Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XCVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 14 декабря 2020 г.)

Наука: Культурология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Багирова А.Б. СЕКУЛЯРИЗМ И ДЕМОКРАТИЯ НА РАННИХ ЭТАПАХ СОЗДАНИЯ ТУРЕЦКОЙ РЕСПУБЛИКИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XCVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(96). URL: https://sibac.info/archive/guman/12(96).pdf (дата обращения: 07.05.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

СЕКУЛЯРИЗМ И ДЕМОКРАТИЯ НА РАННИХ ЭТАПАХ СОЗДАНИЯ ТУРЕЦКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Багирова Азада Бахтияр

студент, Институт Востоковедения им Академика З.М. Бунятова, Национальной Академии Наук Азербайджана,

Азербайджан, г. Баку

Сакит Гусейнов

SECULARISM AND DEMOCRACY AT THE EARLY STAGES OF ESTABLISHMENT OF TURKISH REPUBLIC

 

Azada Bagirova

student, Institute of Oriental Studies named after academician Z.M. Bunyatov  Azerbaijan National Academy of Sciences,

Azerbaijan, Baku

 

АННОТАЦИЯ

В статье обсуждается философские, идеологические и правовые аспекты секуляризма в Турции. Рассматриваются религиозная стратегия Турецкой Республики, отношения между религией и государством, восстановление религиозных основ и наделение их новой ролью и миссией. Также обсуждается роль концепции М.К. Ататюрка о свободе религии и совести, которая играет важную роль в переходе к закону секуляризма, который является основой современной демократии.

ABSTRACT

The article discusses the philosophical, ideological and legal aspects of secularism in Turkey. The religious strategy of the Turkish Republic, the relationship between religion and the state, the restoration of the religious bases with new role and missions are considered. The concept of M.K. Ataturk about the role of freedom of religion and conscience which plays an important role in the transition to the law of secularism was discussed.

 

Ключевые слова: Турецкая Республика, секуляризм, идеология, демократия, государство, религия.

Keywords: Turkish Republic, secularism, ideology, democracy, state, religion.

 

Термин секуляризм («светский»), перешедший от французского на турецкий, первоначально использовался для обозначения «не верующих, не монахов». Спустя долгое время это слово стало использоваться для описания философского подхода или отношений между государством и религией.

На сегодняшний день нет единого определения секуляризма. На самом деле секуляризм - это не просто философское и идеологическое понятие, это закон, который реализован и применяется. История, социальные и политические условия страны, особенности религии в стране имеют большое влияние на концепцию и использование секуляризма [3, c. 231-236]. Концепция и применение секуляризма варьируется от страны к стране и от человека к человеку. Люди, которые выступают против секуляризма, также пытаются казаться овладевшими секуляризмом в соответствии со своими собственными концепциями и даже своими политическими взглядами [9, c. 133].

- Философский секуляризм: концепция, признающая превосходство разума и знания над верой [6, с. 442].

- Политический секуляризм: отделение политической власти от религиозной власти. То есть гегемония которая принадлежит нации, а не Богу.

- Правовой секуляризм: государство и религия не смешиваются, то есть государство не регулируется религиозными запретами.

Несмотря на все эти различия, в Турецкой Республике есть некоторые неоспоримые аспекты секуляризма, которые стали конституционными законами, концепцией права [8, с. 353-360].

Турция - единственная страна на Востоке, где секуляризм является официальной государственной идеологией. Основанное 23 апреля 1920 года Турецкое государство должно было установить новую правовую систему. С установлением республиканского режима в Турции отношения между религией и государством и политика государства в отношении религии всегда были предметом обсуждений. Разделение, которое произошло между религией и государством во время создания турецкого государства, означало восстановление религиозных основ и наделение их новой ролью и миссией. На данном этапе государство не освободило религиозную сферу.

Несомненно, главная причина этого - отношения между религией и государством, а также тот факт, что Османская империя, защищавшая ислам, имела совсем другой образ жизни и обычаи, чем европейское сообщество. Религиозная защита государства в Османской империи удовлетворила близость религии к государству, а также политическую власть и религиозный авторитет.

Новое государство стремилось исключить ислам как политическую силу, который до сих пор объединял османское сообщество, но перестал функционировать с ростом националистических движений. Таким образом, возникла проблема секуляризма: как новое государство, отделившееся от Османской империи, будет регулировать религиозную сферу? Однако проблема не в том, что насколько турецкое государство освоило секуляризм. Проблема в том, насколько секуляризм в Турции действительно разделяет религию и государственные дела, насколько осуществляется свобода религии и совести, насколько независимы религиозные организации в своих делах и насколько государство дает свободу религиозной сфере.

Для Турции существует иное представление о секуляризме, чем на Западе. В Турции секуляризм не появился как закон, регулирующий отношения между религией и государством и защищающий свободу религии и совести на основе демократического верховенства закона или основных прав человека. Одна из основных причин, почему секуляризм не возник таким образом, заключается в том, что религиозные и государственные отношения, начавшиеся в Османской империи и перешедшие в Республику, продолжали существовать как единое целое, а не в качестве соперников, как в Западной Европе. Это также нежелание применять его как основу секуляризма в Турции.

Определенные круги пытались контролировать религиозные дела, чтобы защитить республиканский режим от религии, которую они рассматривают как конкурирующую идеологию, и от тех, кто хочет использовать эту религию, от политизированного ислама. Эти люди, которые считают религию препятствием для развития и модернизации, приложили огромные усилия, чтобы объединить турецкий народ вокруг секуляризма.

В первые годы республики религиозная политика государства определялась позитивистской философской концепцией. Республика, проводя стратегию модернизации, основанную на элитарном, позитивистском мировоззрении, рассматривала религию как опасную область, которую нельзя оставлять на произвол судьбы, и лишь позволяла государству формировать новое понимание религии. Фактически, в Конституции Турции, государство является светским государством, хотя религиозные службы были признаны государством как общественные.  Этот вывод очень важен с точки зрения раскрытия того, как секуляризм применяется в Турции. Религиозная политика республики подверглась критике со стороны определенной части общества, и были созданы условия для одобренных с этой целью изменений. В политической сфере возникли  антисекуляристические конфликты.

Политические основы проблемы секуляризма в Турции столь же исторические, сколь и социологические. Если мы посмотрим глубже в проблему, после перехода из Османской империи, которая имела полутеократическую концепцию правления, в республике  религия по-прежнему рассматривалась режимом как угроза, и секуляризация религии были основными причинами проблемы [2,  с. 304].

Теократические государства, основанные на религии, не являются светскими, равно как и государства, отвергающие любую религию или веру в Бога и прививающие атеизм своим гражданам в соответствии со своей идеологией. Светское государство не навязывает своим гражданам обязательные законы для принятия и применения правил определенной религии, религия является вопросом личной совести, и государство защищает отсутствие официальной религии и ее принуждение своей Конституцией и законами [12, с. 132].

Под секуляризмом в некоторых странах понимается состояние, которое не выделяет деньги из государственного бюджета на духовенство, храмы и религиозные учебные заведения. Однако, в Турции этот вопрос носит совсем другой характер. Управление Диянет (Солидарность) занимает значимое место среди других государственных органов, также очень важна с точки зрения защиты секуляризма [7, с. 78]. Постановление Конституции по этому вопросу гласит: «Управление Диянет выполняет обязанности, изложенные в специальном законе, игнорируя все политические идеи и мысли в пользу светских законов и стремясь к целостности  как к  целостности нации» [10, с. 68-71].

В истории Турецкой Республики в стране и за рубежом было много написано о каждом из законов, лежащих в основе ататюркизма. Секуляризм - один из самых противоречивых, но наименее понятных законов Ататюрка, который постоянно обсуждается в турецком обществе. Свобода религии и совести сыграли важнейшую роль в переходе к закону секуляризма, который является основой современной демократии, и поддержали его после принятия закона секуляризма. То есть это считалось одной из целей демократии которую пытались реализовать. Следовательно, чтобы иметь национальную и современную культуру, на первом месте стоит секуляризм, а значит, и свобода религии и совести.

Секуляризм означает отделение религии от мира, особенно религии и государственных дел [5, с. 24-31]. Отделяя религию от нерелигиозных вопросов и воплощая их в жизнь, он позволяет религии вернуться к себе, тем самым делая людей религиозными во всей своей простоте [11, с. 21-23]. Согласно профессору Турхану Фейзиоглу, секуляризм в ататюркской системе мышления - это не только принцип государственного управления, состоящая в разделении религии и государственных дел, но и образ жизни, взгляд на мир и социальные проблемы через призму разума и интеллекта. Концепция секуляризма Ататюрка направлена ​​не против религии, как утверждают некоторые люди, а против злоупотребления религией. В ататюркизме секуляризм означает отделение религии и государства друг от друга, предоставляя право религии на религию и право государства на государство, также в государственных делах следовать путем, указанным разумом [4, 132-138].

Объясняя секуляризм, связанный с психосоциальными и культурными аспектами, Мустафа Камаль Ататюрк подчеркнул этот момент: «Мы настаиваем на принципе секуляризма, потому что свобода национальной воли, человеческие ценности, возможно, самая священная религия, могут быть защищены только при соблюдении принципа секуляризма». (М. Камаль Ататюрк Текст выступления опубликован в газете «Наша ближняя история» в 1962 г., выпуски 4-35). Нет сомнений в том, что Ататюрк выступал за равенство женщин с мужчинами в политике, экономике, искусстве и во всех сферах жизни [1, с. 131]. Свобода религии и совести играет важную роль в переходе к закону секуляризма, который является основой современной демократии. Свобода религии и совести - это свобода верить или не верить в религию и осознавать важность религии, в которую верит. Для того чтобы этот вопрос был связан с демократией, важно всегда защищать и развивать секуляризм, а также свободу религии и совести, которые лежат в его основе.

 

Список литературы:

  1. Arsan Nimet. Atatürkün söylev ve demeçileri: Ankara: Divan Yaıncılık, 2006. – 555 s.
  2. Bernard Lewis. Modern Türkiye’nin Doğuşu: Ankara: Çev. Metin Kıratlı, 2000. – 408 s.
  3. Bülent Daver.Türkiye Cumhuriyetinde laiklik: Ankara: 1955. – 635 s.
  4. Caporal Bernard. Kemalizmde ve Kemalizm sonrasında türk kadını: Ankara: Tısa Matbaası, 1982. – s. 132-138.
  5. Çetin Özek. Türkiyede laiklik, gelişim ve koruyucu ceza hükümleri: İstanbul: 1962. – 581 s.
  6. Çetin Özek. Dövlet ve din: İstanbul: 1982. – 701 s.
  7. Erdoğan Teziç. Anayasa hukuku: Ankara: Kitap yayınevi, 1986. –590 s.
  8. Ergün Özbudun. Türk Anayasa Hukuku: Ankara: 1986. – 360 s.
  9. İlhan Akın. Temel hak ve özgürlükler: İstanbul: 1971. – 237 s.
  10. Necip Bilge.Atatürk devrimlerinin temel ögesi – Laiklik:  Istanbul: Ekim,  1978. -627 s.
  11. Özer Ozankaya. Atatürk ve laiklik: Ankara: 1982. - 238 s.
  12. Zeki Hafizoğulları. Türk hukuk devrimi ve laiklik //, Atatürk Araşdırma Merkezi Dergisi. – 1988. – № 12.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.