Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XIV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 19 ноября 2013 г.)

Наука: Филология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Саргина С.А. АКТУАЛЬНОЕ ЗВУЧАНИЕ ТЕМЫ РАСИЗМА В РОМАНЕ ТОНИ МОРРИСОН «САМЫЕ СИНИЕ ГЛАЗА» // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 14. URL: https://sibac.info/archive/humanities/guman8(11).pdf (дата обращения: 22.07.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

"За статью проголосовало 0 человек"

 

АКТУАЛЬНОЕ  ЗВУЧАНИЕ  ТЕМЫ  РАСИЗМА  В  РОМАНЕ  ТОНИ  МОРРИСОН  «САМЫЕ  СИНИЕ  ГЛАЗА»

Саргина  Светлана  Алексеевна

студент  4  курса,  кафедра  теории  и  практики  перевода  и  иностранных  языков,  Институт  международного  менеджмента  и  иностранных  языков  «Ин.Яз.  —  Омск»,  г.  Омск

E-mailsvetlana_sargina@mail.ru

Балова  Ольга  Леонидовна

научный  руководитель,  старший  преподаватель,  заведующая  секцией  английского  языка  «Ин.Яз.  —  Омск»,  г.  Омск

 

В  нашей  статье,  мы  хотим  уделить  внимание  творчеству  Тони  Моррисон,  писательнице  нашей  современности.  Детство  провела  в  штате  Огайо.  Т.  Моррисон  преподавала  в  университете  штата  Техас,  также  редактировала  работы  афро-американских  писателей.  Работы  Тони  Моррисон  внесли  вклад  в  развитие  американской  литературы.  В  настоящее  время  Т.  Моррисон  участвует  в  конгрессах  и  проектах  за  права  женщин,  занимается  вопросами  об  улучшении  жизни  народов  Африки.  Ее  произведения  получили  популярность,  и  были  переведены  на  многие  языки  [1].

В  жизни  каждого  человека  имеют  место  такие  случаи,  которые  забыть  невозможно.  И  как  никто  другой  нам  сможет  о  них  рассказать  человек,  испытавший  это  на  себе.  В  данном  случае  мы  говорим  о  расовой  дискриминации.  Человек  —  это  уникальное  существо,  обладающее  своим  неповторимым  характером  и  личностью.  Так  почему  существует  идеал  или  «штамп»  на  который  стоит  равняться?  Ведь  мы  не  имеем  ввиду  стремление  к  получению  знаний  или  спортивных  достижений,  речь  идет  о  красоте,  и  внешности.  Испытав  невзгоды  и  унижения  на  самом  себе,  мы  все  больше  начинаем  постигать  суть  вопроса.  И  вывод  прост:  для  того  чтобы  быть  «человеком»  всего  лишь  нужно  родиться  в  нужном  месте  и  обладать  нужной  внешностью.  Не  кажется  ли  ситуация  абсурдной?  Человек  —  дитя  природы,  нас  всех  природа  наградила  своими  привлекательными  внешними  данными,  кому-то  дано  иметь  густые  волосы,  а  кому-то  достались  зеленые  глаза.  Но  откуда  возник  эталон  красоты  или  стандартов?  На  наш  взгляд,  человек  должен  любить  себя  таким,  какой  он  есть.  Ценить  то,  что  он  имеет.  Не  гнаться  за  идеалом,  а  быть  идеалом  для  себя  самого.  Как  только  ты  начнешь  уважать  себя,  так  и  окружающие  будут  воспринимать  тебя.  Несомненно,  это  знают  все,  и  внушают  себе  это  ежедневно.  Тем  не  менее,  хотелось  бы  обратиться  к  проблеме  в  книге  «Самые  синие  глаза».  Сюжет  книги  повествует  читателям  о  жизни  и  судьбе  молодой  негритянке,  которая  хотела  иметь  голубые  глаза  и  светлую  кожу.  Смысл  жизни  молодой  девушки  заключался  в  приобретение  голубых  глаз.  Цвет,  который  помог  бы  изменить  жизнь.  …«Проводила  пальцем  по  вздернутому  носику,  ковыряла  голубые  стеклянные  глаза,  накручивала  на  палец  желтые  волосы.  Я  не  могла  это  полюбить.  Но  зато  я  могла  исследовать  ее,  чтобы  понять,  где  же  именно  находится  то,  чему  поклоняется  весь  мир»  [3,  c.  9]  Живя  в  Африке,  она  знала,  что  есть  места  на  Земле,  где  спокойствие  и  гармония.  Но  имея  карие  глаза,  она  уже  была  из  мира  убогих.  Однако,  разве  цвет  глаз  решает  что-то?  Это  предубеждение  человека,  находящегося  в  безвыходном  положении.  В  книге  описывается  жизнь  и  события  весны  1941  года,  в  это  время  Африка  переживала  неблагополучные  времена,  бедность  и  хаос  творились  тогда.  Не  стоит  забывать  про  угнетающую  социальную  обстановку  и  внутренний  семейный  конфликт,  произошедший  в  семье  девочки.  Голубые  глаза  —  это  иллюзия  прекрасной  жизни,  это  обман  самой  себя,  это  мечта  о  благополучии.  Когда  рушатся  мечты,  жизнь  теряет  смысл,  и  только  сила  воли  и  желание  жить  помогут  преодолеть  это  разочарование.  Наверно,  не  стоит  жить  иллюзией  обмана  самого  себя.  Лучше  осознавать  суровую  реальность,  от  которой  по  крайне  мере  можно  ожидать  удар,  нежели  жить  мечтой,  которая  неосуществима. 

Мы  все  ждем  чуда,  которое  изменит  нашу  жизнь.  Но  чудеса  случаются  редко,  и  даже,  если  нам  выпадает  удача,  мы  начинаем  верить  в  судьбу.  Но  иметь  голубые  глаза  —  это  почти  нереальное  чудо.  Учитывая  обстановку  и  положение  главной  героини,  едва  ли  она  могла  взглянуть  на  мир  через  голубые  глаза.  Она  столкнулась  с  жесткостью,  ее  изнасиловал  собственный  отец,  и  она  потеряла  весь  интерес  к  жизни.  …«Чолли  знал,  что  плохо  убегать  от  беременной  девушки  и  с  сочувствием  думал  об  отце,  который  сделал  то  же  самое»  [3,  с.  89]. 

Колонизация  стала  причиной  унижения  и  расовой  дискриминации  народов  Африки.  Тысячи  людей  подверглись  истреблению,  гонению,  унижению.  Природа  сделала  одних  сильнее  других,  что  позволило  одной  расе  занимать  более  высокие  позиции,  как  в  культурном,  так  и  в  политическом  смысле.  Если  сравнить  человечество  с  дикой  природой,  то  можно  найти  сходства  в  психологии  поведения  людей  и  животных.  Подобно  животному,  человеку  ищет  себе  подобных,  выживает  сильнейший,  и  как  следствие  диктует  свои  права. 

Вряд  ли  найдется  идеология,  более  дискредитированная,  чем  расизм.  Но  вряд  ли  найдется  идеология  или,  по  меньшей  мере,  умонастроение,  более  распространенное,  чем  расизм  [2].  Давайте  обратимся  к  понятию  «расизм»,  которое  дается  в  толковом  словаре  Ожегова  С.И.  «Расизм  —  реакционная  теория  и  политика,  утверждающая  превосходство  одной  расы  над  другой»  [4].  Многие  ученые  изучали  вопрос  расизма,  его  происхождение  и  причины.  Основателем  расистской  теории  считается  Жозеф  де  Гобино.  В  своих  исследованиям  он  рассматривал  вопрос  расизма  с  исторической  точки  зрения.  Тысячи,  тысячи  людей–рабов  пытались  выжить  под  гнетом  унижения,  бедности  и  грязи.  Расизм,  как  проблему  на  психологическом  уровне  изучали  многие  ученые,  целью  их  исследований  является  выявление  причин  для  подобного  поведения.  Цвет  глаз  и  кожи,  а  также  принадлежность  к  определенной  национальности  стали  основными  критериями,  по  которым  люди  стали  «классифицировать»  друг  друга.  Результатом  является  порабощение  одной  «слабой»  нации  другой  более  «сильной»,  установление  власти  на  определенных  территориях  и  т.  д.  Например,  Ригоберт  Менч  Тум,  которая  является  лидером  коренных  народов  Гватемалы  и  лауреатом  Нобелевской  премии  мира  пишет  «На  протяжении  всей  истории  расизм  использовался  для  оправдания  попыток  расширения  границ  владений,  завоеваний,  колонизации  и  установления  господства  и  он  был  неотделим  от  нетерпимости,  несправедливости  и  насилия». 

На  сегодняшний  день  вопрос  расизма  остается  актуальным,  несмотря  на  множество  принятых  мер,  направленных  на  улучшение  социальных,  экономических  условий.  Для  того  чтобы  «выровнять»  расы  потребуется  много  времени  и  усилий.  Когда  человечество  на  генном  уровне  воспринимает  определённую  расу,  как  низких  и  недостойных  людей,  тяжело  и  порой  невозможно  искоренить  это.  «Расизм,  это  когда  не  в  счет.  Они  не  в  счет.  Когда  можно  делать  с  ними  что  угодно,  потому  что  они  не  такие,  как  мы.  Понимаешь?  Они  не  из  наших.  Ими  не  зазорно  воспользоваться.  Не  теряешь  своего  достоинства,  своей  «чести».  Они  так  непохожи  на  нас,  что  нечего  стесняться,  не  может  быть  никакого…  никакого  суждения,  вот.  Им  можно  поручить  любую  грязную  работу,  потому  что  в  любом  случае  их  суждение  о  нас  как  бы  не  существует,  не  может  замарать…  Это  и  есть  расизм»  [5,  с.  50]. 

Тони  Моррисон  предприняла  попытку  описать  и  поделиться  с  читателями  всеми  эмоциями  и  чувствами,  которые  испытывал  народ  Африки,  передать  нам  обстановку,  в  которой  выживали  люди.  Используя  различные  стилистические  приемы,  автор  передает  силу  идеи  через  экспрессивность.  Сила  языка  является  мощным  орудием  автора,  способное  повлиять  на  сознание  и  мысли  людей,  читающих  книгу.  И  возможно,  сопоставив  нашу  реальность  с  реальностью  романа,  мы  осознали,  что  наша  жизнь  не  так  уж  плоха.  …«Нечесаные  волосы,  драная  одежда,  ботинки  развязаны  и  заляпаны  грязью»  [3,  с.  54].

За  попытку  представить  жизнь  Африки  в  атмосфере  расизма,  унижение  женщин,  голод  и  бедность,  и  описание  злободневных  проблем  людей,  Тони  Моррисон  была  награждена  Нобелевской  премией  в  1993  году.  Роман  «Самые  синие  глаза»  стал  «первооткрывателем»  творчества  Т.  Моррисон.  Более  того,  после  публикации  этого  романа,  пришло  осознание  того,  что  все  мы  одинаковые,  мы  в  первую  очередь  люди,  и  нет  разницы  какого  цвета  глаза  и  кожа,  и  на  каком  языке  говоришь. 

В  заключении  хотелось  бы  процитировать  Джордж  Эйкен)  —  «если  бы  в  одно  прекрасное  утро  мы  обнаружили,  что  отныне  все  люди  —  одной  нации,  одной  веры  и  одной  расы,  то  еще  до  обеда  мы  бы  изобрели  новые  предубеждения».

 

Список  литературы:

1.Люди.  Peoples.ru  Тони  Моррисон  Toni  Morrison  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.peoples.ru/art/literature/prose/roman/toni_morrison/

2.Малахов  В.С.  «Скромное  обаяние  расизма»//  Знамя.  —  2000.  —  №  6.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://magazines.russ.ru/znamia/2000/6/malahov.html

3.Моррисон  Тони  «Самые  синие  глаза»  //  электронная  библиотека  FB2  knigi.  net.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://fb2knigi.net/prose_genres/prose_contemporary/29180-samye-sinie-glaza.html

4.Ожегов  С.И.,  Н.Ю.  Шведова.  ТОЛКОВЫЙ  СЛОВАРЬ  РУССКОГО  ЯЗЫКА.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://ozhegov.info/slovar/

5.Ромен  Гари.  «Дальше  ваш  билет  недействителен»  Симпозиум,  2003.  —  83  с.

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.