Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 21 июня 2016 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Атанова М.Р. ПРОСВЕЩЕНИЕ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО НАРОДА НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XLIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(43). URL: https://sibac.info/archive/guman/6(43).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПРОСВЕЩЕНИЕ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО НАРОДА НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ

Атанова Мария Романовна

студент 1 курса историко-филологического факультета Ставропольский педагогический институт,

г. Ставрополь, Россия

Герман Роман Эдуардович

научный руководитель,

к.и.н., доцент, Ставропольский педагогический институт,

г. Ставрополь, Россия

Изучая становление образования на Кавказе, хотелось бы обратить внимание на проблему острой необходимости создания учебных заведений в этом регионе, особенно ощутимой в начале девятнадцатого века.

До присоединения Северного Кавказа к России в крае существовала своя система образования, в основном арабского происхождения. После вхождения всего Северного Кавказа в состав Российской империи Россия предпринимает политику создания единого социокультурного пространства в регионе, в результате которой наметились позитивные изменения на Северном Кавказе, создавшие благоприятные условия для прогрессивного развития их просветительской мысли. После присоединения горских народов российское правительство стремилось посредством образования в крае осуществлять свою политику. Оно еще в середине XVIII века начало открывать духовные училища. В первой половине девятнадцатого века помимо духовных училищ в северокавказском регионе появляются и другие типы школ. В целях подготовки верноподданных лиц из среды кавказских горцев правительство помимо существующих аманатских стало открывать здесь школы военных воспитанников, которые обслуживали детей горцев и военных. Они предназначались для того, чтобы дать возможность юношам из бедных дворян и других почетных сословий получить образование. В течение первой четверти века также продолжала расти сеть приходских школ на Кавказе, опережая появление новых светских учебных заведений. В 1836 году открывается Владикавказское духовное училище, в 1837 году – Ставропольская гимназия и Дербентское городское училище, в 1842 году – Петровское и Низовское училища, в 1843 году – Нальчикская школа, в 1849 году – Дербентское мусульманское училище, в 1855 году – Темир-Хан-Шуринское училище. Кроме перечисленных учебных заведений, по всему Северному Кавказу стали появляться духовные школы (мусульманского и христианского направления), дававшие детям элементарные знания[5, с. 254].

XIX век – это время открытий и изучения многонационального Кавказского региона и самобытной культуры его народов российской наукой и культурой, которые в лице своих лучших представителей (ученых Г. В. Новицкого, Ф. И. Гене, Н. И. Пирогова, писателей В. Г. Белинского, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. С. Грибоедова и др.) оказывали все более сильное воздействие на развитие культуры горских народов, на зарождение их просветительской и педагогической мысли как посредством визуальных контактов, так и с помощью периодической печати [1, с. 11-17].

Неоценимый вклад в развитие просвещения Северного Кавказа внёс Януарий Михайлович Неверов. Он учил горцев русскому языку, чтобы они вносили культуру нашего народа и нашего языка в свои поселения и города. Но одновременно он полагал, что и русским людям необходимо познавать языки народов Кавказа, рука об руку идущих с ним на протяжении многовековой истории.

Неверов считал, что для инородцев, не имеющих своей грамоты, прежде всего, нужны хорошие школы, в которых преподавание велось бы на русском, но с помощью их родного языка. Если же инородцы с трудом усваивали русский язык, то это происходило, во-первых, потому что не все начальные учителя были знакомы с туземными языками, а во-вторых, они слабо владели правильными дидактическими приемами начального обучения. Многие годы спустя он осуществил свою давнюю мечту – открыл первый на Кавказе учительский институт в Тифлисе[3].

Нельзя обойти стороной и заслуги Неверова в годы руководства Ставропольской мужской гимназии. В протоколе заседания совета гимназии от 14 октября 1857 года речь идет о конкурсных сочинениях воспитанников гимназии, которые проводились в гимназии ежегодно и формировали у гимназистов любовь к своему языку и языку своих соседей и литературе. Эти сочинения характеризовались исследовательским характером, но они же и показывают первый опыт зрелой литературы в нашем крае, несмотря на столь юный возраст авторов.

Успехи гимназистов в освоении языков были для нашего времени фантастически высокими. Вот, что написано в «Ставропольских губернских ведомостях» (№ 1, 1854) о выступлении воспитанников гимназии на торжественном акте 27 октября 1853 года: « Ученики младших классов гимназии декламировали пьесы на русском, французском, немецком, армянском, черкесском и татарском языках. Для этого выбраны были воспитанники, которым языки эти не были природными; несмотря на то, никакая ошибка в произношении не изобличала этого в учениках, из коих один – Атажукин, природный черкес, до того свободно произносил на русском, что казался совершенно русским»[2, с. 474].

Издалека доносится до нас голос гимназиста Траческого – одного из любимых учеников Я. М. Неверова, который выразил глубокое понимание сущности любви к своему языку: «…отчетливое и сознательное изучение отечественного языка раскрывает перед нами всю полноту и богатство идей, заключающихся в неисчерпаемой сокровищнице нашего родного слова».

Внимание к языкам горских народов было определено государственной политикой России. В «Уставе гимназий и училищ уездных и приходских, состоящих в ведомстве университетов: С.-Петербургского, Московского, Казанского и Харьковского» (утвержден 8 декабря 1828 года) отмечалось: «§ 147. В областях, где местный язык не есть российский, назначается учитель для преподавания правил сего языка. Обучающиеся оному могут, с разрешения директора, быть увольняемы от классов немецкого или французского»[2, с.474].

Большую и напряженную работу провел Неверов, чтобы применить программу «Положения о Кавказском учебном округе от 29 октября 1853 года» к воспитанию детей горцев Северного Кавказа, находившихся в пансионате Ставропольской гимназии. Энергичная и кропотливая работа его принесла замечательные плоды. Из стен Ставропольской гимназии вышли лучшие представители горской интеллигенции, среди которых был основоположник осетинской литературы Коста Хетагуров, который писал о Я.М. Неверове:

«Он нас любил, и к родине суровой

Он завещал иную нам любовь…»[4, с. 66].

Благодаря трудам и деятельности таких великих людей, как Я.М. Неверов в жизни народной школы для горцев открылся путь в учебные заведения, и уже из их среды появлялись видные деятели науки и культуры.

Возможно, в ближайшем будущем мы возвратимся к той образовательной модели, которую предлагал Неверов, но уже на новом культурном витке, в первую очередь, думая о своих культурных окрестностях. Русскому языку учат во всех республиках Северного Кавказа и Закавказья, но и мы можем возобновить традиции обучения молодежи новогреческому, армянскому, карачаево-балкарскому и другим языкам. От этого только выиграет наш язык: мы будем использовать его во всех регистрах, в сравнении, развитии поймем его красоту.

 

Список литературы:

  1. Блейх Н.О. Социокультурная парадигма становления просветительства на Северном Кавказе: монография. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2009. 324с.
  2. Глагол будущего: Философские, педагогические, литературно-критические сочинения Я.М. Неверова и речевое поведение воспитанников Ставропольской губернской гимназии середины XIX века. Издание второе, дополненное и исправленное / Под ред. К.Э. Штайн. — Ставрополь: СГУ, 2006
  3. Мишин А.И. Неверов и его роль в общественной жизни Ставрополя// Материалы по изучению Ставропольского края. – Ставрополь, 1976. – Вып. 14. – С. 313_321._
  4. Хетагуров Коста. Собр. Соч. в 5_ти т. – М., 1960. – Т. II.
  5. Хатаев Е.Е. Просветители горских народов XIX века. Орджоникидзе, 1968. 398 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.