Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XIX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 03 апреля 2014 г.)

Наука: Культурология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
ПУБЛИЧНЫЕ ПРОСТРАНСТВА Г. ВЛАДИВОСТОКА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(19). URL: http://sibac.info/archive/guman/4(19).pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ПУБЛИЧНЫЕ  ПРОСТРАНСТВА  Г.  ВЛАДИВОСТОКА

Антонова  Александра  Андреевна

магистрант  2  курса,  кафедра  культурологи  и  искусствоведения  ДВФУ,  РФ,  г.  Владивосток

E-mail: 

Гороховская  Лариса  Георгиевна

научный  руководитель,  канд.  ист.  наук,  доцент  ДВФУ,  РФ,  г.  Владивосток

 

Введение

Публичное  пространство,  безусловно,  очень  важный  элемент  социальной  и  культурной  жизни  любого  социума.  Это  связано,  с  тем,  что  взаимодействие  людей  на  городской  территории,  положительно  сказывается  на  развитии  и  жизни  всего  города  в  целом.  Отсутствие  же  таких  территорий,  ограничивает  социальную  активность,  не  дает  людям  возможности  реализовывать  свою  потребность  в  социализации.  Особенно  важно  понимать  это,  анализируя  современную  городскую  жизнь,  которая  характеризуется  ослаблением  социальных  связей,  удерживающих  людей.  Исчезает  потребность  в  «общественном  интересе»,  который  и  является  основой  публичной  жизни.  Если  люди  теряют  возможность  получать  общественную  информацию,  то  ставится  под  угрозу  реализация  таких  важных  культурных  функций,  как  социальная  интеграция,  организация  и  регуляция  совместной  жизни,  адаптивная  функция  и  коммуникативная.  Данная  работа  представляет  собой  попытку  проанализировать  территорию  города  Владивостока  на  предмет  существования  новых  публичных  пространств.  Цель  статьи:  выяснить  являются  ли  публичными  пространствами,  два  самых  новых  элемента  городской  жизни:  «Набережная  Цесаревича»  и  «Дизайн-фабрика  Заря»,  а  так  же  получить  ответы  на  вопросы:  нужны  ли  такие  пространства  городу?  и  пользуются  ли  они  популярностью  у  горожан?

Тема  публичных  пространств  достаточно  хорошо  исследована  учеными.  Сам  термин  имеет  подробное  определение  и  ряд  характерных  признаков.  Кроме  того,  есть  и  альтернативные  взгляды  на  основные  черты  публичного  пространства,  связанные  с  трансформацией  жизни  в  современных  городах,  в  том  числе  и  в  российских.

Публичные  пространства:  классические  и  современные.

Прежде  чем  рассматривать  пространства  города  и  выяснять  степень  их  публичности,  попробуем  выделить  ряд  характеристик  присущих  понятию  «публичное  пространство».  Классическое  понимание  «публичного  пространства»,  которое  стало  общепринятым  среди  ученых  в  конце  ХХ  —  начале  ХХI  века,  разделяется  на  два  направления:  политическое  и  социальное.

Что  касается  первого  направления,  то  публичное  пространство  здесь  —  это  место  встреч  свободных  граждан  города,  в  которых  они  могут  обсуждать  и  осуществлять  выработку  решений  и  мнений  относительно  жизни  общества.  Этот  взгляд  характерен  для  работ  Юргена  Хабермаса  и  Ханы  Арендт. 

Второй  взгляд  на  публичное  пространство  связан  с  социальной  стороной  публичности,  а  именно  со  способностью  человека  к  осуществлению  взаимодействия  и  жизни  в  социуме.  Данный  подход  определяет  публичное  пространство,  как  место  где  возникают  взаимодействия  между  людьми,  их  общение  и  наслаждение  обществом  друг  друга  [8]  .

Нас  в  данной  работе  интересует  взгляд  на  публичное  пространство  с  точки  зрения  «социабельности»,  тот  подход,  который  касается  городской  жизни,  в  том  числе  и  современной.  Именно  в  такой  среде  граждане  должны  иметь  возможность  встречать  незнакомых  людей,  вступать  с  ними  в  коммуникацию  и  тем  самым  чувствовать  себя  комфортно  в  условиях  растущей  индивидуализации,  которая  присуща  современной  городской  жизни. 

Формами  публичных  пространств  с  этой  точки  зрения  могут  быть  парки,  скверы,  набережные,  городские  площади  и  т.п.,  хотя  сама  форма  тут  вторична,  потому  что  для  этого  пространства  важно  то,  что  в  нем  происходит:  это  собрание  незнакомых  людей,  которое  невозможно  в  приватной  сфере  [8].

Отсюда  появляется  первый  признак  публичного  пространства:  оно  противопоставлено  приватному  (частному),  там,  где  каждый  преследует  или  реализует  частные  интересы,  публичного  пространства  не  возникает.  Вторым  важным  моментом  является  возможность  общения  и  взаимодействия  между  людьми,  то  есть  возникновение  коммуникации.

Развивая  предложенный  Р.  Сеннетом  взгляд  на  публичное  пространство,  как  на  область  общественного  взаимодействия,  многие  западные  социологи  в  своих  работах  раскрывали  признаки  и  характеристики  этого  понятия  более  подробно.  Американская  исследовательница  Шарон  Зукин  характеризует  пространство  наличием:  общественного  управления,  свободным  доступом  для  всех.  Джейн  Джейкобс  в  своей  книге  «Жизнь  и  смерть  больших  американских  городов»  так  же  связывает  публичные  пространства  с  городской  жизнью  и  представляет  их  в  виде  наблюдательных  площадок,  на  которых  люди  видят  и  изучают  друг  друга,  набираются  опыта  о  том,  какие  есть  образцы  поведения  в  обществе.  Здесь  эти  пространства  выполняют  функцию  социализации  для  людей,  особенно  для  молодого  поколения.  Ключевые  признаки  публичного  места  здесь:  безопасность,  разнообразие  и  возможность  для  деятельности.

Обобщая  вышеперечисленные  взгляды,  можно  выделить  классические  критерии,  по  которым  можно  определять  пространство  города  как  публичное:

·     свободный  доступ  к  пространству  (открытость)

·     общественное  управление  и  безопасность

·     возможность  разнообразных  общественных  действий,  открытий

·     общественные  цели  людей

·     возможность  включать  разнообразные  элементы.

·     удобство  и  приятный  имидж.

Есть,  кроме  всего  прочего,  и  альтернативное  видение  публичного  пространства.  Социолог  О.  Паченков  в  своей  статье  «Публичное  пространство  города  перед  лицом  вызова  современности  «Мобильность  и  злоупотребление  публичностью»  говорит  о  том,  что  «классические  определения  «публичного  пространства»  подвергаются  эрозии  и  входят  в  противоречие  с  реалиями  жизни  городов…»  [7.  с.  420].  То  есть  налицо  мнение  о  том,  что  классические  признаки  публичного  пространства  все  реже  можно  обнаружить  в  жизни  современного  города,  в  том  числе  и  российского.

В  такой  ситуации  возникает  потребность  в  иных  формах  публичных  пространств,  которые  соответствуют  новым  критериям.  Во-первых  это  мобильность,  то  есть  они  не  требуют  больше  только,  закрепленной  за  ними  территории,  а  пользуются  «чужой»:  тут  можно  привести  в  пример  флеш-мобы,  и  прочие  временные  собрания  людей  не  привязанные  к  конкретной  территории.  Во-вторых  способность  к  трансформации.  Одно  и  то  же  пространство,  в  разное  время  может  принимать  различные  собрания  с  различными  целями.  О.  Паченков  приводит  пример  с  «  популярными  во  всем  мире  блошиными  рынками»  [7.  с.  428],  которые  используют  городское  пространство  временно,  когда  оно  свободно  от  своего  основного  назначения.  Этот  пример  иллюстрирует  и  еще  одну  черту,  которую  выделяет  автор,  —  отказ  от  закрепления  за  пространством  одной  функции.  «Простые,  легко  прочитываемые,  понятные,  всегда  одинаковые  монофункциональные  пространства  уже  не  интересны;  скорость,  интенсивность,  многообразие  современной  жизни  предъявляет  к  городским  пространствам  другие  требования.  Спросом  пользуются  пространства-трансформеры»  [7.  с.  429].

Публичные  пространства  г.  Владивостока.

Владивосток,  являясь,  безусловно,  современным  городом,  все-таки,  достаточно  отдален  от  развитых  городов  западной  части  России  и  европейских  городов  в  целом.  Сегодня  можно  говорить  о  том,  что  город  развивается:  в  его  благоустройство  вкладываются  федеральные  деньги,  он  расширяет  границы,  за  счет  строительства  мостов  и  застройки  ранее  малозаселенных  территорий.  На  его  территории  реставрируются  старые  городские  объекты  и  появляются  новые.  Все  это  может  свидетельствовать  о  том,  что  власти  города  стремятся  к  его  развитию,  а  значит  можно  предположить,  что  присутствие  и  трансформация  публичных  пространств  города  имеет  место.  Попробуем  рассмотреть  эти  особенности,  взяв  для  анализа  два  самых  современных  городских  пространства:  «Набережную  Цесаревича»  и  «Дизайн-фабрика  Заря». 

Набережная  Цесаревича

Благодаря  улучшению  производства  и  модернизации  рабочих  процессов  освободились  площади  «Дальневосточного  центра  судостроения  и  судоремонта»,  которые  были  трансформированы  в  новое  место  отдыха  для  горожан. 

Открытие  набережной  состоялось  27  октября  2012  года,  и  можно  говорить,  что  это  одно  из  значимых  строений  города,  созданное  за  последнее  время  исключительно  для  того,  чтобы  горожане  могли  проводить  там  свое  свободное  время. 

Набережная  Цесаревича  состоит  из:  прогулочной  зоны  вдоль  берега  моря,  парковки  для  автотранспорта,  детской  площадки,  велодорожки,  исторических  зданий.  Сохранены  и  отреставрированы  ценные  с  точки  зрения  истории  Владивостока  постройки  XIX  века,  в  том  числе  семь  памятников,  охраняемых  государством.

Итак,  является  ли  Набережная  публичным  пространством  в  классическом  его  понимании? 

Доступ  на  ее  территорию  открыт  любому  горожанину,  нет  никаких  препятствий  для  ее  посещения,  более  того  наличие  огромного  количества  бесплатных  парковочных  мест,  делает  это  место  привлекательным  для  горожан.  И  горожане  это  ценят  и  активно  пользуются  этой  «открытостью».  В  выходные  дни,  даже  в  холодное  время  года,  набережная  пользуется  огромной  популярностью  среди  горожан  с  маленькими  детьми,  которые  прогуливаются  по  ней  с  колясками,  наблюдая  прекрасный  вид  на  бухту  Золотой  рог.

Такой  признак  пространства,  как  безопасность,  так  же  присутствует  на  данной  территории,  набережная  отделена  от  проезжей  части,  на  прогулочную  часть  невозможно  заехать  на  автомобиле,  шум  от  проезжей  части  гасится  зданиями  «Дальзавода».  Мамы  могут  спокойно  отпускать  там  своих  детей  на  прогулки  и  следить  за  ними.  В  середине  набережной  детская  площадка,  которая  находится  на  мягкой  резиновой  поверхности  —  не  страшно  оставить  ребенка  без  присмотра. 

Вся  прогулочная  территория  хорошо  просматривается  и  дает  ее  посетителям  возможность  для  общественного  управления,  которое  выражается  в  том,  что  все  кто  присутствуют  на  ее  территории,  могут  следить  за  общественным  порядком

Сейчас  набережная  еще  не  до  конца  обустроена,  однако  даже  нынешние  ее  строения  дают  людям  возможность  для  разнообразных  общественных  действий,  таких  как  катание  на  роликах,  скейтбордах,  велосипедах.  Для  любителей  посмотреть  на  море,  есть  много  лавочек  и  специальный  деревянный  настил.  Мини-пикник  можно  организовать  на  газоне  по  обеим  сторонам  от  Моста  любви.

В  связи  с  возможностью  активных  действий  и  прогулок  на  данной  территории  возникают  поводы  и  стимулы  для  коммуникации  незнакомцев,  что  является  ключевым  моментом  для  определения  пространства  как  публичного.

  Мы  можем  смело  утверждать,  что  набережная  являет  собой  пример  большого  городского  классического  пространства,  которого  до  ее  открытия  очень  не  хватало  городу.

Дизайн-фабрика  Заря.

Фабрика  «Заря»  —  первый  арт-проект  подобной  формы  во  Владивостоке,  да  и  на  всем  Дальнем  Востоке  в  целом.  Комплекс  зданий  бывшей  швейной  фабрики  «Заря»  в  2013  году  приобрел  новое  назначение  —  на  его  территории  появилось  пространство  для  творческих  людей  и  людей,  любящих  искусство.  Это  уникальный  проект,  объединяющий  на  своей  территории  комплекс  помещений  оформленных  в  стиле  лофт.

Если  рассматривать  это  пространство  более  подробно,  то  оно  разделено  несколько  частей  по  назначению:  творчество,  бизнес  и  арт.

Это  территория  с  новой  формой  развития  территории,  пронизанная  духом  творчества  и  современной  динамичной  культурой.

Если  перечислять  основные  элементы  фабрики,  то  это: 

·     торговые  помещения  различной  направленности,  прежде  всего  креативной  и  творческой  (современная  торговля,  связанная  с  интерьером,  стилем  и  декором);

·     офисы  современных  компаний  (художественные  мастерские,  дизайн-студии,  творческие  клубы;

·     интересно  и  полезно  оформленный  ландшафт  прилегающей  территории:  прогулочная  зона,  скейт-парк,  скульптуры,  граффити  высокого  художественного  уровня;

·     помещения  для  кворкинга  (модель  работы,  в  которой  участники,  оставаясь  независимыми  и  свободными,  используют  общее  пространство  для  своей  деятельности); 

·     некоммерческая  организация  Центр  современного  искусства,  которая  планирует  стать  независимой  платформой  для  развития  локальных  творческих  идей  в  сфере  современного  искусства,  дизайна,  архитектуры,  кинематографа,  литературы,  театра,  музыки.  Проекты  Центра:  перформансы,  открытые  творческие  мастерские,  интерактивные  инсталляции  и  т.  п.

«Дизайн-фабрика  Заря»  как  публичное  пространство  выделяется  своей  культурной  направленностью.  Пространство  наполнено  различными  по  функционалу  подпространствами,  которые  способны  принять  и  разместить  на  своей  территории  практически  любую  публику  города:  от  взыскательных  ценителей  искусства  и  профессионалов  творческих  профессий,  до  обычных  горожан  с  детьми,  которые  могут  просто  прогуливаться  на  облагороженной  и  интересно  оформленной  территории.  Описывая  данное  пространство,  его  организаторы  говорят  о  том,  что  они:  «  Стараются  в  итоге  создать  атмосферу,  чтобы  каждому  из  тех,  кто  здесь  будет  работать,  было  комфортно  и  интересно.  Город  устал  от  высотных  зданий  и  коммерциализированных  площадок  и  нуждается  в  пространстве  с  другой  историей  —  историей  вдохновения  и  творчества»  [2].

Здесь  налицо  публичное  пространство  нового  типа:  отсутствие  привязки  к  популярному  месту  (фабрика  находится  в  спальном  районе)  за  счет  привлечения  людей  не  к  месту,  а  к  возможности  использовать  это  место  для  любых  (  чаще  всего  творческих)  целей.

  «Удаленность  объекта  от  центра  города  нас  не  смущает  —  мы  создаем  максимально  комфортные  условия,  чтобы  каждый  горожанин  или  гость  Владивостока  смог  здесь  интересно  провести  целый  день»  [2].

Кроме  того  здесь  реализуется  главная  ценность  публичного  пространства  —  опыт  встречи  с  незнакомым  и  незнакомцем:  «странные  вещи  и  незнакомые  люди  могут  опровергать  знакомые  идеи  и  прописные  истины;  познание  новых  мест  играет  положительную  роль  в  жизни  человека»  [7,  с.  429].  Данное  публичное  место  организовано  вокруг  функции  обогащения  новым  опытом.  Это  место  «открыто»  в  плане  смыслов,  которые  могут  быть  ему  приписаны  и  мероприятий,  которые  там  могут  происходить.  Оно  готово  принять  в  себя  любые  действия  любых  групп  и  публик  и  это  реализует  главную  современную  идею  публичности:  возможность  получать  опыт  расширения  горизонтов,  участия  в  экспериментах  возможность  открытий  и  сюрпризов.  На  практике  «это  пространство  временно  «оккупировано»  конкретными  группами  горожан,  но  в  то  же  время  ни  одна  группа  не  сможет  присвоить  себе  это  пространство  навсегда.  Такая  оккупация  всегда  будет  временной,  и  на  следующий  день  пространство  будет  захвачено  другой  группой,  затем  третьей  и  т.  д.  Так  оно  останется  пространством  потоков,  событий,  действий,  коммуникации  жителей  —  живым  городским  пространством,  и  любой  горожанин  знает,  что  в  этом  месте  его  всегда  ждет  сюрприз,  что-то  новое,  кто-то  незнакомый  и  интересный.  Это  и  есть  характеристика  публичного  места  в  современном  городе»  [7,  с.  429].

Можно  говорить  о  том,  что  территория  фабрики  является  не  только  публичным  пространством  сама  по  себе,  включающим  в  себя  возможность  трансформации  и  отсутствия  закрепления  за  пространством  конкретных  функций.  Но  на  ее  территории  имеют  возможность  возникать  и  существовать  другие  современные  публичные  пространства,  те,  что  характеризуются  мобильностью.  Например,  творческие  ярмарки,  которые  меняют  места  своей  дислокации  каждый  новый  раз,  паблик-арты,  выставки,  форумы,  семинары  и  т.  п.

Выводы

Итак,  во  Владивостоке  за  последнее  время  появилось  два  качественно  новых  пространства  Набережная  и  Дизайн-фабрика.  Мы  с  точностью  можем  утверждать,  что  оба  они  публичные,  причем  каждое  из  них  появилось  путем  трансформации  неиспользуемых  производственных  сооружений  и  территорий.  Это  свидетельствует  о  том,  что  город  постепенно  передает  непригодные  для  производства,  пространства  под  места,  которые  могут  быть  использованы  горожанами  более  эффективно.

«Набережная  Цесаревича»  —  пример,  хотя  и  недавно  появившегося,  но  все  же  классического  публичного  пространства.  И  в  связи  с  ее  популярностью,  пока  рано  говорить  об  исчезновении  у  горожан  потребности  в  публичных  пространствах  подобного  типа.  Особенно  в  г.  Владивостоке,  где  в  силу  городского  ландшафта  открытые  общественные  места  для  простых  прогулок  и  встреч  являются  редкостью.

В  то  же  время,  активная,  творческая  часть  горожан  и  гостей  города,  явно  нуждается  в  пространствах  нового  типа,  которые  объединяют  в  себе  различные  по  функционалу  явления  и  проекты.  Так,  «Дизайн-фабрика  Заря»  —  это  яркий  пример  попытки  создания  современного  публичного  пространства.  И  происходящие  и  организованные  на  ее  территории  события  явно  свидетельствуют  о  том,  что  такие  территории,  с  возможностью  их  использования  в  различных  направлениях  —  так  же  очень  необходимы  городу.

На  наш  взгляд  в  современном  городе  вполне  могут  пересекаться  и  существовать  как  классические  публичные  пространства,  так  и  «пространства-трансформеры»  нового  типа.

 

Список  литературы:

  1. Арендт  X.О  деятельной  жизни  /  Пер.  с  нем.  и  англ.  В.В.  Бибихина;  Под  ред.  Д.М.  Носова.  СПб.:  Алетейя,  2000.  —  437  с.
  2. Белова  Е.,  Продан  О.  Точка  отсчета:  LOFT  «Дизайн-фабрика  ЗАРЯ//  Владивосток  3000  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://2012.vladivostok3000.ru/city/337  (дата  обращения:  01.02.2014).
  3. Джейкобс  Д.  Смерть  и  жизнь  больших  американских  городов.  М:  Новое  издательство,  2011,  —  460  с.
  4. Желнина  А.  «Здесь  как  музей»:  торговый  центр  как  общественное  пространство  //  Лабораториум,  —  2011.  —  №  2.  —  С.  31—34.
  5. Зиммель  Г.  Большие  города  и  духовная  жизнь//  Логос,  —  2002,  —  №  3—4.  —  C.  23—35.
  6. Красин  Ю.А.  Публичная  сфера  и  публичная  политика  в  российском  измерении  /  Публичная  политика  в  России-М.:  Альпина  Бизнес  Букс,  2005.  —  358  с. 
  7. Паченков  О.  Публичное  пространство  города  перед  лицом  вызовов  современности:  мобильность  и  «злоупотребление  публичностью»  //  Новое  литературное  обозрение.  —  №  117.  —  2012.  —  С.  419—439
  8. Сеннет  Р.  Падение  публичного  человека.  М.:  Логос.  2002.  —  424  с.
  9. Филиппов  А.  Социология  пространства:  общий  замысел  и  классическая  разработка  проблемы  //  Логос,  —  2002,  —  №  2.  —  С.  113—151.

 

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.