Статья опубликована в рамках: XLIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 21 июня 2016 г.)
Наука: Искусствоведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ТВОРЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ДИЗАЙНЕ КОСТЮМА. ЛИТЕРАТУРА КАК ТВОРЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК
Проектный образ костюма − это созданная в результате художественного проектирования костюмная форма, отвечающая всем требованиям композиции костюма и имеющая функциональное назначение в среде потребления. Дизайнер должен всегда идти по пути поиска образной выразительности костюма [1]. Через проектируемый костюм дизайнер выражает свое представление об окружающем мире, свой взгляд на предмет проектирования, свои ощущения и ассоциации, возникающие у него при работе на заданную тему. В результате этих дизайнерского поиска рождаются новые идеи костюмных форм и образов. Любое явление или предмет окружающего мира способны вызвать у художника ассоциации и образы, которые он воплощает в проектируемых костюмах. Созданный дизайнером костюм − это своего рода результат авторских ассоциативных представлений, возникающих в сознании художника [3]. Процесс дизайна одежды − это достижение единства формы и содержания. Для реализации проектной задач существуют творческие методы.
Все методы решения творческих задач можно условно разделить на две группы - логические и эвристические (от греч. heurisko – отыскиваю, открываю). К эвристическим относятся метод ассоциаций, аналогий, метод фокальных объектов, метод бионики, метод морфологического анализа метод неологии, эмпатии, инверсии и др.[2]. Цель методов – активизация поиска новых решений, и дизайнер, вооруженный пониманием этих методов может применять их свободно, исходя из поставленных целей.
В октябре 2015 г. в Омске проводился Всероссийский фестиваль искусства и дизайна «Сибирская этника», в рамках которого состоялся конкурс молодых дизайнеров моды. 2015 год был объявлен годом литературы в России. Участникам конкурса было предложено использовать в качестве основного творческого источника русскую литературу. Основой для создания художественного образа могли быть сказки, сказания, легенды, эпические песни, исторические предания, произведения классической или современной литературы. На примере коллекции «Барышня-крестьянка», вдохновленной повестью А.С. Пушкина, (автор Анастасия Типсина), первая модель которой демонстрировалась на всероссийском фестивале «Сибирская этника», а дальнейшее развитие было представлено на международном фестивале «Формула моды: Восток-Запад. 2016», можно рассмотреть, как формируется коллекция с использованием литературного произведения как творческого источника от концепции до воплощения, и какие творческие методы применяются в процессе ее создания.
I этап – исследовательский. На этом этапе обычно происходит изучение источника посредством визуального наблюдения. Выполняются зарисовки, дизайнер изучает форму, пропорции, пластику источника, фактуру его поверхности и колористическое решение. Когда творческим источником становится литературное произведение, дизайнер может применить для формирования идеи метод ассоциаций [2]. Он может дать наибольший эффект в том случае, если творческое воображение дизайнера обращается к не визуальным, а вербальным источникам. Само название «Барышня-крестьянка» – оксюморон, сочетание несочетаемого. Продолжим ассоциативные цепочки. Барышня – цивилизация, утонченность, мода, европейское платье, богатство, романтичность. Крестьянка – природа, традиция, русский костюм, бедность, материальность. Но при этом - и барышня и крестьянка – один и тот же персонаж, объединяющий эти противоречия (Рис.1). На основе этих образов и выстраивается концепция коллекции.
Рисунок 1. Модель из коллекции «Барышня-крестьянка»
II этап – аналитический. Анализируются и выявляются характерные особенности источника творчества, выделяются его главные характеризующие признаки, ставятся задачи для проектирования. Определяются основные стилистические направления, формообразование, пропорциональное членение формы, ритмическая организация элементов формы, фактура, цветовое решение. Основным стилем в коллекции определен романтический, объединяющий этнические и исторические ассоциации. Основой для поиска формы выбран русский костюм с его геометрическим кроем и прямолинейными членениями. Пластическое решение коллекции – сочетание больших мягких форм и точных геометрических элементов. В коллекции решено использовать контрастные по фактуре материалы – тонкие и полупрозрачные матовые шелковые ткани (тема барышни), в сочетании с авторским трикотажем с крупной выразительной фактурой (тема крестьянки). Колористическое решение коллекции – сложная естественная цветовая гамма – вдохновлено изменчивой русской осенней природой, на фоне которой и происходит действие в повести А. С. Пушкина.
III этап – эскизный. Выделенные главные признаки источника принимаются за основу работы над серией эскизов моделей коллекции. Эскиз костюма-образа перерабатывается в эскиз реального костюма. Здесь информация, полученная методом ассоциаций, должна воплотиться в конкретное проектное решение. На этом этапе необходимы логические методы, в которых преобладают логические правила: анализ, сравнение, обобщение, классификация, индукция, дедукция. Главная задача этого этапа − сохранение связи с первоисточником, но при этом создание современных моделей, объединенных в авторскую коллекцию. На эскизном этапе определяется ассортимент коллекции. В коллекции «Барышня-крестьянка» ассортимент разнообразный и сложный, обыгрывающий идею многослойности, изменчивости, переодевания, контрастных материалов – это тонкие полупрозрачные платья, блузы и юбки и брюки в сочетании с фактурными и орнаментированными свитерами, жакетами и пальто. Логические методы применяются в формулировании пропорций и объемов элементов коллекции, развитии цветового решения, поисках закономерностей в применении фактур и декора, отборе моделей, которые реализуются в материале, позволяют четко выстроить драматургию коллекции.
IV этап – выполнение проекта в материале. На этом этапе эскизы материализуются в коллекцию. Здесь целесообразно вернуться к методу ассоциаций, который поможет правильно выбрать материалы для моделей коллекции, разработать фактурные и орнаментированные трикотажные полотна, авторские технологии соединения элементов костюма. В создании орнаментальных и фактурных полотен так же использовался метод аналогий. Для их создания изучались мотивы русского народного ткачества кружева и вышивки. В авторских полотнах эти мотивы трансформированы и соединены с мотивами природы (метод фокальных объектов) (Рис. 2). В этом методе объединяются признаки разных объектов в одном предмете. Он же позволил создать авторские ажурные полотна с элементами деконструкции, создающие впечатление поношенности вещей.
Рисунок 2. Комплект из коллекции «Барышня-крестьянка»
V этап – репрезентация коллекции. Коллекция создавалась для участия в конкурсе «Формула моды: Восток-Запад. 2016». В работе над показом использовались методы эмпатии и ассоциаций. Для демонстрации коллекции были приглашены юные модели небольшого роста и обладающие нежной, сдержанной, неброской красотой. Им предлагалось ощутить себя девушкой на пороге выбора, примеряющей на себя разные образы и чувствующей всю сложность и противоречивость пока неизвестного будущего (эмпатия).
Рисунок 3. Коллекция «Барышня-крестьянка» на конкурсе
«Формула моды: Восток-Запад 2016»
Музыкальным сопровождением стала русская народная девичья песня «Летел голубь, летел сизый», ассоциативно дополняющая романтические образы коллекции.
Таким образом, можно сделать вывод, что адекватно примененные методы проектирования позволяют дизайнеру обращаться к любому, в том числе и не визуальному творческому источнику. Логические методы структурируют процесс работы, а эвристические позволяют разбудить в дизайнере инициативу, раскрыть его индивидуальные творческие способности, преодолеть наработанные ранее стереотипы, развить мобильность, гибкость, многовариантность профессионального мышления. Овладение этими методами позволяет перейти на более высокий уровень решения творческих задач.
Список литературы:
- Джонс Сью. Fashion-дизайн. Все, что нужно знать о мире современной моды. Пер. с англ. / С. Джонс – СПБ.: Питер, 2012. –176с.
- Преображенская И.В. Методы проектирования в дизайне одежды. Лекция по дисциплине «Введение в технологию дизайна одежды» /И.В. Преображенская//Блог Ирины Преображенской, 2015. –17 декабря. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL:http://irapr.ru (дата обращения 19.05.2016).
- Творческие источники дизайна. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL:http://diplomba.ru/work/90034 (дата обращения 21.05.2016).
дипломов
Оставить комментарий