Статья опубликована в рамках: XIV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 19 ноября 2013 г.)
Наука: Педагогика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
отправлен участнику
ЗНАЧЕНИЕ МУЗЕЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЭТНОТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Тимонькина Светлана Сергеевна
студент 6 курса, кафедра управления дошкольным образованием,
Институт педагогики и психологии образования ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет», РФ г. Москва
E-mail: tim-sweta@yandex.ru
Якушева Светлана Дмитриевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент общеинститутской кафедры
теории и истории педагогики ИППО ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет», РФ г. Москва
В жизни нашего общества и в целом России наступает решающий момент - возрождение государственности, этап сложный, ответственный и судьбоносный. Социокультурная ситуация в обществе стимулирует возникновение образовательных потребностей, направленных на актуализацию способностей к саморазвитию личности, раскрытию его творческого потенциала и нравственности.
Сегодня нравственность чаще всего отождествляется с культурой, искусством, творчеством. Снижение «культурности» в обществе — общепризнанный факт. В сегодняшних условиях проблема культуры, этической в частности, в воспитании нравственности очевидна.
Культура — это, прежде всего система ценностей. Она необходима для удовлетворения нравственных потребностей и поиска жизненных целей, смысла, идеалов, высших ценностей. Так сформировалось классическое понимание культуры как воспитания и образования человека, а термин «культура» стал использоваться для обозначения общего процесса интеллектуального, духовного, эстетического развития человека и общества, выделения мира, созданного человеком, из мира природы.
Б.И. Кононенко и М.Г. Болдырева утверждают, что не может быть безнравственной культуры, ибо нравственность формируется только в рамках культуры [6, с. 73].
Культура — это своеобразный «генотип» общественного организма, определяющий его строение и развитие. Она представлена в продуктах материального и духовного труда, социальных нормах и духовных ценностях, отношениях человека к природе и между людьми. Культура фиксирует достигнутый обществом уровень представления о добре, зле, чести, справедливости, долге и т. д., регулирующие поведение людей [13, с. 351]. Культуру невозможно представить вне понятия нравственности, морали и этики.
Термин «этика» происходит от древнегреческого слова "ethos"(«этос»). Первоначально под этосом понималось привычное место совместного проживания, дом, человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо. Отталкиваясь от слова «этос» в значении характера, Аристотель образовал прилагательное «этический». Впоследствии древнеримский философ Цицерон, для более точного определения аристотелевского понятия этического, перевел его на латинский, образовав понятие "moralis" — «моральный», «нравственный». По мере развития общества под моралью понимались явления реальной жизни — нормы и эталоны поведения людей, выполнение этих правил [2, с. 9].
Этика выясняет место морали в системе общественных отношений, анализирует ее природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, теоретически обосновывает ее систему.
Стремительное изменение социальной и политической среды, оказывает влияние на образование, в том числе и дошкольное.
Система дошкольного образования, сложившаяся в России является народным достоянием. Дошкольное образование — это первая и важная ступень всей педагогической системы.
Складывавшаяся на протяжении веков система воспитания и формирования личности — важнейшая часть культуры любого народа. Период детства во все времена привлекал внимание психологов, педагогов, социологов и философов.
Одной из задач дошкольного образования — это воспитание этических основ формирования личности (мировоззрения, направленности и устойчивости личности, нравственно-психологических качеств, чувств и привычек).
Формирование личности немыслимо без осмысления культурно-исторического развития общества, взаимодействия и взаимопроникновения различных культур, наций, конфессий и социальных групп, ядром которого является этнолерантность.
Этнотолерантность или этническая толерантность трактуется как терпимость к чужому образу жизни, чужим обычаям, традициям, нравам, иным чувствам, мнениям и идеям. Формирование этнотолерантности является одной из приоритетных направлений этнопедагогики.
Во времена зарождения первых педагогических воззрений, мыслей и идей, касающихся воспитания и обучения детей, ученые и философы — Демокрита, Сократа и другие (IV—VII вв. до нашей эры) акцент делался на необходимость всестороннего духовного развития детей, формирования у них таких качеств, как вежливость и уважение к старшим, справедливость и смелость.
В условиях эпохи рабовладельческого строя и феодализма педагогическая мысль формировалась через обобщения опыта спартанского и афинского воспитания, школ греческой культуры. Идеи воспитания и обучения сместилось с философского на религиозный аспект. Благодаря этому в Средние века наибольшее распространение получили идеи нравственного развития и воспитания, связанные с трудами святителя Иоанна Златоуста и патриарха Фотия.
В первую стадию зарождения педагогической мысли в XVII в. в эпоху Возрождения легли основы воспитания гармонично развитой личности, которая обладает духовным совершенством и умеет ценить жизнь. В эпоху Нового времени на второй стадии становления и зарождения дошкольной педагогики были разработаны принципы воспитания и обучения детей. Принцип культуросообразности А.В. Дистеверга выделял: физическое, умственное и нравственное воспитании. Под влиянием идей Просвещения, третья стадия становления общественной системы дошкольного образования. Цель данного воспитания сводилось к трем началам — православие, самодержавие и народность. Молодое поколение воспитывалось для общества. Большое значение придавалось нравственному воспитанию, освещенному в трудах К.Д. Ушинского, Е.Н. Водовозовой, И.А. Сикорского и других отечественных ученых.
На современном этапе акцент смещается на развитие индивидуальности ребенка, базиса его личностной культуры и творческих способностей. И.А. Зимняя определяет главные направления воспитания как социально-нравственное, общекультурное и общеинтеллектуальное.
Современный культурный человек — это не только образованный, но и человек обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Важно сформировать у дошкольников умение строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающим на основе взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Одной из приоритетных задач современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы воспитанники получили не только определенный багаж знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие этнотолерантностью в качестве основы жизненной позиции.
Культура личности раскрывается в динамическом процессе знакомства с окружающим, его переработки и создания собственных ценностей. Поэтому взрослые несут особую ответственность за организацию культурной среды, а также материальную и духовную поддержку ребенка.
Сегодня практически каждый воспитатель дошкольного учреждения сталкивается с такой проблемой, как социально-педагогическая неоднородность воспитанников. Это естественно, так как наше общество в целом является неоднородным. Детский сад посещают дети разных национальностей, с разными особенностями семейного воспитания. В связи с этим возникла потребность в освоении педагогами дошкольного образования специальных методов и средств приобщения детей к культурному наследию народов мира.
Для формирования первоначальных представлений социального характера по приобщению дошкольников к элементарным общепринятым нормам, правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, основам этической культуры, возникла необходимость использования музейной педагогики, а именно музея этнической культуры.
В 1949 году в журнале «Мурзилка» было опубликовано стихотворение С. Михалкова. Строчки это стиха знакомы каждому: «В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора. — Я поведу тебя в музей, — сказала мне сестра». К сожалению, даже в таком мегаполисе как Москва, с огромным количеством музеев, не всегда есть возможность посетить музей. Именно поэтому в дошкольных образовательных учреждениях стали создаваться собственные музеи, большие и маленькие.
Музеи — неотъемлемая часть культурного наследия. Они охватывают практически все сферы жизни человечества: искусство, науку в целом, историю, географию и т. п. В современном обществе музеи продолжают свою культурную и просветительскую деятельность. В мире насчитывается не один десяток тысяч музеев, больших и маленьких, всемирно известных и имеющих ограниченный круг посетителей. Свой музей существует почти в каждом городе планеты. Музеи стали очень разными и необычными.
В гуманитарном словаре музей — хранилище артефактов или предметов природы, получивших в культуре знаковую ценность, одно из средств самосохранения культуры. Подразумевается, что данный набор является эталоном образца культуры (или природы) или может им стать, и в этом плане всякая вещь, помещаемая в музей, есть вещь избранная, причем целенаправленно [3].
Современная иллюстрированная энциклопедия по искусству определяет музей как научно-просветительское учреждение, осуществляющее комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников истории, материальной и духовной культуры [5].
В 1913 на научной конференции «Музей как образовательное и воспитательное учреждение» году, проходившей в Мангейме, А. Лихтварк директор Гамбургской картинной галереи говорил, что музей можно поставить в один ряд с университетами и академиями [8].
Первую половину двадцатого века в России просветительской деятельности музеев посвятили себя такие известные советские педагоги и ученые как А. Луначарский, Ф. Шмидт, П. Флоренский и А. Бакушинский. Они предложили внедрить в школьную практику такие формы как школьные краеведческие музеи и музейные кружки с изучением методик работы с памятниками истории и культуры.
В начале 1930-х годов новыми идеологами отечественной педагогики развитие музейной педагогики было приостановлено, а вскоре и свернуто. Лишь с начала 1960-х годов началось ее возрождение, были переосмыслены образовательное и воспитательное значение музеев, музейная экспозиция и проектирование. Следующие двадцать лет музейное экспозиционное искусство в Советском Союзе получает новый импульс. При Министерстве образования в эти годы функционирует проблемная группа «Музей и образование», способствующая популяризации музейной педагогики и формированию содержания образовательной функции музейной педагогики.
В современном музееведении существует такое понятие, как «детский музей». Детские музеи распространены во многих странах мира, а в последнее время становятся популярны и в России. В 20—30-е годы XX столетия появились и школьные музеи. Одну из групп музеев того времени называли музеями-мастерскими, так как они были направлены на развитие творческих способностей детей. Примером такого учреждения считается первый российский Детский клуб, который был создан обществом «Сетлмент», возглавляемый С.Т. Шацким, Л.К. Шлегером и А.У. Зеленко. Одной из главных его задач была кружковая работа с детьми разного возраста из малообеспеченных семей. Отдельная комната была выделена под музей, в котором собирали коллекции разных растений, животных. Уже тогда акцент делался на восприятии ребенком окружающего мира. Так, А.У. Зеленко считал, что чувственная грамотность ребенка формируется от впервые виденного, ощупанного, понюханного, испробованного и способствует возникновению интереса к самостоятельной деятельности.
Музей этической культуры в современном дошкольном образовательном учреждении решает следующие задачи по формированию этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста: полноценное приобщение к культуре своего народа как непременное условие интеграции в другие культуры; формирование многосторонних представлений о многообразии культур в регионе, стране, мире в целом; воспитание положительного отношения к культурным различиям, способствующим прогрессу человечества; создание условий для интеграции в культуры других народов и развитие этнической толерантности в процессе ознакомления с их национальными достижениями; формирование и развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с представителями других культур; воспитание в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.
Музей этнической культуры должен отвечать ряду показателей: не провоцировать на агрессивные действия, проявление жестокости; не порождать отрицательных эмоций, проявление страха; не провоцировать негативного отношения к детям другой национальности; быть дидактически-оснащенным для воспитания этнотолерантности.
Как и любой музей, он выполняет четыре основных функции: пополнение фондов; систематизация подлинников; сохранение подлинников; демонстрация экспонатов. Кроме перечисленных функций, музей этнической культуры способствует гражданско-патриотическому воспитанию, являясь формой дополнительного образования, расширяя кругозор дошкольников и побуждая их к активности, сотворчеству и исследованию истории этнокультур.
Особенностью музея в дошкольном учреждении является то, что к основным экспонатам добавляются предметы, сделанные руками детей.
Музей дает возможность детям не только рассмотреть предметы со всех сторон, но и практически освоить их. Формы работы в музее этнической культуры отличаются многообразием. К ним относятся: мини-беседы с детьми; экскурсии для детей и родителей; самостоятельное рассматривание экспонатов; мастер-класс по изготовлению экспонатов; работа творческой группы по пополнению музея экспонатами; творческие игры, образовательные путешествия; чтение художественной литературы; исследовательская деятельность, экспериментирование; музицирование, прослушивание аудио-материалов, просмотр мини-презентаций.
Свое отношение к человеку другой национальности начинает формироваться у ребенка примерно с 5 лет, основываясь на элементарных проявлениях общечеловеческих чувств. Поэтому проблема формирования этнотолерантности относиться к воспитательной и начинать работу в этом направлении необходимо с дошкольного возраста, поскольку именно тогда закладываются ценностные основы мировоззрения.
Таким образом, благодаря музею продолжается не только культурно-просветительская деятельность, но и расширяется кругозор, развиваются познавательные способности детей, формируются проектно-исследовательские умения и навыки, развивается творческое мышление и их активная жизненная позиция.
Музей решает проблему создания полноценной этнокультурной среды в дошкольном образовательном учреждении, обладает развивающим педагогическим потенциалом развития и формирования личности, носительнице определенной национальной культуры. Через музей осуществляется подготовка дошкольников к полноценной жизни в условиях многокультурной мировой цивилизации.
Список литературы:
1.Ванслова Е.Г. Музейная педагогика в XXI веке // Мир музея. 2005. № 3
2.Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: учебник. М.: Гардарика, 2003. — 472 с.
3.Гуманитарный словарь, 2002 [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://slovari.yandex.ru/
4.Дошкольная педагогика. Обзорные лекции по подготовке студентов к итоговому междисциплинарному экзамену: учебное пособие / Под ред.Н.В. Микляевой. М.: ФОРУМ, 2012. — 256 с.
5.Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия / Под ред. проф. А.П. Горкина. М.: Росмэн, 2007.
6.Кононенко Б.И., Болдырева М.Г. Культурология (альбом схем): учеб. пособие. М.: Изд-во «Щит-М», 1999. — 112 с.
7.Макарова Т.В., Ларионова Г.Ф. Толерантность и правовая культура дошкольников. Методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2008. — 80 с.
8.Музейная педагогика в начале XX века [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://paidagogos.com/?p=4966
9.Пантелеева Л.В. Музей и дети. М.: Издательский Дом «Карапуз», 2000.
10.Педагогика межнационального общения: учеб. пособие / Под ред. Д.И. Латышиной. М.: Гардарики, 2004. — 320 с.
11.Рыжова Н.А., Логинова Л.В, Данюкова А.И. Мини-музей в детском саду. М.: Линка-Пресс, 2008.
12.Федорова С.Н. Этнокультурное развитие детей. Психолого-педагогическое сопровождение: учеб. пособие. М.:ФОРУМ, 2011. — 176 с.
13.Философия: учебник для высших учебных заведений. Ростов н/Д: Феникс, 1999. — 576 с.
отправлен участнику
Оставить комментарий