Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XL Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 15 марта 2016 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Агаева А.А. РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ. // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(40). URL: https://sibac.info/archive/guman/3(40).pdf (дата обращения: 11.05.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ.

Агаева Алена Анатольевна

студент факультета «Социально-культурные коммуникации»,

Сургутского Государственного Педагогического Университета, г. Сургут.

Белошапка Геннадий Иванович

научный руководитель,

кандидат педагогических наук, доцент,

заведующий кафедры социально-художественного образования

Сургутского Государственного Педагогического университета, г. Сургут

Одной из главных проблем современного общества является воспитание личности, которая готова жить в меняющихся социально-экономических условиях и активно воздействовать на существующую действительность, постоянно меняя ее к лучшему. Своевременность исследования социально-культурной деятельности как средства повышения досуговой культуры детей школьного возраста определяется острыми проблемами, которые переживает данный социальный институт.

Современные научные исследования и работы доказывают, что развитие музыкально-творческих способностей, формирование музыкальной культуры необходимо развивать с первых дней пребывания ребенка в школе. Ведь образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям.

В России уделяется огромное внимание развитию эстетического образования детей и подростков. На это направлена деятельность сети учреждений дополнительного образования, школ искусств, Дворцов Творчества детей и молодежи, клубов и студий [1].

Новой ветвью развития в современной педагогике является  активизация процесса музыкально-эстетического воспитания через творчество ребенка. Обусловлено это определенными факторами. Это высокая роль творчества в познании мира, необходимость всестороннего развития личности и природная активность ребенка, требующая творческой деятельности, близкой и хорошо знакомой ему с детства[5, с.36-39].

Анализируя проблему творчества в музыкально-педагогической литературе можно подчеркнуть, что многие педагоги-методисты видели её в различных аспектах. Такой крупный деятель музыкального образования как Б.В. Асафьев, говорил о том, что искусство способствует более глубокому освоению различных жизненных навыков и развитию творческого потенциала детей, а это значит что, детское творчество является важной воспитательной ценностью. Говоря о музыкальной деятельности, он полагал, что в этом процессе ребенок получает  определенные знания, получает определенные умения и навыки, он приобщается к музыкальному искусству, что положительно сказывается на его мироощущение[1].

По исследованиям и опыту музыковеда О.А. Апраксиной можно заметить, что дети школьного возраста легко откликаются на различные творческие задания, они могут сымпровизировать на любую заданную тематику, могут создавать ритмические и мелодические рисунки  на музыкальных инструментах, а так же инсценируют какую-либо знакомую песню или мелодию.

Так же не менее ценным является мнение психолога-педагога Б.М. Теплова, который подчеркивал важность творчества у детей младшего школьного возраста, так как в этот период у детей формируются основы отношения к творчеству и искусству в целом[4].

Многолетний труд русского и советского музыковеда Б. Л. Яворского стал одним из главных доказательств того, что формирование и развитие творческих способностей детей в школе действительно значимо для их общего и профессионального развития. Он  высоко оценивал воспитательное значение детского творчества. Считал, что развитие творческих способностей проявляется в первую очередь в сам процесс творческой деятельности. Автор определил одной из самых основных задач при воспитании ребенка – это сохранение за ним способности творить, творчеством выражать свои жизненные потребности и жизнеощущения [3, с.203].

Определяя природу творческого процесса, Б. Л. Яворский  показал, что в развитии творческих способностей есть определенные аспекты: накопленные впечатления; спонтанные выражения творческого потенциала; различного рода импровизации (двигательные, речевые, музыкальные); создание собственных композиций, которые являются отражением художественного вкуса, впечатлений и музыкальное творчество (написание песен, пьес и т.д.) [3, с.204-205].

В системе нынешнего школьного образования рассматриваются различные предметы художественного цикла, в это число входит и музыка. Деятельность обучающихся, с использованием музыкально-творческих технологий, оказывают благотворное влияние на их обще-эстетическое развитие. Такая деятельность способствует развитию эмоциональной сферы, воображению, воле, фантазии. Благодаря занятиям музыки, дети могут раскрыть себя и свое внутренне «я». Творческий процесс тренирует и развивает их память и мышление, активность и наблюдательность, целеустремленность, логику и интуицию. В процессе занятий музыкально-художественной направленности учащиеся усваивают общие компетенции  учебной деятельности, такие как: навыки уверенного публичного выступления, навыки гармоничного коллективного взаимодействия, развивают память, внимание, координацию, происходит частичная коррекция речевого развития. А это значит, что все творчески усвоенные навыки становится прочным достоянием учащихся [2, с.58].

Говоря о вокале, можно отметит что, пение в ансамбле является наиболее распространенной формой активного приобщения детей к музыке. Петь может каждый желающий ребенок. Для ребенка вокал становится естественным и доступным способом выражения своих потребностей, чувств, настроений, хотя учащийся может этого и не осознавать. Поэтому в руках умелого руководителя, ансамблевое пение становится средством для творческого развития и  музыкально-эстетического воспитания учащихся. В вокале соединены значимые средства воздействия на человеческий организм и человеческую психологию – это слово и музыка. Благодаря им руководитель может  воспитать в детях эмоциональную отзывчивость в искусстве, в жизни и в природе.

Наблюдения педагогов и различные их исследования показали нам, что вокал положительно сказывается на общем состоянии здоровья ребенка. Занятия по вокалу благотворно влияют на развитие у детей школьного возраста дикции, артикуляции, выразительности речи. В процессе пения задействованы многие группы мышц, работа которых способствует укреплению здоровья. Благодаря постоянной вентиляции легких значительно уменьшается риск заболеваний органов дыхательной системы.

Развитие музыкальных способностей и сам процесс вокального обучения особенно важны на уровне возрастных физиологических и психологических изменений организма. В этот период происходит интенсивное физическое и социальное становление личности. Ребенок начинает развитие  духовности, самореализации, самовыражения, а так же происходит формирование мировоззрения, необходимого в последующей взрослой жизни[2].

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что развитие музыкальных способностей детей, следует рассматривать как комплекс методов, с помощью которых осуществляется эта деятельность. Развитие музыкальных способностей является важным условием воспитания музыкальной культуры. Это сложный процесс, который осуществляется в определенной системе. Последовательное развитие музыкальных способностей осуществляется в разносторонней активной музыкальной деятельности. А сам процесс обучения представляет собой деятельность, связывающая  преподавателя и ученика.

Планируя работу с детьми, необходимо опираться на существующий комплекс методик и определенную систему, для лучшего и полного освоения музыкальной культуры обучающихся и их духовного развития. Уже с раннего возраста необходимо создавать условия для развития музыкальных способностей. Результатом может стать разный уровень, но главное, что с раннего возраста дети начинают воспринимать музыку не только как средство игровой деятельности, но и как важное явление духовной культуры.

 

Список литературы:

  1. Алиев, Ю. Б. настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 336с.
  2. Бычков, Ю. Н. Проблемы детского музыкального воспитания. – М.: «Просвещение», 1991. – С.57-59.
  3. Виноградова, Л. В. Методические пособия для учителей // Музыка в школе. – 1996. -№1 – С.203-205
  4. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М Теплов; Рос. акад. наук, Ин-т психологии; [Послесл. Я. А. Тепловой] . – М.: Наука, 2003 . – 377с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.