Статья опубликована в рамках: XIV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 19 ноября 2013 г.)

Наука: Филология

Секция: Лингвистика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Букина А.Я. АССОЦИАТИВНОЕ ПОЛЕ «ЖЕНЩИНА» В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ СТУДЕНТОВ КРЫМСКИХ ВУЗОВ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 14. URL: http://sibac.info/archive/humanities/guman8(11).pdf (дата обращения: 17.10.2019)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

"За статью проголосовало 0 человек"

 

АССОЦИАТИВНОЕ  ПОЛЕ  «ЖЕНЩИНА»  В  ЯЗЫКОВОМ  СОЗНАНИИ  СТУДЕНТОВ  КРЫМСКИХ  ВУЗОВ

Букина  Алисия  Ярославна

студент  3  курса,  кафедра  русского,  славянского  и  общего  языкознания  ТНУ  им.  В.И.  Вернадского,  Украина  г.  Симферополь

E-mail: 

Сегал  Наталья  Александровна

научный  руководитель,  канд.  филол.  наук,  доцент  ТНУ  им.  В.И.  Вернадского,  Украина  г.  Симферополь


 


Лингвистика  последних  десятилетий  характеризуется  возникновением  новых  исследовательских  парадигм,  что  приводит  к  поиску  эффективных  методов  исследования.  Так,  одним  из  актуальных  направлений  в  исследовании  концептов  является  психолингвистика,  которая  решает  свои  практические  задачи  в  тех  условиях,  когда  методы  «чистой»  лингвистики  недостаточны.  Одним  из  методов  в  отечественной  психолингвистике  является  проведение  ассоциативного  эксперимента,  этапы  которого  определяются  целями  и  задачами  исследования,  направленного  на  описание  концептуальной  природы  объектов  реальной  действительности.  Все  это  приводит  к  тому,  что  ассоциативная  лингвистика  становится  одним  из  приоритетных  направлений  в  современной  лингвистической  науке.  Обзор  научной  литературы  показывает,  что  в  современной  лингвистике  нет  единого  понимания  термина  «концепт».  Так,  лингвисты  рассматривают  концепт  как  понятие  практической  (обыденной)  философии,  являющееся  результатом  взаимодействия  ряда  факторов,  таких  как  национальная  традиция,  фольклор,  религия,  идеология,  жизненный  опыт,  образы  искусства,  ощущения  и  система  ценностей. 


Одной  из  универсальных  культурных  единиц  национальной  концептосферы  является  концепт  женщина,  в  структуре  которого  содержатся  смысловые  характеристики,  связанные  с  национальным  менталитетом  и  духовными  ценностями  носителей  языка.  Выделение  «женщины»  как  концепта  является  важным,  поскольку  именно  ключевые  культурные  концепты  могут  привести  к  системе  культурных  ценностей:  «…Языковые  и  культурные  системы  в  огромной  степени  отличаются  друг  от  друга,  но  существуют  семантические  и  лексические  универсалии,  указывающие  на  общий  понятийный  базис,  на  котором  основывается  человеческий  язык,  мышление  и  культура»  [1,  с.  322].  Актуальность  предлагаемой  работы  определяется  национально-культурной  спецификой  исследуемого  концепта,  особенностями  его  гендерной,  социальной  и  возрастной  реализации.  В  данной  работе  впервые  формируется  ассоциативное  поле  «женщина»  с  опорой  на  проведенный  в  студенческой  аудитории  ассоциативный  эксперимент,  что  и  является  новизной  исследования.


В  последнее  десятилетие  понятие  «концепт»  получило  свое  глубокое  научное  содержание,  раскрывающееся  в  рамках  проблемы  «язык-культура-человек».  При  всем  многообразии  подходов  научная  интерпретация  данного  термина  соединяет  в  себе  значимые  характеристики,  связанные  с  культурой  и  ментальностью  народа.  Так,  в  современных  лингвокультурологических  исследованиях  под  концептами  понимаются  идеальные  объекты,  отражающие  определенные  культурно-ценностные  представления  человека  о  действительном  мире.  Концепты  создаются  в  процессе  познания  мира,  при  этом  они  отражают  и  обобщают  человеческий  опыт  и  действительность. 


Раскрывая  сущность  данного  феномена,  необходимо  отметить,  что  концепты  не  просто  отражают  объективную  действительность,  а  формируют  некий  образ,  созданный  на  основе  наглядно-образного  знания  и  приобретённого  духовного  опыта.  Этот  образ  имеет  свое  языковое  выражение  и  отмечается  культурной  спецификой.  По  замечанию  Ю.С.  Степанова,  концепт  представляет  собой  основную  ячейку  культуры  в  ментальном  мире  человека.  Согласно  авторской  дефиниции,  «концепт  —  это  как  бы  сгусток  культуры  в  сознании  человека;  то,  в  виде  чего  культура  входит  в  ментальный  мир  человека»  [6,  с.  43].  Концепт  формируется  речью,  приобретая  при  этом  свое  культурно  значимое  содержание,  наполняясь  различными  признаками,  образующими  целые  парадигмы.  Исследователи  подчеркивают,  что  концепт  не  имеет  четко  фиксированной  структуры  и  зафиксированного  способа  его  представления,  он  реален  и  виртуален,  стабилен  и  динамичен.  Таким  образом,  концепт  —  это  некоторое  представление  некоторого  знания  в  его  обобщенном  виде.


По  замечанию  В.Н.  Телии,  «концепт  всегда  обозначает  знание,  структурированное  во  фрейм.  Исследователь  приходит  к  выводу,  что  «он  отражает  не  просто  существенные  признаки  объекта,  а  и  все  те,  которые  в  данном  языковом  коллективе  заполняются  знанием  о  сущности.  Из  этого  следует,  что  концепт  должен  получить  культурно-национальную  прописку»  [7,  с.  96].  Обобщение  точек  зрения  на  концепт  и  разнообразие  его  определений  в  лингвистике  позволяет  прийти  к  следующему  заключению:  концепт  —  это  единица  коллективного  сознания,  имеющая  языковое  выражение  и  отмеченная  этнокультурной  спецификой  [2,  с.  70].  Национальное  своеобразие  мировосприятия  той  или  иной  этнокультурной  общности  коренится  в  образе  жизни  и  психологии  народа,  отраженных  в  языке  семантической  структурой  языковых  знаков.  Каждая  культура  имеет  набор  своих  концептов.  Они  существуют  в  языковом  сознании  и  связываются  с  самосознанием  человека.  Национальный  концепт  соотносится  с  этнокультурной  языковой  картиной  мира  народа,  его  системой  ценностей  и  менталитетом.  В.В.  Колесов  отмечает,  что  менталитет  —  это  система  этнических  представлений  о  приоритетах,  нормах  и  моделях  поведения  в  конкретных  обстоятельствах,  основанная  на  бессознательных  комплексах,  которые  воспитываются  в  социальной  среде;  это  система  ценностей,  которые  создают  культурную  среду  обитания  [4,  с.  10].  Таким  образом,  сам  концепт,  сформировавшийся  в  русской  национальной  среде  —  это  и  есть  единица  ментальности.


В  предлагаемом  исследовании  целью  явилось  построение  ассоциативного  поля  концепта  женщина  как  объекта  конструирования  процесса  познания,  а  также  описание  ассоциатов,  реализующих  структурно-семантическое  содержание  данного  концепта.


В  соответствии  с  этим  перед  нами  были  поставлены  следующие  задачи:  1)  Определить  и  классифицировать  концептуальные  признаки  концепта  женщина;  2)  охарактеризовать  ассоциативно-семантические  зоны  концептуального  поля  женщина  с  использованием  результатов  ассоциативного  эксперимента;  3)  проанализировать  особенности  восприятия  концепта  женщина  студентами  крымских  вузов. 


В  последние  десятилетия  «концепт»  уверенно  и  прочно  вошёл  в  активный  лингвистический  тезаурус,  став  при  этом  объектом  острых  научных  дискуссий  не  только  лингвистов,  но  и  психологов,  культурологов,  философов.  Как  отмечалось  ранее,  поиск  новых  путей  исследования  концептуального  поля  привёл  лингвистов  к  пониманию  необходимости  использования  ассоциативного  эксперимента.


Ассоциативный  эксперимент,  несомненно,  является  ценным  и  при  понимании  индивидуальных  особенностей  различных  культур,  поскольку  с  помощью  данного  метода  можно  судить  «об  особенностях  функционирования  языкового  сознания  человека.  Также  ассоциативный  метод  можно  рассматривать  как  «специфичный  для  данной  культуры  и  языка  «ассоциативный  профиль»  образов  сознания,  интегрирующий  в  себе  умственные  и  чувственные  знания,  которыми  обладает  конкретный  этнос»  [8,  с.  67].  Таким  образом,  проведение  данного  сопоставительного  эксперимента  даёт  нам  возможность  выявить  особенности  представления  концепта  женщина  студентами  крымских  вузов.


Концептологическое  описание  ключевых  единиц  культуры  и  построение  их  концептуальных  полей  привел  лингвистов  к  необходимости  использования  ассоциативного  эксперимента  (далее  —  АЭ).  По  замечанию  Е.И.  Горошко,  ассоциативный  эксперимент  представляет  собой  прием,  направленный  на  выявление  ассоциаций,  сложившихся  у  индивида  в  его  предшествующем  опыте.  Это  научное  положение  находит  свое  отражение  в  результатах  АЭ,  проведенного  нами  среди  студентов  симферопольских  вузов,  которые  не  отказались  поделиться  своими  ассоциациями.  Данный  АЭ  направлен  на  выявление  особенностей  концептуализации  образа  женщины  в  национально-языковой  картине  мира.  В  настоящем  исследовании  предлагается  концептологическое  описание  структуры  и  содержания  ассоциативного  поля  женщина,  сформированного  реакциями  студентов  крымских  вузов  в  возрасте  20—25  лет  с  выявлением  особенностей  женского  и  мужского  ассоциативного  реагирования,  что  и  являлось  целью  нашей  работы.


В  нашей  работе  мы  пользовались  методом  свободного  ассоциативного  эксперимента,  в  котором  информантам  предлагалось  ответить  первым  пришедшим  в  голову  словом  или  словосочетанием  (реакцией)  в  ответ  на  предъявленное  слово-стимул.  Респондентам  были  предложены  следующие  вопросы:  1)  Напишите  3—5  ассоциаций  на  слово  «женщина»;  2)  Отметьте  доминирующие  особенности  портрета,  характера  и  поведения  современной  женщины;  3)  Какой  видите  вы  идеальную  женщину?


Рассмотрим  результаты  эксперимента  более  детально. 


1.  Семейная  и  социальная  значимость


Смысл  жизни  женщины,  по  реакциям  информантов,  состоит  в  том,  чтобы  давать  и  поддерживать  жизнь.  Таким  образом,  доминирующими  становятся  ассоциаты:  мать  18,  семья  4,  дети  8,  продолжение  моего  рода,  моё  будущее,  дочь,  сын,  внуки,  дом,  очаг,  уют,  порядок.  Независимо  от  гендерной  принадлежности  респондентов  женщина  устойчиво  и  напрямую  связывается  с  мужчиной  (мужчина  9,  муж  3).  С  одной  стороны,  женщине  традиционно  отводится  роль  хранительницы  домашнего  очага,  роль  жены  и  хозяйки  (жена  4,  жёнушка  2,  семья  7),  с  другой  —  она  обладает  волевыми  и  лидерскими  качествами  и  стремится  к  власти  (амбиции  7,  эмоции  6,  сильная  5,  власть,  воля,  деловая,  сила,  решает,  командир,  свободная). 


Еще  одной  регулярно  соотносимой  с  женщиной  характеристикой  является  ее  способность  любить  и  быть  любимой  (любящая  7,  любовь  3,  «любимка»,  женщина  для  любви);  становиться  эталоном  для  любимого  мужчины  (богиня  3,  муза  2,  идеал  2).  Более  наглядно  результаты  обозначены  на  графике  1.


 


График  1.


 


2.  Внешность


Важный  признак,  приписываемый  женщине  аудиторией  обоих  полов  —  «красота»,  при  этом  его  номинативная  плотность  оказалась  наибольшей  (красивая  9,  красота  8,  няша  5,  красавица  2,  грациозность,  идеал  красоты,  обаяние,  прекрасная,  замечательная,  ухоженная,  элегантность,  шикарная,  сладкая,  сексуальная,  «просто  космос»).  Интересно  отметить  частотность  ассоциатов,  связанных  с  неестественной  красотой  женщины  (кукла  9,  ненатуральная  внешность  3,  искусственная  2,  ненастоящие  ногти,  волосы,  ресницы,  губы  2,  силиконовая  2,  неестественная,  барби,  игрушка).


На  графике  2  представлены  наиболее  частотные  ассоциаты.


 


График  2.


 


3.  Характер  и  поведение


Для  современной  женщины,  по  убеждению  респондентов,  характерно  неженское  поведение  (неженственная  5,  не  женщина  4,  жёсткость  4,  жестокость  3,  сильная  3,  властная  3).  Информанты  отмечали  излишнюю  коварность  женщины  (стерва  6,  лиса  4,  язва  5,  хитрая  3,  коварная  2,  пафосная  3,  интриги,  непостоянность,  вычурная),  ряд  особенностей  ее  поведения.  Так,  женщина  обладает  не  только  позитивными  характеристиками:  работоспособная  6,  успевает  всё  и  везде  5,  успешная  5,  ловкая  4,  хорошая  мама,  любящая  жена,  умная  жена,  но  и  характеристиками,  свойственными,  прежде  всего  мужчинам:  (курит  12,  выпивает  10,  эгоистка  8).  Анализируя  реакции  информантов,  мы  пришли  к  выводу,  что  современные  женщины  часто  выполняют  мужскую  работу:  устраиваются  на  опасную  работу,  водят  машину,  забивают  гвозди,  передвигают  мебель.  Женщине  приписывается  многогранный  ряд  характеристик  с  интегральной  семой  ‘говорить’  (болтовня  7,  трёп  3,  неумолкаемая,  не  замолкает,  без  конца  трещит,  сплетница,  болтуха).  Оба  пола  в  своих  ассоциациях  приписывают  женщине  вычурное  и  громкое  поведение  (паника  3,  истеричка  2,  паникерша,  шум,  нервотрёпка).  Следует  отметить,  что  представители  мужского  пола  оценивают  умственные  способности  женщины  крайне  негативно:  (дура  8,  бестолковая  3,  не  понимает  ничего,  не  соображает,  глупая  курица,  не  знает,  а  доказывает,  спорит  без  конца).


Преимущественно  в  мужской  аудитории  отмечен  ряд  уменьшительно-  ласкательных  субстантивов  (зайка  2,  зайчонок  2,  масик,  масюха,  масяня,  рыбка).  Что-то  неуловимо  свойственное  женской  природе  роднит  женщину  с  кошкой  (кошка  4,  котейка,  котик,  киса,  кошечка).


В  структуру  концепта  «женщина»  входят  также  такие  единицы,  как  туфли,  платье,  юбка,  волосы,  косичка,  грудь,  шкаф,  помада,  гардероб,  кольцо,  розовое,  что-то  пушистое,  постель,  завтрак,  вино,  стабильность,  аромат,  вера,  цветок,  кофе,  завтрак  пляж,  журналы,  сувениры,  подарки,  представленные  в  результатах  эксперимента  единичными  реакциями. 


Проведённый  анализ  реакций  показал,  что  образ  идеальной  женщины  не  тождественен  образу  реальной  женщины.  Кроме  этого,  для  мужской  и  женской  аудитории  образы  идеала  существенно  разнятся. 


Так,  образ  идеальной  женщины  в  женской  аудитории  предполагает  такие  составляющие,  как  семья,  дети,  умение  любить  и  быть  любимой,  обладать  хорошей  внешностью.  Это  заботливая  и  любящая  мать,  уверенная  в  себе  и  в  своём  избраннике.  Она  находит  время  как  для  карьерных  достижений,  так  и  для  создания  комфортной  атмосферы  дома.


В  мужском  восприятии  женщина  —  это  хорошая  хозяйка,  понимающая,  любящая,  определившаяся  с  целью  в  жизни,  и  которая  следит  за  порядком  дома  и  хорошо  готовит.  Важным  для  мужчин  является  параметр  «отсутствие  вредных  привычек».  Следует  отметить,  что  среди  мужской  аудитории  нами  были  зафиксированы  следующие  реакция:  идеальная  женщина  —  это  моя  жена;  идеальная  женщина  —  это  моя  девушка;  какой  бы  ни  была  идеальная  женщина,  моя  девушка  для  меня  идеал;  такой  я  воспитаю  доченьку


Отметим,  что  как  в  мужской,  так  и  в  женской  аудитории  частотными  являются  реакции,  отрицающие  возможность  существования  идеальной  женщины:  идеалов  не  существует,  идеальных  не  бывает;  идеальных  нет;  если  будут  идеальные  —  будет  неинтересно;  такими,  как  хочется,  женщины  никогда  не  будут.


Результаты  АЭ  позволяют  сделать  вывод,  что  современная  женщина  не  всегда  является  обладателем  характеристик,  которыми  наделяется  идеальная  женщина.  Так,  современная  женщина  хочет  быть  сильной,  активной,  самостоятельной  и  самодостаточной,  в  то  время  как  идеальная  женщина  представляется  нежной  и  женственной  женой,  заботливой  матерью,  хорошей  хозяйкой  и  хранительницей  домашнего  очага.  Полученные  в  ходе  эксперимента  данные  подтверждают,  что  когнитивное  исследование  культурных  концептов  представляется  неполным  без  использования  данных  ассоциативной  методики.  Таким  образом,  определение  и  систематизация  концептуальных  признаков,  формирующих  представление  о  мире  и  его  ценностных  ориентирах,  является  важным  условием  выявления  особенности  национально-языковой  картины  мира  различных  этносов.


 


Список  литературы:


1.Вежбицкая  А.  Язык.  Культура.  Познание.  /  А.  Вежбицкая.  М.:  Русские  словари,  1996.  —  412  с. 


2.Воркачев  С.Г.  Лингвокультурология,  языковая  личность,  концепт:  становление  антропоцентрической  парадигмы  в  языкознании  /  С.Г.  Воркачев.  Филологические  науки,  —  2001  —  №  1.  —  С.  64—72. 


3.Горошко  Е.И.  Интегративная  модель  свободного  ассоциативного  эксперимента  /  Е.И.  Горошко.  М.:  РА-Каравелла,  2001.  —  320  с. 


4.Колесов  В.В.  Русская  ментальность  в  языке  и  тексте  /  В.В.  Колесов.  СПБ.:  Петербургское  востоковедение,  2006.  —  626  с. 


5.Слышкин  Г.Г.  От  текста  к  символу:  лингвокультурные  концепты  прецедентных  текстов  в  сознании  и  дискурсе  /  Г.Г.  Слышкин.  М.:  Academia,  2000.  —  128  с. 


6.Степанов  Ю.С.  Константы:  словарь  русской  культуры/  Ю.С.  Степанов.  М.:  Академический  проект,  2001.  —  990  с. 


7.Телия  В.Н.  Русская  фразеология:  Семантический,  прагматический  и  лингвокультурологический  аспекты  /  В.Н.  Телия.  М.:  Языки  русской  культуры,  1996.  —  288  с. 


8.Уфимцева  Н.В.  Сопоставительное  исследование  языкового  сознания  славян  //  Методологические  проблемы  когнитивной  лингвистики.  /  Н.В.  Уфимцева.  Воронеж,  2001.  —  С.  65—71.

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

Оставить комментарий