Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: VII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 17 января 2013 г.)

Наука: Психология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Байгужинова О.А. ЗНАЧЕНИЕ РАБОТ Н.Я. ГРОТА В ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. VII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7. URL: https://sibac.info//archive/humanities/7.pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

ЗНАЧЕНИЕ РАБОТ Н.Я. ГРОТА В ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Байгужинова Ольга Александровна

студент 4 курса факультета психологии НГПУ, г. Новосибирск

E-mail: baiguzhinova.olga@yandex.ru

Белобрыкина Ольга Альфонсасовна

научный руководитель, канд. психол. наук, доцент НГПУ, г. Новосибирск

 

Проблема гражданского воспитания личности в настоящее время чрезвычайно актуальна и широко обсуждаема. Крайне важным в этом контексте является формирование идентичности «Я — гражданин своей страны» и создание условий для становления гражданской позиции личности.

Понятие «гражданская позиция», во-первых, носит междисциплинарный характер, являясь предметом изучения в системе общественных и гуманитарных наук; во-вторых, представляет собой осознанное и целенаправленное участие человека в жизни общества. Гражданская позиция проявляется в осознании человеком себя как гражданина своей страны; в ответственном отношении личности к обществу, деятельности, другим людям, к самой себе; в степени ее социальной активности на благо своей страны [9; 12]. Содержательно близким понятию «гражданская позиция» выступает категория «патриотизм», ведь патриот — это гражданин, живущий в своей стране, уважающий ее язык, чтящий ее культуру, традиции, горячо и искренне любящий свою Родину — большую и малую, неравнодушный к ее истории — прошлому, настоящему и признающий личную ответственность за ее будущее.

Очевидно, одна из приоритетных задач современного общества и ее социальных институтов состоит в необходимости создания условий и максимального содействия формированию и становлению патриотических и гражданских основ личности. Одним из условий успешного становления гражданского патриотизма личности, признается приобщение подрастающего поколения к культурному наследию своей страны [11; 12].

В реализации задач и условий формирования гражданской позиции особое место отводится системе образования, миссия которого как раз и состоит в социальном конструировании гражданской идентичностиличности. В частности, именно в условиях высшего профессионального образования существует реальный ресурс интеграции линий профессионального, личностного, культурного, гражданского и патриотического развития личности.

Как справедливо отмечает И.В. Дубровина, в настоящее время всё более заметное место в общей культуре страны и культуре ее граждан начинает занимать психология. Именно на психологических законах общения и взаимодействия людей базируются и воспитание культуры, и проектирование гражданской идентичности, и формирование патриотической направленности личности в современных социокультурных условиях. «Вместе культура и образование определяют не только сущность и общий уровень развития общества, но и оказывают глубокое влияние на каждого человека, на перспективы его личностного и профессионального развития» [10, c. 32]. Очевидно, именно этим детерминирована не только значимость амплификации психологической культуры личности, но и востребованность профессионального психологического образования в современной России. Примечательно, что смысл образования в традиции вершинной психологии Л.С. Выготского, типичной для отечественной психологической школы, состоит в развитии субъектности человека — обретении им своего образа, исходя из представлений об идеале, ценностных основаниях бытия, заложенных в культуре [6]. Культура, по мысли Д.С. Лихачёва, это — «огромное целое явление, которое делает людей, населяющих определённое пространство, из просто населения — народом, нацией» [11, с. 349]. Эта мысль подчеркивает необходимость решения задач гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения (детей, школьников, студентов) в единстве с задачами развития их психологической культуры как важной составляющей общей культуры человека.

В «воспитании гражданского патриотизма и любви к Родине, в осознании человеком себя как гражданина своей страны, уважающего историю своей Родины и несущего ответственность за её судьбу в современном мире; в приобщении к продуктам мировой культуры и всеобщей истории человечества», А.Г. Асмолов отводит приоритетное место дисциплинам исторического цикла [1, с. 9]. Интерес и уважение к прошлому своей Родины позволит восполнить у студентов информационные пробелы о выдающихся личностях своей страны и ярких представителях избранной для освоения профессии, о их роли в историческом процессе, в становлении профессии, в обогащении культурного наследия державы, а так же самоопределиться в собственной жизненной (профессиональной, личностной) и культурной перспективах. Ещё Л.С. Выготский, трепетно чтивший опыт, накопленный предшествующими поколениями учёных, писал: «Мы не хотим быть Иванами, не помнящими родства; мы не страдаем манией величия, думая, что история начинается с нас; мы не хотим получить от истории чистенькое и плоское имя; мы хотим имя, на которое осела пыль веков» [6, с. 428]. По мысли А. Эйнштейна, «моральные качества выдающейся личности имеют возможно большее значение для данного поколения и всего хода истории, чем чисто интеллектуальные достижения. Последние зависят от величия характера в значительно большей степени, чем обычно принято считать» [13, с. 90].

С момента возникновения психологии на всем протяжении ее историогенеза на различных этапах развития научного знания в авангарде научных позиций оказывались, сменяя друг друга, разные научные авторитеты [2]. Среди выдающихся российских ученых ХIХ века особое место в становлении системы психологического знания в целом и отечественной школы психологии, в частности, принадлежит Н.Я. Гроту, однако его научные труды, как это не парадоксально, недостаточно известны отечественным специалистам — и теоретикам, и практикам.

Николай Яковлевич — философ, мыслитель, талантливый теоретик, педагог, психолог, умелый организатор. В литературе по философии и филологии время от времени встречаются ссылки на Н.Я. Грота как философа, но о нем как психологе упоминается чрезвычайно редко. Имя Н.Я. Грота в учебниках по истории психологии и в психологических словарях практически не встречается, а в энциклопедических словарях информация о нём не менее скудна и достаточно формализована.

Научное наследие Николая Яковлевича насчитывает более ста публикаций, большинство из которых — журнальные статьи. В особом ряду стоят два фундаментальных труда, представляющие собой результаты диссертационного исследования, изданные в жанре монографии [14]. Именно эти работы имеют особую ценность для отечественной психологии, потому что в первой заложены концептуальные идеи психологии деятельности, а во второй представлены основы эволюционной теории умственных процессов, базирующейся на деятельностном подходе. Данные труды с полным основанием можно рассматривать как научный фундамент оформившихся в отечественной психологии 20-го века теорий и концепций.

Вклад Н.Я. Грота в развитие отечественной психологической науки трудно переоценить, так как его научные достижения являются базисом и каркасом многих современных научных направлений, теоретических знаний и прикладных отраслей психологической науки. Именно такие ученые, как Н.Я. Грот являют собой образ истинного представителя психологической науки на все времена. Н.Я. Грот оставил потомкам целый ряд интересных философских гипотез, не получивших своего дальнейшего развития в силу объективных исторических причин.

Н.Я. Грот (1852—1899) — правнук обрусевшего голландского пастора и сын Я.К. Грота (1812—1893), русского филолога, академика Санкт-Петербургской академии наук. В 1875 году, окончив с золотой медалью историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета, для совершенствования философского образования Николай Яковлевич отправляется на годичную стажировку по философии, психологии и естествознанию в Германию. По возвращении на родину в 1976 году, он избирается профессором историко-филологического института князя И.А. Безбородко в г. Нежине, где преподаёт психологию, историю философии и логику. В этом институте Николай Яковлевич начинает своё первое научное исследование по психологии «О сновидениях как предмете научного анализа», опережая на несколько лет идеи З.Фрейда.

В 1879—1890 годы им ведётся работа по подготовке магистерской диссертации «Психология чувствований в её истории и главных основах», защита которой состоялась в 1880 году в Санкт-Петербурге. Работа состояла из двух частей. В первой части учёный обращается к анализу и синтезу истории воззрений на феномен чувствования, а вторая часть работы содержит результаты собственных теоретических исследований. Весь текст работы проникнут психологическим подходом учёного, стремившегося утвердить самостоятельность психологии как науки. Его магистерская диссертация была высоко оценена создателем Московского психологического общества профессором М.М. Троицким. Именно с этого периода проблема эмоционального развития личности становится одной из важнейших в творчестве учёного.

В 1882 году Н.Я. Грот защищает докторскую диссертацию по теме «К вопросу о реформе логики. Опыт новой теории умственных процессов». В этой работе учёный излагает созданные им на основе деятельностного подхода основные положения эволюционной теории умственных процессов. Автор полагал, что умственные процессы представляют собой ничто иное, как внутренние моменты психических «оборотов», из которых состоит познавательная деятельность. Каждый из оборотов, отмечает ученый, состоит из периферических движений, снабжающих субъекта «познавательным материалом», и первичных движений, направленных на выражение умственных приобретений. Периферические движения детерминированы центральными, или умственными движениями, каждое из которых порождает продукты, соответствующие определённой ступени развития умственных процессов, то есть мышления и познавательной деятельности в целом. Процесс психического развития, согласно концепции Н.Я. Грота, включал четыре следующих одна за другой ступени — бессознательную, сознательную, произвольную и методическую. Каждая ступень характеризуется наличием трёх стадий: подготовительной, основной и дополнительной, переходящих друг в друга. При этом низшие ступени сосуществуют с высшими, и, следовательно, бессознательные, сознательные процессы и самосознание взаимосвязаны и детерминируют друг друга.

Вводя в психологию понятия «деятельность» и «психический оборот», Н.Я. Грот обращается к проблемам критериев истины, субъект-объектных отношений и свободы воли, происхождению идей пространства и времени в филогенезе человеческого познания. С целью естественнонаучного обоснования активности психики и деятельных, творческих потенций человека, Н.Я. Грот обращается к идее психической энергии как порождению природы, существующей объективно и подчиняющейся законам сохранения и преобразования одних форм в другие. Поэтому понятия «субъект» и «объект» он рассматривает как соотносимые. Согласно взглядам учёного, познающий субъект есть та центральная энергия сознания, которая воспринимает и действует, а объект — та сумма явлений и энергий, которая в это же время служит предметом восприятия и действия. Объект и субъект представляют собой единство внешней и внутренней сторон бытия, причём всякий субъект имеет объективное, а объект — субъективное переживание. Реальное взаимодействие субъектов и объектов со стороны субъекта Н.Я. Грот называет психической, или душевной, деятельностью, состоящей из восприятий и действий субъекта. Воспринимающую энергию субъекта учёный именует сознанием, а действующую — волей. Являясь продуктом психической энергии сознания и самосознания, воля человека, полагает исследователь, свободна, и представляет собой ту активную силу, самодеятельность души, которая преодолевает пассивные силы сопротивления косной материи. Это и позволяет, по мысли автора, признавать свободу воли человека из естественнонаучных соображений.

В 1883 году Н.Я. Грот переезжает в Одессу, где получает кафедру философии в Новороссийском университете, а в 1886 году М.М. Троицкий передаёт ему заведование кафедрой философии историко-психологического факультета Московского университета, которую он возглавляет вплоть до своей кончины (в 1899 г.). Приступая к работе на новом месте, Н.Я. Грот активно включается в работу Московского Психологического общества (МПО), став в 1886г., после отъезда М.М. Троицкого, председателем на его заседаниях. В январе 1888 Николай Яковлевич избирается полномочным председателем данного общества, которым руководит в течение десяти лет. Именно Н.Я. Грот выступил инициатором и создателем журнала «Вопросы философии и психологии», став его первым редактором. Журнал начал выходить в свет в конце 1889 г. и просуществовал до 1918 г.

Учёный был активным сторонником практического использования психологии, её связи с педагогикой, медициной и юриспруденцией. Необходимо отметить, что труды Н.Я. Грота достойны того, чтобы стать широким достоянием не только психологов, но и специалистов смежных областей науки и практики.

Вывести из забвения имя Н.Я. Грота, очистить от искажения его идеи и воздать им должное — чрезвычайно важная задача современной психологии. Значимость решения этой задачи в настоящее время обусловлена необходимостью понимания истории взглядов ученого и его профессиональной биографии не только для возрождения российской науки, но и для приобщения молодого поколения психологов к ценностному пласту отечественной науки и практики, без которого в принципе невозможно рассуждать о профессиональном будущем и профессионально-личностном саморазвитии специалиста [3; 4; 5; 13]. Осмысление значимости работ учёного, его вклада в преемственность идей и традиций российской школы психологии, сегодня актуально и востребовано как никогда ранее. Это обусловлено в первую очередь тем, что в настоящее время, как и в период расцвета научного творчества Н.Я. Грота, всё культурное человечество переживает драму, связанную с коренным изменением мировоззрения, системы ценностей, с кардинальной перестройкой нравственных идеалов. В статье «Нравственные идеалы нашего времени» ученый в качестве объективных предпосылок изменения мировоззренческих идеалов в ХIХ веке рассматривал развитие коммуникационных систем, позволивших человечеству стать единым целым, все части которого закономерно функционируют согласованно друг с другом. Н.Я. Грот подчёркивал, что новые условия общения людей создают и новую почву для нравственной жизни человечества, поскольку жизнь личности становится более динамичной и прозрачной. Поступки и намерения, о которых узнавали по слухам и не сразу, а спустя какое-то время, становятся известны в новых условиях уже через несколько часов или суток. В связи с этим закономерно возрастает и нравственная ответственность, так как каждая личность, совершая поступок, должна быть готова в любое время дать об этом отчёт всему человечеству. Н.Я. Грот полагал и убедительно доказал это в своих работах, что открытия и изобретения ХIХ в. изменили основу, на которой вырабатывались нравственные понятия и идеалы общества [7; 8]. Не менее остро он ставил вопрос о влиянии технического прогресса, в том числе и телекоммуникационных технологий, на судьбу человечества и его нравственные устои.

В работах Н.Я. Грота нашли продуктивное рассмотрение актуальные во все времена проблемы соотношения практического и теоретического интеллекта, реализма и идеализма, поиска нравственного идеала как регулятора жизни человека и общества. Этот аспект и делает чрезвычайно востребованным в настоящее время труды учёного по философии и психологии.

Парадоксально, но на рынке психологической литературы, несмотря на современные возможности книгоиздательства, работы Н.Я. Грота отсутствуют. Однако, то незначительное количество работ ученого, которое доходит до заинтересованного читателя благодаря современным информационным технологиям, красноречиво свидетельствует и о профессиональных убеждениях, и личностных качествах, и активной гражданской позиции самого Н.Я. Грота, который не только знал научное прошлое своей страны и вносил посильный профессиональный вклад в ее настоящее, но и оставил бесценное наследие для нескольких поколений психологов.

 

Список литературы:

  1. Асмолов А.Г. Психология и социальное конструирование реальности //Психолог и общество: диалог о взаимодействии. — М.: МГППУ, 2008. — С. 7—9.
  2. Байгужинова О.А., Белобрыкина О.А.Образ психолога в обыденном и профессиональном сознании: общее и особенное //В сб.: Психолого-педагогические технологии в условиях инновационных процессов в медицине и образовании: Материалы Международной междисциплинарной научно-практической конференции (Кемер, Турция, 14—20 марта 2010 г.) /Под науч. ред. М.Г. Чухровой, О.А. Белобрыкиной. — Новосибирск: ООО «Альфа-Виста», 2010. — С. 20—23.
  3. Байгужинова О.А., Белобрыкина О.А. К проблеме психологии нравственности: от Н.Я. Грота до наших дней //Актуальные проблемы психологического знания. — 2011. — № 2 (19). — С. 12—19.
  4. Байгужинова О.А. Психология и искусство: грани взаимодействия //В сб.: XIVВсероссийская с международным участием конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование»: Материалы конференции в 6 т. Т. III: Педагогика и психология. Ч. 2: Психология. Реклама и связи с общественностью. — Томск: Изд-во ТГПУ, 2010. — С. 17—22.
  5. Васильева Л.В. Концепция нравственных идеалов Н.Я. Грота //История отечественной и мировой психологической мысли: Постигая прошлое, понимать настоящее, предвидеть будущее: Материалы международной конференции по истории психологии «IV московские встречи», 26—29 июня 2006 г. /Отв.ред. А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова, Ю.Н. Олейник. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. C. 378—381.
  6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. /Под ред. А.Р. Лурия, М.Г. Ярошевского. Т. 3. — М.: Педагогика, 1982. — 488 с.
  7. Грот Н.Я.Устои нравственной жизни и деятельности. — М.: Директ-Медиа, 2008. — 42 c.
  8. Грот Н.Я.Критика понятия свободы воли в связи с понятием причинности. — М.: Директ-Медиа, 2010. — 158 c.
  9. Гуляева И.Л. «Гражданином быть обязан…»: формирование гражданской позиции личности //Русская культура нового столетия: Проблемы изучения, сохранения и использования историко-культурного наследия /Гл. ред. Г.В. Судаков. Сост. С.А. Тихомиров. — Вологда: Книжное наследие, 2007. — С. 683—686.
  10. Дубровина И.В. Воспитание психологической культуры молодого поколения страны — одна из насущных задач современного образования //Психолог и общество: диалог о взаимодействии. — М.: МГППУ, 2008. — С. 30—34.
  11. Лихачев Д.С. Избранные труды по русской и мировой культуре. — СПб.: Изд-во СПбГУП, 2006. — 416 с.
  12. Сергейчик С.И. Факторы гражданской социализации учащейся молодежи //Социологические исследования. — 2002. — № 5. — С. 107—111.
  13. Смысл жизни и акме: 10 лет поиска: В 2 ч. /Подред. А.А. Бодалева, Г.А. Вайзер, Н.А. Карповой, В.Э. Чуковского. Часть 1. — М.: ПИ РАО, Изд-во «Смысл», 2004. — 328 с.
  14. Суходольский Г.В. Памяти выдающегося российского философа и психолога Н.Я. Грота (1852—1899) //Клио: журнал для учёных. — 1999. — № 1 (7). — С. 309—315.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

Комментарии (6)

# ольга 23.01.2013 02:23
Важно и значимо знать не только личную, но и профессиональную историю. Вы сами обладаете истинной гражданской позицией, возвращая из небытия имя мало известного в психологии ученого. Так держать!!!
# Наталья Юрьевна 23.01.2013 02:35
Появление работы по истории психологии порадовало, т.к. увлечение студентов историей психологии, да еще и отечественной, конца 19. - явление нечастое. название текста соответствует его содерданию. Автору предстоит большая и интересная работа по изучению творчества Н.Я. Грота.
# lusi 23.01.2013 04:48
Статья О.А.Байгужиновой, действительно, представляет большой профессиональный интерес, и не только в сфере познания истории психологии, но и в понимании духовно-нравственных интенций настоящего времени.
# Олейникова О.Д. 23.01.2013 22:40
Проблема гражданского и патриотического воспитания сегодня чрезвычайно актуальна. Н.Я.Грот жил и творил не в менее сложную эпоху, чем наша, поэтому его взгляды представляют интерес для вдумчивого анализа, предпринятого Ольгой Байгужиновой. Психологический аспект осуществлённого исследования даёт автору возможность внести свой вклад в историю психологии.
# Дмитрий 24.01.2013 01:20
Работа Ольги очень актуальна для психологического общества, в частности для студентов. До прочтения ее работ, я даже не знал что был такой человек, как Н.Я.Грот. Лично для меня, да и думаю для себя она его открыла. Ну а тема гражданской позиции в наше современное время очень актуальна.
# Lyuba 25.01.2013 02:08
Отрадно, что проблема гражданственности и патриотизма так глубоко раскрыта в данной работе.Чувствуется,что автор проникся желанием вернуть из забвения имя Н.Я.Грота.И это удалось.Работа интересная, содержательная и своевременная.Спасибо за работу!

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.