Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: VIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 14 февраля 2013 г.)

Наука: История

Секция: Краеведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Селивёрстова Е.В., Дорошева О.А. ТОЦКИЙ ЯДЕРНЫЙ ВЗРЫВ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. VIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8. URL: https://sibac.info/archive/humanities/8.pdf (дата обращения: 02.01.2025)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

ТОЦКИЙ ЯДЕРНЫЙ ВЗРЫВ

Селивёрстова Екатерина Валерьевна

студент 1курса технического факультета ОГАУ г. Оренбург

E-maila_ngelina@mail.ru

Дорошева Ольга Александровна

Канд. истор. наук, ОГАУ г. Оренбург

 

Прошло 59 лет со дня Тоцкого ядерного взрыва. Казалось, те далёкие события 1954 года должны понемногу забываться. Однако, наоборот, интерес к этой проблеме, начиная с 1990 года, стал только усиливаться. В обсуждение включались политики, журналисты, экологи, появились первые видеофильмы, публикации по поводу тоцких учений, стали проводиться медицинские и экологические обследования в Оренбургской области. Но результаты этих обследований зачастую противоречили друг другу. К тому же большинство важнейших документов по тоцкому учению до сих пор под грифом «секретно» находится в спецархивах. Но вопросы остаются: Проходило учение 14 сентября 1954 года? Как оно повлияло на жизнь людей Оренбургской области? В своей работе я попытаюсь ответить на поставленные вопросы, опираясь на воспоминания непосредственных участников событий из двух сел (с. Пронькино, с. Маховка Сорочинского района), самых близких к тоцкому полигону [1, c. 83].

В 1954 году на полигоне тоцких военных лагерей прошли первые в истории СССР войсковые учения с применением ядерного оружия, которые состоялись после принятия правительством СССР решения о развёртывании подготовки вооруженных сил страны к действиям в условиях реального применения вероятным противником ядерного оружия. А противником тогда были США, которые к тому времени уже провели 3 «атомных» учения в целях подготовки солдат к правильному восприятию атомного оружия. Тоцкий полигон для проведения учений был выбран весной 1954 года рекогносцировочной группой, благодаря сходству местности с западноевропейским ландшафтом. Проведение воздушного ядерного взрыва в условиях пересеченной заселенной местности тоцкого полигона имело большое практическое значение для оценки влияния местности на ослабление (либо усиление) поражающих факторов ядерного взрыва (ударная волна, световое излучение, проникающая радиация и радиоактивное заражение местности).

Меры обеспечения безопасности местного населения разрабатывались также исходя из возможных последствий воздушного взрыва атомной бомбы. На случай наземного взрыва предусматривалась эвакуация населения в зависимости от создавшейся обстановки. Для проведения мероприятий по обеспечению безопасности населения район учения в радиусе до 50 км от места взрыва был разбит на 5 зон [1, c. 43].

Село Пронькино находилось во второй зоне. По положению, население должно было быть вывезено за 3 часа до взрыва в естественные укрытия, а частный и общественный скот отогнан в безопасное место. Однако население села было вывезено уже вечером 13 сентября, тогда, как взрыв произвели 14 сентября в 9 часов 33 минуты по московскому времени. Чтобы более полно отразить обстановку того сентябрьского дня 1954 года, я провела беседу с очевидцем тех «странных событий» жителем села Пронькино Труновым Василием Александровичем.

По его словам, «за каждой десятидворкой были закреплены специальные машины. Шоферы уже знали, кого они вывозят. До взрыва население вечером вывезли из села за холмы (Общий Сырт). Ночь провели в поле. Машины выстроили в ряд, жители легли за машинами: ногами — в сторону взрыва, головой — в сторону, противоположную взрыву». Людей вывезли из села почти на сутки раньше положенного срока, скорее всего, власти боялись, что людей не успеют переправить утром за 3 часа до взрыва. Следует отметить, что подготовка к проведению учений была основательной. Вся информационная и пропагандистская деятельность была локальной. За пределами 5 зон даже и не подозревали о предстоящих учениях [3].

Село Маховка относилось к зоне № 1, поэтому её жителей, их имущество, скот, фураж вывозились в другие населенные пункты (Уран и другие), расположенные не ближе 15 км от центра атомного взрыва. Документы по поводу данного отселения мне удалось найти в районном Сорочинском архиве. Отселению подлежало 615 человек. Список подтвержден печатями Пронькинского сельского совета и Сорочинского райисполкома соответственно. По словам Трунова В.А., «в селе активно проводилась агитационная работа. Приезжали специалисты от военных, от областной администрации, читали лекции, проводили беседы» [3].

Населению говорили, что в ходе учения будут испытывать новый вид оружия, но о том, что будут взрывать именно атомную бомбу, никто и словом не обмолвился [3].

14 сентября 1954 года. С этого момента живые люди стали частью опыта по изучению поражающих факторов радиации. Чтобы полнее представить происходящее в тот переломный день, близ села Пронькино, вновь вернусь к воспоминаниям Василия Александровича: «В десятом часу утра пошли самолеты, и следом за ними команда «на уран». Сразу после команды раздался взрыв, и появилась ослепительная, очень яркая вспышка, а земля качнулась, как в колыбели. Мы это почувствовали, хотя глаза были закрыты, и голова прикрыта руками. Потом началась канонада». Так незамысловато описывает учение человек, который находился в тот день в 9 км от полигона.

На самом же деле, все было намного сложнее и страшнее.

Около 12 час.

Передовой отряд, преодолевая очаги пожаров и завалов, вошел в район атомного взрыва.

Так завершилось Тоцкое общевойсковое учение, которое в дальнейшем затронуло жизнь многих людей Оренбургской области. Однако мне удалось побеседовать с непосредственным участником Тоцких общевойсковых учений Мостовых Александром Васильевичем. Рассказ его мне очень дорог, потому что своими глазами он видел все то, что происходило на полигоне в тот исторический день.

Александр Васильевич входил в состав радиационной разведки. Именно солдаты этой разведки по окончании артподготовки были первыми отправлены в эпицентр взрыва. А.В. Мостовых вспоминает: «После того, как пехоте объявили «отбой», мы сели на машины и поехали проверять зараженные места. Ничего на нас не было: ни противогазов, ни спецодежды. На машине были специальные приборы: они зафиксируют радиацию, а мы красный флажок поставим — и дальше. Вот так кружили, кружили и вернулись обратно, на Петровскую Шишку (гора близ полигона). Вечером опять поехали проверять. Обследовали: самолеты, машины. Самолеты все тогда поплавились, сосульки стальные с моторов свисали. Домашний скот если не сгорел, то ослеп. Палкой ткнешь — не реагирует» [2].

О важности Тоцкого учения для СССР, можно судить по присутствию на учениях представителей правительства и армии. Уже за 2—3 суток до начала учений на полевой аэродром в районе Тоцка стали пребывать высшие военачальники: маршалы Советского Союза А.Н. Василевский, К.К. Рокоссовский, И.С. Конев, Р.Я. Малиновский и др. Кроме того, прибыли и военные делегации из социалистических стран. Все они размещались в заранее построенном в районе лагеря, так называемом правительственном городке. За сутки до начала учений сюда прибыли Н.С. Хрущев, Н.А. Булганин, И.В. Курчатов. Руководителем учения был назначен маршал СССР Г.К. Жуков [1, с. 78—79].

Непосредственно после взрыва полигон охранялся еще в течение 3-х суток. Допуск на полигон проводился только через контрольно-пропускной пункт по специальным пропускам и жетонам. Но вот почему-то, по истечении этих самых 3-х суток, о запретности организаторы учения позабыли. На полигон ходили все и, мало того, рубили и вывозили полуобгоревший лес. Вот что об этом говорил В.А. Трунов: «Мы с самого эпицентра возили дрова для школы. А они пересушенные были очень: ни пилой, ни топором не возьмешь, и огонь от этих дров шел всех цветов: и фиолетовый и синий». Для местных жителей, что связано с взрывом, было чем-то вроде «аттракциона». Даже детей возили на экскурсии. Да и взрослые мужики применяли в первые дни всю свою сноровку, чтобы пробраться через кордоны охраны. Как вспоминает В.А. Трунов: « Вначале, где-то двое-трое суток, полигон охранялся, а потом уже всю охрану сняли. Пожалуйста, свободный проход, проезд. Скот колхозный пасли там, а потом животные лейкемией болели. Нам же дали информацию, что уровень радиации нормальный, и вреда для населения нет». Так люди, не зная всей правды, жили около 30 лет: собирали ягоды, грибы в лесах близ полигона. А ягода, особенно первые годы, после взрыва, была удивительных размеров. Такой крупной ягоды даже старожилы никогда не видели [1, с. 198].

В газете «Правда» от 17 сентября 1954 года все-таки была опубликована небольшая сводка об учении: «В соответствии с планом научно-исследовательских и экспериментальных работ в последние дни в Советском Союзе было проведено испытание одного из видов атомного оружия. Целью испытания было изучение действий атомного взрыва. При испытании получены ценные результаты, которые помогут советским ученым и инженерам решить задачи по защите от атомного нападения». Но и в дальнейшем, вплоть до 90-х годов, пресса вообще не проронит, ни единого одного слова о том страшном событии 1954 года.

В 1990-х правительство страны организовывает специальную комиссию по расследованию радиационного уровня в районах, прилежащих к Тоцкому полигону. Как раз о приезде этой комиссии рассказывал Трунов В.А.: «Я сопровождал ученых из московской комиссии до эпицентра взрыва. По дороге они специальными приборами замеряли радиацию. Они сказали, что радиационный фон нормальный, только в метрах 50 выше эпицентра они обнаружили разницу на 4 мРН. В 1991 году в нашу область приезжает еще одна московская комиссия и делает выводы, повторяющие выводы предыдущей комиссии. Через два года оренбургские ученые, проведя независимое обследование, констатировали, что «…в районах, пострадавших в результате атомного испытания, увеличились онкологические заболевания. Количество детей с врожденными аномалиями увеличилось в 3—5 раз. И эти данные — не пустые цифры. Сейчас все больше доказательств получает гипотеза о том, что Тоцкий взрыв был не урановым, как считали раньше, а плутониевым. Путем исследования было выяснено, что плутония на полигоне в 5—8 раз больше положено. Надо сказать, что плутоний — чисто антропогенный элемент, т.е. его нет в свободном состоянии в природе, его может «сделать» только человек. Период полураспада плутония — 4,5 тысячи лет, т. е. он завершится в 6454 году. А пока полураспад, будь то плутоний или уран, действует на нас и, в особенности на жителей близлежащих полигону сел.

До сих пор остаются вопросы: Почему этот взрыв был проведен в густонаселенной части страны? Почему солдат срочной службы отправляли в эпицентр взрыва?

И все это до сих пор остается тайной за семью печатями…

 

Список литературы:

  1. Лапаев П.В., Лапаева М.Г. Тоцкий атомный взрыв (как это было). Издание 2-е доп. и перераб. — Оренбург. — 2006.
  2. Воспоминания участника Тоцкого общевойскового учения Мостовых Александра Васильевича записаны Гудовым Алексеем в мае 2002 года.
  3. Воспоминания очевидца Тоцкого взрыва Трунова Василия Александровича записаны Гудовым Алексеем в мае 2002 года.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

Комментарии (4)

# Светлана 21.02.2013 05:46
5 баллов
# Александр 26.02.2013 19:50
прекрасная работа<br />+5
# Максим 11.03.2013 22:22
на 5+!!!
# Алексей 12.11.2013 00:00
Как бывший радиохимик могу внести несколько уточнений. Не указано, о каком изотопе плутония идет речь. Если о 239, то его период полураспада составляет 24113 лет. При этом приблизительно считается, что изотоп распался, если проходит 10 периодов его полураспада. Т.о. распадется тоцкий плутоний 239 не в 6454, а где-то ближе к 250000 году.

Оставить комментарий