Телефон: +7 (383)-202-16-86

Статья опубликована в рамках: XII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 24 сентября 2013 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Пащенко Т.В. СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12. URL: https://sibac.info//archive/humanities/12.pdf (дата обращения: 18.02.2020)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

СРЕДСТВА  ФОРМИРОВАНИЯ  НРАВСТВЕННЫХ  ЦЕННОСТНЫХ  ОРИЕНТАЦИЙ  У  МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ  В  ПЕДАГОГИЧЕСКОМ  ПРОЦЕССЕ

Пащенко  Татьяна  Викторовна

магистрант  6  курса,  кафедра  педагогики  и  методики  начального  образования  НИУ  «БелГУ»,  г.  Белгород

E-mail: 

Ильинская  Ирина  Петровна

научный  руководитель,  канд.  пед.  наук,  доцент  НИУ  «БелГУ»,  г.  Белгород

 

Как  известно,  для  российской  ментальности  характерны  нравственные  ценностные  ориентации  в  системах  воспитания  и  образования,  которые  устанавливают  превосходство  духовно-нравственной  сферы  человека  и  необходимость  формирования  основных  общечеловеческих,  в  том  числе  нравственных  ценностей.  Традиционны  также  ценностные  ориентации,  относящиеся  к  определению  идеи  бытия  человека,  к  пониманию  процесса  воспитания  как  нравственного  самосовершенствования  личности.  Также,  что  самое  главное  —  раскрытие  свойственных  человеческой  природе  устремлений  к  трем  основополагающим  ценностям:  Истине,  Добру  и  Справедливости.  В  условиях  развития  современного  общества  данные  традиционные  ценности  приобретают  огромный  потенциал.

Актуальность  данного  исследования  заключается,  прежде  всего,  в  том,  что  в  настоящее  время  педагогу  нелегко  вводить  младшего  школьника  в  систему  ценностей  и  ценностных  ориентаций.  Связано  это  с  тем,  что  педагог  находится  на  тонкой  ступени  разграничения  полярно  противоположных  идей.  Это  различные  проблемы:  уродства  и  красоты,  материального  благополучия  и  бедности,  идеи  богатства  и  бедности  и  т.  п.  Кроме  того,  абсолютное  большинство  современных  ученых,  исследователей  связывает  развитие  духовности  с  построение  так  называемой  гармоничной  человеческой  цивилизации.  В  связи  с  этим,  вступивший  в  силу  Федеральный  государственный  образовательный  стандарт  нового  поколения  также  способствовал  актуализации  сферы  духовно-нравственного  воспитания  личности  гражданина  Российской  Федерации  [5].

Концепция  духовно-нравственного  развития  и  воспитания  личности  гражданина  России  выдвигает  приоритетную  задачу  современной  государственной  политики  нашего  государства  в  сфере  общего  образования  —  это,  прежде  всего,  обеспечение  духовно-нравственного  развития  и  воспитание  личности  гражданина  России  [1,  с.  17].

Таким  образом,  проблема  формирования  нравственных  ценностных  ориентаций  младшего  школьника,  сформулированная  на  сегодня  в  педагогической  науке,  не  является  до  конца  решённой. 

Целью  данной  работы  является  выявление  эффективных  средств  формирования  нравственных  ценностных  ориентаций  у  младших  школьников  в  педагогическом  процессе.

Большой  вклад,  новые  идеи  в  разработку  представленной  проблемы  внесли  такие  учёные  как  Н.Е.  Щуркова,  Л.И.  Гриценко,  C.В.  Кульневич,  Н.И.  Дереклеева  и  другие.

Итак,  развитие  морального  самосознания  младших  школьников  целесообразно  и  эффективно  возможно  осуществлять  с  помощью  применения  системы  педагогических  средств.  Во-первых,  это  могут  быть  специфические  формы  организации  так  называемой  учебной  деятельности.  Прежде  всего,  это  игровые  формы,  которые  создают  условия  для  развития  нравственных  чувств  в  различных  ситуациях.  Например,  ситуации  ответственной  зависимости  или  взаимного  контроля.  Во-вторых,  это  система  определенных  воспитательных  задач,  реальных,  а  также  специально  создаваемых  педагогических  ситуаций,  требующих  проявления  от  ребенка  определенных  нравственных  чувств,  моделирования  морального  выбора,  ролевого  проигрывания  и,  самое  главное,  рефлексии.  В-третьих,  это  совокупность  педагогических  методов:  экспрессивные  и  импрессивные  приемы  работы,  детские  речевые  разминки,  постановка  гипотез,  их  доказательство,  творческие  рассказы  и  т.  д.  В-четвертых,  это  интегративные  педагогические  технологии  и  методики,  такие  как  восприятие  и  осмысление  различных  произведений  фольклора,  а  также  искусства;  переосмысление  нравственных  норм  и  ценностей  в  организованной  учителем  и  детьми  коллективной  деятельности,  просто  в  общении;  развитие  нравственных  чувств  ребенка  и  его  рефлексивной  самооценки  [4,  с.  40].

Хорошим  средством  развития  морального  самосознания  личности  младшего  школьника  является  искусство.  По  мнению  Н.Б.  Берхина,  сущность  искусства  заключается  в  формировании  механизма  регуляции  поведения.  Цель  искусства  —  это  сопереживание  и  преобразование  личностью  самой  себя.  При  работе  с  художественным  произведением  очень  важно  продумать  последовательность  вопросов  для  учащихся,  которые  будут  стимулировать  рефлексию  [4,  с.  41].

Также  большое  значение  как  средство  усвоения  младшими  школьниками  основных  общечеловеческих  ценностей  имеет  беседа.  Её  дидактическая  функция  заключается  в  использовании  знаний  и  личного  опыта  ребенка  с  целью  активизации  его  познавательной  деятельности.  Кроме  того,  совершенствуется  мыслительный  поиск  и  решение  противоречивых  задач,  что  обеспечивает  самостоятельное  оформление  выводов,  обобщений.

Преимущества  беседы  заключаются  в  том,  что  оживляется  процесс  обучения,  удовлетворяется  потребность  младших  школьников  в  активной  деятельности.  Происходит  включение  в  работу  многих  учащихся,  обеспечивается  возможность  учитывать  их  индивидуальные  особенности,  а  также  личный,  самостоятельно  приобретенный  опыт.  Кроме  того,  учащимся  предоставляется  возможность  доказывать  и  отстаивать  свое  мнение,  они  приобретают  умение  грамотно  и  четко  оформлять  свои  мысли  [3,  с.  200].

Известно,  что  залог  успеха  воспитания  —  организация  правильной  беседы-диалога,  поэтому  педагог  должен  знать  элементы  диалогического  общения.

Так,  диалог  для  детей  —  это  комфортная  и,  прежде  всего,  доброжелательная  ситуация.  Во-вторых,  диалог  —  поощрение  активности  человека,  задающего  вопросы,  высказывающего  свою  точку  зрения.  Также,  диалог  —  это  спор,  защита  собственной  позиции;  попытка  раскрыть  истину.

Таким  образом,  в  групповых  дискуссиях  осуществляется  овладение  умениями  определять  моральный  выбор  в  конфликтной  ситуации.  Высказывая  различные  точки  зрения,  учащиеся  анализируют  содержание  ситуации,  прогнозируя  последствия  возможных  поступков,  особенности  восприятия  ситуации  её  участниками.  Они  выбирают  вариант  нравственного  поведения  для  каждого  участника  ситуации,  осознают  предметный  и  нравственный  результаты  действий.  Ценностный  (следование  моральным  принципам)  и  творческий  (сознательный  поиск  выхода  из  кризиса)  характер  заданий,  содержащих  ситуации  морального  выбора,  стимулирует  учащихся  к  осознанию  смысла  нравственных  ценностных  ориентаций.

В  ролевых  играх  создаются  традиции  психологической  поддержки  и  позитивного  эмоционального  самочувствия,  уважительного  отношения  к  индивидуальности  другого.  Дети,  таким  образом,  учатся  строить  отношения  с  окружающими  людьми,  сообща  вырабатывать  социокультурные  и  ценностные  нормы.  Учатся  моделировать  образцы  социального  поведения  и  межличностных  отношений,  поведение  в  ситуации  морально  ценностного  выбора.  Также  происходит  овладение  индивидуальным  стилем  эмоционально-волевой  регуляции  поведения.

Организация  коллективной  деятельности  и  общения  помогает  младшим  школьникам  пережить  личностный  и  осознать  социальный  смысл  нравственной  нормы  как  условия  продуктивного  сотрудничества  друг  с  другом.  В  совместной  работе  воспитанники  приобретают  характеристики  субъекта  деятельности.  Они  овладевают  действиями  целеполагания  и  планирования,  контроля  и  оценки.  Приобретают  также  умения  в  отношении  взаимной  зависимости  и  взаимоконтроля,  а  также  ценностного  поведения.

Следует  также  отметить  метод  совместного  поиска.  Он  характерен  тем,  что  активизирует  младшего  школьника  с  точки  зрения  развития  духовной  сферы.  Этот  метод  определяется  в  качестве  производной  от  широко  известного  в  дидактике  частично-поискового.  Он  также  включает  проблемную  ситуацию  —  парадокс,  тайну  или  сомнение.  Они  способствуют  разрешению  проблемы,  а  также  совершенствуют  диалог  между  учителем  и  учениками.

Самостоятельно  оформленные  выводы  помогут  младшим  школьникам  выявить  личностный  смысл  определенных  нравственных  понятий  и  норм  поведения,  тем  самым  включив  их  в  систему  собственных  ценностей  [6,  с.  5].

Важно,  чтобы  педагог  обеспечил  понимание  воспитанниками  определённых  понятий,  правил  в  жизни  не  путём  запрета,  а  через  создание  условий  для  обретения  личностного  смысла  той  или  иной  духовно-нравственной  ценности.  Так,  стремление  человека  к  постижению  смысла  и  самоопределению,  к  обладанию  жизненными  целями  является  важным  условием  сохранения  духовного  здоровья.  Общепризнанным  является  тезис,  что  знание  становится  духовным,  когда  превращается  в  личностно  значимое.

По  мнению  Н.И.  Дереклеевой,  основными  условиями  деятельности  классного  руководителя  по  формированию  нравственных  ценностных  ориентаций  могут  быть:

1.  развитие  у  школьников  желания  поступать  по  приобретенным  нравственным  знаниям  в  реальных  ситуациях;

2.  знакомство  воспитанников  с  нравственными  позициями  людей  прошлого,  их  нравственными  подвигами  во  имя  человечества;

3.  формирования  у  младших  школьников  умения  отстаивать  свою  ценностно-нравственную  позицию  в  какой-либо  ситуации  выбора.

У  учащихся  необходимо  формировать  такие  понятия  как  нравственный  выбор  и  позиция,  нравственное  поведение,  духовность,  нравственные  и  жизненные  ценности,  а  также  ценности  духовные.  «Школа  будет  жить  тогда,  когда  в  её  стенах  будут  красивые  традиции,  основанные  на  критериях  Истины,  Красоты,  Доброты  и  направленные  на  формирование  ценностных  ориентаций».  Например,  традиция  «Нравственный  закон»,  когда  ребята  вместе  с  классным  руководителем  вырабатывают  нравственные  законы  жизни  коллектива  и  пытаются  ежедневно  руководствоваться  ими  в  жизни  [2,  с.  9].

Как  справедливо  утверждает  Н.Е.  Щуркова,  в  основе  работы  педагога  лежит  основополагающий  принцип  —  ценностной  ориентации.  Педагогическая  ценностная  ориентация  задана  самим  содержанием  воспитания  и  состоит  в  том,  что  педагог  предъявляет  детям  «очеловеченную»  сущность  предметного  мира,  подымаясь  с  ними  до  ценностного  обобщения,  в  ходе  любого  рода  деятельности  и  в  момент  любого  плана  жизненной  ситуации.  Данный  принцип  реализуется  во  всех  сферах  жизнедеятельности  детей  и  не  сводится  к  отдельным  групповым  делам.  Он  необходим  при  проведении  как  учебных  занятий,  так  и  во  время  досуговой  деятельности  [7,  с.  25].

Таким  образом,  огромное  значение  для  ребёнка  имеет  систематическая  внутренняя  работа  по  формированию  ценностных  ориентаций.  Целью  этого  направления  является  выявление  в  любом  предмете  или  явлении  ценностной  предназначенности,  обучение  учащихся  пониманию  смысла  человеческого  существования,  ценности  своего  существования,  других  людей.  Главное  в  содержании  работы  —  это  организация  общения,  обмен  ценностями.

 

Список  литературы:

1.Данилюк  А.Я.,  Кондаков  А.М.,  Тишков  В.А.  Концепция  духовно-нравственного  развития  и  воспитания  личности  гражданина  России  в  сфере  общего  образования:  проект.  Рос.  акад.  Образования.  М.:  Просвещение,  2009.  —  75  с.

2.Дереклеева  Н.И.  Справочник  классного  руководителя  начальной  школы.  1—4  кл.:  методич.  пособие  для  кл.  рук.  М.:  ВАКО,  2005.  —  240  с.

3.Караковский  В.А.  Стать  человеком.  Общечеловеческие  ценности  —  основа  ценностного  учебно-воспитательного  процесса:  учеб.  пособие.  М.:  Новая  школа,  1993.  —  80  с.

4.Соколова  И.И.  Формирование  ценностных  ориентаций  личности  младшего  школьника  //  Начальная  школа.  —  2007.  —  №  6.  —  С.  82—83.

5.Федеральный  государственный  образовательный  стандарт  начального  общего  образования:  текст  с  изм.  и  доп.  на  2011  г.  /  М-во  образования  и  науки  Рос.  Федерации.  М.:  Просвещение,  2011.  —  33  с.

6.Широких  О.А.  Цели  и  ценности  педагогического  образования:  какой  учитель  нужен  современной  школе?  //  Воспитание  школьников.  —  2005.  —  №  5.  —  С.  12.

7.Щуркова  Н.Е.  Новое  воспитание:  учеб.  пособие.  М.:  Педагогическое  общество  России,  2000.  —  128  с.

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий