Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 21 июня 2016 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Лыжина А.С. ПОТЕНЦИАЛ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ДЛЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ-БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XLIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(43). URL: https://sibac.info/archive/guman/6(43).pdf (дата обращения: 23.04.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПОТЕНЦИАЛ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ДЛЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ-БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

Лыжина Анастасия Сергеевна

студент 4-го курса, кафедра иностранных языков ГФ НГТУ, г. Новосибирск

Казачихина Ирина Анатольевна

научный руководитель,

канд. филол. наук, доцент НГТУ, г. Новосибирск

Потребности современного общества диктуют повышения качества подготовки будущих учителей иностранных языков. Наравне с межкультурной компетенцией и для её оптимальной реализации учителя иностранных языков должны обладать такими качествами как динамичность, гибкость, способность мыслить творчески, критически, навыками быстрой обучаемости и адаптивности к новым условиям – навыками критического мышления, являющимися важными аспектами современной языковой личности. Считаем, что навыки критического мышления позволяют влиять на качество межкультурной коммуникации за счет навыков глубокого анализа и самоанализа. С другой стороны, мы видим возможность развития критического мышления студентов-будущих учителей иностранного языка именно при изучении иностранного языка как учебной дисциплины в вузе.

Для реализации данной цели мы видим необходимость теоретически обосновать возможность развития критического мышления студентов-будущих учителей иностранных языков на занятиях по иностранному языку и разработать учебный материал, способствующий реализации данной цели. Для этого мы обращаемся к истокам теории критического мышления и её развития (Дж. Дьюи, Д. Клустер, Дж. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтер, И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская), к особенностям потенциала иностранного языка как учебного предмета в вузе (Н.Д. Гальскова, И.А. Зимняя, И.А. Колесникова), к особенностям и условиям формирования критического мышления студентов (И.С. Кон, К.А. Альбуханова-Славская, С.Л. Рубинштейн).

Идеи критического мышления уходят корнями во времена Сократа и берут свое начало в его диалектическом методе, который представляет собой искусство ведения диалога, спора и аргументации, где основная задача – это поиск противоречия в высказывании противника, побуждение его к переоценке собственных слов, отстаивание своей позиции любыми способами, даже при условии наличия сомнения в истинности собственного высказывания. Другими словами, такая манера диалога подталкивает нас к критической оценке наших мыслей и поиску возможных альтернатив [5, с. 60]. Основные постулаты Сократа нашли свое применение во многих научных областях, однако педагогическую ценность критическое мышление приобретает в середине XX в. благодаря Дж. Дьюи, который предложил идею «рефлексивного мышления». По мнению Дж. Дьюи рефлексия предшествует критическому мышлению, а значит, эти понятия являются взаимообусловленным. Таким образом, изучение психологии рефлексивного мышления послужило опорой для становления критического мышления как самостоятельного термина. Рефлексивное мышление определяется Дж. Дьюи как «активное, настойчивое и внимательное рассмотрение какого бы то ни было мнения, или предполагаемой формы знания, при свете оснований, на которых оно покоится и анализ дальнейших выводов, к которым оно приводит» [2, с. 10]. Труды Дж. Дьюи дали начало другим исследованиям. Так, Э. Глейзер выдвигает свою идею о том, что критическое мышление соотносится с вдумчивым отношением к проблемам и вопросам в пределах своего опыта, знанием методов логического исследования и рассуждения [12, с. 5]. Н. Дауд и З. Хусин считают, что вся суть критического мышления сводится к умению прикладывать сознательные усилия по определению истинности и ложности каких-либо утверждений [10]. Согласно Д. Халперн, критическое мышление – это мышление целенаправленное и критичность является его неотъемлемой частью. Когда человек мыслит критически, то он оценивает результаты своей мыслительной деятельности [9]. Еще одно важное определение предложено Р. Эннисом: критическое мышление – это «рациональное рефлексивное мышление, в основе которого лежит принятие решение относительно того, во что верить, а во что нет» [11, с. 45].

В России теория критического мышления разрабатывается в 1970–1980-е годы советскими психологами и педагогами (А.С. Байрамов, С.И. Векслер, И.И. Кожуховская, С.А. Король, А.И. Липкина, Л.А. Рыбак и др.). Широкое распространение теория приобрела в последние несколько десятилетий. Считаем, что возрастание популяризации данной теории вызвано с кризисом в системе образования. Само определение понятия «критическое мышление» в отечественной методике во многом совпадает с трактовкой этого термина зарубежными специалистами.

Необходимость развития критического мышления в учебной и последующей профессиональной деятельности студентов-лингвистов очевидна: студенты способны фиксировать приблизительно 18-20% лекционного материала, лишь 18,6% студентов умеют вести спор, предъявлять аргументы, 16,3% студентов могут давать аналитическую оценку проблем [8]. Упомянутые навыки напрямую связаны с уровнем критического мышления. Роль критического мышления в процессе профессиональной подготовки педагогов обусловлена также тем, что студенческий возраст является оптимальным периодом для формирования мыслительных навыков высшего уровня. В процессе обучения в вузе у студента протекает развитие всех уровней психики, определяющих направленность мышления, непосредственно формирующих склад ума. Именно в этом возрасте человек остро воспринимает всё, что с ним происходит, и всё происходящее вокруг него неизбежно влияет на личность. И.А. Зимняя выделяет следующие психологические особенности, присущие исключительно студенческому возрасту [3, с. 176]: высокий образовательный уровень; высокая познавательная мотивация; наивысшая социальная активность; сочетание интеллектуальной и социальной зрелости; интенсивная социализация; развитие высших психических функций; становление интеллектуальной и личностной системы; развитие внутренней позиции; построение образа мира; планирование будущего и способов самореализации; прогнозирование своего места в мире. Как отмечает И. Кон, проблема поиска смысла жизни по своему характеру глобальна и охватывает все сферы деятельности студента [6]. Это означает, что поиски истины, оценка и анализ являются неотъемлемой составляющей личности студента.

Говоря о потенциале иностранного языка как учебного предмета для формирования навыков критического мышления стоит отметить, что его значимость в процессе становления личности и развития мыслительных навыков и умений отмечали выдающиеся отечественные психологи и педагоги (Л.В. Щерба, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев). Иностранный язык является инструментом развития логического мышления, совершенствования логических операций и умений выстраивать высказывание в соответствии с законами логики [7]. Несмотря на существование данной теории, в методике преподавания наблюдались серьезные изменения лишь к концу XIX в., вследствие чего устанавливалась новая политика языкового образования в России и производились активные поиски инновационных методов преподавания и подходов к обучению иностранному языку, а также осуществлялись попытки научного обоснования развивающего потенциала иностранного языка. К примеру, отечественные исследователи в области методики преподавания В.П. Кузовлев, B.C. Коростелев, Е.И. Пассов характеризуют потенциал предмета иностранный язык следующим образом: «Изучение иностранного языка оказывает положительное влияние на развитие психики человека, совершенствование разных ее сторон. У человека развивается обобщённое абстрактное мышление... Изучение иностранного языка вносит вклад в развитие таких мыслительных операций, как сопоставление анализ, синтез» [7, с. 6]. Дальнейшее развитие этой концепции реализуется исследователями в области отечественной методики (Н.Д. Гальсковой, А.Ю. Горчева, З.И. Никитенко, Э. И. Солововой). В основе новой концепции лежит теория о всестороннем развитии личности через иностранный язык: «Иностранный язык, как и любой другой учебный предмет, должен стать существенным формулирующим личность фактором, который необходим для разностороннего развития учеников и полноценной реализации их возможностей в будущей самостоятельной жизни» [1, с. 46]. Считаем важным, что: «обучение неродному языку направлено не только на формирование способности к практическому использованию иностранного языка в социально-детерминированных ситуациях, но и на приобщение студентов к иному образу сознания» [1, с. 119]. Это означает, что иностранный язык призван обучать студентов не только его составляющим, но и формировать новую картину мира, типичную для носителей языка, и способность понимать и принимать, критически оценивать новую систему ценностей.

Таким образом, мы попытались обосновать необходимость развития критического мышления у сегодняшних студентов-будущих учителей на этапе вузовской подготовки, используя потенциал иностранного языка как учебной дисциплины для формирования навыков критического мышления (данные положения лежат в основе нашей практической разработки учебно-методического материала). Присоединимся к мнению И.А. Казачихиной, что именно сегодняшние студенты являются будущими «реализаторами компетентностной модели образования», а развитые навыки критического мышления, как и новые формы организации занятий иностранного языка, разработанные для развития критического мышления, «впоследствии будут мультиплицироваться будущими учителями дальше» [4, с. 134].

 

Список литературы:

  1. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: учеб.пособие для студ.лингв, ун-тов и фак.ин. яз. высш.пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. —336 с.
  2. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. (Как мы мыслим). — М.: Лабиринт, 1999. — 192 с.
  3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. — М.: «Логос», 2000. — 384 с.
  4. Казачихина И.А. Профессиональная подготовка будущих учителей в современных условиях // Сибирский педагогический журнал: научное периодическое издание. — Новосибирск: НГПУ, 2012. — Выпуск 7/2012. — С.132–136.
  5. Кессиди Ф.Х. Сократ. СПб.: Алетейя (Античная библиотека. Исследования), 2001. — 352 с.
  6. Кон И.С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности. Уч. пособие для пед. ин-тов. — М., 1976. — 175 с.
  7. Кузовлев В.П., Коростелев В.С., Пассов Е.И. Иностранный язык как учебный предмет на современном этапе развития общества // Иностранные языки в школе. — 1987. №4. — C. 3–8.
  8. Лисовский В.Т. Актуальные проблемы нравственного воспитания будущих специалистов. — Л., 1978.
  9. Халперн Д. Психология критического мышления. — СПб.: Питер, 2000. — 512 с.
  10. Daud N.M., Husin Z. Developing Critical Thinking Skills in Computer-Aided Extended Reading Classes // British Journal of Educational Technology. 2004. Vol. 35, № 4. — P. 477–488.
  11. Ennis R.H. Goals for a critical thinking curriculum and its assessment. In Arthur L. Costa (Ed.), Developing minds (3rd Edition). — Alexandria, VA: ASCD. 2002. — P. 44–46.
  12. Glaser E.M. An Experiment in the Development of Critical Thinking. Teachers — New York, NY: Bureau of Publications, College, Columbia University, 1941.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.