Статья опубликована в рамках: XIV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 19 ноября 2013 г.)
Наука: Филология
Секция: Литературоведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
"За статью проголосовало 12 человек"
«СРЕДА ЗАЕЛА...» (ИЗОБРАЖЕНИЕ ЗЕМСКОГО ВРАЧА В РАССКАЗЕ А.П. ЧЕХОВА «ИОНЫЧ»)
Шилина Виктория Михайловна
студент 2 курса группы С-21 ГБОУ СПО «Белореченский медицинский колледж», г. Белореченск
E-mail: lena.3363@mail.ru
Мальцева Елена Александровна
научный руководитель, преподаватель русского языка и литературы высшей категории, г. Белореченск
Каждый из нас хоть раз в жизни слышал выражение «среда заела». Оно взято из повести И.С. Тургенева «Переписка» и обозначает «трагическое подчинение человека лежащим вне его обстоятельствам жизни», употребляется для характеристики определенных мировоззренческих позиций. Не секрет, под влиянием среды, пагубно воздействующей на человека, не только герои литературных произведений превращаются в апатичных обывателей, но и современные молодые люди, не имеющие нравственного стержня в себе, предают идеалы юности и становятся рабами «золотого тельца». Успокоение и мечты о сытой жизни убивают талант, энергию, мечту, веру в высокое. Исследователи людей, подвергшихся влиянию среды, утверждают: «Вылечить такую личность нельзя, а вот самому измениться можно». Именно такого героя мы встретили на страницах рассказа А.П. Чехова «Ионыч».
Величайший русский писатель-классик, практиковавший в качестве врача до конца жизни, в своих произведениях дал научно оправданное отображение психических и телесных страданий человека, сумел с исключительным реализмом нарисовать внутренний мир как больного, так и самого врача. Знания, полученные в университете и практической деятельности, позволили ему сделать это с максимальной точностью. Чтобы понять человеческую психологию и верно изобразить душевный мир героев, ему пришлось соединить в себе опыт литератора и врача.
Вслед за Гоголем, имевшим дар «выставлять ярко подлость жизни, уметь очертить с такой силой пошлость пошлого человека, чтобы вся эта мелочь, которая ускользает из глаз, бросилась бы крупно в глаза всем» [2, с. 23]. Чехов в рассказе «Ионыч» показывает, как под влиянием окружающей среды могут угасать духовные задатки человека. Эта проблема стала ключевой в его творчестве.
Понимая трагизм мелочной действительности, Антон Павлович не раз предупреждал: «Нет ничего тоскливее, оскорбительнее пошлости человеческого существования» [3, с. 2]. Для него было невыносимо видеть духовную смерть человека, отрешившегося от идеалов и своего жизненного предназначения. Он искал причины этому и пытался показать их каждому, чтобы уберечь мир от бездуховности. Постепенная деградация личности привела доктора Старцева к полному нравственному опустошению и погружению в мир обывательщины. Мы в своем исследовании пытались понять: что послужило причиной такого падения: среда, в которую погружается человек, или же его личностные качества?
В выборе темы решающую роль сыграл личный мотив, так как я решила связать свою дальнейшую жизнь с медициной. Мне интересно сравнить писательское видение этой проблемы и взгляд современной молодежи на роль сельского врача, его место в современном обществе. Так ли губительно влияние среды на не сформировавшегося еще человека? На мой взгляд, эти вопросы были и будут актуальны всегда.
Антону Павловичу всегда были интересны люди, чья «идейность, благородное честолюбие, имеющее в основе честь родины и науки, упорство, стремление к намеченной цели, богатство знаний и трудолюбие, фанатичная вера в науку» [1, с. 17] делали их в глазах народа сподвижниками, олицетворяющими нравственную силу. Он не раз восхвалял врачей-тружеников в своих рассказах («По делам службы», «Случай из практики»). Нарисовав множество образов русских врачей-интеллигентов, Чехов рассказал и о том, как под влиянием окружающей действительности могут постепенно угаснуть в человеке его лучшие задатки. Он презирал обывателей, живущих в своем «футлярном мирке». Опасно моральное разложение, равнодушие, обывательский образ жизни. Именно таким и стал доктор Дмитрий Ионович Старцев.
Как же из доктора Старцева получился просто Ионыч? Мастер реалистического рассказа при помощи деталей, композиции, пейзажа, портретных характеристик проследил линию жизни героя, который сначала достиг материального благополучия, а потом пришел к моральной деградации. Однообразие жизни губернского города, праздность его жителей, духовная нищета, стремление к материальному благополучию — звенья одной цепи. Безделье разлагает человека, превращает его в существо, полностью замкнутое на быте. Желание жить спокойно, без хлопот — единственная цель существования этих людей. Примером такого бессмысленного бытия в рассказе служит семья Туркиных. Там не происходит никакого развития, труда над собой. Хозяйка пишет бездарные романы, а дочка играет на фортепиано весьма посредственно, шутки же отца плоские и избитые [1, с. 25]. Так что талантливость самой образованной семьи в городе на поверку мнимая. Даже любовь Старцева к глупенькой, но не лишенной поэзии девушке не смогла пробить толщу душевной рутины. Проблески нежности и наитие мечты исчезли так же быстро, как появились в счастливую, но кратковременную пору его жизни. Под очарованием любви он способен был на глупость (свидание на кладбище), на поэтическое восприятие мира. Но даже здесь мы чувствуем пустоту. А дальше сплошная проза, неприкрытая, жестокая правда жизни, в которой рисуется постепенное очерствение души молодого доктора, превращающегося в толстого, грубого, жадного Ионыча. Чехов сумел мастерски подметить особое настроение души, вызываемое прозябающим существованием.
По мнению Чехова, причина такого превращения — обывательская среда. Слишком мал тот духовный багаж, с которым он попадает в нее, именно «скудость человеческого запаса и не дает Старцеву сопротивляться» [3, с. 1]. А ведь в начале рассказа перед нами талантливый врач с высокими идеалами и помыслами, с желанием чего-то незаурядного, он еще иногда напевает: «Когда еще я не пил слез из чаши бытия…» [2]. Тогда Дмитрий Ионыч всеми силами старался быть полезным людям, он почти не бывал в городе и все время отдавал работе. Она и составляла для него смысл жизни, ради нее он готов был пожертвовать свободным временем, отказывался от развлечений. Не зная отдыха, он проживал однообразные будни, наполненные бесконечными больными, поначалу совсем не раздражающими его. Трудолюбие для Чехова — один из важных показателей духовности человека. Ну, и что плохого в том, что человек хочет заработать? Что желает одновременно служить в земстве и иметь большую практику в городе? Но врожденная способность к труду постепенно превращается в жажду наживы. Главным развлечением доктора становится пересчитывание денег по вечерам. Он много работает, но им движет уже не долг врача, а стремление к деньгам. Больные перестают его интересовать как люди, нуждающиеся в помощи. Ионыч видит в них только выгодных и невыгодных клиентов. Зачем ему одному столько денег? В театры и на концерты он не ходит. Он и сам не может этого объяснить. Один день его похож на другой, год сменяется следующим, ничего не меняется. Неизменность, обыденность жизни объясняет нам краткость рассказа. Важные события, в корне меняющие жизнь, происходят очень редко. Автор подчеркивает: всего за 4 года произошло его физическое и духовное ожирение: «голос у него изменился, стал тонким и резким», «так как горло заплыло жиром», «характер стал тяжелым и раздражительным» [5, c. 218]. Автор акцентирует: произошла самая страшная для человека потеря – потеря живого духовного начала, растрачено ценнейшее время. Человек сам несет ответственность перед обществом и самим собой за нерациональное использование жизни.
Путь от Старцева к Ионычу — обыкновенное, типичное явление русской действительности. Не случайно действие рассказа происходит в провинции. Российская «глубинка» в литературе всегда была воплощением мещанской среды, затягивающей человека в тину материальных интересов, убивающей в человеке духовное начало. Чехов подчеркнул не только силу среды, но и внутреннюю неспособность самого человека, не вступающего в борьбу со средой.
Из молодого энергичного человека, который мог бы сделать много полезного в жизни, преобразить мир, получается жирное и обрюзгшее существо, апатичное и равнодушное ко всему, для которого жизнь превратилась в хрустящие бумажки. Он вполне осознает свое моральное падение и не сопротивляется ему. Нет ничего тоскливее и бесполезнее, чем жизнь таких ионычей.
К сожалению, реалии нашего времени говорят о том, что подобного рода молодые люди — явление распространенное и в современном мире, таком далеком от Чехова. Желающих жить за счет других, тех, кто подчиняет свои потребности только достижениям материальных благ, достаточно и среди моих сверстников. А ведь жить в мире, где происходит постепенное обнищание души, ослабление воли и здоровой человеческой активности, опасно и страшно. Чехов негодовал: просто быть сытым недостаточно для счастья. Не «среда заела», говорит нам писатель, а человек не пытается бороться с ее влиянием! Рассказом «Ионыч» Чехов как будто обращается к нам всем с призывом не поддаваться влиянию обывательской среды, сопротивляться обстоятельствам, не предавать свои идеалы и любовь, беречь в себе человека. Надо, чтобы у каждого счастливого за дверью стоял человек с молоточком и напоминал, сколько в мире еще несчастных.
Мы провели небольшое исследование с использованием анкетирования. В опросе приняло участие 90 человек. Это студенты 1—2 курсов Белореченского медицинского колледжа в возрасте от 16 до 19 лет. Конечно, многие хотят помогать людям, быть полезными обществу, видеть положительный результат своего труда, но романтика молодости уступает прагматизму. Желания заработать больше денег, жить в большом городе и пользоваться всеми благами цивилизации у нашей молодежи не отнять. И все же хочется верить, призыв Чехова не замыкаться на своих мелких делах и проблемах, не быть равнодушным к судьбам других будет услышан представителями современного социума. Писатель предупреждает: нельзя подчиняться губительной среде, иначе произойдет духовное отупление. Героя Чехова настигла новая форма общественной болезни — деградация личности. Даже если надежды на успех в борьбе с этим явлением нет, бороться с ионычами в себе необходимо. Никто до Чехова и после него не смог так точно и лаконично уместить на нескольких страницах человеческую жизнь.
Список литературы:
1.Ежемесячные литературные приложения к журналу «Нива», 1898, № 9, сентябрь, стлб. 1—24. Подзаголовок: Рассказ Антона Чехова.
2.Строка из романса М.Л. Яковлева на слова Дельвига.
3.Художественное мастерство Чехова-прозаика. — [Электронный ресурc] — Режим доступа. — URL: http\\сsochinenie-classic.ru (дата обращения 19.10.2013).
4.Чехов А.П.. Полное собрание сочинений и писем в 30 томах. Сочинения в 18 томах. Т. 10 М., «Наука» 1986. — 323—344 с.
5.Чехов А.П. Ионыч. М.: Художественная литература, 1981. — 447 с. (Б-ка классики. Рус. класич. лит-ра).
дипломов
Оставить комментарий