Статья опубликована в рамках: XIX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 03 апреля 2014 г.)
Наука: Психология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
отправлен участнику
ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОНКОБОЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ НА ВНУТРЕННЮЮ КАРТИНУ БОЛЕЗНИ
Кадимова Марина Олеговна
студент 4 курса, кафедра специальной психологии ВятГГу, РФ, г. Киров
E-mail: kadimova@inbox.ru
Смирнова Светлана Игоревна
научный руководитель, канд. психол. наук, доцент кафедры общей и специальной психологии ВятГГу, РФ, г. Киров
Одной из основных проблем современности является безжалостный рост и прогрессирование онкологических заболеваний по всему миру.
Россия-не исключение, рост онкологических заболеваний исчисляется сотнями тысяч каждый год. По эффективности лечения наша страна занимает далеко не первое место. Причин много и все они никак не разрешатся в одночасье: это и нехватка финансирования, нехватка технического оснащения и аппаратуры, ограниченное кол-во высококачественных специалистов в районах и на переферии и так далее.
Ни для кого не секрет, что благоприятная психологическая атмосфера в ходе процесса лечения, хоть и не гарантирует 100 % исцеление от болезни, но дает некий приток жизненных сил и повышает сопротивляемость организма. У человека появляется стимул и стремление.
Наверное, у всех людей, по крайней мере, у большинства точно слово рак, онкология ассоциируется со словами смерть, старх, безысходность и отчаяние. Для человека, который узнает, что у него обнаружили страшный диагноз, очень важна моральная поддержка, при чем не только со стороны семьи, но главным образом со стороны профессионалов и специалистов.
Довелось ли вам когда-либо посещать онкологическую больницу, стационар или поликлинику? Жутко ужасающая давящая атмосфера, совершенно не расположенные к общению врачи, такое чувство, что у всего медперсонала наступило эмоциональное выгорание, больные для них как содержимое конвеера.
Стоит отметить, что для человека, с подобным диагнозом имеет место быть в начальном периоде некая фаза шокового состояния, когда он сам пребывает в состоянии растерянности и ему просто необходимо получить какую-то информацию. Что делает человек в 90 % случаев, он отправляется за информацией в интернет, натыкается на кучи негативных отзывов, тем самым окончательно добивая себя и в некоторых ситуациях даже не обращается за помощью в больницы вовремя, теряя тем самым драгоценное время. В других случаях он обращается за помощью к врачу и первый вопрос логичен и ясен: «Доктор как мне быть? Что мне делать». И именно на этом этапе во многом зависит успех будущего этого человека. Само собой у таких профессоров-специалистов в день проходит не один «новоиспеченный» больной и давать всем добрые советы и наставления он не в силах. Но нужно уметь правильно преподнести человеку информацию а не отодвинуть его от себя, сказав, что, мол не обязаны каждому все разъяснять.
Онкобольной человек-это человек с ограниченными возможностями здоровья, который вынужден во много себя ограничивать, терпеть социальную а порой и сенсорную депривацию, логично придти к выводу о том, что у лиц страдающих онкологическими заболеваниями появляется ряд психологических особенностей, которые безусловно необходимо учитывать.
Повышенная внушаемость, восприимчивость, предвзятое отношение к происходящему, поиски двойного смысла, уверенность в обмане окружающих, собственное самоуничижение и т. д.
Как правило, родные и близкие люди, стараясь помочь, сами не замечают, как еще больше накаляют обстановку Ощущение беспомощности, невозможности помочь близкому заставляет родственников психологически отстраняться от онкобольного, который и так чувствует, что к нему относятся по особому другие люди, включая медицинских работников. Это вызывает болезненное ощущение погребенности заживо.
Такая атмосфера, которая складывается вокруг человека с онкологическим заболеванием, способствует полному пересмотру и переосмыслению жизни, а отношение окружающих напрямую оказывает влияние на внутреннее эмоциональное состояние человека, которое в свою очередь оказывает негативное влияние на отношение больного к своему недугу.
Наше исследование проводилось на группе людей возраста 20—30 лет имеющих онкологические диагнозы, находящихся в стенах онкологических клиник или состоящих на учете в онкологических поликлиниках (в данный момент все опрашиваемые не находились в состоянии ремиссии).
Мы изучали влияние особенностей эмоционального состояния таких людей на внутреннюю картину болезни.
Обследование началось с вопросов об осведомленности, о собственном состоянии. Несмотря на то, что обследуемая категория людей, это активные молодые люди, знающие, где и как можно лучше найти информацию о своей болезни, достаточно большой процент (32 %) пожелал остаться в неведении, положившись исключительно на прогнозы и отклики медицинского персонала, «будь как будет, я ничего не хочу знать», остальные испытуемые, досконально перешерстили всю информацию о собственном заболевании. Стоит отметить, что эмоциональный фон был значительно ниже у людей, предпочетших остаться в неведении.
Примерно 20 % опрошенных характеризовали себя как активных и уверенных в себе, в то время, как большинство, а именно 80 % отмечали появление меланхолических черт, апатии, неуверенности в себе и в своем будущем.
Отношение к болезни весьма вариативно: примерно 6 % испытуемых верят в собственный успех перед недугом, 52 % не верят в возможность излечения и характеризуют свою болезнь не иначе как бесперспективное будущее, 48 % полагаются на волю судьбы.
Большинство испытуемых, в ходе опроса выдвигали схожие жалобы: это нарушение сна, чувство тревоги, беспокойства, страх боли, страх неизвестности, смерти, страх за детей, у которых велик риск остаться одними, страх лишиться работы, супруга, статуса.
Все эти жалобы испытуемые совершенно адекватно соотносят с имеющимся у них диагнозом — рак.
В основном у онкобольных людей наблюдается стабильно пониженный фон настроения. Затянувшаяся дисфория сначала способствует появлению депрессивных, унылых состояний, плаксивости, повышенной тревожности, больные требуют и ждут поддержки и участия в их жизни, понимания и сочувствия в первую очередь родных и близких людей, огромное значение так же уделяется роли медицинского персонала, от врачей обычно тоже ждут моральной поддержки, теплых и успокаивающих слов.
Позднее вследствие длительного психоэмоционального напряжения и отсутствия полноценного сна, в связи с чрезмерным уходом, опекой со стороны родных у больных начинает формироваться образ собственной немощности, обреченности, как следствие появляется раздражительность, агрессивность, вспышки гнева, с резкой следующей апатией, отсутствием веры в себя и благоприятный исход болезни. Больные уходят в себя, могу перестать говорить, общаться, реагировать на родных и близких.
Большинство испытуемых характеризуют свою болезнь как отталкивающую, пугающую, сильную, злобную, непривлекательную.
На фоне собственной болезни себя испытуемые характеризуют не иначе как: слабые, пассивные, безвольные, рабы, бесперспективные, никчемные.
В связи с этим можно сделать вывод о том, что под влиянием болезни значительные изменения претерпевает самооценка больных (заниженная самооценка).
В основном испытуемые живут прошлым: яркими воспоминаниями, событиями, в диалогах часто обсуждают дела минувших дней. Планы на будущее весьма расплывчаты: «мне бы до конца недели дожить…», «год переживу там видно будет…», «мой главный план и цель — дожить до выпускного дочки» и т. д. Именно при разговорах о будущем наблюдается повышение тревожного состояния и напряженности.
У значительного числа больных отмечается наличие фобий и навязчивых идей: «я умру всем будет легче», «они только и ждут, чтобы я поскорее умерла», «мне суждено было умереть молодой», «после мой смерти хуже никому не будет, потому что я ни на что не годный человек».
Таким образом, данные полученные в ходе опросов и интервью не противоречат, а взаимодополняют друг друга. Эмоциональные нарушения, а именно: страхи, фобии, повышенная тревожность, психоэмоциональное напряжение, влияют на активность и самооценку больного, что в свою очередь заставляет посмотреть человека на свою болезнь как на нечто ужасное, абсолютно бесперспективное и непреодолимое.
Не стоит забывать, что от того как человек относится к своей болезни, зависит общий успех терапии. В связи с этим стоит пересмотреть подход к построению общения с онкобольными людьми на всех уровнях, начиная с семьи, родных, друзей, заканчивая медицинским персоналом, стоит отметить, что последним отводится особенно важная роль, потому, что для больного человека врачи возводятся в ранг божества, которое способно решить и вершить их судьбы.
Список литературы:
- Астахов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги. [Текст]/ В.М. Астахов. М.: Политиздат., 1999. — 47 с.
- Блинов Н.Н. Отношение онкобольных к своему диагнозу. [Текст]/ Н.Н. Блинов М.: Аспект Пресс, 1990. — 380 с.
- Вундт В. Психология душевных волнений. [Текст]/ В. Вундт. М.:, 1993. — 65 с.
- Коблер-Росс. О смерти и умирании. [Текст]/ Коблер-Росс. Киев.: София., 2001. — 320 с.
- Коган Б.М. Стресс и адаптация. [Текст]/ Б.М. Коган. М.: «Знание», 1980. — 64 с.
отправлен участнику
Оставить комментарий