Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: VII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 17 января 2013 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Дергунова Е.Б. РАЗВИТИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ЛЮБИТЕЛЬСКОМ ТЕАТРАЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. VII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7. URL: https://sibac.info/archive/humanities/7.pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

РАЗВИТИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ЛЮБИТЕЛЬСКОМ ТЕАТРАЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Дергунова Елена Борисовна

студент 6 курса кафедры народного художественного творчества ХГУ им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан

E-mail: busyabusinka@rambler.ru

Янковская Ольга Викторовна

научный руководитель, канд. филол. наук, ст.преп.кафедры НХТ ХГУ, г. Абакан

 

Стресс — неотъемлемая часть современной жизни. Стресс, в своё время, переживает каждый человек. Взрослому человеку легче он справиться со стрессом быстро и без последствий. Намного сложнее обстоит дело со стрессом у детей. У ребёнка стресс возникает при столкновении с чем-то новым, а потому из-за отсутствия опыта он не в состоянии с ним бороться. Что-то внешнее, неизвестное, нехорошее, насильно вторгается в жизнь ребёнка, начинает в виде воспоминаний или страхов преследовать его, в этом и состоит механизм стресса.

В августе 2009 года на одной из крупнейших гидроэлектростанций страны произошла чудовищная авария, унесшая 75 человеческих жизней. Погибли сотрудники станции, без родителей остались дети. В первые дни после аварии поселок Черёмушки как будто замер, казалось, перестали даже лаять собаки и петь птицы. Естественно не только осиротевшие, но и другие дети перенесли сильнейший стресс. Многие дети (особенно те, кому предстояло пойти в первый класс в 2009 году) очень сильно боялись, что станцию прорвёт и весь посёлок смоет. Был организован детский психологический центр при Корпоративном университете гидроэнергетики (КорУнГ), в котором оказывалась психологическая помощь детям и их родителям. В сентябре 2009 года многие ребятишки, по совету психологов, пришли на занятия в образцовую театральную студию «Родничок». В результате занятий в студии, дети научились справляться со стрессом, у них повысился уровень стрессоусойчивости.

Стресс — понятие, введенное в 1936 г. для обозначения состояния психического напряжения, обусловленного выполнением деятельности в особенно сложных условиях. Стресс может оказывать на деятельность, как положительное влияние, так и отрицательное, в зависимости от его выраженности. Стрессоустойчивость — это определенное сочетание личностных качеств, позволяющих переносить стрессовые ситуации без неприятных последствий для своей деятельности, личности и окружающих.

В современных исследованиях стрессоустойчивость рассматривается как качество личности, состоящее из совокупности следующих компонентов:

a.   психофизиологического качества (тип, свойства нервной системы);

b.  мотивации (сила мотивов определяет в значительной мере эмоциональную устойчивость. Один и тот же человек может обнаружить разную степень её в зависимости от того, какие мотивы побуждают его проявлять активность. Изменяя мотивацию, можно увеличить (или уменьшить) эмоциональную устойчивость;

c. эмоционального опыта личности, накопленного в процессе преодоления отрицательных влияний экстремальных ситуаций;

d.  волевого компонента, который выражается в сознательной саморегуляции действий, приведения их в соответствие с требованиями ситуации;

e.   информированности, профессиональной подготовленности и готовности личности к выполнению тех или иных задач;

f.    интеллектуального компонента — оценка требований ситуации, прогноз ее возможного изменения, принятие решений о способах действий. Устойчивость человека к возникновению различных форм стрессовых реакций определяется, прежде всего, индивидуально-психологическими особенностями и мотивационной направленностью личности. Следует отметить, что промежуточное воздействие далеко не всегда оказывает отрицательное влияние на результативность выполняемой деятельности. Люди, у которых преобладают, так называемые духовные ценности, обладают более высоким уровнем стрессоустойчивости. Напротив, доминирование ценностей материального характера приводит к снижению уровня стрессоустойчивости и развитию своеобразной стрессозависимости. Последняя выражается в появлении особого мировоззрения, в соответствии с которым стресс есть неотъемлемое свойство жизни вообще [1, c. 169].

Так как стрессоустойчивость — качество непостоянное, значит, его можно развивать психотренингом, привычкой к ежедневному напряжённому творческому труду и различным видам деятельности.

Поступление ребёнка в школу приводит к эмоционально-стрессовой ситуации: изменяется привычное поведение, возрастает психоэмоциональная нагрузка. Первый класс школы — один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей.

Школа с первых же дней ставит перед ребёнком целый ряд задач, не связанных с его предыдущим опытом, но требующих максимально мобилизовать все его интеллектуальные и физические силы. На ребёнка влияет комплекс новых факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности и, конечно, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей.

По свидетельствам исследований — период 6—8 лет — один из самых трудных периодов жизни ребёнка. Здесь происходит возникновение сознания своего места в системе отношений со взрослыми, стремление к осуществлению общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. У ребёнка возникает осознание возможностей своих действий, он начинает понимать, что может не всё. Говоря о самосознании, часто имеют в виду осознание своих личных качеств. В данном случае речь идёт об осознании своего места в системе общественных отношений.

Ребёнок — это, по сути дела, обычный человек, но который постоянно развивается, изменяется. И поэтому определить стресс у детей, гораздо труднее, чем у взрослого. Детский стресс запросто можно принять за характерные для растущего организма недомогания. Однако всё же существуют признаки, по которым можно определить, что ребёнок находится в состоянии стресса:

·     частые жалобы на головные боли, боли в области сердца, тошноту;

·     ночные кошмары;

·     быстрая утомляемость;

·     постоянное стремление попасть в какую-нибудь переделку, причинить себе вред;

·     постоянные капризы и вызывающее поведение в течение целой недели и дольше;

·     ложь;

·  возвращение на предыдущую возрастную ступень: довольно взрослый ребёнок начинает вести себя как маленький;

·     расстройства без видимой на то причины;

·     озабоченность сверх меры своим здоровьем;

·     нежелание посещать школу и гулять с друзьями — замкнутость, отрешённость от мира;

·     агрессивное отношение к окружающим;

·   педантизм и максимализм в работе по дому и в учёбе: ребёнок слишком старается, чтобы его постоянно хвалили;

·     заниженная самооценка;

·     беспричинные тревоги, волнения и страхи;

·     падение успеваемости вследствие ухудшения памяти и внимания;

·     дефекты речи или нервные тики: моргание, глотание, наматывание локонов на пальцы и т. д.;

·     ухудшение сна и аппетита или, наоборот, постоянная сонливость и повышенный аппетит.

Очень часто, причинами стресса у детей в возрасте от 7 до 10 лет бывают напряжённые отношения с одноклассниками или учителями в школе, неудачи в учёбе и конкуренция внутри класса.

В этом возрасте ребёнок начинает понимать, что он в чём-то уступает другим: кому-то в одаренности, кому-то в красоте, кому-то в успешности в учёбе, кому-то в популярности в классе. Но он ещё недостаточно взрослый, чтобы понять, что такое положение вещей является нормой, что человек не может сразу во всём быть лучшим. Вследствие этого, большинство детей младшего школьного возраста переживают серьёзные стрессы, причём каждый ребенок в стрессовом состоянии ведёт себя по-разному: кто-то пытается стать самым умным, с головой погружаясь в учебу и забывая друзей, кто-то не хочет тратить силы на изменение себя, избирая тактику унижения других и т. д. Вот почему среди причин стресса у детей младшего школьного возраста на первых позициях находятся издевательства и оскорбления в школе [4, c. 310].

Причиной стресса может быть и конфликт с самим собой. Он возникает, когда ребёнок раскаивается в совершении какого-то плохого поступка, начинает винить себя, решает, что он сам плохой, злой и безнадёжный. Также причиной стресса у детей на данном возрастном этапе может стать просмотр шокирующей телевизионной программы или волнующего ролика в интернете. Дети младшего школьного возраста очень впечатлительны, а потому, услышав новости о военных действиях, о природных катаклизмах, о террористических актах, они начинают бояться за свою жизнь и жизни близких людей.

Другими причинами стресса у детей в этом возрасте являются: контрольные работы и переводные экзамены в школе; постоянные упрёки со стороны родителей и учителей за плохую успеваемость; знакомства с новыми людьми; возрастные физиологические изменения и т. д.

Образцовая театральная студия «Родничок» МАУ МО г. Саяногорск ДК «Энергетик» функционирует по программе, разработанной на основе опыта работы детско-юношеских театральных студий: первый этап — работа по развивающим программам, второй этап — работа по обучающим программам.

Первый год занятий направлен на создание работоспособного творческого коллектива. Главная задача этих занятий — снять приобретённые зажимы, развить познавательный интерес, выра­ботать навыки работы в группе и — самое основное — научить по­лучать удовольствие от своей работы и работы товарищей. И ещё одна немаловажная задача — развить в участнике театрального коллектива стрессоустойчивость, возможность легко справляться с повседневным стрессом в обычной жизни.

На первом этапе обучения главное занятие — игра. Диа­логи используются с самого начала. Очень важно, чтобы дети умели слушать, созерцать, импровизировать. Виды тренингов: спортивные, дыхательные, психологические.

В студии организуются экскурсии, посещение спектаклей, выставок. В качестве зрителей участники коллектива посещают спектакли своих товарищей по студии, а также у них есть уникальная возможность ходить на спектакли профессиональных актёров, дающих спектакли в нашем учреждении культуры. На втором этапе обучения преподаются следующие дисциплины:

·     актёрское мастерство;

·     сценическое движение;

·     сценическая речь.

Благодаря занятиям в театральной школьной студии учащиеся приобретают:

·   необходимые навыки для существования в мире людей (общительность, активность, смелость, бескорыстие, гуманизм и многие другие навыки со знаком «+»);

·     недостающее взаимопонимание в среде своих сверстников и взрослых людей;

·  багаж необходимых любому культурному человеку зна­ний в области мировой культуры, искусства и культурологии.

Эти же умения помогут ребёнку быть ярким не только в театральном искусстве, но и в повседневной жизни. Как известно, вся наша жизнь тесно связана с общением и сильно зависит от него. И если даже школьник не планирует играть в театре или быть профессиональным актёром, то занятия в театральной студии, позволят ему легче добиться своих целей, будь то карьерный рост, популярность, уважение одноклассников, уверенность в себе или улучшение отношений. Но, конечно же, невозможно «научиться плавать, стоя на берегу». То же можно сказать и о навыках выступления перед публикой и навыках общения. Ораторский курс и актёрский дают возможность не только получить полезные знания, но и на практике отработать все приёмы. Ребёнок научится ярко и увлекательно говорить, владеть своим голосом и речью, управлять вниманием слушателей и оказывать на них влияние [5, c. 31].

И, конечно же, занятия любимым делом в коллективе единомышленников и друзей сами по себе являются для ребёнка средством борьбы со стрессом.

Безотлагательной мерой борьбы со стрессом у детей младшего школьного возраста является откровенная беседа. При этом взрослым не стоит давить на ребёнка, надо, во что бы то ни стало, сделать так, чтобы он сам, по своей воле, пошел на искреннюю беседу.

Так как ребёнок впервые столкнулся со стрессовой ситуацией, у него нет представлений о том, как выйти из стрессового состояния, он беспомощен перед стрессом. Чтобы помочь ему справиться, взрослые должны вспомнить свои детские переживания и поделиться с ним личными способами и мерами борьбы со стрессом. Если даже этот опыт окажется непригодным в его ситуации, всё равно ребёнок немного успокоится, узнав, что не только у него бывают проблемы и всегда можно найти выход, даже из самой безвыходной ситуации. Эффективными методами борьбы со стрессом у детей младшего школьного возраста являются также: рисование, игры, занятие спортом и занятия в кружках студиях и любительских объединениях.

Дети, обучающиеся в театральной студии, получают не только реальную возможность выхода на профессиональную сцену, но и возможность развиваться далее полноценной незакомплексованной личностью с высоким уровнем стрессоустойчивости. Большое внимание в работе с детьми, уделяется вопросам психологии и педагогики, подбору репертуара, учитываются возрастные особенности детей и подростков. В театральных постановках умело сочетаются театральная драматургия, пластика и музыкальное оформление. Девочки и мальчики театральной студии ежедневно постигают азы актёрского мастерства, хореографии, вокального искусства, а также занимаются сценическим движением, акробатикой и сценической речью. Обширный репертуар театра, всевозможные спектакли, мюзиклы и пластические композиции, помогают юным актёрам совершенствовать себя в мире искусства, творчески реализовываться, и с уверенностью открывать всё новые и новые двери в наш большой и чудесный мир. Разработка, костюмов, декораций, запись и аранжировка фонограмм, сценарно-постановочная работа, тщательный подбор творческого и педагогического состава — позволяют юным артистам достойно держаться на сцене.

К.С. Станиславский заложил главные основы системы работы актёра над собой, которую он назвал «Тренинг и муштра». Он первым в России заговорил о расслаблении мышц и о необходимых напряжениях, поддерживающих позу человека, изучал законы естественного общения и правдивого поведения, стремился использовать силу эмоциональной памяти, ума и воли в актёрской практике. Речь — её темп, ритм, интонации, паузы — изучались им и обретали психотехнику для работы над ролью. Эти принципы являются основополагающими в работе с младшими школьниками в детском театральном коллективе [6, c. 119].

Актёрский тренинг, следовательно, должен привести творческий аппарат ученика в соответствие с требованиями творческого процесса. Тренинг совершенствует пластичность нервной системы и помогает отшлифовать, сделать гибким и ярким психофизический инструмент актёра, раскрыть все его природные возможности и подвергнуть их планомерной обработке, расширить коэффициент полезного действия всех нужных из имеющихся возможностей, заглушить и ликвидировать ненужные и, наконец, создать недостающие, насколько это возможно. Это его основные задачи. В упражнениях и тренингах всех пластических дисциплин обнаруживаются и закрепляются основные материалы техники актёра, влияющие на его стрессоустойчивость: психика, физика и сенсорика творца. Уже в первых упражнениях должна быть так называемая «искра жизни» [3, c. 179].

Основные требования к упражнениям:

· в упражнениях пластики должны срабатывать законы драматического канона — завязка, кульминация, развязка;

· упражнения, связанные с движением должны отвечать за формулу преображения, ставить актёра на творческий поток, подключать фантазию, воображение, интуицию, память;

·  движение отвечает за приём единства в «жизни зерна» — персоны художественного пространства;

· только движение, организующее пластику типа, может стать посылом информации, сообщением в зрительный зал;

· движение должно стать иной формой — от механического к духовному. И эта иная форма и её код зашифровывается чувством, ключ от этого шифра у зрителя — это его зрительское переживание.

Соблюдая все эти правила психофизического действия на занятиях, ученик учится овладевать собой в любой ситуации, как на сценической площадке, так и в жизни.

В самом начале занятий нужно следует научить учеников физическому расслаблению. Чем подвижнее суставы, тем более они нуждаются в укреплении. В комплекс данной тренировки надо включить упражнения по указанному в гимнастике направлению. В большинстве своём это парные упражнения и упражнения с предметом и у шведской стенки; руки, плечевой пояс, шея спина, особенно ноги — здесь нужны комбинированные упражнения для всего тела. Парные упражнения помогают также при налаживании контактов между учениками, за время занятия следует несколько раз поменять партнёров.

Одно из основных качеств актёра его биомеханика. Биомеханика с точки зрения физики изучает механические свойства живых тканей, органов и организма в целом. Так и в актёрском тренинге механические свойства актёра и организма составляют его биомеханику. Биомеханика — это не несколько упражнений. Это весь тренинг, ищущий перевоплощения в потоке преображения исполнителя, ищущий воображаемого пространства и зрителя тоже [2, c. 125].

Поиски решения проблемы развития стрессоустойчивости также можно найти в педагогике К.С. Станиславского. Его педагогические принципы и взгляды на методику воспитания актёра получили наиболее отчетливое выражение в рукописях последних лет жизни: «К вопросу о создании Академии театрального искусства», «О программе театральной школы и переходных экзаменах», «Инсценировка программы Оперно-драматической студии». «Как и чем помочь ученикам приобретать привычки, вытесняющие недостатки их природы?», — спрашивает он в одной из этих работ и отвечает: «Кроме девяноста девяти ваших товарищей, выполняющих обязанности «гувернеров», у нас есть ещё довольно активные помощники. Они тоже постоянно напоминают ученикам во всех уголках школьного помещения о той же работе по механизации отдельных моментов творчества ради разгрузки работы внимания». Эти помощники — плакаты, на которых записаны очередные задачи по «механизации» тех или иных частей творчества душевного и физического аппарата [6, c. 134].

Плакаты вывешиваются на несколько дней и сменяются плакатами с другими заданиями. Содержание их — напоминание об отдельных недостатках тела (вывернутые ступни ног, сгорбленная спина, сильное мышечное напряжение и т. д.), речевого аппарата (вялая артикуляция, «жидкие» гласные, плохое дыхание и т. д.), о недостатках в творческом самочувствии (недостаточно активное действие, ленивое воображение, малозаразительное общение и т. д.).

Такой метод повторения пройденного и усвоения нужного помогает приводить в соответствие общие цели обучения с психофизическими возможностями каждого ученика. Это достигается, кроме плакатов, еще и тем, что все ученики привлекаются к обязанности взаимного напоминания о сегодняшних задачах и придирчиво контролируют товарищей.

Итак, детское театральное творчество обладает большими резервами воспитательно-образовательного воздействия, во многом способствует наиболее всесторонней социализации ребёнка, развитию творческой личности, её самостоятельности и инициативы. Актёрский тренинг призван привести творческий аппарат ученика в соответствие с требованиями творческого процесса, он совершенствует пластичность нервной системы и помогает отшлифовать, сделать гибким и ярким психофизический инструмент актёра, раскрыть все его природные возможности и подвергнуть их планомерной обработке, расширить коэффициент полезного действия всех нужных из имеющихся возможностей, заглушить и ликвидировать ненужные и, наконец, создать недостающие, насколько это возможно. Актёрский тренинг в должной мере помогает ребёнку справиться со стрессом и повысить уровень его стрессоустойчивости.

 

Список литературы:

1.Александровский Ю.А. Социально-стрессовые расстройства // Русский медицинский журнал. — 2003. — № 11. — с. 24—26.

2.Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр». — СПб.: Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства, 2002. — 130 с.

3.Новицкая Л.П. Элементы психотехники актерского мастерства: Тренинг и муштра. — М.: Либриком, 2010. — 180 с.

4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Наука, 1996. — 312 с.

5.Поволяева М.Н. Театральная работа со школьниками разного возраста // Внешкольник. — 2007. — № 2. — с. 13—15.

6.Сибиряков Н.Н. Мировое значение Станиславского. — М: Искусство, 1973. — 145 с.

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.