Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XIX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 03 апреля 2014 г.)

Наука: Культурология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Буздина А.С. Критерии концептуального дизайна одежды // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(19). URL: http://sibac.info/archive/guman/4(19).pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Критерии концептуального дизайна одежды

Буздина  Анастасия  Сергеевна

студент  2  курса  магистратуры,  кафедра  дизайн  одежды  УралГАХА,  РФ,  г.  Екатеринбург

E-mail:  buzdina.a@ya.ru

Быстрова  Татьяна  Юрьевна

научный  руководитель,  д-р  философ.  наук,  профессор  УралГАХА,  РФ,  г.  Екатеринбург

 

Концептуальное  направление  в  сфере  дизайна  одежды  выделилось  во  второй  половине  ХХ  века  и  на  сегодняшний  день  —  это  одно  из  перспективных  явлений  в  дизайне  костюма. 

На  протяжении  нескольких  десятилетий  к  себе  привлекает  внимание  одежда,  в  которой  заключены  не  только  утилитарная  и  эстетическая  функции,  но  и  глубокий  внутренний  смысл,  выходящий  на  первый  план.  Одежда  становится  больше,  чем  просто  одеждой.  Образцы  концептуального  дизайна  одежды  становятся  объектами  особого  внимания  на  ряде  международных  выставок,  что  доказывает  актуальность  и  заинтересованность  в  концептуальной  одежде. 

В  концептуальном  дизайне  важным  аспектом  является  концепция.  Концепция  –  это  главный  замысел,  руководящая  идея,  система  взглядов  и  смысловая  направленность  целей  и  задач  проектирования.  Концепция  обуславливает  ценностно-смысловое  содержание  проекта.  Концептуальность  в  дизайне  –  это  разработка  значимой  идеи,  а  также  методов  и  подходов,  применяемых  в  проектировании  того  или  иного  продукта,  составляющие  которого  связанны  между  собой  и  вытекают  один  из  другого.  Через  концептуальный  дизайн  автор  выражает  свое  мировоззрение,  затрагивая  важные  проблемы  человека,  развития  проектной  культуры  и  общества  в  целом.  Дизайнер  не  только  говорит  о  проблемах,  но  и  предлагает  пути  их  решения  [2,  с.  147].

Исходя  из  вышесказанного,  стоит  отметить,  что  концептуальный  дизайн  одежды  не  является  таковым,  если  в  его  основе  отсутствует  концепция  —  т.  е.  замысел,  основная  идея,  которая  составляет,  в  сущности,  главную  часть  всего  проекта.  В  концептуальном  направлении  главная  идея  является  первостепенной.  Для  ее  реализации  дизайнер  экспериментирует  с  методами  и  средствами  художественной  выразительности,  характерными,  зачастую,  и  для  различных  форм  искусства  [3;  5].

Дизайнеров  в  сфере  проектирования  одежды,  отвечающих  общим  принципам  концептуального  дизайна,  можно  подразделить  на  две  группы.  Обе  группы  создают  целостные  проекты,  предназначенные  для  потребителя  и  соответствующие  его  потребностям,  но  потребностям  разным.  В  первую  группу  входят  дизайнеры,  создающие  исключительно  функциональные  и  рациональные  продукты  дизайна,  где  важным  пунктом  является  утилитарный  аспект  одежды,  соответствующий  нуждам  потребителя.  Для  второй  группы  дизайнеров-концептуалистов  важно  именно  духовно-семантическое  значение  вещи,  созерцание  которой,  помогает  человеку  разрешить  его  внутренние  проблемы,  противоречия  и  вопросы,  что  необходимо  для  потребителя.  У  таких  дизайнеров  концептуальный  дизайн  в  одежде  тесно  связан  с  искусством,  является  взаимодействием  между  одеждой,  модой  и  искусством.  В  данном  случае  искусство  —  безграничный  источник  творческого  вдохновения,  который  не  зажат  в  экономические  и  технологические  рамки.  Нью-йоркский  художник  М.  Перез  считает,  что  «искусство  нужно  моде,  так  как  оно  намного  свободнее  от  рамок,  не  ограничено  размерами  и  сезонами  и  поэтому  служит  идеальным  творческим  вдохновением»  [6,  с.  242].

Дизайнеры  —  концептуалисты,  ориентированные  на  искусство,  зачастую  пренебрегают  экономическим  фактором,  отказываясь  от  коммерческой  грани  дизайна  и  моды  при  создании  коллекций  одежды.  Несмотря  на  это,  отказ  от  правил  модного  рынка  может  обернуться  инвестицией  в  торговую  марку  и,  следовательно,  привлечь  большой  интерес  со  стороны  прессы,  инвесторов  и  потребителей.  К  примеру,  такие  марки,  как  Comme  des  Garcons  и  Maison  Martin  Margiela,  вопреки  своей  авангардной  эстетике,  не  уступают  по  прибыли  маркам,  представляющим  традиционную  одежду  в  понимании  модной  индустрии  [8,  с.  139]. 

Описание: C:\Users\Irbis\Downloads\десерт\concept illustration\McQueen\tumblr_m6ynuzoEh81rv0nkao9_1280.jpg

Рисунок  1.  А.  МакКуин.  Платье  «Highland  Rape»,  1995—96  г

 

В  концептуальном  дизайне  одежды  наблюдается  перенос  внимания  с  утилитарно-функционального  назначения  одежды  на  ее  эстетическое,  философское,  художественное  содержание,  а  также  и  на  ее  духовную  ценность.  В  некоторых  случаях  дизайнеры,  ориентированные  на  искусство  отказываются  от  функциональности  в  целом,  к  примеру,  при  создании  концептуальных  арт-объектов,  доказывая,  что  одежда  может  являться  объектом  созерцания.  Дизайнер  А.  МакКуин  считал,  что  одежда  должна  вызывать  сильные  эмоции,  не  оставляя  зрителя  безучастным,  а  мода  —  это  не  только  пайетки  и  кружева,  а  социальное  явление,  которое  должно  напоминать,  что  кроме  «Высокой  моды»  в  мире  существуют  голод,  кровь  и  нищета  [7]  (Рисунок  1).  Таким  образом,  дизайнеры-концептуалисты  не  ограничены  в  источниках  вдохновения.

Одна  из  причин  обращения  дизайнеров  к  концептуальной  форме  проектирования  заключается  в  попытке  самоидентификации  и  саморефлексии.  Дизайнер  одежды,  создавая  костюм,  транслирует  свое  личностное  видение  окружающего  мира,  свои  взгляды,  ощущения  и  ассоциации,  связанные  с  главной  идей  проектирования.  Также  концептуальная  одежда  может  отвечать  и  желанию  потребителя  в  саморефлексии.  Концептуальная  мода  –  это  искусство  создавать  оригинальное  и  индивидуальное,  выявлять  уникальность  человека.  Большая  часть  потребителей  ищет  возможность  выразить  свой  внутренний  мир  и  обратить  внимание  на  свою  индивидуальность  посредством  одежды.  Дизайнеры-концептуалисты,  экспериментируя  в  области  моделирования  одежды,  воплощают  специфичные  и  самобытные  идеи,  которые  могут  помочь  человеку  раскрыть  свое  внутреннее  я.

 

Описание: C:\Users\Irbis\Downloads\десерт\concept illustration\HC\73458134.jpg

Рисунок  2.  Х.  Чалаян.  Светодиодное  платье,  2008  г.

 

Дизайнеры  концептуальной  одежды  стремятся  к  экспериментам  и  инновациям,  применяют  новейшие  технологии,  нетрадиционные  материалы  и  техники.  Как  уже  было  сказано  выше,  дизайнеры-концептуалисты  ищут  творческой  свободы,  которая  дает  возможность  двигаться  вперед,  искать  новые  идеи,  экспериментировать.  К  примеру,  дизайнер-концептуалист  Х.  Чалаян  применяет  современные  технологии,  сотрудничая  с  компанией  Swarovski.  В  проектировании  коллекции  2008  г.  он  использует  вшитые  в  ткань  светодиоды,  реагирующие  на  электрические  импульсы,  которые  воспроизводят  тот  или  иной  оттенок  в  зависимости  от  движений  человека  (Рисунок  2).  Для  Х.  Чалаяна  важно  увеличить  функцио­нальный  аспект  одежды,  его  интересует  ее  будущее  развитие  и  возможность  интерактивного  отношения  между  человеком  и  одеждой  [8].  С  нестандартными  материалами  работают  и  русские  дизайнеры,  как  например, 

М.  Шароева  в  коллекции  «СтраницыСтранницы»  2011  г.  Сотрудничая  с  компаний  O-design,  она  использовала  обои  шведской  фабрики  Eco-Borastapeter  в  создании  одежды  категории  «прет-а-порте»  (Рисунок  3). 

 

Описание: C:\Users\Irbis\Desktop\800x800x85_5194237b12f2a145033c34c4c9840ec2.jpg

Рисунок  3.  М.  Шароева.  «СтраницыСтранницы»,  2011  г.

 

В  тоже  время,  на  примере  Х.  Чалаяна,  стоит  отметить,  что  дизайнеры-концептуалисты  могут  развивать  одну  и  ту  же  идею  на  протяжении  нескольких  сезонов,  в  отличие  от  других  представителей  модной  индустрии,  которые  согласно  требованию  моды  предлагают  потребителю  регулярно  новые  идеи.  Несколько  сезонов  подряд  Х.  Чалаян  намеренно  демонстрировал  подобные  друг  другу  концепции  и  конструкции.  Повторяющейся  темой  его  проектирования  явилось  механически  управляемое  платье  из  литой  пластмассы,  сконструированное  с  помощью  авиатехнологий  и  составленное  из  панелей,  которые  двигались,  подчиняясь  дистанционному  управлению  (Рисунок  4). 

 

Описание: C:\Users\Irbis\Downloads\десерт\concept illustration\HC\virginia_duran_blog_airplanedress.jpg

Рисунок  4.  Х.  Чалаян.  Платье  « Airplane»,  2000—2006  гг.

 

 

Возобновление  этого  приема  Х.  Чалаяном  отражает  желание  автора  как  можно  глубже  исследовать  и  развить  этот  концепт,  вопреки  нормам  индустрии  моды  [1,  с.  82].  Развитие  концепции  может  происходить  как  на  семантическом  уровне,  уходя  вглубь  смыслового  значения  идеи,  так  и  в  переносе  идеи  из  одной  сферы  проектирования  одежды  в  другую.  В  частности,  Х.  Чалаян  не  остановился  на  развитии  идеи  трансформации  только  в  виде  арт-объектов,  но  продолжил  применять  ее  в  создании  одежды  «прет-а-порте».  К  примеру,  некоторые  модели  из  коллекции  2013  г.  мгновенно  преобразовываются  от  одного  движения  руки  (Рисунок  5).  Таким  образом,  стоит  отметить,  что  концептуальный  дизайн  охватывает  разные  сферы  проектирования  модной  одежды:  «прет-а-порте»,  «высокая  мода»,  арт-объекты. 

 

Описание: C:\Users\Irbis\Desktop\gf.jpg

Рисунок  5.  Х.  Чалаян.  Осень-зима  2013  г.

 

Описание: C:\Users\Irbis\Desktop\rt.jpg

Рисунок   6.  «Viktor  &  Rolf».  «Russian  doll»,  1999  г.

 

Важной  частью  концептуалистов  в  области  дизайна  одежды  является  не  только  проектирование,  но  и  процесс  демонстрации  коллекции,  именуемый  перформансом,  в  котором  заключается  финальная  презентация  самой  концепции.  Глубокое  значение  имеет  не  только  одежда,  но  и  образ  модели,  ее  жесты,  движения,  музыка,  декорации,  свет  —  зрелищная  и  театральная  составляющая  основной  идеи.  К  примеру,  на  показе  бренда  «Viktor  &  Rolf»  в  1999  г.  вся  коллекция  демонстрировалась  на  одной-единственной  модели,  находящейся  на  круглой  вращающейся  мини  -  платформе.  На  протяжении  всего  шоу  дизайнеры  одевали  на  модель  все  новые  и  новые  предметы  коллекции  по  принципу  матрешки  (Рисунок  6).  Главная  тема  коллекции  —  это  процесс  облачения  тела,  чему  было  подчинено  участие  самих  дизайнеров  и  что  оттеснило  на  второй  план  демонстрируемый  продукт  [4,  с.  39].

Исходя  из  всего  выше  сказанного,  можно  составить  перечень  критериев  концептуально  дизайна  одежды:

1.  Основой  концептуального  дизайна  одежды  является  концепция  —  основная  идея. 

2.  В  концепции  заключено  единство  замысла.  Существует  взаимосвязь  всех  процессов,  компонентов  и  элементов  проектирования. 

3.  Перенос  акцента  с  утилитарно-функционального  назначения  одежды  на  ее  эстетическое  и  смысловое  содержание.  Важны  философская  составляющая  и  духовная  ценность,  проектируемой  одежды.

4.  Дизайнер-концептуалист  использует  проектирование  одежды  как  способ  самоидентификации  и  саморефлексии.  Возможен  процесс  ответной  самоидентификации  потребителя  в  концептуальной  одежде.

5.  Процесс  демонстрации  концепта  путем  перформанса.

6.  Дизайнеры-концептуалисты  не  ограничены  в  источниках  вдохновения,  экспериментируют,  применяют  инновационные  технологии  в  проектировании  и  реализации  своих  идей.

7.  Возможно  развитие  одной  концепции  в  коллекциях  одежды  на  протяжении  нескольких  сезонов.

8.  Концептуальный  дизайн  охватывает  разные  сферы  проектирования  модной  одежды:  «высокая  мода»,  арт-объекты,  прет-а-порте.

Также  выделены  дополнительные  критерии  концептуального  дизайна  одежды,  относящиеся  к  дизайнерам,  ориентируемым  на  художественную  составляющую  одежды:

1.  Взаимодействие  моды  и  искусства  в  концептуальном  дизайне  одежды.

2.  Возможен  отказ  от  функциональности  одежды  в  целом.

3.  Возможен  отказ  от  коммерческой  составляющей,  отказ  от  следования  требованиям  рынка  и  условиям  модной  индустрии.

 

Список  литературы:

1.Брэдли  К.  Хусейн  Чалаян.  Мода  и  технология  /  К.  Брэдли  //  Теория  моды.  Одежда,  тело,  культура.  —  2009.  —  №  11.  —  с.  344

2.Быстрова  Т.Ю.  Философские  проблемы  творчества  в  искусстве  и  дизайне:  учебное  пособие  /  Т.Ю.  Быстрова.  2-е  изд.,  стереотип.  Екатеринбург:  УГТУ–УПИ,  2009.  —  159  с.

3.Гройс  Б.  Концептуализм  —  последнее  авангардное  движение  //  Художественный  журнал  «Moscow  art  magazine».  —  2008.  —  №  70.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://xz.gif.ru/numbers/70/grois/  (дата  обращения:  03.  05.2013).

4.Дагган  Дж.Г.  Величайшие  шоу  мира:  взгляд  на  современные  показы  мод  в  их  связи  с  искусством  перформанса  /  Д.Г.  Дагган  //  Теория  моды.  Одежда,  тело,  культура.  —  2006.  —  №  2.  —  с.  368 

5.Левитт  С.  Параграфы  о  концептуальном  искусстве  //  Художественный  журнал  «Moscow  art  magazine».  —  2008.  —  №  69.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://xz.gif.ru/numbers/69/paragr-concept/  (дата  обращения:  03.  05.2013).

6.Плешкова  И.С.  Влияние  идей  концептуализма  на  творчество  модельера  /  И.  С.  Плешкова  //  Знание.  Понимание.  Умение.  —  2010.  —  №  3.  —  с.  278

7.Подосельник  Я.  Alexander  McQueen:  «Красота  —  в  сердце  смотрящего»  //  Интернет-журнал  о  fashion  индустрии,  моде  и  стиле.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://lookatfashion.ru/alexander-mcqueen-krasota-v-serdce-smotryashhego/  (дата  обращения:  10.  12.2013). 

8.Свендсен  Л.  Философия  моды  /  Пер.  с  норв.  А.  Шипунова.  М.:  Прогресс-Традиция,  2007.  —  256  с.

9.Хачатурьян  М.  Чалаян  —  антрополог  /  М.  Хачатурьян  //  Теория  моды.  Одежда,  тело,  культура.  —  2011.  —  №  22.  —  с.  345  —  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.nlobooks.ru/node/2361/  (дата  обращения:  06.  10.2013).

 

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.