Статья опубликована в рамках: XL Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 15 марта 2016 г.)
Наука: Педагогика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СФЕРЕ ДОСУГА
На современном этапе развития общества происходят глобальные изменения, как в политических международных отношениях, так и в сфере экономики и социальных контактов стран. Увеличивается поток тенденций зарубежной культуры, что приводит к потере уникальности российского общества и собственных ценностей, а также подражание европейским тенденциям. Большое значение в этом принимает уровень воспитания нравственности и духовных ценностей у подрастающего поколения. Так как именно они будут формировать будущее нашего общества.
Вопрос нравственного воспитание в общество всегда имел большое значение. Люди интересовались, что из духовно-нравственных ценностей является результатом влияния общественности, а что дано человеку с рождения. В данном направлении работали Дж. Локк и Ж. Ж. Руссо. В советский период негативно были встречены труды А. Маслоу и Г. Олпорта, которые высказывали свою уверенность в природной нравственности людей, т.е. человек рождается с чувством любви, стремлению к самовыражению и самореализации, уважение к другим людям уже заложена в нем.
Один из специфических аспектов нравственного воспитания школьников старших классов заключается в том, что мораль не имеет своего индивидуального поля общественных отношений и своих институтов, она существует во всех сферах человеческой деятельности и является центром духовных ценностей. Плавно реагирую на изменения в системе общественных отношений, нравственность является одним из основных балансиров функционирования общества в целом и каждого человека в социуме отдельно, управляя поведением людей во всех направлениях его деятельности.
Проблема нравственности, особенно в подростковой среде, обуславливается множеством отрицательных тенденций, взаимосвязанных с потерей некоторой части современного общества духовно-нравственных идеалов, с лишением своей значимости базовых ценностей (добра, сострадания, совести, социальной справедливости и т.д.). Для общества в целом становится привычным жить и добиваться поставленных целей с помощью принципов агрессии, противостояния, негатива, ненависти. Нравственность как фундаментальная база культуры уничтожена слишком политизированной системой социума, как в целом, так и отдельного взятого сознания. И тенденция подчинения нравственности целям политики только растет.
Самыми актуальными проблемами на сегодняшний день в сфере воспитательного досуга старших школьников можно считать:
- упадок духовно-нравственных ценностей, детерминированный непониманием отечественной культуры, казалось бы, незначительным подражанием западным направлением в быту и духовном развитии (культ гедонизма, индивидуализма, рационализма и т.п.);
- искажение общественной нравственности и агрессивность взаимоотношений, вызванные внедрением модели рынка, не соотносящейся с ценностями и устоями российской культуры;
- утрата жизненных ориентиров и, впоследствии чего, мнимость бессмысленности своего существования у значительной части населения (пожилые люди, интеллигенция, безработные и т.д.);
- недостаток сострадания в социуме, увеличение агрессивного отношения, безразличие к инвалидам, больным, одиноким, лицам социально незащищенной категории;
- дефицит нравственного воспитания школьников;
- разрушение духовно-нравственного климата семьи (увеличение количества разводов, жестокость родителей, подавление детской инициативы, взаимонепонимание между поколениями и т.д.);
- потеря четких поведенческих моделей и образцов «мужественности» и «женственности»;
- потеря уважения к старшим, чувства благодарности к родителям (о чем свидетельствует рост пожилых людей, имеющих родственников, и проживающих в геронтологических центрах и домах престарелых);
- аморальное поведение части общества (проституция, наркотики, алкоголь, криминал и т.п.);
- быстрый рост преступности и беззакония, в том числе среди подрастающего поколения и женской половины населения.
Главный фактор увеличения правонарушений и рост криминала среди подростков – негативные составляющие общественного климата, влияющие на уровень мотивации и убежденность в безнаказанности преступности (новостное вещание в общедоступном режиме о преступлениях, зачастую очень жестоких и массовых). Большое количество преступлений совершается подростками, не нашедшими понимания и поддержки ни среди сверстников, ни в семье, а также имеющих негативные отклонение от нормы интеллектуального развития.
На сегодняшний день ситуация, как в стране, так и во всем мире очень сложная. Экономическая нестабильность, политические столкновения интересов разных стран, террористические акты, войны – все это сильно влияет на развитие подрастающего поколения. Все ужасы и криминал транслируются по телевидению без каких-либо возрастных ограничений. Дети могут наблюдать агрессию и нравственный упадок общества в сети интернет. Свободный доступ к такой информации приводит к психологическим травмам, срывам.
Результат такого воздействия непредсказуем. Он может повлиять положительно на формирование личности в среде современной молодежи, т.к. все-таки подростки уже имеют представление о том, что такое хорошо, а что такое плохо и способны самостоятельно дать оценку ситуациям, происходящим в мире, что способствует их личностному росту и заложению в сознание положительных принципов. Но нельзя исключать и отрицательного влияния на данную категорию общества. За последние месяцы участились случаи вербования в ряды террористов именно детей старших классов и начальных курсов ВУЗов, т.к. подростки в этом возрасте сталкиваются с множеством проблем, которые им необходимо решить самостоятельно и нести ответственность за свой выбор, что в свою очередь влияет на психологическую нестабильность. Стресс делает людей податливыми внушению. Огромным искушение является обещание прекрасного мира, где не надо принимать трудных решений, наблюдать за упадком общества (алкоголиками, наркоманами, преступниками и т.д.), где всегда вам помогут решить любые проблемы, и вы никогда не останетесь одинокими.
Подготовить подростков к таким ситуациям, научить распознавать ложь вокруг (пусть даже очень хорошо замаскированную), объяснить, что не все люди веры ислам являются террористами, познакомить с другими религиями и нациями (чтобы они могли отличить веру ислам от секты исламского государства), привить духовно-нравственные ценности именно их страны, региона, помочь сориентироваться в сегодняшнем нестабильном обществе.
Существует еще множество задач, которые необходимо решать в данном направлении. И главными инструментами здесь являются в первую очередь школьное окружение и семья. Именно там подросток проводит большее количество своего времени. Но нельзя забывать и о том, что есть сферы, где подросток находится без присмотра старшего поколения. Кто-то из них работает; занимается спортом; проводит время с друзьями или в интернете.
Подводя итоги можно концептуально обобщить все проблемы досуга старшеклассников и сделать следующие выводы:
- Социально-психологическими условиями адекватного поведения подростков в социуме является осознание личной уникальности.
- Значительным ресурсом формирования норм поведения и ценностей обладают интерактивные формы досуговой деятельности, основанные на игре, импровизации, ролевом взаимодействии, максимально соответствующие психологическим особенностям подростков, специфике их самореализационной мотивации в сфере досуга.
- Воспитание межкультурной толерантности является одним из важнейших аспектов формирования нравственности и подрастающего поколения. На основе использования игровых форм интерактивной деятельности должно строиться: во-первых, на понимании природы толерантности как стратегии поведения, в которой гармонизировано терпимое отношение к разнообразию, праву личности на индивидуальные модели самореализации и устойчивость к поведенческим отклонениям и угрожающей социуму нравственной неопределенности; во-вторых, на реализации педагогического потенциала интерактивных досуговых общностей, самодеятельная природа и творческий характер которой способен блокировать коммуникативные проявления этнических стереотипов, снизить значимость этнокультурных различий, создать дополнительные возможности для личностной идентичности.
- Педагогическими приоритетами в концепции воспитания подростков являются: позиционирование в молодежном сознании ценностей и практик как атрибута субъективно значимого для молодежи образа жизни (демонстрация объединяющей роли общечеловеческих гуманитарных ценностей, важности диалога субъектов с различными религиозными ценностями и культурными идентичностями; позиционирование престижности бесконфликтных способов разрешения возникающих в системе коммуникации личностных проблем на основе ценностей согласия и сотрудничества); формирование высокого уровня коммуникативной культуры, препятствующей проявлениям агрессивного отношения к личностям, представляющим иную систему ценностей и традиций; компенсация психологических качеств, блокирующих позитивный и конструктивный характер общения подростков.
Список литературы:
- Батурина Г.И., Лисова К.Л., Суворова Г.Ф. Нравственное воспитание школьников на народных традициях. М., 2002. – 56 с.
- Воспитание в современных условиях. /Под ред. О.П. Котиковой. Мн., 1999. – 199 с.
- Кадол Ф.В. Воспитание чести и достоинства старшеклассников. Мн., 1998. – 208 с.
- Кадол Ф.В. Нравственное развитие старшеклассников/ Открытая школа. М., 2000. № 1. С.26 – 30.
- Кочетов А.И. Организация самовоспитания школьников. Мн., 1990. – 175 с.
- Неделя Л.И. Этика студента. Мн., 1988. – 135 с.
- Савченко Е.А. О готовности старшеклассников противостоять аморальным проявлениям/ Вопросы психологии. М., 1997. №3. С.22 – 31.
- Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. Мн., 1988. – 241 с.
дипломов
Оставить комментарий