Статья опубликована в рамках: X Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 16 апреля 2013 г.)
Наука: Педагогика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ
Покатиловская Елизавета Николаевна
студент факультета социально-культурных коммуникаций СурГПУ г. Сургут
E-mail: Elizabet3462@mail.ru
Белошапка Римма Анатольевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, декан факультета социально-культурных коммуникаций СурГПУ г. Сургут
На протяжении всего существования общества, проблема идентификации студенческой молодежи в системе ценностей, её структура и динамика остается актуальной. Эта проблема обретает особую значимость в ситуации переходного периода и реконструкции России, в условиях социально — экономических и духовно — культурных изменений, сопровождающихся всесторонней переоценкой политических и экономических ценностей. Возникновение новых ценностных ориентаций и девальвация прежних затронули в большей степени студенческую молодежь, из-за её восприимчивости и высокой социальной мобильности.
Особое значение приобретают процессы захватывающие ценностное сознание студенческой молодежи, так как именно они представляют собой ближайшее будущее нашего общества. Тем более, идентификация студенческой молодежи в системе ценностей важна в отношении потенциальной интеллектуальной, политической, экономической, культурной элиты общества. Формирование нового ценностного сознания связанного с переменами в российском обществе объясняет необходимость, соединения в себе лучших культурно-исторических традиций духовности и гуманизма с новым мышлением, в связи с процессами глобализации, охватившими экономическую, политическую, информационную, культурную сферу социальной жизни.
Система ценностей для современного молодого человека является определенным фундаментом в построении его тактики отношения к миру. Ценностный мир каждого человека необъятен, но именно ценностные ориентации составляют основу формирования симпатий и антипатий, а в конечном счете общественного сознания людей.
Ценности — это общепринятые представления людей относительно целей и путей их достижения, которые предписывают им определенные социально-принятые способы поведения. Они являются основой всех нравственных принципов. Индивидуальная система социальных ценностей устанавливается в каждом общественном строе. В процессе первичной социализации личности происходит осознание и усвоение ценностей. В дальнейшем они остаются относительно стабильными, изменяясь лишь в кризисные периоды жизни человека и его социальной среды. Ценностные ориентации определяют социальное поведение молодого человека в повседневной деятельности. Выполняя интегративную роль в обществе, они образуют тем самым тот устойчивый остов общественной системы. Выделяют индивидуальные ценности — ограничивающие поведение индивида в повседневной жизни; и общественные ценности — ценностные приоритеты индивида относительно развития общества.
В любой сфере деятельности «сквозные» ценности являются центральными. К таким ценностям можно отнести: трудолюбие, лояльность, доброту, воспитанность, честность, порядочность, терпимость, человечность. Именно падение значимости таких ценностей в тот или иной период формирования как конкретной личности, так и в историческом развитии общества всегда вызывает серьезные последствия.
На современном этапе развития общества, когда жизнь чрезвычайно динамична и многогранна, важно отметить ценности, которыми руководствуются молодые люди и которые во многом определяют обыденное сознание и повседневные представления о настоящем и будущем вступающих в жизнь поколений. Ради чего живут сегодня молодые люди? Какие ценности претерпевают изменения, а какие нерушимы?
В литературе посвященной классификации ценностей, существует деление на ценности жизни и культуры. В.П. Тугаринов писал «Различие между жизнью и культурой очевидно. Жизнь человеку дана природой, культура же создается людьми. Ценности культуры делятся на материальные и духовные. Именно разработка теории ценностей жизни позволит ответить на многие вопросы воспитательного характера: о смысле жизни, ее подлинных и ложных ценностях, о жизненном оптимизме, в чем состоит действительное счастье человека и т. д.» [3, с. 12]. Социальный статус и самочувствие современной молодежи формируют мировоззренческие, политические, нравственные правовые и художественно-эстетические ценностные ориентации нашего будущего.
Сегодня как никогда полно можно выявить противостояние ценностей в массовом сознании жизни общества. Подрастающее поколение проходит свое становление в условиях формирования новых социальных ценностей и изменении многих старых отношений. Отсюда появление депрессии и пессимизма, неверие в себя и свое будущее. Возникает вопрос: жить в прошлом, слушая рассказы старших о «прекрасном времени, когда якобы успешно решались все проблемы»; агрессивно вести себя по отношению ко всем нововведениям; уйти в «никуда» нежели найти «путь к богу»; или с помощью собственной активности добиться успеха в жизни [2, с. 9].
Общество, стремящееся получить от жизни только материальное благополучие и обогащение не может воспитать здоровую ценностную культуру и сформировать жизненные потребности у молодежи. Так, в России все больше появляется мест для возможностей финансового самоутверждения, где не требуют высокий уровень образования и практики, но готовы заплатить большие деньги. Хотя подобная работа не дает ощущения настоящего успеха, формирует ощущение духовной пустоты и бессмысленности жизни, для многих молодых людей это кажется привлекательным. Однако не стоит забывать, что «цель отличается от потребности и от интереса. Без потребностей и интересов не было бы ценностей, но потребности и интересы сами по себе ценностями не являются. Голод и жажда — вовсе не ценности, это — страдания. Ценностями оказываются хлеб и вода, т. е. вещества, которые удовлетворяют, погашают эти страдания», — как справедливо отмечал В.П. Тугаринов [1, с. 119].
Этим объясняется острая необходимость показать настоящее положение дел, а не «приукрашенную» действительность, без на острейшие социальных проблемы человечества: массовую безработицу, пьянство и наркоманию, проституцию, суицид и т. д. Если изучить чем живет сегодня молодежь и на какие ценностные ориентации опираются то можно судить о культуре, гуманистическом потенциале, перспективах развития общества, о том, какие перемены ожидаются общество в будущим.
Нами было проведено социологическое исследование, цель которого состояла в следующем: определить состав и иерархию наиболее распространенных в сознании студенческой молодежи фундаментальных ценностей. Респондентами выступали студенты СурГПУ в возрасте от 17 до 23 лет (всего опрошено 40 человек). Анализировались только индивидуальные ценности, которые молодежь ставит перед собой. Для этого мы составили блок вопросов, относящийся к повседневной жизни студентов, и представляющий различные ценностные ориентиры всей молодежи.
Респондентам было необходимо определить значимость каждого ценностного ориентира по школе приоритетности: «самое значимая», «значимая в определенных ситуациях», «не представляет ценностной значимости», «категорическое отрицание ценностной значимости».
Результаты опроса показали, что одной из главных жизненных ориентаций студентов становится обретение смысла жизни — 38 %; 22 % высказались за то, чтобы активно реализовывать себя, а не плыть по течению и стремление стать хозяином своей жизни; 18 % признались, что очень важно быть хозяином своей собственной жизни и обрести независимость от других — 12 %.
В тоже время большинство также считают, что не следует отказываться от получения жизненных удовольствий — 11 %; значимость материальных благ, стремление к материальному успеху признают 9 % опрошенных студентов.
И только 7 % в качестве приоритетной ценности определяют выполнение своих обязательств, утверждая позицию ответственного отношения к своим действиям. А заботу об обездоленных и важность служения другим людям считают своей моральной ответственностью лишь 3 % респондентов. Здесь проявляются эгоистические установки: молодые люди, больше думают о себе и в меньшей степени о благе общества, причем у девушек это все проявляется в меньшей степени.
Результаты проведенного опроса показали, прежде всего, сложную ситуацию неудовлетворенности тем, как в современных условиях складывается жизнь молодых людей. На вопрос: «Удовлетворены ли Вы полностью тем, что смогли достигнуть на данном этапе»: «положительно» ответили — 27 %, «частично» — 39 %, «полностью не удовлетворены достигнутым» — 14 %. Такая разница в степени удовлетворенности обусловлена обширным рядом причин, но большинство связывают ее с отсутствием денег. Полностью довольны своими финансовым положением только 6 % опрошенных российских студентов; 22 % удовлетворены в целом; неудовлетворенны своим финансовым положением 72 %. Аналогичная ситуация складывается с уровнем удовлетворенности жилищными условиями. Безусловно, студенческие годы во многих отношениях очень привлекательны, да и потребности велики, но их удовлетворение требует материальных затрат, а формы социальной поддержки студенчества не развиты. Тем не менее, именно фактор удовлетворенности, как складывается жизнь, составляет основу формирования настроений и установок и, в конечном счете, и всей системы социальных ценностей.
Стремление быть ближе к моде и к «красивой» жизни овладевает сознанием молодежи и приобретает массовый характер. Теряет прежнюю значимость, и ценность классическая культура, становясь неактуальной и чуждой. Потребительские ориентации становятся приоритетными в ценностных ориентациях студенческой молодежи. Так результаты исследования свидетельствуют, что 63 % проводят время свое свободное у телевизора или в компании с друзьями, слушая главным образом развлекательную музыку. В тоже время 26 % студентов предпочитают расходовать свое время на посещение студий, кружков, 4 % — на самообразование и 7 % — занятия спортом. Это дает четкое представление о наличии проблемы культурной идентификации молодежи, усилению процессов стандартизации культурного потребления и досугового поведения, пассивно-потребительского отношения к культуре.
Система ценностных ориентаций, выступает отражением отношения студенчества к окружающей действительности, индикатором стабильности общества, являясь так же частью духовной сферы, проявлением социального творчества. Эффективность социально-культурного воспитания студенчества, динамика социально-политических преобразований в стране полностью зависит от того насколько сформирована система ценностных ориентаций под влиянием политических, экономических и культурных институтов. Необходимы существенные изменения в концепции и в механизме реализации государственной политики в области молодежной культуры.
Воспитание ценностных качеств у студенческой молодежи как одно из направлений формирования духовного мира личности — процесс, полностью зависящий как от духовного богатства личности, так и от многообразия ее социальных связей и отношений, а также самого характера отношений, господствующих в обществе. В реализации основной задачи — глубокого преобразования всех сфер жизни российского общества, ускорения научно-технического прогресса страны, совершенствования механизмов управления общественными отношениями — предполагается значительная перестройка всей педагогической работы в соответствии с новыми важнейшими требованиями к уровню сознательности и организованности, образования и культуры. Это связано, прежде всего, с совершенствованием процесса формирования личности, которая была бы способна по своим профессиональным качествам, мировоззренческим установкам и ценностным ориентациям активно участвовать в решении назревших проблем нашего общественного развития.
Список литературы:
- Дашкина А.Н. О проведении второго всероссийского съезда социальных работников и социальных педагогов // Журнал исследований социальной политики. 2007. Т. 5. № 1. С. 117—124.
- Сересова У.И Трансформации социальной работы как профессии: взгляд через призму мотивации молодых специалистов // Журнал исследований социальной политики. 2008. Т. 5. № 1.
- Шульга Е.Н. Философия сознания: методологические инварианты исследования. / Шульга Е.Н — М., 2008. — С. 76.
дипломов
Оставить комментарий