Статья опубликована в рамках: X Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 16 апреля 2013 г.)
Наука: Педагогика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
«УРОКИ МЫШЛЕНИЯ» В ПРИРОДЕ ЗА В.А. СУХОМЛИНСКИМ
Дубачинская Татьяна Сергеевна
студент 615 группы Института педагогического образования Николаевского национального университета им.В.А. Сухомлинского, г. Николаев
E-mail: kppo@ukr.net
Якименко Светлана Ивановна
научный руководитель, д-р наук в области образования, профессор, зав.каф. педагогики начального образования
Актуальность исследования. На основе своего педагогического опыта Василий Александрович Сухомлинский (1918—1970) написал 35 книг, более 600 статей, 1500 сказок, рассказов и новелл для детей. Его труды, по-прежнему востребованы педагогической практикой как в нашей стране, так и за рубежом. Для него все без исключения дети были талантливыми и одаренными. Школы и классы только для талантливых детей, о которых сегодня так много говорят, не вписываются в его педагогическую систему. Ведь нет двух детей, одинаковых по мышлению, по восприятию мира, по особенностям разума, воли, характера. Узнать и понять ребенка можно, только наблюдая за ее взаимодействием с окружающим миром. Глубоко ошибаются учителя и родители, которые считают, что подтянуть тяжелого ученика — это заставить выучить определенный объем материала. Здесь не сидеть как можно больше над книгой нужно, а заняться развитием ребенка, учить его мыслить. Начинать умственное воспитание маленьких детей нужно по развитию любознательности. «Меня беспокоит, — писал Сухомлинский, — судьба детей, учителя которых ежеминутно во время урока пытаются насыщать своих учеников активной умственной работой и держать их в напряжении. Ведь мозг ребенка — не механизм запоминающего устройства электронной машины, а живая мыслящая и нежная материя. Непосильный для ребенка умственное перенапряжение не способствует активизации его умственной деятельности». Сущность же уроков мышления Сухомлинского заключалась в развитии способности удивляться, видеть в знакомом новое и неизвестное, понимать причинно-следственные связи.
Анализ научных исследований. Проблемой развития творческого мышления занимались отечественные и зарубежные ученые (Л. Венгер, Костюк, Я. Пономарьов, О. Матюшкин). Большое внимание этому вопросу уделяли такие выдающиеся педагоги, как Я. Коменський, Сухомлинский, С. Русова, Ушинский.
Жизненный путь и педагогическая деятельность В.А. Сухомлинского — это яркая страница книги педагогических поисков отечественных учителей-новаторов, которая была глубоко и всесторонне отражена в документально-исторических повестях и очерках И. Цюпы, Б. Тартаковського, К. Григор Прокофьева и Б. Хандроса, Б. Рябинина, Д. Водзинського и др.
Цель статьи. Исследовать основы развития творческого мышления у младших школьников средствами природы за педагогическими идеями В.А. Сухомлинского.
Результаты исследования. Известно, что человеческое мышление движется от поверхностного знания в глубоких и всесторонних знаний, которые формируют определенное мировоззрение и является необходимым условием перспективной деятельности человека [2, с. 12].
По В.А. Сухомлинского, концепция развития мышления генетически направлена от ребенка, его представлений, переживаний, взглядов, оценок и ориентирована на ребенка, развитие его личностных качеств. Мышление как особое свойство и процесс самореализации личности является основой педагогики Сухомлинского, ее фундаментальной категорией и объектом научно-педагогических поисков и усилий на протяжении всей его образовательной деятельности [1, с. 12—13].
В.А. Сухомлинский рассматривал мышление не только как научное понятие, но и как процесс познавательной деятельности, природа и функции которого чрезвычайно разнообразны, сложны и неоднозначны. На первых этапах развития мышления одной из форм узнавания действительности является слово. «Через слово педагог видит, как подходит ребенок до живого источника мышления — природы» [4, С. 210].
В природе В.А. Сухомлинский видел вечный источник детского ума, фантазии, словесного творчества. Он стремился, чтобы яркие образы родной земли питали сознание ребенка на протяжении всех лет обучения, чтобы законы мышления впервые раскрылись не перед классной доской, а среди поля, на лугу, у реки, в лесу.
Чтобы заставить ребенка мыслить, утверждал Василий Александрович, «умейте заставить его удивляться». Проводя свои уроки мышления среди природы выдающийся педагог стремился, чтобы «слово рождалось в общении ребенка с природой». Этим он помогал ученикам познавать природу: деревьев, листьев, цветов, лепестков и т. д. Дети любуются степью, вслушиваются в пение жаворонка, но каждый из них видит окружающий мир по-своему, ведь «красота природы — это мощный источник энергии мысли» [4, с. 211]. Таким образом, в сознании детей фиксируются представления о конкретных предметах, явлениях, фактах, событиях, чувства. В педагогике В.А.Сухомлинского они будто одухотворяются и приобретают определенное мифологического содержания. Мифологическое мышление тесно связано с наглядно-действенным, конкретно-образным, словесно-логическим, образно-художественним, творческим процессами.
Глубина мышления зависит от умственных способностей ребенка. Поэтому надо использовать разнообразные способы и приемы мышления:
· преподавать и изучать материал в активном взаимодействии с природой;
· вводить детей в мир труда среди природы;
· проводить систему путешествий к источнику мысли и родного слова;
· учить детей думать у первоисточников мышления, в частности среди природы и труда;
· при применении наглядности постепенно переходить от конкретного к абстрактному, от натуральных до образных средств наглядности, от образного иллюстрации к словесно образного [3, с. 56—59].
Разработана В.А. Сухомлинским система наблюдений за природными явлениями называется книгой природы. Триста страниц книги — это триста наблюдений, это триста уроков мышления, триста ярких картин родной земли, откладываются в сознании школьника.
Чтение книги природы — не просто интересные, увлекательные прогулки, это уроки мышления под открытым небом.
Выводы. Целесообразность экологического воспитания по наследию великого педагога является в том, что мозг ребенка требует воспитание природой, потому что если посадить его только в классе, то клетки мозга быстро устают и дети плохо справляются с работой. Ребенок в первом классе и внимательно слушает, но не запоминает. В таком случае умственные силы ребенка следует укреплять среди природы. Ведь природа непосредственный источник ярких детских впечатлений и наблюдений, потому что ребенок не только слышит, но и прислушивается, не только смотрит, но и смотрит, а это все вместе улучшает качество восприятия способствует лучшему запоминанию, помогает в дальнейшем ребенку в учебе.
Эффективно используя в своей работе общение с природой, В.А. Сухомлинский добивался больших успехов в учебе. У него не было отстающих. Он укреплял, развивал память своих воспитанников, обогащал ее понятиями, истинами. обобщениями, повседневным общением с природой.
Учителям начальной школы, следует учиться и использовать наследие В.А. Сухомлинского, потому что оно основывается на идее всестороннего развития личности в сочетании с природой.
Список литературы:
- Бондарь Л. Уроки мышления среди природы в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского [Текст] / / Начальная школа, 2005. — № 9. — С. 12—20.
- Верзацька Л.А. Уроки среди природы. / / Начальная школа. — 1991. — № 95. — С. 11—25.
- Гладюк Т.В. Идеи формирования экологической культуры младших школьников в педагогическом наследии Сухомлинского. / / Научные записи ТДПУ им. Гнатюка: Педагогика. — Тернопиль.2002. — Вып. 5 — С. 56—59.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям [Текст]. — 8-е изд. — М.: Сов. школа, 1984. — 288 с.
дипломов
Оставить комментарий