Статья опубликована в рамках: XIV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 19 ноября 2013 г.)

Наука: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Опрятнова В.Г. ПРИНЦИПЫ ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ В ПОСТРОЕНИИ КОМПОЗИЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ЖИВОПИСНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ С.Г. БАКШАЕВОЙ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 14. URL: http://sibac.info/archive/humanities/guman8(11).pdf (дата обращения: 21.09.2019)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов


ПРИНЦИПЫ  ЗОЛОТОГО  СЕЧЕНИЯ  В  ПОСТРОЕНИИ  КОМПОЗИЦИОННОЙ  СТРУКТУРЫ  ЖИВОПИСНЫХ  ПРОИЗВЕДЕНИЙ  С.Г.  БАКШАЕВОЙ


Опрятнова  Виктория  Геннадьевна


студент  3  курса  факультета  художественного  образования,  НТГСПА,  РФ  г.  Нижний  Тагил


Гундырева  Надежда  Александровна


научный  руководитель,  старший  преподаватель  кафедры  художественного  образования  НТГСПА,  факультет  художественного  образования,  РФ  г.  Нижний  Тагил


E-mailgundyrevan5@yandex.ru


 


Человечество  всегда  волновал  вопрос,  подчиняются  ли  математическим  расчётам  такие  эстетические  категории  как  красота  и  гармония.  Еще  в  эпоху  Возрождения  художники  открыли,  что  любая  картина  имеет  определенные  точки,  невольно  приковывающие  внимание,  так  называемые  зрительные  центры.  Открытие  художниками  того  времени  способности  зрительного  анализатора  человека  осознавать  объекты,  построенные  по  особому  алгоритму,  как  красивые,  привлекательные  и  гармоничные,  получило  название  «золотого  сечения»  картины.  Золотое  сечение  дает  ощущение  наиболее  совершенного  единства  частей  и  целого  [2].


«Во  все  времена  художники,  осознанно  или  неосознанно,  учились  постигать  законы  эстетического  восприятия,  наблюдая  природу.  Живописцев  всегда  пленяла  простая  и  одновременно  рациональная  геометрия  форм  биологического  роста».  Ф.  Патури  [3]


Алгоритмическое  построение  и  анализ  современных  полотен  в  рамках  «золотого  сечения»  актуален  и  сегодня.  В  произведениях  художников-современников  можно  найти  такое  подтверждение.


Светлана  Германовна  Бакшаева  —  член  Союза  Художников  России,  доцент  кафедры  художественного  образования  Нижнетагильской  государственной  социально-педагогической  академии,  один  из  ведущих  художников  города  Нижний  Тагил.


Проведенный  анализ  ее  некоторых  художественных  произведений  позволяет  утверждать,  что  эти  произведения  имеют  конкретное  построение,  внутреннюю  структуру,  подбор  и  группировку  изобразительных  приемов,  организующих  идейно-художественное  целое  в  соответствии  с  принципами  построения  золотого  сечения.


Исследуя  данную  тему,  необходимо  обратить  внимание  на  период  конца  1980-х  —  начала  1990-х  годов,  являющийся  определяющим  в  развитии  художественной  жизни  города  Нижний  Тагил  и  «рождением  в  искусстве»  целой  группы  молодых  и  талантливых  художников.  Они  тяготели  к  освоению  ценностей  мировой  культуры,  а  также  привнесли  в  искусство  новый  путь  самовыражения;  открыли  для  последующего  поколения  иной  тип  сознания,  где  главное  место  занимают  смелые  эксперименты,  внутренняя  философия,  глубокая  концепция  и  поиск  собственного  стиля.  Успешные  выступления  на  российских  и  зарубежных  выставках  и  конкурсах  показывают  высокий  уровень  и  актуальность  данных  художественных  произведений  в  контексте  развития  современного  искусства.  С.Г.  Бакшаева  и  ее  творчество  является,  безусловно,  неотъемлемой  частью  этого  художественного  процесса.


В  ее  работах  просматривается  частое  обращение  к  графичности,  условности  и  декоративности,  но  творчество  С.Г.  Бакшаевой  постоянно  развивается  в  своей  изобразительно-выразительной  системе,  пополняясь  новыми  образами  и  кругом  понятий,  применяемых  в  ее  произведениях,  обращаясь  к  областям  естественных  наук,  в  частности  математики.


Исследуя  и  анализируя  композиционную  структуру  картин  С.Г.  Бакшаевой,  можно  прийти  к  заключению,  что  за  внешней  условной  формой  передачи  изображения,  автор  интуитивно  или  намеренно,  но  грамотно  использовал  возможности  такого  математического  анализа,  как  золотое  сечение,  которое  способствует  наилучшему  зрительному  восприятию  и  появлению  ощущения  красоты  и  гармонии. 


Например,  художественное  произведение  «День  Рождения»  (71х50,  1987  г.,  собственность  автора),  композиционная  структура  которой  соответствует  принципу  построения  бесконечной  последовательности  гармоничных  интервалов  по  Ле  Корбюзье:  1.  Исходный  квадрат  (abcd)  делится  на  четыре  равные  части.  2.  В  его  верхней  половине  (образующей  малый  «двусмежный  квадрат»)  проводится  диагональ  (ec)  (согласно  правилу  золотого  сечения).  3.  Размер  диагонали  переносится  в  вертикальную  плоскость,  в  результате  чего  возникает  новый  прямоугольник  (gach).  4.  Затем  в  полученную  фигуру  вписывается  прямой  угол  (gfi),  его  продолжение  вниз  дает  новый  прямоугольник  (bijd).  5.  В  результате  чего  возникает  ряд  подобных  фигур  и  множество  гармоничных  интервалов  [3]  (Рисунок  1).


 



Рисунок  1.  Принцип  построения  последовательности  бесконечных  гармоничных  интервалов  по  Ле  Корбюзье  в  картине  С.Г.  Бакшаевой  «День  Рождения»


 


В  композиционной  структуре  произведения  основные  линии  построения  предметов,  направления  и  цветовые  акценты  подчинены  определенной  модульной  сетке,  соответствующей  сетке  принципа  построения  последовательности  бесконечных  гармоничных  интервалов  по  Ле  Корбюзье.  Стол  вписывается  в  прямоугольникe  bdf,  захватывая  прямоугольник  bijd,  оставшаяся  часть  которого  уходит  в  закартинное  пространство.  Линия  руки  проходит  по  центральной  линии  прямоугольника  akIc,  делящей  его  пополам,  а  точка  локтя  находится  на  прямой  kI.  Кусок  торта  находится  в  прямоугольнике  pqdn,  являясь  одним  из  зрительных  центров  картины  за  счет  расположения  и  яркости  цветового  пятна.  Драпировка,  лежащая  под  ним,  имеет  направление,  аналогичное  направлениюв  модульной  сетке.  Наклон  плеча  и  головы  практически  совпадает  с  наклоном  соответствующей  линии,  придавая  определенную  динамику  композиции  произведения.  Совокупность  данных  факторов  (совпадение  основных  линий  и  точек  с  модульной  сеткой  элементов  картины,  расположение  главных  элементов  и  цветовых  акцентов)  определяет  гармоничное  восприятие  данного  произведения.  Часть  картины,  не  вписанная  в  модульную  сетку,  является  тем  элементом,  который  позволяет  глазу  отдохнуть  после  сосредоточения  на  главной  композиции  произведения. 


Следующий  пример  —  произведение  «Красная  гора»  (50х60,  1989  г.,  собственность  автора),  композиционная  структура  которой  дает  ощущение  динамики  в  связи  с  совпадением  ее  движения  с  логарифмической  спиралью  (Рисунок  2). 


 



Рисунок  2.  Принцип  построения  композиционной  структуры  по  движению  логарифмической  спирали  в  картине  С.Г.  Бакшаевой  «Красная  гора»


 


Центральный  элемент  в  картине  —  красная  гора,  имеет  определенные  очертания,  подчиненные  линии  логарифмической  спирали.  Основная  концентрация  красного  цвета  находится  в  пределах  плоскости  спирали.  Движение  глаза  по  плоскости  картины  начинается  в  правом  нижнем  углу  в  пределах  спирали,  далее  закручиваясь  по  движению  динамичных  мазков.  Таким  образом,  используя  данный  принцип  построения  и  группу  определенных  изобразительных  приемов,  достигается  динамика  в  композиции  и  целостное  и  гармоничное  восприятие  произведения.


По  такому  же  принципу  строится  композиционная  структура  произведений  «Андрей  Первозванный»,  «Мессидор»  и  их  внутренних  элементов  (Рисунок  3,  Рисунок  4):


 



Рисунок  3.  Принцип  построения  композиционной  структуры  по  движению  логарифмической  спирали  в  картине  С.Г.  Бакшаевой  «Андрей  Первозванный»  (110х90,  1991  г.,  собственность  автора)


 



Рисунок  4.  Принцип  построения  композиционной  структуры  по  движению  логарифмической  спирали  в  элементе  картины  С.Г.  Бакшаевой  «Мессидор»  (45х63,  1992—1993  г.,  собственность  автора)


 


Одним  из  ярких  примеров  использования  принципа  золотого  сечения  с  четырьмя  зрительными  центрами,  каждый  из  которых  находится  на  расстоянии  3/8  от  края  («золотое  сечение»  картины),  является  произведение  «Черный  Фетиш»  (54х84,  1996  г.,  собственность  автора)  (Рисунок  5).


 



Рисунок  5.  Принцип  построения  композиционной  структуры  картины  С.Г.  Бакшаевой  «Черный  Фетиш»  по  золотому  сечению


 


Анализируя  композиционную  структуру  данного  художественного  произведения,  стоит  отметить,  что  центральный  элемент  картины  вписывается  в  центральную  часть  модульной  сетки.  Остальные  элементы  также  занимают  определенное  место  в  композиции  соответственно  расположению  элементов  в  сетке  золотого  сечения.


Исходя  из  анализа  композиционной  структуры  картин,  можно  сделать  вывод  об  актуальности  использования  принципа  золотого  сечения  в  живописных  произведениях,  принадлежащих  творчеству  С.Г.  Бакшаевой  и,  несмотря  на  особую  условность  творческой  манеры  художника  в  передаче  образа,  ее  произведения  воспринимаются  целостно  и  гармонично.


 


Список  литературы: 


1.Золотое  сечение  в  живописи.  //  Музей  Гармонии.  07.09.2001—30.04.2009.  —  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.goldenmuseum.com/0805Painting_rus.html  (дата  обращения  10.11.2013).


2.Светлана  Германовна  Бакшаева.  Союз  художников  России//  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.shr-nt.ru/painters(дата  обращения  —  15.11.2013).


3.Шкруднев  Ф.Д.  Золотое  сечение  //  Журнал  «Самиздат».  —  2013.  —  [Электронный  ресурс]  —  Дата  обновления  06.  01.2013.  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://samlib.ru/s/shkrudnew_f_d/osnovy-30.shtml  (дата  обращения  15.11.2013).


4.Яндекс  словари.  Пропорционирование  //  Словарь  изобразительного  искусства.  —  2004—2009.  —  [электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://m.slovari.yandex.ru/article.xml?book=vlasov&title=%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5  (дата  обращения  10.11.2013).

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий