Статья опубликована в рамках: XLII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 17 мая 2016 г.)
Наука: Филология
Секция: Литературоведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ПЕРСОНАЖИ-СИМВОЛЫ В ТВОРЧЕСТВЕ АНТУАНА ДЕ СЕНТА-ЭКЗЮПЕРИ (НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ «МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ» И «НОЧНОЙ ПОЛЕТ)
Литературные герои разных стран и народов очень разнообразны. Существуют разные формы присутствия человека в литературных произведениях. Такие как повествователь, лирический герой, рассказчик и персонаж, способный представить человека с различных сторон, наиболее полно. Таким образом, выстраивается определенная типология персонажей произведений. Н.И. Вайсман и Р.Ф. Гарват говорят, что у Антуана де Сента-Экзюпери есть определенные образы, символы и даже сюжетные ходы, которые «кочуют» из романа в роман. Действительно, произведения Экзюпери изобилую персонажами, которые являются определенными символами.
В «Маленьком принце» существует ряд персонажей, которых можно отнести к персонажам-символам – это Змея, Лис, Роза.
В Змее сочетаются чудодейственная сила и тяжкое знание человеческой судьбы: «Всякого, кого я коснусь, я возвращаю земле, из которой он вышел» [3, с. 267] – так говорит о себе сама Змея.
Змея играет большую роль в произведении. Она указывает ему дорогу к людям, среди которых тоже очень одиноко. Она помогает ему вернуться на родную планету, дав своего яда.
Еще важнее в повести образ Розы – капризной, трогательной красавицы. Считается, что ее прообраз – жена Экзюпери, которую за вздорный, взрывной характер называли «маленьким вулканом» [1, с. 5].
С одной стороны, Роза капризна и обидчива, мальчику очень тяжело с ней. С другой стороны, она необыкновенно красива, поэтому Маленький принц прощает все ее капризы. В чем настоящая сущность красоты? – такой вопрос невольно ставит перед героем этот образ.
В полную растерянность мальчика приводит розовый сад на планете Земля. Он понимает, что его Роза – не единственная в своем роде. Он чувствует себя жестоко обманутым и несчастным.
Роза – это символ любви, красоты, женского начала. Маленький принц не сразу разглядел истинную внутреннюю сущность красоты, но после разговора с Лисом ему открылась истина – красота лишь тогда становится прекрасной, когда она наполняется смыслом, содержанием. «Вы красивые, но пустые, – продолжал Маленький принц. – Ради вас не захочешь умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но для меня она дороже всех вас» [3, с. 303].
Рассказывая эту историю о розе, маленький герой признается, что ничего тогда не понимал. «Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать за этими жалкими хитростями и уловками надо было угадать нежность. Цветы так непоследовательны! Но я был слишком молод и еще не умел любить!» [3, с. 314].
Но на все важные вопросы ребенок получает ответы, когда знакомится с другим персонажем притчи – Лисом.
Образ Лиса в литературе тоже древний. Еще в фольклоре он был символом мудрости, знания жизни.
Насчет образа Лиса в «Маленьком принце» были споры уже на стадии перевода этого произведения на русский язык. Переводчица Нора Галь в своей статье «Под звездой Сент-Экса» писала, что в редакции разгорелся жаркий спор о роде этого героя – мужской или женский, Лис или Лиса? Одни считали, что лисица в притче – соперница Розы» [2, с. 54]. При такой постановке вопроса речь уже не об одном слове, а о понимании всей сказки. Переводчица утверждала, что по-французски слово le renard – мужского рода. Значит, не Лиса, а Лис. И главное, что в этом произведении Лис – прежде всего друг.
И не просто друг. Его роль в сказке трудно переоценить. Именно беседы с Лисом возвращают Маленькому принцу ясность мыслей и чистоту сознания. Лис открывает мальчику, что такое любовь и дружба. Он объясняет, что люди давно забыли об этих понятиях, они забыли о красоте, окружающей их и сами не знают, чего они хотят. Люди совсем разучились смотреть на звезды, любоваться закатами, наслаждаться ароматами цветов. Они подчинились суете земной жизни, забыв о радости общения, о дружбе и любви, о простом человеческом счастье. Сначала Лис говорит, что герой для него обыкновенный мальчишка как и сотни других «Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственный в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете. Если ты меня приручишь, моя жизнь словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других» [3, с. 271].
Лис говорит принцу о том, что такое «приручить». Приручить – соединить себя с другим существом, проникнуться любовью и нежностью друг к другу, чувством ответственности и привязанности. Приручить – убрать из жизни все равнодушное ко всему живому, сделать мир значительным и щедрым, ибо все в нем напоминает о любимом существе. Приручить – значит взрастить в себе любовь, почувствовать единство душ. Эту истину постигает и рассказчик, поэтому и для него оживают звезды, и он слышит в небе звон колокольчиков, который напоминает смех Маленького принца.
После беседы с Лисом мальчик осознает еще одну серьезную истину, находится ответ на вопрос, волнующий его: какова природа истинной красоты? Оказывается, красота только тогда прекрасна, когда она наполнена смыслом, содержанием. Вот почему Маленький принц говорит розам в саду: «Вы красивые, но пустые. Ради вас не захочешь умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но для меня она дороже всех вас…» [3, с. 299].
А чем же так прекрасна его Роза? Тем, что она дарила мальчику, что могла – свой прелестный аромат.
Таким образом, Роза в произведении – это символ женского начала, любви и красоты.
Именно эти герои – Роза и Лис – внесли в неокрепшую душу понимание необходимости не только для себя, но и для других. Заботясь о других существах бескорыстно, ничего не требуя взамен, сказка дает нам серьезный нравственный урок. Любовь не только связывает нас с другими существами, но и помогает лучше понимать окружающий мир, делает богаче нашу жизнь. Только любовь, верность, преданность могут излечить человека от одиночества, помочь найти жизни своей смысл.
В сказке Экзюпери есть не только персонажи-символы. Здесь есть и другие, «обезличенные» образы-символы. Например, вода – символ жизни. Здесь, она утоляет жажду летчиков, изнемогающих от жары в песках, помогает перенести их физические страдания. Вода – это вещество, которое дает возможность возродиться. Вода – первооснова жизни, одна из вечных истин, обладающая огромной мудростью.
Ей противопоставлена обезвоженная пустыня – символ мира, опустошенного хаосом, войной, человеческим безразличием и черствостью, эгоизмом и завистью. В этом мире люди умирают от духовной жажды.
В «Ночном полете» так же можно увидеть такие «обезличенные» образы-символы. Летное дело, как считал писатель, физически и морально ослабляет человека. Часто хочется почувствовать себя обычным человеком, передохнуть, набраться сил для жизни и новой борьбы. Иногда такой радостью жизни становится обжигающий напиток, смесь кофе, молока и пшеницы. Это своего рода символы мирных пастбищ, с экзотических плантаций, зрелых нив родной Земли, которые приободряют летчиков.
«Обезличенные» образы-символы (вода, пустыня) и персонажи-символы (Роза, Лис, Змея) играют очень важную роль в произведениях Экзюпери. Именно благодаря им герой постигает мир, сложные законы жизни и вечные истины, эти персонажи помогают Маленькому принцу понять, что такое истинная красота, дружба, доброта и любовь.
Список литературы:
- Консуэло Сент-Экзюпери. Воспоминания Розы. М. : 2014. – С. 89.
- Нора Галь Воспоминания. Статьи. Стихи. Письма. Библиография. М.: 1997. – С. 128.
- Сент-Экзюпери А. М. : «Художественная литература», 1983. – C. 382.
дипломов
Оставить комментарий