Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: X Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 16 апреля 2013 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Балина Т.Г. НЕПРЕРЫВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ЦВЕТОВЕДЕНИЮ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ И СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА ИСКУССТВ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. X междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10. URL: https://sibac.info//archive/humanities/10.pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

НЕПРЕРЫВНОЕ  ОБУЧЕНИЕ  ЦВЕТОВЕДЕНИЮ  УЧАЩИХСЯ  ДЕТСКОЙ  ХУДОЖЕСТВЕННОЙ  ШКОЛЫ  И  СТУДЕНТОВ  КОЛЛЕДЖА  ИСКУССТВ

Балина  Татьяна  Геннадьевна

магистрант  института  художественного  образования  Волгоградского  государственного  социально-педагогического  Университета

Лескова  Инна  Александровна

научный  руководитель,  канд.  пед.  наук,  доцент  ФГБОУ  ВПО  «ВГСПУ»

 

Непрерывное  образование  является  на  сегодняшний  день  достаточно  остроактуальной  проблемой.  Международная  организация  ЮНЕСКО  занимается  этим  вопросом  с  семидесятых  годов.  И  это  не  случайно,  так  как  значение  этой  идеи  состоит  в  том,  чтобы  обеспечить  любому  человеку  постоянное  развитие,  активное  совершенствование  и  обновление  знаний  и  умений  на  протяжении  всей  трудовой  деятельности.  Государственные  учреждения  постоянно  находятся  в  разработке  и  совершенствовании  модели  непрерывного  образования.  Первая  теоретическая  разработка  данного  вопроса  была  сделана  Б.С.  Гершунским,  X.  Гуммелем,  Р.  Даве,  Г.П.  Зинченко,  П.  Ленграндом,  В.Г.  Онушкиным,  В.Г.  Осиповым,  Э.  Фором,  и  др.  В  их  трудах  содержится  теоретический  анализ  основ  непрерывного  образования,  исследованы  структура,  содержание  и  функции  непрерывного  образования,  перспективы  развития  как  системы  [2,  с.  16].

Непрерывное  образование  предполагает  многообразие  и  гибкость  применяемых  видов  обучения.  При  этом  они  должны  отвечать  принципам  гуманизации,  демократизации  и  индивидуализации.  Важным  все  же  принципом  будет  непрерывность,  а  также  принципы  опережения  и  открытости.  Учебные  заведения  нуждаются  в  пересмотре  взглядов  на  роль  и  место  образования  в  жизни  не  только  человека,  но  и  общества  также.  Теоретики  и  исследователи  данного  вопроса  считают,  что  необходимо  преодолеть  ориентацию  на  поверхностную  «энциклопедичность»  содержания,  перегрузку  информационным  и  фактологическим  материалом  [2,  с.  18].

Актуальность  проблемы  непрерывного  образования  в  художественно-образовательном  процессе,  в  частности  при  обучении  цветоведению  непосредственно  связана  и  с  поиском  педагогических  форм  интеграции  различных  видов  художественной  деятельности,  разработкой  диагностических  методик  учащихся,  как  детской  художественной  школы  (ДХШ),  так  и  студентов  дизайнерского  отделения  колледжа  искусств  (КИ).

Сказанное  определяет  актуальность  исследования:  необходимость  создания  не  только  особой  методической  системы,  отвечающей  потребностям  и  запросам  непрерывного  образования,  но  и  разработки  диагностического  комплекса  этой  системы. 

Объект  исследования:  учебная  и  творческая  деятельность  учащихся  детской  художественной  школы  и  студентов  колледжа  искусств  (отделения  «Дизайн»). 

Предмет  исследования:  процесс  освоения  основ  цветоведения  учащимися  детской  художественной  школы  и  студентами  колледжа  искусств  (отделения  «Дизайн»)  на  базе  непрерывного  обучения. 

Цель  исследования:  Теоретически  и  методически  обосновать  значимость  непрерывного  обучения  цветоведению,  продиагностировать  эффективность  реализации  непрерывного  обучения  в  образовательной  практике  учащихся  детской  художественной  школы  и  студентов  колледжа  искусств  (отделения  «Дизайн»). 

Задачи  исследования: 

1.  Изучить  научную,  педагогическую  и  методическую  литературу  по  проблеме  исследования.  Дать  определение  понятию  «непрерывное  обучение». 

2.  Определить  педагогические  условия  непрерывного  многоуровневого  обучения  цветоведению  учащихся  ДХШ  и  колледжа  искусств.

3.  Разработать  диагностический  комплекс  по  выявлению  эффективности  непрерывного  многоуровневого  обучения  цветоведению  учащихся  ДХШ  и  колледжа  искусств.

4.  Апробировать  и  продиагностировать  модель  непрерывного  обучения  цветоведению  в  ДХШ  и  КИ.

Апробация  предъявляемой  модели  методической  системы  непрерывного  обучения  цветоведению  и  ее  диагностирование  проводились  в  г.  Камышине  в  детской  художественной  школе  и  колледже  искусств  на  дизайнерском  отделении. 

Так  как  при  исследовании  данного  вопроса  необходимо  будет  проводить  диагностику  эффективности  рассматриваемой  системы  непрерывного  обучения  цветоведению,  то  следует  несколько  слов  сказать  о  диагностической  деятельности.  Диагностический  комплекс,  в  предъявляемой  методической  системе,  будет  содержать  следующие  аспекты:  сравнение,  анализ,  прогнозирование,  интерпретацию,  и  контроль  в  виде  диагностических  таблиц.  Диагностические  методы  изучения  воздействия  на  учащихся  разнообразны.  Они  могут  быть:  прямые  (анкетирование,  индивидуальная  беседа,  тесты  и  т.  д.)  и  косвенные  (наблюдение). 

Диагностирование,  контроль,  проверка  и  оценивание  знаний,  умений  учащихся  будет  проходить  в  той  логической  последовательности,  в  какой  проводится  их  изучение,  т.  е.  они  будут  соотноситься  со  всем  процессом  обучения  [3,  с.  25].

Сложным  и  неразработанным  вопросом  в  области  диагностики  является  определение  и  обоснование  критериев  и  показателей  оценки  эффективности  и  качества  образовательного  процесса.  Это  объясняется  отсутствием  теории  оценочной  деятельности,  трудностями  с  определением  общей  стратегии  разработки  критериев,  необъективностью  оценки  качества  реальных  достижений  [1,  с.  16].

Отсутствие  единых  образовательных  стандартов,  программ  по  обучению  цветоведению  существенно  осложняет  определение  результативности  обучения  учащихся  в  условиях  многоуровнего  непрерывного  образования  и  их  диагностирования.  Тем  более,  что  ДХШ  относится  к  Министерству  образования,  а  художественный  колледж  —  к  Министерству  культуры.  Поэтому  педагогам  ДХШ  и  КИ  необходимо  разрабатывать  свой  пакет  диагностических  методик,  соотносящихся  между  собой.

Создание  единой  системы  многоуровневого  непрерывного  образования  в  области  художественного  обучения  как  единого  образовательного  пространства  предполагает  интеграцию  образовательных  и  профессиональных  учреждений  [4,  с.  46].  Так,  в  нашем  случае,  эффективность  функционирования  непрерывной  системы  обучения  цветоведению  в  ДХШ  и  КИ  достигается  за  счет  координации  и  взаимной  увязки  учебных  планов  и  программ,  разработки  единых  заданий  и  упражнений,  дидактических  материалов  и  пр.  Насколько  такая  система  обучения  эффективна,  насколько  она  позволит  повысить  уровень  фундаментальной,  общекультурной  и  гуманитарной  подготовки,  позволит  определить  комплекс  диагностик.

На  основе  анализа  научно-педагогической  литературы  по  исследуемой  проблеме  и  опыта  работы  с  учащимися  ДХШ  и  студентами  КИ  г.Камышина  можно  сделать  предположение  о  том,  что  внедрение  системного  подхода  в  обучение  цветоведению,  основывающегося  на  непрерывности,  будет  способствовать: 

1.  освоению  теоретических  знаний  в  области  цветоведения  необходимых  для  работы  над  живописью  и  композицией; 

2.  формированию  навыков  владения  цветом  в  процессе  работы  над  учебными  (плановыми)  и  творческими  заданиями; 

3.  развитию  способности  воспринимать  цвет  и  использовать  его  как  средство  художественной  выразительности  в  разных  видах  учебной  деятельности; 

4.  проявлению  художественной  индивидуальности  в  профессионально  направленном  отношении  и  не  только.

Выше  перечисленные  положения  послужат  отправными  пунктами  для  создания  критериев  диагностики  эффективности  системы  непрерывного  обучения  цветоведению  в  ДХШ  и  КИ.

Основой  методики  работы  с  цветоведением  является  система  специальных  наблюдений,  заданий,  опытов,  экспериментов,  позволяющих  добиться  высоких  результатов,  которые  в  свою  очередь  будут  выступать  материалом  для  диагностирования  эффективности  обучения  цветоведению. 

Особенности  восприятия  и  понимания  цвета,  факторы  возникновения  обусловленного  цвета  позволяют  создать  определенный  набор  методов  и  средств,  и  вместе  с  тем  специальных  упражнений  и  заданий  на  уроках  живописи,  композиции,  компьютерной  графики  и  т.  д.,  которые  наиболее  полно  и  многогранно  помогут  учащимся  ДХШ  и  КИ  овладеть  основами  цветоведения,  а  также  развить  способности  пользование  цветом  в  учебных  целях.

Так,  в  педагогической  практике  необходимо  уделять  огромное  внимание  следующим  методам:  методу  исследования  явлений  и  объектов,  методу  цельного  восприятия  цвета,  методу  работы  цветовыми  отношениями.

Указанные  методы  содержат  набор  определенных  средств,  с  помощью  которых  будет  наиболее  полно  реализовываться  система  овладения  основами  цветоведения  на  любых  дисциплинах,  связанных  с  работой  с  цветом.  К  таким  педагогическим  средствам  относятся:

1.  Исследование  объектов  или  явлений  (эксперименты,  опыты,  задания)  через  работу  с  цветовым  кругом,  работу  с  цветными  открасами  (мобильная  палитра  —  небольшие  цветные  полоски  бумаги  различных  оттенков,  которые  легко  можно  перемещать).

2.  Конструирование  неформальных  (абстрагированных)  композиций.  (Примеры  приведены  ниже  в  таблице  №  1  упражнений  и  заданий).

Система  упражнений  и  заданий  позволит  более  полно  освоить  цветовые  взаимоотношения  в  процессе  учебной  работы.  Задания  могут  быть  краткосрочными  упражнениями  и  более  длительными  тематическими.  Учащиеся  наращивают  полученный  объем  знаний  на  основе  новых  упражнений  базирующихся  на  разнообразных  приемах  организации  цвета  (Таблица  1). 

Таблица  1. 

Примеры  краткосрочных  упражнений  и  тематических  заданий

Приемы  организации  цвета  в  цветовой  композиции

тепло-холодные  гаммы

условный  выбор  цвета

ореольное  выделение

разбивка  цветом  на  элементы

пересечение  форм  (явление  оверлеппинга)

Образ  жар-  птицы,  синей  птицы-счастья.

Вкусные  яблоки  (кислые,  сладкие).

Гжельские  мотивы

Солнечный  пейзаж

Декоративный  натюрморт

Силуэтный  натюрморт.

Узоры

 

 

Выше  названные  упражнения  и  задания  будут  не  только  обучать,  но  и  использоваться  в  качестве  материала,  на  основе  которого  осуществляется  диагностика  качества  освоения  теоретических  знаний  в  области  цветоведения;  формирования  навыков  владения  цветом;  развития  способности  воспринимать  цвет  и  использовать  его  как  средство  художественной  выразительности;  проявления  художественной  индивидуальности.

Одним  из  условий  эффективности  методики  непрерывного  обучения  цветоведению  является  обновление  дидактического  материала  в  виде  пособий:

1.  для  учителей  (методические  пособия  и  рекомендации  по  работе  с  натюрмортами  разных  видов,  по  работе  с  формальными  композициями,  цветовыми  палитрами  и  пр.);

2.  для  учащихся  (таблицы  и  схемы  цветовых  кругов,  контрастов  и  пр.;  раздаточный  материал  в  виде  мобильной  палитры  и  т.  п.);

Особым  видом  дидактических  пособий  выступают  мультимедийные  презентации  к  урокам  для  учителей  и  презентации  исследовательской  работы  учащихся.

Следующим  условием  эффективности  действия  непрерывного  обучения  цветоведению  является  обновление  и  переработка  программ.  В  стандартной  программе  колледжа  искусств  рекомендованы  практические  упражнения  для  самостоятельной  работы  студентов  по  отрисовке  таблицы  характеристик  цветов,  исполнение  цветового  круга,  таблицы  «Контрастов»  и  смешения  цветов,  выполнение  «растяжки»  основных  цветов  и  только  в  конце  создание  творческой  работы.

Задания  в  системе  непрерывного  обучения  цветоведению  для  колледжа  искусств  должны  учитывать  работу,  проводимую  в  нижнем  звене,  т.  е.  в  ДХШ.  Отсюда,  следует  разработать  такую  систему  заданий  и  упражнений  для  студентов,  где  бы  схемы  и  таблицы  были  опорными,  а  учащиеся  больше  работали  над  творческими  проектами.  А  это  могут  быть:

1.  Задания  на  цветовые  ассоциации  как  в  виде  упражнений,  так  и  целых  проектов.

2.  Работа  над  постановочным  натюрмортом  в  разных  техниках  и  исполнениях:  живописном  этюде,  декоративной  переработке  форм,  стилизации  объектов  и  предметов.

3.  Исполнение  коллажа  того  же  натюрморта  при  изучении  разных  видов  контрастов.

4.  Создание  палитры  в  формальной  композиции  в  нескольких  видах:  монохромной,  на  дополнительных  цветах,  на  основе  триад  цветов  и  пр.

5.  Создание  многоступенчатой  тематической  палитры,  основываясь  на  ассоциациях  (н-р,  зеленый  луг,  яркое  солнце,  морозный  день  и  пр.).

6.  Совершенствование  декоративных  приемов  организации  цвета  в  цветовой  композиции,  опираясь  на  таблицу  №  1.

7.  Проектная  деятельность  по  созданию  творческой  работы  в  любом  виде  техники,  с  использованием  разных  приемов  организации  цвета.

Отсюда  следует  предположение  о  том,  что  эффективными  будут  задания  по  доработанной  системе  обучения  цветоведению  (второй  из  выше  представленной).  Диагностические  мероприятия  позволят  подтвердить  или  опровергнуть  это  предположение. 

В  процессе  наблюдения  за  деятельностью  учащихся,  анализа  графических  работ,  устных  высказываний  педагогов  и  учащихся,  результатов  текущих  и  контрольных  просмотров  учебных  и  творческих  работ  учащихся  экспертной  комиссией  выработаны  критерии  оценки  учебных  работ  учащихся  по  освоению  основ  цветоведения:  способности  зрительного  восприятия  цвета,  теоретические  знания  основ  цветоведения,  навыки  владения  цветом,  художественная  индивидуальность.

Проведенное  исследование  позволило  выявить  три  уровня  развития  художественно-творческих  способностей  учащихся  и  студентов  в  области  цветоведения:

В  —  высший  (индивидуальный  подход  в  использовании  цвета);

С  —  средний  (стремление  к  неординарности  колористического  решения,  но  с  недостаточным  раскрытием  цветовых  взаимосвязей);

Н  —  низкий  (неспособность  использовать  цвет  как  выразительное  средство  в  учебных  и  творческих  заданиях). 

Все  это  нашло  отражение  в  сводной  таблице  диагностирования  учащихся,  которая  включает  в  себя  критерии  оценки  учебных  работ  учащихся  по  освоению  основ  цветоведения,  этапы  диагностики  (КД  —  констатирующая  диагностика,  ИД  —  итоговая  диагностика)  и  уровни  развития  художественно-творческих  способностей  учащихся  и  студентов  в  области  цветоведения.  (Таблица  №  2)

Таблица  2. 

Сводная  таблица  диагностирования  учащихся

Обследование  учащихся  в  разных  системах

обучения  цветоведению

Оценка  учебной  деятельности  учащихся

Способности  зрительного  восприятия  цвета

Теоретические  знания  основ  цветоведения

Навыки  владения  цветом

Художествен-ная  индивидуаль-ность

Общий  показатель

КД

ИД

КД

ИД

КД

ИД

КД

ИД

КД

ИД

Традиционного  обучения

Н

С

Н

С

Н

С

Н

Н

Н

С

непрерывного  обучения

В

В

С

В

С

В

С

В

С

В

 

 

Результаты  диагностики  эффективности  предложенной  методической  системы  непрерывного  освоения  основ  цветоведения  в  ДХШ  и  колледже  искусств  (дизайнерское  отделение)  свидетельствуют  о  том,  что  рациональное  объединение  различных  приемов  активизации  познавательных  сторон  восприятия  и  использования  цвета  при  обучении  способствует  развитию  профессионально  важных  качеств  учащихся  в  художественно-творческой  деятельности,  формирует  их  колористическую  культуру,  развивает  эстетическое  отношение  к  цвету.

После  проведения  диагностики  эффективности  системы  непрерывного  обучения  цветоведению  в  условиях  многоуровневого  подхода  определенны  педагогические  условия,  заключающиеся  в:  обновлении  содержания  учебного  предмета  «Цветоведение»,  а  также  методов  и  средств  его  преподавания,  сопровождаемое  созданием  корректной  системы  учебных  и  творческих  заданий  и  упражнений;  обогащении  информационного  поля  и  эмоционально-образного  цветового  опыта  учащихся  и  студентов;  создании  положительной  эмоциональной  атмосферы,  направленной  на  достижение  результативности  в  профессиональном  образовании.

Многоуровневый  системный  подход  в  обучении  цветоведению  учащихся  ДХШ  и  студентов  КИ  в  условиях  именно  непрерывного  обучения  обеспечивает  преемственность  и  общность  предметов  художественного  цикла,  способствует  их  взаимодействию.  Внедрение  инновационных  технологий  обогащает  учащихся  ДХШ  и  студентов  КИ  новыми  средствами  реализации  художественных  замыслов,  нацеливает  их  на  создание  художественно-творческих  и  исследовательских  проектов. 

Система  непрерывного  профессионального  образования  предполагает  создание  такой  образовательной  модели,  которая  должна  строиться  с  учетом  новейших  требований  в  глобальном  информационно-педагогическом  пространстве,  насыщенном  научными  коммуникациями,  быть  школой  развития  всей  системы  обучения  и  личности  учащегося  [2,  с.  17].

 

Список  литературы

  1. Битинас  Б.П.,  Катаева  Л.И.  Педагогическая  диагностика:  сущность,  функции,  перспективы  //  Педагогика.  —  1993.  —  №  2.  —  С.  15—17.
  2. Гершунский  Б.С.  Педагогические  аспекты  непрерывного  образования//  ВВШ,  1987.  №  8.
  3. Калинина  Н.В.  Диагностика  и  анализ  учебного  процесса  //  Завуч  начальной  школы.  —  2003.  —  №  5.  —  С.  23—26.
  4. Уемов  А.И.  Системный  подход  и  общая  теория  систем.  —  М.:  1978.
  5. j25eph  O'Connor,  Ian  McDermott.  The  art  of  systems  thinking.  HarperCollins  Publishers  Ltd.,  1997.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.