Статья опубликована в рамках: XIV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 19 ноября 2013 г.)
Наука: Филология
Секция: Литературоведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ТРАНСФОРМАЦИЯ МИФОЛОГИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ В РОМАНЕ ДЖ.Р.Р.ТОЛКИНА «СИЛЬМАРИЛЛИОН»
Шевченко Ирина Сергеевна
студент 4 курса, кафедра английской филологии, Николаевский национальный университет имени В.О. Сухомлинского, г. Николаев
Теленик Елена Сергеевна
научный руководитель, преподаватель кафедры английской филологии ННУ имени В.О. Сухомлинского, г. Николаев
Творчество Дж.Р.Р. Толкина является ярким свидетельством того, что художник никогда не ограничивается существующими литературными канонами и основной линией искусства. Писатель стремился возродить старые традиции с помощью новых средств, привлекая в этот процесс миф и игнорируя критику эксцентричного отношение к законам литературы. «Толкин призван писать не только литературные, но и мифологические произведения» [2, с. 25]. Подход писателя к изображению мифологически сказочной картины является результатом филологического интереса мифом и желание подарить Англии, «самой демифологизованной стране Европы», ту мифологию, которую она не имела в течение прошлых веков под влиянием нормандского вторжения.
Цель работы — определить основные черты мифологии Дж.Р.Р. Толкина, и исследовать источники, которые были использованы автором в создании мифологического мировоззрения Средиземья, а именно древнегерманскую и древнескандинавскую литературу.
Новый мир Толкина становится все популярнее. Вместе с выходом на экраны кинотрилогии «Властелин колец» и «Хоббита» Питера Джексона интерес к мифологии английского писателя увеличился. Его роль в создании новой европейской мифологии не переоценённая. Актуальность работы заключается в том, что постмодерниский период литературы активно обращается к переосмыслению и обновлению письменных творений древней литературы. Роман Толкина «Сильмариллион» является ярким примером так называемой «нео-мифологичности мира», нового взгляда на достижения древности и их трансформацию под современного читателя.
Исследователями творчества и мифологии Дж.Р.Р. Толкина были как английские так и российские выдающиеся лингвисты и филологи, такие как Х. Карпентер, Р. Ноел, Т. Шиппи, М.И. Стеблин-Каменский, В.Я. Пропп и другие.
«Сильмарииллион» (англ. The Silmarillion) — это сборник мифов и легенд Средиземья, описывающих с точки зрения Валар и эльфов историю Арды с момента её сотворения. «Сильмарииллион» — это предыстория романов «Хоббит» и «Властелин Колец».
Главными темами романа является вечное противостояние Добра и Зла, проблемы Выбора и Ответственности, проблема Власти.
Феномен медернизации древнего мифопоэтического мировосприятия позволяет считать это произведение неомифологическим. Неомифологичность «Сильмариллиона» имеет универсальный характер, так как «миф есть только тогда достоверным, когда основывается на общей величайшей правде» [3, c. 37]. Эта правда вмещает не только историческую память человечества, которая хранится косвенно в мифах, но и переосмысление существующего положения вещей. Проблематикой личностной ответственности и самоопределения, власти и тоталитаризма занималась значительная часть литературного наследия прошлого века с помощью притчи (произведения Голдинга), антиутопии (произведения Оруэлла) и др. Но в отличие от других Толкин считает, что «значимость мифа не может быть постигнута аналитическим путем» [5, с. 86].
Неомифология используется как основа для анализа ряда «родственных явлений». Такие «родственные явления», когда они взяты из мифа или фольклора, непременно несут в себе принципиальные характеристики мифа и фольклора, в частности присущую им поэтику. То есть мы предполагаем существование в произведениях Толкина мифо-фольклорной поэтической традиции. Привлечение магии в построение сюжета является распространенным фактом в мифотворчестве писателя. Можно вспомнить, например, богов, которые для достижения цели прибегали к магическому перевоплощению. Характерной чертой нео-мифологии в сравнении с мифотворчеством является сужение символической значимости ее образов и мотивов, наряду с некоторым усилением значимости социального мира. В неомифологии Толкина этот процесс логическое завершен. Осуществление замысла создать альтернативную мифологию для Англии требовало от автора восстановления первоначального кельтского субстрата и развития романных форм (romance) без французского вмешательства с целью реконструировать гипотетический кельто-германский диалог. Фантастичность, неотъемлемый атрибут кельтской составляющей западноевропейского архаического эпоса, воплощается в первую очередь в представлениях о волшебной стране, Феерия (Faery), Другой мир (Otherworld). Специфика Феерии имеет глубокие архетипические корни, связанные с кельтскими мифами захвата Британских островов.
Вселенная Толкиена, как вариант Феерии, основывается на принципе вторичного творения (англ. sub-creation), с весьма своеобразным соотношением реального и созданного мира. Для Средиземья характерны самодостаточность и самозавершенность в пределах псевдо-географического (созданного писателем), локализованного пространства и в условиях неограниченного псевдо-исторического времени, разработанного автором хронологии событий от «творения мира».
Можно вывести общую структуру мировоззрения типичного жителя Средиземья, несмотря на индивидуальность каждого из них. Герои романа наделены историческим самосознанием, хотя оно скорее является псевдо-историческим, в том смысле, что оно объединяет «реальную» историю Средиземья с мифами. Собственная мифология Средиземья играет существенную роль в мировоззрении ее жителей.
Рассматривая «Сильмариллион» как мифологическое произведение, мы встречаемся с интересным феноменом мифологии внутри мифологии. Проблема детерминизма и свободы воли в романе интерпретируется в свете христианской теологии. Неотъемлемыми и важными атрибутами Вселенной Толкина являются магия и волшебство, сосуществующих с определенной Высшей Волей. Для мировоззренческих основ жителей Средиземья характерны многочисленные элементы мифологического сознание древних народов. Теогония и космогония Срединной Земли содержит многочисленные аллюзии с северо-европейской мифологией.
Ирландская традиция Другого мира произвела большое влияние на формирование фантастической составляющей Арды. Эльфы Толкина имеют много общего с Народом богини Дану: их судьба переплетена с судьбой фантастического мирового ландшафту времен, его становления и первичных изменений, однако, они со временем должны будут уступить смертным, «погаснуть», отправиться за западное море. Кельтское мифологическое наследие дало общей европейской традиции образы волшебных западных островов, их поисков, мотивы тоски людей — победителей по побежденных фантастическим народом и стремление найти его, поиски исцеления, вечной молодости и т. д.
Создавая «Сильмариллион» Толкин опирался на любимую скандинавскую мифологию, знакомую ему с детства. В романе есть намек на волшебные кольца Нибелунгов, или Нифлунгах, как они назывались в эддических сказаниях. Толкин обратился к древнегерманской и древнескандинавской литературе — Старшей и Младшей Эдде, Песне о Нибелунгах, Калевалы, Скандинавским баллад и поэзии скальдов.
Именно фольклорные мотивы веры в драконов, эльфов и колдунов отражены в магии Средиземья, способной влиять на окружающий мир и создавать иррациональные причинно-следственные связи (например, магическое кольцо (причина) обладает способностью делать носителя невидимым (следствие) [5, с. 24].
История романа сфокусирована на Средиземьи. Средиземье — это Midgard. В «Эдде» это мир людей, боги живут в Асгарде, а подземное королевство называется Нифльхель.
Например, имена гномов, которые использовал Толкин, встречающихся в «Старшей Эдде» и измененные, но практически те же, имена в древнегерманских эпосе «Беовульф». Гномы Средиземья — это те же альвы, цверги, дварфы — низкорослые существа с германо-скандинавской мифологии. Например, альвы «Эдды» бывают светлые и темные (в Толкина такая же иерархия эльфов). Гэндальф — мощный (но не всесилен) и добрый волшебник в романе. В своем колдовстве он занимает такую же позицию, что и Один в эддических сказаниях. Но первый далеко не воин, а миролюбивый маг.
Относительно имен, использованных Толкином, большинство из них можно встретить в «Старшей Эдде». В финском эпосе «Калевала» является кузнец Ильмаринен , виковавший по просьбе злой колдуньи Лоухи волшебную мельницу Сампо. В Толкина Илимарин — название местности.
Труд Толкина «Сильмарилион» можно соотнести с попыткой создать собственный миф. У него присутствует этнографическая конкретность — созданный мир имеет свой народ, у каждого народа своя история, свои сказания, собственные герои, собственный язык и прочее. Роман «Сильмариллион » можно назвать фантазией автора, что порождает ирреальные личности и обстоятельства. Корни такого космологического мировоззрения уходят в фольклор — сказки, саги, баллады и эпосы.
Список литературы:
1.Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. М.: Художественная литература, 1975. — 74 с.
2.Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки / Собрание трудов. Т. 2. М.: Изд-во «Лабиринт», 1988.
3.Стеблин-Каменский М. И. «Старшая Эдда», изд-во АН СССР, М. Ленинград, 1963. — 197 с.
4.Толкин Джон Р.Р. Сильмариллион.// Серия: Внеклассное чтение. М.: АСТ Москва, 2009. — 432 с.
5.Moseley C. Writers and Their Work. J.R.R.Tolkien. Northcote House, Plymouth, 1997.
дипломов
Оставить комментарий