Телефон: +7 (383)-202-16-86

Статья опубликована в рамках: XIX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 03 апреля 2014 г.)

Наука: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Мисоченко Е.С. АНАЛИЗ, ПОЗВОЛЯЮЩИЙ ОПРЕЛИТЬ НОВИЗНУ ОТНОСИТЕЛЬНО РАБОТ ДИЗАЙНЕРА ОДЕЖДЫ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(19). URL: http://sibac.info/archive/guman/4(19).pdf (дата обращения: 15.12.2019)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

АНАЛИЗ,  ПОЗВОЛЯЮЩИЙ  ОПРЕЛИТЬ  НОВИЗНУ  ОТНОСИТЕЛЬНО  РАБОТ  ДИЗАЙНЕРА  ОДЕЖДЫ  В  НАЧАЛЕ  XXI   ВЕКА

Мисоченко  Екатерина  Сергеевна

магистрант  2  курса,  кафедра  дизайна  одежды  УралГАХА,  РФ,  г.  Екатеринбург

E-mail:  misochenko _91@mail.ru

Кокорева  Людмила  Владимировна

научный  руководитель,  канд.  соц.  наук,  профессор  УралГАХА,  РФ,  г.  Екатеринбург

 

Каждая  эпоха,  а  затем  и  каждое  десятилетие  определяют  создание  предметов  женского  и  мужского  гардероба,  являющихся  новинками  своего  времени.  Но  что  же  нам  понимать  под  словом  новое  конкретно  в  дизайне  одежды?  Благодаря  чему  мы  можем  назвать  дизайнера  новатором,  сделавшим  прорыв  в  индустрии  моды?  Над  причинами,  послужившими  основой  для  создания  нового  в  дизайне  одежды  регулярно  задумываются  как  сами  дизайнеры,  создавая  экспериментальные  образцы,  так  и  теоретики  моды.  Анализ  и  классификация  дизайнерских  открытий  в  моде  приближает  нас  к  пониманию  того,  как  создаваемые  дизайнерами  вещи  становятся  актуальными  и  приобретают  качество  новизны.  Это  позволит  составить  структурный  анализ  создаваемой  коллекции,  который  будет  являться  подсказкой  дизайнерам  при  определении  новизны  их  коллекций  модной  одежды  в  начале  XXI  века.

Данная  статья  нацелена  на  составление  анализа,  благодаря  которому  можно  определить  новизну  относительно  работ  дизайнера  в  XXI  веке.  Поставлены  следующие  исследовательские  задачи:

·     рассмотреть  современное  определение  дизайна,

·     дать  определение  понятию  новизны  в  дизайне  одежды,

·     определить  уровни  новизны  в  дизайне  одежды,

·     выявить  дизайнерские  открытия  в  создании  формы  одежды, 

·     составить  анализ,  позволяющий  определить  новизну  относительно  работ  дизайнера  в  XXI  веке.

В  первую  очередь,  определим,  что  же  такое  новизна  в  дизайне  одежды.  Для  этого  рассмотрим  само  определение  дизайна  и  дадим  определение  нового  применительно  к  дизайну  одежды,  рассмотрев  все  доступные  определения  касающиеся  новизны.  Это  позволит  нам  провести  сравнительный  анализ  всех  трактовок  и  выявить  для  себя  цельное  понятие  нового,  которое  будет  в  дальнейшем  упоминаться.

Для  начала  определим,  что  же  такое  дизайн  и  его  существенные  характеристики.  Существует  много  определений  дизайна,  одно  из  которых  было  принято  на  международном  семинаре  по  дизайнерскому  образованию  в  Брюгге:  «Дизайн  —  это  творческая  деятельность,  целью  которой  является  определение  формальных  качеств  промышленных  изделий.  Эти  качества  включают  и  внешние  черты  изделия,  но  главным  образом  те  структурные  и  функциональные  взаимосвязи,  которые  превращают  изделие  в  единое  целое,  как  с  точки  зрения  потребителя,  так  и  с  точки  зрения  изготовителя»  [7,  с.  7].  Дизайном  называется  деятельность  человека,  которая  непосредственно  связанна  с  проектированием  предметов,  среды  обитания.  Дизайн  затрагивает  также  социально-технические  проблемы  функционирования  производства,  потребления,  существования  людей  в  предметной  среде.

Ссылаясь  на  работу  «Вещь.  Форма.  Стиль:  Введение  в  философию  дизайна»  Т.  Быстровой,  можно  выявить  необходимые  компоненты  дизайна:  осознание  цели  вещи  и  цели  работы,  создание  эстетически  выразительной  формы,  материальная  реализация  замысла  и  возникновение  целостной  гармоничной  вещи  при  точном  знании  ее  функционального  назначения.

Дизайнер  должен  стремиться  к  тому,  чтобы  продукт  массового  потребления  был  максимальным  образом  приспособлен  к  нуждам  своего  потребителя.  Также  дизайнер  должен  обеспечить  высокие  эстетические  качества  промышленной  продукции  в  соответствии  с  актуальными  представлениями  массового  потребителя  о  красивом,  то  есть  соответствовать  времени  и  вписываться  в  модные  тенденции.  Как  известно,  мировая  индустрия  моды  работает  как  единый  организм.  Сейчас  легко  отследить  тенденцию  предстоящего  сезона.  Причем  тенденции  зарождаются  за  два  года  до  выхода  коллекции  в  продажу.  Одним  из  начальных  звеньев  являются  продавцы  тканей.  Они  обладают  богатым  разнообразием  новейших  материалов.  Считается,  что  тенденции  начинаются  именно  с  ткацких  фабрик.  Поэтому  специализированные  текстильные  выставки,  которые  традиционно  проводятся  каждые  полгода,  считаются  одним  из  крупнейших  событий  в  мире  моды.  Там  представлены  ведущие  компании-производители  из  стран  Италии,  Франции,  Японии,  Португалии,  Швейцарии,  Великобритании.  Также  на  этих  выставках  можно  отследить  рекомендации  по  цветовым  решениям  от  ведущих  компаний,  таких  как  Pantone.  Затем  создаются  индивидуальные  коллекции  Haute  Couture,  и  эти  тенденции  учитываются  при  разработке  продукта  для  масс-маркета.

Не  достаточно  дать  только  определение  дизайну.  Перед  тем,  как  перейти  к  понятию  новизны  в  дизайне  одежды,  рассмотрим  дизайн  применительно  к  костюму.  Дизайн  одежды  —  творческая  деятельность,  целью  которой  является  определение  формальных  качеств  предмета  одежды,  в  том  числе:  внешних  черт  изделия;  структурных  и  функциональных  взаимосвязей,  которые  превращают  изделие  в  единое  целое,  с  точки  зрения  потребителя  и  с  точки  зрения  изготовителя.  Дизайн  одежды  также  направлен  на  создание  эстетически  совершенных  и  высококачественных  серийных  изделий.  Мода  же,  в  свою  очередь,  диктует  актуальность  костюму,  согласно  настроениям  и  веяниям  эпохи.  Мода  в  сочетании  с  индивидуальным  стилем  дизайнера,  дает  оригинальные  результаты  в  создаваемых  моделях  одежды. 

Далее  дадим  определение  новизне.  Исходя  из  выявленных  ранее  понятий  дизайна  и  дизайна  костюма  в  частности,  определим,  что  же  такое  новизна  применительно  к  дизайну  одежды.  Для  начала  рассмотрим  все  доступные  определения  касающиеся  новизны.  Это  позволит  нам  провести  сравнительный  анализ  всех  трактовок  и  выявить  для  себя  цельное  понятие  нового  именно  в  дизайне  одежды,  которое  будет  в  дальнейшем  упоминаться.

Сначала  обратимся  к  толковым  словарям.  В.  Даль  дает  такое  определение:  новизна  есть  «нововведение,  новое  дело»,  доселе  неведомый  или  не  бывший,  а  новое  —  это  «альтернатива  старому»  [5,  с.  1201].  Д.  Ушаков  придавал  новизне  качество  новшества.  В.  Сеньковский  считал,  что  «промышленный  образец  художественно-конструкторского  решение  признается  новым  при  условии,  что  совокупность  существенных  признаков,  определяющих  эстетические  и  (или)  эргономические  особенности  изделия,  не  известна  из  сведений,  ставших  общедоступными  в  мире  до  даты  приоритета  промышленного  образца»  [11,  с.  82].  В  более  глубоком  смысле  новизна  выражает  отношение  человека  или  общества  к  результату  (продукту  деятельности).  Под  новизной  понимается  новый  порядок,  новый  метод,  изобретение,  новое  явление,  инновационность  в  сфере  проекта,  производства.

Для  полноты  определения  «новизны»  рассмотрим  еще  одно  понятие  —  инновация.  Инновация  проявляется  в  использовании  новой  техники,  технологических  процессов,  нового  сырья,  в  изменении  в  организации  производства.  Инновация  определяется  как  конечный  результат  инновационной  деятельности,  которая  воплощается  в  виде  нового  или  усовершенствованного  продукта,  внедренного  на  рынке,  нового  или  усовершенствованного  технологического  процесса,  используемого  в  практической  деятельности.  Инновация  как  термин  больше  подходит  для  определения  не  дизайнерских  открытий,  а  открытий  совершенных  в  связи  с  развитием  общества,  появления  новых  технологий.  То  есть  тех  открытий,  которые  принадлежат  ученым,  инженерам,  технологам,  конструкторам,  текстильщикам,  а  также  исследователям  в  области  рынка,  менеджменту.  Так,  инновация  —  это  новшество  в  самой  услуге,  в  ее  производстве,  предоставлении  и  потреблении,  поведении  работников.  Нововведения  далеко  не  всегда  базируются  на  изобретениях  и  открытиях.  Есть  нововведения,  которые  основываются  на  идеях.  Примерами  здесь  могут  служить  появление  застежек  типа  «молния»,  кнопки.  Другой  всем  известный  вид  застежки  —  липучка  —  был  позаимствован  Ж.  Деместрелем  у  обычного  репейника,  плоды  которого  способны  крепко  зацепляться.

Начало  новому  в  дизайне  одежды  могут  положить  сам  творец  (дизайнер),  производитель  (производство,  инновации),  потребности  современного  покупателя  (социальные  процессы  в  моде).

Рассмотрев  определения  новизны,  можно  собрать  то  определение,  которое  подойдет  для  характеристики  новизны  в  дизайне  одежды.  Новизна  в  дизайне  одежды  —  это  нововведения,  позволяющие  усовершенствовать  устоявшиеся  порядки  в  проектировании  и  производстве  одежды.  Это  новый  взгляд  на  образ  человека  своего  времени.  Это  прорыв,  который  может  менять  концепцию  создаваемой  одежды,  создавать  новые  направления.  В  дизайне  костюма  новизна  проявляется  в  творческой  деятельности,  в  определении  новых  качеств  предмета  одежды.  Новизна  существует  как  во  внешних  чертах  изделия,  в  декоре,  пропорциях,  так  и  в  структурных  и  функциональных  взаимосвязях,  в  методе  производства,  которые  превращают  изделие  в  единое  целое,  с  точки  зрения  потребителя  и  с  точки  зрения  изготовителя.  Новшества,  новый  порядок,  новый  метод,  изобретение,  инновационность  в  техническом  смысле  —  все  это  и  есть  новое.  Оно  не  может  создаваться  без  влияния  событий,  явлений,  людей.  Новизна  определена  для  всего  сообщества,  человечества,  всего  мира. 

Любой  новый  товар  должен  обладать  различными  характеристиками,  превосходящими  аналоги  или  предыдущие  модели.  Новизна  может  выражаться  в  чем  угодно,  в  формообразовании,  в  функционале,  в  технологии  изготовления,  в  сценарии  эксплуатации,  в  материале,  в  цвете,  в  эмоции  и  так  далее.  В  любой  области,  которой  касается  дизайнер.  И  задачей  дизайнера  является  выявление  того,  на  чем  будет  базироваться  отрыв  его  модели  от  аналогов. 

Чтобы  в  дальнейшем  было  понятно,  исходя  из  чего,  будет  строиться  анализ  новизны  проекта  дизайнера  в  начале  XXI  века,  необходимо  выявить,  какого  качества  новизна  сейчас  актуальна  и  реализуема  в  дизайне  одежды.  Для  этого  определим  уровни  новизны,  исходя  из  истории  костюма  XX  и  XXI  веков.

 

Рисунок  1.  К.  Диор.  Стиль  New  Look

 

Первым  и  самым  высоким  уровнем  можно  считать  создание  стиля.  Понятие  «стиль»  многозначно,  им  пользуются  разные  науки.  Стиль  предстает  как  качество  определенной  культуры,  отличающее  ее  от  всякой  другой,  как  конструктивный  принцип  построения  культуры.  Стиль  является  феноменом,  имеющим  место  во  всех  сферах  человеческой  деятельности,  в  которых  проявляется  потребность  в  культурном  самосознании  и  самоопределении.  Стиль  в  дизайне  одежды  —  это  не  только  одежда  с  ног  до  головы,  но  и  сам  человек,  его  образ,  диктуемый  временем.  Характерная  черта  стиля  —  изменение  внешнего  вида  современника.  Это  достигается  путем  создания  авторского  стиля,  например,  стиль  К.  Диора  New  Look,  а  также  стиль  возникает  под  влиянием  социальных  процессов  в  обществе,  благодаря  чему  появились  такие  стили  как  милитари,  стиль  астронавтов,  спортивный  стиль.  Но  стиль  не  появляется  сам  по  себе,  он  зарождается  в  самом  обществе,  благодаря  его  развитию  и  изменениям.

Один  из  ярких  примеров  стиля  XX  века  является  стиль  New  Look.  Революционный  стиль  Диора  открывает  новую  веху  в  истории  моды.  Будучи  архитектором,  он  собственными  руками  сделал  новый  силуэт.  New  Look  представляет  образ  «идеальной  женщины»  с  тонкой  талией,  хрупкими  плечами,  изящными  бёдрами.  Для  New  Look  характерны  конкретность  формы  моделей  (три  ведущих  силуэта:  «широкий  клешеный»,  «овальный»,  «прямой»).  Другими  известными  создателями  стиля  были  такие  дизайнеры  как  Коко  Шанель,  Ив  Сен  Лоран,  Джорджо  Армани  и  др.,  которые  вошли  в  историю  моды,  создав  свой  авторский  стиль. 

Сейчас,  в  современном  мире,  в  дизайне  костюма,  преобладает  полистилизм.  Он  определяется  отсутствием  правящего  стиля,  сейчас  актуально  миксовать  уже  сложившиеся  исторические  стили  эпох,  а  также  обращаться  к  интерпретации  ретро  стилей  XX  века.  Это  связанно  с  тем,  что  идет  тенденция  на  выражение  индивидуальности  каждого  человека.  Каждый  желает  выделиться.  Устоявшегося  стиля  нет.  Поэтому  пытаться  создать  новое  на  этом  уровне  очень  сложно.

 

Рисунок  2.  Мадлен  Вионне.  Косой  крой  и  декоративный  шов

 

Следующим  уровнем  новизны  является  привнесения  нового  метода,  способа  проектирования,  создания  костюма.  К  этой  группе  относятся  авторские  изобретения.  Так,  к  примеру,  известный  дизайнер  Мадлен  Вионне  создала  новаторский  метод  кроя  «по  косой».  В  основе  моделирования  были  простейшие  геометрические  фигуры  —  квадрат,  круг,  треугольник.  Чрезвычайная  простота  линий  и  невероятная  сложность  кроя,  вот  секреты  гармоничного  образа  интеллектуальной  моды  Мадлен  Вионне.  Она  чувствовала  время  и  создавала  актуальные  вещи.  Работа  над  нововведениями  в  этой  группе  вполне  реальна,  но  все  же  остается  сложно  достижимой.

Третий  уровень  новизны  в  дизайне  одежды  —  это  ежесезонные  изменения  в  проектировании  коллекций  одежды.  Тенденции,  как  было  сказано  выше,  начинают  зарождаться  за  два  года  на  выставках  волокон  и  текстиля,  затем  создаются  коллекции,  которые  изменяются  два  раза  в  год  согласно  сезонам  весна-лето,  осень-зима.  Быстрое  реагирование  на  эти  изменения  являются  залогом  успеха  проектирования  промышленной  коллекции.  Но  в  чем  же  тогда  заключается  новизна?  Новизна  заключается  в  конфекции,  так  как  формы  уже  продиктованы  модными  тенденциями:

·     в  тканях,  рисунках,  фактурах,

·     в  приемах,  сочетаниях  тканей,

·     в  смешивании  всех  известных  стилей.

Претендуя  на  новшества  в  создаваемой  коллекции  одежды,  дизайнерам  приходится  ориентироваться  на  третий  уровень  новизны,  поскольку  создать  новую  форму  недостаточно,  также  необходимо,  чтобы  она  стала  модной,  а  здесь  уже  задействована  система  моды.  Это  называется  аналоговым  проектированием.  То  есть  дизайнеры  исследуют  рынок,  потребителей,  тенденции  для  создания  и  успешного  продвижения  своей  коллекции.  Противоположным  этому  является  без  аналоговое  проектирование.  Где  главная  цель  —  продвижение  своей  идеи  без  ориентации  на  тенденции. 

Создание  новых  технологий  пошива,  методов  проектирования  является  сложным  процессом,  а  иногда  совершенно  недостижимым  для  дизайнеров,  зачастую  это  упирается  в  финансовый  вопрос.  В  большинстве  случаев  это  совместная  работа  дизайнера  и  инженера.  Исходя  из  вышесказанного,  можно  составить  структурный  анализ  создаваемой  коллекции,  который  будет  являться  подсказкой  дизайнерам  при  определении  новизны  их  коллекций  модной  одежды  в  начале  XXI  века.

Теперь  попробуем  разработать  анализ  коллекции  дизайнера  относительно  новизны  в  начале  XXI  века.  Для  начала  необходимо  выявить,  является  соответствие  коллекции  модной  одежды  мировым  трендам,  соответствует  ли  она  времени,  стране.  Поскольку  дизайнеру  необходимо  обращать  внимание  на  процессы  моды,  быстро  реагировать  на  изменения,  происходящие  в  тенденциях.

Так  как  дизайнеры  как  творцы  отвечают  за  эстетическую  сторону  дизайна,  то  второй  пункт  анализа  —  это  новый  подход  к  работе  по  созданию  формы  костюма  и  декора.  Форма  костюма  соответственно  состоит  из  конструкции  костюма.  К  ней  относят  новый  подход  к  работе  с  силуэтом,  пропорциями.  Второй  составляющей  является  новизна  в  применении  материалов  для  создания  этой  новой  формы,  а  именно  тканей,  создание  фактур,  нового  сочетания  материалов.

  Последний  пункт  при  оценке  новизны  —  это  оригинальность,  авторский  подход,  который  заключается  в  применении  нового  декора  и  деталей. 

Что  же  на  сегодняшний  день  касается  самих  дизайнеров  одежды  и  их  методов  работы  на  рынке  моды,  то  можно  увидеть  три  направления.  Первое  —  это  работа  дизайнеров  уже  в  созданных  авторских  стилях,  например,  в  стиле  Шанель,  Миссони,  Кензо  и  т.  д.  Второе  направление  —  создание  оригинальных  авторских  коллекций  одежды,  опираясь  на  вышедшие  модные  ткани.  И,  наконец,  последнее  —  различные  эксперименты  дизайнера  с  формой,  тканями,  декором.

Мы  выявили,  благодаря  чему  можно  определить  дизайнера  как  новатора  в  дизайне  одежды:  быстрое  реагирование  на  тенденции  и  изменение  состояния  общества,  создание  костюма  соответствующего  времени,  новая  интерпретация  материалов,  вещей,  работа  с  формой  и  декором.  Все  это  дает  нам  возможность  проанализировать,  благодаря  чему  можно  определить  новизну  относительно  работ  дизайнера  в  XXI  веке.  Можно  с  уверенностью  сказать,  что  на  сегодняшний  день  главными  экспериментами,  которые  входят  в  жизнь  потребителя  и  заполняют  весь  рынок,  являются  работы  дизайнеров  в  области  создания  текстиля,  их  работа  с  цветом,  рисунками,  фактурой.

 

Список  литературы:

1.Буксбаум  Г.  Иконы  стиля.  История  моды  ХХ  века  /  Г.  Буксбаум.  М.:  Амфора,  2009.  —  192  с.

2.Быстрова  Т.  Вещь.  Форма.  Стиль:  Введение  в  философию  дизайна.  Екатеринбург:  изд-во  УрГУ,  2001.  —  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.taby27.ru/tvorcheskie_raboty/veshh-forma-stil-vvedenie-v-filosofiyu-dizajna-bystrova.html

3.Володин  В.  Мода  и  стиль  /  В.  Володин.  М.:  Аванта+,  2006.  —  480  с.

4.Гофман  А.Б.  Мода  и  люди.  Новая  теория  моды  и  модного  поведения  /  А.Б.  Гофман.  М.:  КДУ,  2010.  —  201  с.

5.Даль  В.  Толковый  словарь  живого  великорусского  языка.  В  4  томах.  Том  3.  М.:  АСТ,2006.  —  1158  с.

6.Килошенко  М.  Психология  моды  /  М.  Килошенко.  СПб.:  Речь,  2001.  —  220  с.

7.Краткая  стенограмма  семинара  в  Брюгге.  М.:  ВНИИТЭ,  1964.  —  С.  7.

8.Латур  А.  Волшебники  парижской  моды  /  А.  Латур.  М.:  Эстерна,  2012.  —  424  с.

9.Михалева  К.  Система  моды  /  К.  Михалева.  М.:  РОССПЭН,  2010.  —  137  с.

10.Розенсон  И.  Основы  теории  дизайна.  СПб.:  Питер,  2006.  —  224  с.

11.Сеньковский  В.В.  Патенты  и  лицензии  //  Журнал.  —  1999.  —  №  1.  —  С.  82.

12.Ушаков  Д.Н.  Большой  толковый  словарь  русского  языка  /Д.Н.  Ушаков.  М.:  АСТ,2008.  —  1280  с.

 

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий