном фоне. В работах В. А. Серова и К. К. Коровина отчетливо просматривается новое влияние: попытка связать природу мертвую с живой, как с точки зрения сюжета, так и с помощью художественных средств [5, с. 9].
В натюрморте желают увидеть отображение мироощущения определенного лица, его жизненного уклада, и настроения. Коровин, своей работой «За чайным столом», написанной в усадьбе В. Поленова, предоставляет новейшее течение традиционному жанру, стирая его границы и совмещая с портретом, пейзажем, интерьером и бытовой живописью, наполняя натюрморт чувственностью и жизнерадостной силой. Ещё один существенным представитель «российского импрессионизма», внёсшего собственную лепту в популяризацию жанра натюрморта, был И. Э. Грабарь. Живописец признавал воздействие Клода Монэ и иных импрессионистов, однако в собственном творчестве стремился преодолеть определенную недостаточность данного стиля, усложняя задачи и выискивая новейшие художественные приёмы. Натюрморты данного года отмечены многообразием и сложностью поставленных задач, поиском новейших художественных приемов. Всё без исключения здесь свидетельствует о приближении нового этапа в формировании русского натюрморта.
В истоке двадцатого столетия еще один самобытный художник переосмысляет жанр натюрморт, но его скромные по набору предметы, тяжёлые по ритму и жесткие по композиции творения достаточно сложно охарактеризовать спокойными или мертвыми. К. С. Петров-Водкин передает философию собственного периода сквозь цвет и неожиданное перспективное построение. Тщательный анализ и экспериментальность построения его натюрмортов удивительным образом сочетаются с роскошной колористикой и изрядной непосредственностью [1, с 82].
Невозможно не выделить, то, что заинтересованность к натюрморту на рубеже XIX-XX веков был связан с известностью полотен французских импрессионистов и постимпрессионистов - Мане, Сезанна, Ван Гога, Гогена. В России существовало немало их последователей. Один из них — Николай Тархов. Он относился к когорте пионеров русского импрессионизма, принял участие в дягилевской выставке русского искусства в Париже 1906 года. С той поры проживал и трудился в Париже. Влияние Сезанна, Ван Гога ощущается в картине Николая Тархова «Натюрморт. Цветы, овощи, фрукты» [4, с 31].
30-е–50-е годы XX века характеризуются огромным интересом к цветочному натюрморту не только со стороны русских сезаннистов, но и лидеров авангарда и беспредметной живописи. В середине XX века классические натюрморты создаёт Удальцова. Художница прошла большой путь от ранних кубистических произведений до проникновенно-лирических, очень искренних, простых и изысканных натюрмортов сороковых-пятидесятых годов. Предметные мотивы натюрмортов Удальцовой обычно незамысловаты — букеты цветов, горка серебристых головок чеснока на серой подстилке, «хлеб военный». Однако тщательно подобранный мотив, под ее кистью становится прекрасным. Художница умеет видеть неподдельную красоту обыденного, тонкие переливы цвета в самых прозаических вещах. Натюрморты Удальцовой поэтичны, чувственны, хотя эмоциональная окраска их бывает очень разнообразна [3, с. 19].
В натюрморте живописец остается один на один с молчаливым миром вещей - он сам предпочел их, сопоставил, сам дал натюрмортной группе ее характер. Продиктован данный выбор жаждой воспеть, любимую вещь или воплотить в предметах образ своего времени, стремлением сочинить из обычных вещей нечто далекое от привычного к прекрасному. Живописец ищет послушный материал, дающий ему возможность лепить и строить свой личный, существующий по своим особым законам мир. Как сложно переплетаются эти желания, как по-разному оживают они в натюрмортах!
Художники XX столетия оценили особые достоинства натюрморта. Он стал для них своеобразной школой мастерства. В натюрморте живописцы отыскали такой жанр, где они могли плодотворно искать и экспериментировать, творчески применять как бы заново открывавшиеся для живописи возможности. Художники этого периода стремятся до конца раскрыть выразительные качества самих живописных средств, возможности цвета, фактуры и линии [2, с. 123].
Натюрморты различных эпох и стилей очень разнообразны, в них можно наблюдать черты жанрового сходства, почему и имело смысл отслеживать историю этого жанра на протяжении нескольких веков.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что путь русского натюрморта был не легок. Всматриваясь в натюрморты русских художников, мы видим, как по-разному они подходили к своим задачам. В течение нескольких столетий менялись не только способы и методы колористического решения в натюрморте, но и накапливался опыт в ходе, которого формировался постоянно обогащающийся и непростой взгляд на мир. Долгий и непростой путь натюрморта свидетельствует нам о разнообразии, уникальности, неповторимости образных форм натюрморта и его специальных, незаменимых возможностях.
Список литературы:
- Беда Г.В. Живопись. - М.: Просвещение, 1986. – 192 с.
- Беда Г.В. Живопись. / Г.В. Беда - М.: Просвещение, 1986. - 208 с.
- Бенуа А. История русской живописи в 19 веке. / Сост., вступ.ст., коммент.
- Болотина, И.С. «Натюрморт» Большая Советская энциклопедия.–2006. – 51 с.
- Болотина, И.С. Русский натюрморт / И.С. Болотина. – М.: Искусство, 2000. – 62 с.
- Володарского В.М. – 3 изд. / А. Бенуа – М.: Республика, 1999. - 305 с.
дипломов
Оставить комментарий