Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XIV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 19 ноября 2013 г.)

Наука: Культурология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Алиева Р.У. ОБРЯД БРАКОСОЧЕТАНИЯ У КАЗАХОВ: ТРАДИЦИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 14. URL: https://sibac.info/archive/humanities/guman8(11).pdf (дата обращения: 23.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

ОБРЯД  БРАКОСОЧЕТАНИЯ  У  КАЗАХОВ:  ТРАДИЦИЯ  И  СОВРЕМЕННОСТЬ

Алиева  Раушан  Уналбековна

студент  4  курса  экономического  факультета  ФГБОУ  ВПО  «Оренбургский  ГАУ»,  г.  Оренбург

E-mail: 

Потапова  Алёна  Николаевна

научный  руководитель,  канд.  ист.  наук,  доцент  кафедры  истории  Отечества  ФГБОУ  ВПО  «Оренбургский  ГАУ»,  г.  Оренбург

 

У  каждого  народа  есть  прекрасные  и  самобытные  этнические  обряды  и  торжества,  связанные  со  вступлением  в  семейную  жизнь.  Казахов  всегда  отличало  серьезное  отношение  к  вопросам  создания  семьи  и  стремление  к  тому,  чтобы  она  была  прочной.  Брачный  союз  считался  священным  и  должен  был  быть  нерушимым.

Свадебная  обрядность  казахов  имеет  единую  основу,  модель  обрядов  и  обычаев  свадебного  цикла  как  единую  в  своей  основе,  идентичную  по  содержанию  и  по  символике  действий.  Свадебный  ритуал,  несмотря  на  все  многообразие  и  обилие  магических  действий,  обычаев,  игр,  центральным  семантическим  ядром  является  именно  переход  члена  одного  рода  —  невесты  —  в  род  жениха.  В  цикле  свадебных  обрядов,  одним  из  ключевых  моментов  является  обычай  мусульманского  бракосочетания  —  «неке  қию»,  представляющий  собой  религиозное  освящение  брака. 

Обряд  «неке  қию»  занимает  в  сознании  носителей  культуры  особенное  место.  Публичное  закрепление  брака  имеет  важное  общественное  значение,  так  как  является  с  одной  стороны,  признанием  в  глазах  социума  легитимности  обряда  (брака),  а  с  другой  —  закреплением  нового  социального  статуса.  Сугубо  религиозный  характер  обряда  придает  ему  печать  обязательности.

В  этнографических  описаниях  XIX  века  обряд  мусульманского  бракосочетания  подробно  фиксирует  как  состав  участников  обряда,  так  и  его  проведение.  Невеста  и  жених  располагались  вместе  в  передней  части  юрты,  отца  и  мать  сажали  рядом  с  ними,  напротив  находился  мулла,  в  правой  стороне  юрты  у  двери  —  свидетели.  Связь  муллы  с  брачующимися  осуществляется  через  свидетелей,  на  которых  возлагается  ответственность  за  достоверность  оглашаемых  сведений.  Мулла  через  свидетелей  спрашивает  жениха:  согласен  ли  ты  взять  в  замужество  такую-то  (называет  имя),  дочь  такого-то  (имя  отца)  и  такой-то  (имя  матери).  Жених  отвечает:  согласен.  Потом  мулла  с  таким  же  вопросом  обращается  к  невесте  и  получает  согласие.  При  этом  свидетели  должны  произносить  особую  формулу: 

«Куә,  куә  куәдәрміз,  куәлікке  жүрәдәрміз,

Таңда  хақ  алдында,  бұнда  халық  қасында,

Ақ  куәліті  бередәрміз». 

(перевод:  Свидетели,  мы  свидетели,  призваны  мы  быть  свидетелями,

На  том  свете  перед  Богом,  на  этом  свете  пред  людьми.

Отвечаем  за  верность  своих  показаний)  [4,  c.  148—149].

Во  время  совершения  обряда  читали  молитвы,  в  чашу  наливали  воду,  невеста  бросала  в  неё  серьги  или  серебряное  кольцо,  закрывала  сосуд  белым  платком,  а  жених  привязывал  белым  же  платком  к  краю  чашки  палочку,  изображающую  стрелу.  Муж  и  жена  прикладывались  по  очереди  губами  к  чаше  и  пили  воду.  Затем  чашка  переходила  в  руки  всех  присутствующих,  которые  отпивали  из  неё,  не  прикладываясь  губами  к  тому  месту,  где  пили  новобрачные,  платок  оставался  у  свидетелей  [1,  с.  75].

Персонифицирующие  главных  участников  обряда  элементы  несут  смысловую  нагрузку.  Так,  стрела  напрямую  указывает  на  мужскую  силу  (стрела  входит  в  воинскую  амуницию).  Вещи,  представляющие  невесту,  например,  кольцо,  хранятся  по  истечении  обряда  как  залог  счастья.  В  данном  случае,  проводится  символическая  параллель  между  счастьем  и  сохранностью  брака,  незыблемостью  её  основ.  Белое  означает  чистоту  —  именно  это  качество,  требуются  от  участников  обряда.  Важным  элементом,  приобщающим  присутствующих  к  таинству  обряда,  является  освящённая  ритуальная  вода  —  «неке  суы».  Символическое  соединение  достигается  посредством  прикладывания  губ  новобрачных  к  священной  воде  —  «неке  суы»  в  одном  месте,  при  этом  никто,  кроме  брачующихся,  не  имеет  на  это  право.  В  этом  заключается  акцентирование  внимания  на  молодых  как  центральных  фигур  в  обряде,  хотя  ритуальную  воду  пьют  все  присутствующие.

Данный  обряд  мусульманского  бракосочетания  сохранил  основные  свои  черты  до  сегодняшних  дней.  А  именно,  основные  атрибуты:  «неке  суы»  —  ритуальную  воду,  в  которую  кладут  кольцо  и  накрывают  белой  тканью,  чтение  молитвы,  посредничество  свидетелей  и  ритуальность  их  клятвы.

По  окончании  обряда  бракосочетания  отец  невесты  обращается  к  новобрачным  с  наставлениями  и  пожеланиями.  Так,  жениху  говорят:  «қолыңызға  бір  сүйек  бердік,  мұны  жақсылап  күтіп  бағыңыздар,  ұрма,  жаман  сөйлемеңіздер»  (перевод:  мы  тебе  дали  в  руки  кость  (то  есть  свою  родственницу),  обращайся  с  нею  хорошо,  не  мучь  и  не  бей  её,  не  брани  её  без  вины).  Невесте  говорят:  «балам  жаман  болма,  атаға  нәлет  келтірме»  (перевод:  живи  так,  чтобы  меня  не  проклинали)  [3,  с.  68].  Новобрачных  провожают:  один  мужчина  и  мать  невесты,  а  если  ее  нет,  то  жена  старшего  брата.  Мать  невесты  пребывает  в  ауле  зятя  до  тех  пор,  пока  ее  дочь  не  свыкнется  с  новою  жизнью  при  другой  обстановке.  По  приезду  невесты  в  аул  жениха  снова  устраивается  той  (перевод:  празднование).

Создаются  условия  для  скорейшей  адаптации  невесты  к  новым  условиям.  Многие  обряды  этого  этапа  носят  «закрепляющий»  характер  нового  статуса  невесты.  Осуществляется  символическое  перемещение  из  категории  «чужого»  в  «свое».

У  казахов  существует  вера  в  «приобщение»,  посредством  каких-либо  вещей  взятых  непосредственно  в  момент  отправления  обряда,  в  знак  пожелания,  что  аналогичное  событие  свершится  в  их  жизни  —  «тәбәрік»,  «жұғысты  болсын».  Так,  например,  встречающие  невесту  девушки  выпрашивают  у  нее  безделушки:  кольц,  кораллы  (маржан),  ожерелья  и  нарочно  для  этого  навешанные  монеты.  Некоторая  часть  приданного  невесты  раздается  участникам  свадебного  торжества,  которое  впрочем,  возвращается  в  последующем,  в  виде  различного  рода  подарков.

До  церемонии  «беташар»  (перевод:  открытие  лица)  девушку  никому  не  показывают,  кроме  как  за  особый  подарок  —  «көрімдік».  По  прибытии,  невесту  вводят  в  установленную  новую  юрту,  не  показывая  ни  свекру,  ни  свекрови  и  пропускают  за  полог.  Здесь  она  пребывает  несколько  дней  до  обряда  «беташар»  в  окружении  девушек  и  своей  матери.  Придя  с  молодой  девушкой  в  юрту,  ее  мать  раздает  девушкам  и  женщинам  подарки:  кольца,  серьги  и  другие  безделушки.  На  следующее  утро  девушки  еще  получают  маленькие  подарки  от  матери  невесты,  а  вечером,  по  поручению  отца  жениха,  две  женщины  приглашают  невесту  к  нему  в  юрту.  Девушку  ведут  под  покрывалом,  и  она,  как  только  переступит  порог  двери,  делает  поклон,  преклоняя  колено.  В  это  время  кто-нибудь  из  ее  родных  дает  подарок  отцу  молодого  за  то,  что,  невеста  увидела  очаг  в  доме  свекра.  Свекор  ее  встречает  словами:  «көп  жаса,  қызым  (перевод:  много  твори  добра,  дочь).  Невеста  сделав  шаг  вперед  повторяет  поклон,  свекор  повторяет  то  же  изречение  [2,  с.  147].  Ритуальное  приобщение  невесты  осуществляется  с  первых  шагов  девушки. 

Казахская  юрта  и  ее  части  актуализируются  в  свадебной  обрядности.  Порог  воспринимается  в  традиционном  сознании  как  граница  между  освоенным  и  неосвоенным  миром.  Пересекая  эту  границу  по  направлению  «извне/неосвоенного-во  внутрь/освоенное»  с  правой  ноги  невеста  становится  «своей»,  граница  выступает  как  своеобразный  фильтр:  «осваивает»  представителя  «чужого»  рода. 

При  первом  посещении  невестой  дома  свекра  для  нее  стелили  баранью  шкуру  и  приглашали  молодую  сесть,  на  что  она  отвечает  тем  же  поклоном,  преклоняя  колено,  но  садилась  только  после  повторного  приглашения.  Суть  данного  действия  заключается  в  том,  чтобы  невеста  была  мягкой  по  отношению  к  свекру  и  свекрови  и  ее  предродовые  схватки  были  мягкими  [5,  с.  59].

По  прошествии  нескольких  дней  проводят  обряд  «беташар».  Невесту  с  двух  сторон  поддерживали  две  молодых  женщины,  обычно  жены  старших  братьев  мужа  или  ближайших  родственников,  но  обязательно  уже  ставшие  матерями.  Выбранный  певец  в  песенной  форме  отдавал  почтение.  При  каждом  поклоне  приоткрывали  лицо  невесты  с  помощью  ветки  плодового  дерева,  привязанной  на  конец  покрывала,  данного,  в  свою  очередь,  специально  для  этой  цели  матерью  невесты.  Присутствие  ветки  плодового  дерева  исследователи  связывают  с  магией  плодородия. 

Как  и  многие  ключевые  обряды  свадебного  цикла,  обряд  «беташар»  многофункционален.  Помимо  функции  знакомства  невесты  со  старшими  и  младшими  родственниками  мужа,  он  имеет  значение  и  публичного  утверждения  нового  статуса  невесты.  После  проведения  обряда  снимается  ряд  ограничений,  налагаемых  на  невесту  —  так  она  может  присутствовать  на  совместной  трапезе  с  родственниками  мужа,  должна  участвовать  в  хозяйственной  жизни  дома.

Современная  казахская  свадьба  —  это  чудесное  переплетение  красивых  традиций  и  обычаев.  Смысловую  нагрузку  несут  не  только  элементы  обряда,  но  и  вся  обрядность,  содержание  которой  заключается  в  общественном  (публичном)  засвидетельствовании  самого  акта  заключения  брака.

Современная  семейно-брачная  обрядность  претерпела  значительные  изменения:  утрачены  институт  сватовства  в  прежнем  смысле  и  калым.  Вопрос  калыма  за  невесту  уже  соблюдается  не  так  строго,  как  раньше.  Чаще  всего  он  выплачивается  в  форме  материальной  помощи  молодой  семье:  родители  невесты  покупают  им  квартиру  или  дом,  мебель,  бытовую  технику  и  т.  д. 

Тем  не  менее,  описанные  выше  два  обряда  «неке  қию»  и  «беташар»,  имеют  высокий  статус,  сохранили  свое  устойчивое  бытование  и  широко  используется  многими  казахскими  семьями  и  в  ХХI  веке.

Любая  свадьба  насыщена  событиями,  обычаями  и  обрядами.  Не  исключением  является  и  казахская  свадьба,  в  традиции  которой  почитание  старших,  наставление  молодым  и  создание  атмосферы  уважения  и  любви.

 

Список  литературы:

1.Бримжаров  Б.К.  Социально-экономическое  развитие  аулов  и  сел  Казахстана  в  60—80-е  годы  (по  материалам  Западных  областей).  Алматы:  Гылым,  1996.  —  188  с.

2.Галиев  А.А.  Традиционное  мировоззрение  казахов.  Алматы:  Фонд  Евразии,  1997.  —  167  с.

3.Ерназаров  Ж.Т.  Семейная  обрядность  казахов:  символ  и  ритуал.  Алматы:  Онер,  2008.  —  198  с.

4.Толеубаев  А.Т.  К  истории  изучения  свадебной  обрядности  казахов  //  Некоторые  вопросы  изучения  этнических  аспектов  духовной  культуры.  М.:  Наука,  1977.  —  190  с.

5.Шаханова  Н.Ж.  Мир  традиционной  культуры  казахов  (этнографические  очерки).  Алматы:  Казахстан,  1998.  —  184  с.

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

Комментарии (1)

# Диана 25.11.2013 00:00
)))

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.