Статья опубликована в рамках: XIX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 03 апреля 2014 г.)

Наука: История

Секция: Краеведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Казанбаев В.А., Гильмханова А.И. КРИК ДУШИ: «РОДНАЯ ЗЕМЛЯ — КОЛЫБЕЛЬ» // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(19). URL: http://sibac.info/archive/guman/4(19).pdf (дата обращения: 24.10.2019)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

КРИК  ДУШИ:  «РОДНАЯ  ЗЕМЛЯ  —  КОЛЫБЕЛЬ»

Казанбаев  Василий  Александрович

студент  2  курса,  специальность  электроснабжение  (по  отраслям),  ГАОУ  СПО  «Казанский  техникум  наземного  и  подземного  электрического  транспорта»,  РФ,  Республика  Татарстан,  г.  Казань

E -mailAigulluna@yandex.ru

Гильмханова  Айгуль  Исмагиловна

преподаватель  истории,  ГАОУ  СПО  «Казанский  техникум  наземного  и  подземного  электрического  транспорта»,  РФ,  Республика  Татарстан,  г.  Казань

 

О  язык  родной,  певучий,  о  родительская  речь!

Что  еще  на  свете  знал  я,  что  сумел  я  уберечь?

Колыбель  мою  качая,  тихо-тихо  пела  мать,

Подрастая,  сказки  бабушки  я  начал  понимать.

О  язык  мой,  мы  навечно  неразлучные  друзья,

С  детства  стала  мне  понятна  радость  и  печаль  твоя.

О  язык  мой,  как  сердечно  я  молился  в  первый  раз:

«Боже,  —  я  шептал,  —  помилуй  мать,  отца,  помилуй  нас»  [6,  с.  17].

 

Эти  золотые  слова  в  1910  г.  написал  великий  сын  татарского  народа  Габдулла  Тукай.  Да,  изучения  своего  родного  края  наверно  все-таки  начинается  с  крика  души  и  любви  к  своей  земле,  культуре,  народу,  родному  языку  и,  конечно  же,  истории. 

Татарский  народ  на  протяжении  вот  уже  нескольких  столетий  обрел  новые  черты.  Все  прекрасно  помнят,  знают  роковой  1552  год  для  Казанского  ханства.  С  этого  времени  и  начинается  история  кряшен,  в  данном  случаи  моих  земляков.  Поясню,  кто  же  такие  кряшены,  прежде  всего  это  крещеные  татары  потомки  татар  принудительно  обращенных  в  православие  в  XVI—XVIII  вв.  Кряшены  разговаривают  на  одном  языке  с  казанскими  татарами,  имеют  общую  с  ними  культуру,  отличаются  русскими  именами  и  фамилиями.

Рассмотрим  историю.  Со  второй  половины  XVI  в.  в  истории  народов  Среднего  Поволжья  открылась  новая  страница.  После  завоевания  войсками  Ивана  Грозного  территория  эта  вошла  в  состав  Русского  государства.  Начался  процесс  колонизации  края  и  завершился  в  середине  XVIII  в.

Можно  выделить  3  основных  направлений  в  социально-экономической  политике  правительства  того  времени:

1.  Связано  с  действиями  по  отношению  к  феодальным  верхам  бывшего  Казанского  ханства;

2.  С  действиями  по  отношению  к  основной  массе  населения;

3.  С  усилиями  по  созданию  в  крае  прослойки  русского  населения;

Одним  из  первых  шагов  стало  вытеснение  коренного  населения  с  обжитых  земель.  Оставшимся  в  живых  татарским  жителям  запрещалось  проживать  ближе  чем  в  30  верстах  от  города.  Татарам  не  дозволялось  селиться  по  большим  дорогам  и  ближе,  чем  за  5—10  верст  от  берегов  крупных  рек  [2,  с.  118].

Солидные  земельные  пожалования  получили  в  крае  церковь  и  монастыри.  По  приказу  Ивана  Грозного  подвергались  разрушению  все  мечети  в  городе,  стали  закладываться  первые  церкви.  Многие  пленные  казанцы  были  поставлены  перед  издевательским  выбором:  креститься  или  умереть  [2,  с.  120].

Рассмотрим  один  из  главных  вопросов  какие  же  цели  преследовала  политика  христианизации  в  регионе?  Во  первых,  царизм  стремился  создать  дополнительные  возможности  для  удержания  в  покорности  населения  бывшего  Казанского  ханства.  Во-вторых,  православная  церковь,  которая  рассматривала  мусульманскую  религию  как  одного  из  своих  злейших  врагов,  пыталось  тем  самым  одержать  над  ней  победу  [2,  с.  120].

Проведение  политики  христианизации  было  поручено  созданной  в  1555  г.  Казанской  Епархии.  Одним  из  организаторов  и  руководителей  широко  развернутой  христианизации  нерусского  населения  региона  был  первый  архиепископ  Казанской  епархии  Гурий.  Первая  в  российской  истории  инструкция  по  обращению  в  православие  нерусских  народов  «Наказная  память»  Ивана  Грозного  была  руководством  в  миссионерской  деятельности  Гурия.  По  содержанию  она  отдавала  предпочтение  мерам  ненасильственного  крещения,  ориентировала  на  использование  миссионерами,  служителями  церкви  льгот  и  привилегий  для  перешедших  в  православие  [2,  с.  120].

Подытоживая  XVI  в.  нужно  сказать,  что  колонизация  региона  сопровождалась  христианизацией  коренных  народов  Среднего  Поволжья.  Эта  политика  христианизации  не  дала  тех  результатов,  на  которые  она  была  рассчитана.

В  XVIII  в.  была  продолжена  христианизация  нерусского  населения  Среднего  Поволжья.  В  первой  половине  этого  столетия  в  Казанской  Губернии  насчитывалось  около  более  13  тысяч  крещеных  иноверцев.  Это  незначительное  число  обращенных  в  православие  не  удовлетворяло  ни  правительство,  ни  православную  церковь.  Многие  лишь  формально  воспринимали  новую  веру.

Петр  I  подписывает  несколько  указов,  которые  ознаменовали  собой  новый  этап  христианизации.  Большинство  татарских  землевладельцев  отказалось  принять  православие.  Земли  у  них  были  отняты  и  переданы  их  крещенным  родственникам  или  русским  помещикам.

Согласно  указам  Петра  I  начала  1720-х  гг.,  принявшие  крещения  получали  трехлетнюю  отсрочку  в  уплате  податей  и  в  рекрутском  наборе.  Результаты  тих  указов  были  невелики.  Из  числа  татар  в  православие  перешло  чуть  более  двух  тысяч  человек.  Во  второй  половине  XVIII  в.  политика  христианизации  ожесточается.  В  1731  г.  в  Свияжске  была  создана  Комиссия  для  крещения  казанских  и  нижегородских  мусульман  и  других  иноверцев.  В  40—50-е  гг.  политика  христианизации  приобрела  жесткий  характер  и  широкий  размах.  В  1740  г.  была  основана  контора  новокряшенских  дел,  которая  занималась  христианизацией  мусульман  и  язычников  Казанской,  Нижегородской,  Астраханской  и  Воронежской  губерний.

Крестившиеся  получали  различные  подарки  и  денежные  вознаграждения  от  50  копеек  до  1,5  рублей.  Ясачным  татарам  —  мусульманам  в  случае  крещения  полагались  медный  крест,  рубаха,  штаны,  сермяжный  кафтан,  шапка,  рукавицы,  чирики  с  чулками.  Татарским  мурзам  выдавали  серебряный  крест  и  более  ценные  вещи  и  одежду.  Рекомендовалось  организовать  обучение  новокрещеных  основам  православной  веры,  поощрять  браки  между  новокрещеными  и  русскими  [2,  с.  151].

Также  возобладали  насильственные  методы,  использовали  методы  прямого  принуждения  к  принятию  православия  и  преследования  мусульман.  Зафиксированы  случаи,  когда  миссионеры  вместе  с  солдатами  отправлялись  в  нерусские  деревни,  насильно  сгоняли  их  жителей  к  реке  и  «крестили».  При  сопротивлении  шли  плети  и  палки.  Людей  хватали  на  улицах,  волокли  в  церкви,  окатывали  водой  и  объявляли  христианами.  Новокряшенов,  не  соблюдавших  христианских  обрядов,  отправляли  в  тюрьмы,  подвергали  физическим  наказаниям  и  т.  д.  [2,  с.  151].  В  дни  религиозных  мусульманских  праздников  православные  священнослужители  устраивали  в  татарских  деревнях  крестные  ходы.  Осквернялись  и  разрушались  древние  мусульманские  кладбища,  а  могильные  плиты  шли  на  фундаменты  строящихся  церквей  [2,  с.  151].

Делая  вывод,  хочется  сказать  словами  академика  И.Р.  Тагирова  «столетия,  прошедшие  после  падения  татарских  ханств,  создали  определенную  «пустоту»  в  истории  национальной  государственности.  Однако  народ  никогда  не  терял  веры  в  счастливое  будущее,  надежды  на  достижение  национальной  и  социальной  справедливости»  [4,  с.  165].

Листая  страницы  истории,  мне  бы  хотелось  осветить  историю  моего  родного  села.  Село  Ташкирмень  находится  в  Лаишевском  районе  Республики  Татарстан.  По  материалам  археологов,  Ташкирмень  является  очень  древней,  здесь  жили  так  называемые  именьковские  племена,  относящиеся  к  предболгарскому  времени.  Высказано  мнение,  что  потомков  населения,  отставивших  памятники  именьковского  круга,  может  быть,  следует  видеть  в  татарах-кряшенах  [6,  с.  12—48].  Сегодня  в  селе  Ташкирмень  в  основном  живут  представители  этнографической  группы  татарского  народа  —  кряшены. 

У  села  Ташкирмень  обнаружены  валы  древнего  городища.  Рядом  с  крупным  городищем  располагалось  малое  городище.  Это  отражается  и  в  топонимах:  население  деревни  маленькое  городище  называет  «Бишек  тay»  («Колыбель-гора»),  а  большое  —  «Кала  башы»  («Главная  крепость»).  По  народным  преданиям,  здесь  в  очень  древние  времена  велись  ожесточенные  бои,  в  результате  чего  большинство  населения  было  уничтожено.  Слово  «Ташкирмень»  —  буквально  обозначает  каменную  крепость  [1,  с.  12—48].

В  православие  жители  обращены,  по  преданию,  еще  при  первом  казанском  архиепископе  Гурии,  но  тем  не  менее  они  продолжали  совершать  языческие  жертвоприношения.  Например,  жители  старшего  поколения  еще  помнят  о  тавык  келәу  —  «жертвоприношение  курицы»,  сарык  келәү  «жертвоприношение  овцы»,  сыеыр  келәу  —  «жертвоприношение  коровы».  На  том  месте,  где  совершали  сыеыр  келәу,  к  кустам  рябины  жители  привязывали  мелкую  монету,  завернутую  в  тряпку.  Это  место  носило  название  кирәмәт  [1,  с.  12—48].

Источники  позволяют  сделать  вывод,  что  село  Ташкирмень  является  одним  из  древнейших  селений  Лаишевской  стороны  и  существовало  еще  в  булгарский,  золотоордынский  периоды.  Об  этом  свидетельствует  хотя  бы  тот  факт,  что  близ  села  обнаружен  древний  мусульманский  могильник,  относящийся,  по  мнению  археологов,  к  булгарскому,  золотоордынскому  периоду.  В  конце  ХIХ  в.  историк  И.А.  Износков,  описывая  селение  Ташкирмень,  также  засвидетельствовал,  что  «  внутри  деревни,  при  раскопках  земли,  жители  находят  разные  вещи  и  монеты  с  арабской  надписью»,  в  частности,  в  1882  году  юго-западнее  села  Ташкирмень,  в  местности,  называемый  «коркураз»  был  найден  глиняный  кувшин  с  72  серебряными  монетами,  датируемыми  ХIII—ХIV  в.

К  началу  XVII  в.  сельчане  исповедовали  православие,  до  конца  XIX  в.  в  Ташкирмене  не  было  собственного  храма.  Строительство  церкви  началось  в  1895  г.  по  инициативе  заведующего  Центральной  крещено-татарской  школой  священника  Тимофея  Егорова.  Проект  храма  составил  архитектор  Федор  Николаевич  Малиновский.  Строительство  затянулось  на  долгие  годы,  и  только  в  1914  году  однопрестольный  храм  без  колокольни  был  освящен  во  имя  Святителя  Гурия,  архиепископа  Казанского.  При  возвращении  храма  и  его  новом  освящении  в  1999  г.  Гурьевская  церковь  была  освящена  в  честь  Всех  Казанских  Святых.  Однако  и  после  этого  священнослужители  недолго  задерживались  в  селе.  Последние  годы  церковь  была  закрыта.  О  восстановлении  и  реставрации  здания  задумался  председатель  наблюдательного  совета  Альпари  Андрей  Дашин  [5].  26  декабря  2011  г.  православные  жители  села  обрели  свой  храм.  Он  стал  центром  одного  из  немногочисленных  приходов  кряшен.  Освятил  храм  и  совершил  первую  Божественную  литургию  архиепископ  Казанский  и  Татарстанский  Анастасий.

Таким  образом,  татарский  народ  на  протяжении  всей  своей  истории  переживал  различные  изменения.  Что  касается  Лаишевской  стороны  и  в  целом  Поволжья,  то  здесь  исторически  тесно  переплетены  различные  народы.  Татары  мусульмане  и  татары  христиане  не  смотря  на  исторические  события,  как  и  другие  народы,  живут  в  мире  и  согласии.

Приложение  1.

 

Описание: F:\василий\DSC00417.JPG

Рисунок  1.  «кала  башы  (городище)  РТ  Лаишевский  район,  село  Ташкирмень

 

Описание: F:\василий\DSC00444.JPG

Рисунок  2.  Гурьевская  церковь,  РТ  Лаишевский  район,  село  Ташкирмень

 

Описание: F:\василий\DSC00438.JPG 

Рисунок  3.  Табличка  храма

 

Описание: F:\василий\кирмень.jpg

Рисунок  4.  спонсор  А.В.  Дашин  со  священнослужителями

 

Описание: F:\василий\DSCN0181.JPG

Рисунок  5.  Местный  фольклорный  ансамбль  «Суракай»

 

Описание: F:\Новая папка\DSCF1646.JPG

Рисунок  6.  Одежда  кряшен

 

Описание: F:\Новая папка\DSCF1650.JPG

Описание: F:\Новая папка\DSCF1658.JPGОписание: F:\Новая папка\DSCF1659.JPG

Описание: F:\Новая папка\DSCF1663.JPG

Описание: F:\Новая папка\DSCF1687.JPG

Рисунок  7.  Татарская  национальная  одежда  и  одежда  кряшен

 

Список  литературы:

1.Баязитова  Ф.С.  Говоры  татар-кряшен  в  сравнительном  освещении.  /  Ф.С.  Баязитова;  отв.  ред.  Ф.С.  Хакимзянов;  АН  СССР.  Казан.  Филиал.  ИЯЛИ  М.:  Наука.  1986.  —  248  с.;  —  Приложение:  Основные  изученные  крещено-татарские  деревни  и  информаторы.

2.История  Татарстана:  Учебное  пособие  для  основной  школы.  Казань:  ТаРИХ,  2001,  —  544  с.

3.Тагиров  И.Р. История  национальной  государственности  татарского  народа  и  Татарстана.\  И.Р.  Тагиров;  авт.  предисл.  М.Ш.  Шаймиев.  2-е  изд.  Казань:  Татар.кн.изд-во,2008.  —  455  с.

4.Харитонова  Екатерина  //  Восстановлен  и  освещен  храм  Святителя  Гурия  в  селе  Ташкирмень  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://info.tatcenter.ru/article/109717/  (дата  обращения  4.03.2014).

5.Тукай  иленә  сәяхәт  =  Путешествие  в  мир  Тукая  /  [авт.-сост.:  Т.  Шакирова,  Г.  Хайдарова].  Казань,  Татарское  книжное  издательство,  2012.  —  127  с. 

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий