Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: VI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 06 декабря 2012 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Анохин Д.Г. ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. VI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6. URL: https://sibac.info//archive/humanities/6.pdf (дата обращения: 13.05.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Анохин Дмитрий Геннадьевич

студент 4 курса факультета романо-германской филологии НИУ «БелГУ», г. Белгород

Е-maililirpe@rambler.ru

Белогорцева Ирина Евгеньевна

научный руководитель, канд. пед. наук, доцент кафедры английского языка и методики преподавания НИУ «БелГУ», г. Белгород

 

Глобализация культуры, социокультурные изменения, происходящие в современном обществе, интеграция и дифференциация национальных культур обусловливают актуализацию проблем поликультурного образования подрастающего поколения. Федеральные государственные образовательные стандарты начального, основного и среднего (полного) общего образования определяют одной из основных сфер становления личности ее духовно-нравственную культуру, выражающуюся, прежде всего в системе нравственных и гражданских ценностей, в умении жить в режиме плодотворного взаимодействия с представителями других культур, в потребности сохранять, приумножать и распространять культурные ценности своего и других народов. Определение таких ценно-целевых ориентиров современной системы образования вызвано во многом тем, что современное общество признаёт необходимость воспитания нового социума, где не будет места проявлению шовинистских идей и насилию. Одним из доминирующих факторов социальной среды человека в современном мире является ее поликультурный, в частности полиэтнический характер, который носит и современная образовательная среда, то есть те условия, в которых не только растет и развивается человек, но получает образование, и, прежде всего это школьная среда.

Понятия «поликультурная» и «полиэтническая» образовательная среда тесно взаимосвязаны и находятся в соподчинении, тем не менее, их нельзя синонимизировать. В нашем понимании полиэтническая образовательная среда — это совокупность условий совместного существования и развития представителей двух и более этнических групп, «создаваемых субъектами образовательного учреждения или системой образовательных учреждений, которая характеризуется этнической идентификацией, способствует диалогу этнокультур, направленному на эффективное межэтническое взаимодействие». Исходя из вышесказанного, необходимо подчеркнуть, что для успешного позитивного участия личности в межкультурном диалоге важно изначальное постижение ребенком своей этнической культуры, усвоение родных традиций, формирование ценностного отношения к ним. Только в том случае, если человек знает и любит свою национальную культуру и традиции он способен принять и понять национальную культуру и традиции других народов [3, с. 300].

В соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России А.Я. Данилюка, А.М. Кондакова, В.А. Тишкова национальным приоритетом является приумножение многонационального народа Российской Федерации в численности, повышение качества его жизни, труда и творчества, укрепление духовности и нравственности, гражданской солидарности и государственности, развитие национальной культуры, исходя из чего авторами определяется национальный воспитательный идеал — «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» [1, с. 5]. Отсюда становится очевидной актуализация проблем поликультурного воспитания подрастающего поколения; и начинать формирование поликультурной грамотности, национальной идентичности, гражданской ответственности, умения продуктивно взаимодействовать с представителями других культур, жить и работать в системе диалога культур, начинать формирование духовно-нравственного отношения к окружающей действительности в целом современная школа призвана уже с первой ступени образования. Поликультурное воспитание подразумевает процесс формирования у подрастающего поколения представления о многообразии культур в мире и своей стране, воспитание у них толерантного отношения к культурным различиям, развития умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями других культур. Использование термина поликультурное воспитание, имеющего российское происхождение часто отождествляется с терминами поликультурное образование, мультикультурное образование, межкультурное образование и под., поскольку его возникновение произошло из английской кальки (multiculturaleducation). Результатом поликультурного воспитания является поликультурная личность [4, с. 26—27].

В последнее время в сфере образования в России всё больше внимания уделяется поликультурному воспитанию молодёжи. В рамках своих дисциплин преподаватели гуманитарных предметов всё больше обращаются к морально-нравственному и гражданскому аспекту своих дисциплин, и проводят посильные унификации в их содержательной сфере.

По вопросам образования школьников создано множество различных методик, посвящённых таким способствующим культурному развитию человека, основополагающим предметам, как русский язык и литература. Однако, если родной язык, в качестве предмета направлен на достижение следующих целей: ознакомить ребенка с родным языком, научить его владеть им и наиболее полно адаптировать его к родной культурноязыковой среде, то перед литературой, как предметом учебного цикла, изначально ставились более широкие задачи. Задачами литературы является не только развитие у ребенка чувства слога и эстетических взглядов, но и более глобальные цели. Сейчас предмет становится орудием воспитания человека широких взглядов, «гражданина мира», человека толерантного, умеющего взаимодействовать в рамках диалога культур, и в первую очередь —человека гуманного. Кроме литературы, как предмета учебного цикла, можно отметить и такие как: мировая художественная культура, музыка, изобразительное искусство, технология, частично предметы, направленные на постижение основ естествознания и другие. Наиболее соответствуют такому запросу общества и государства, ценностно-целевым ориентирам современной системы образования дисциплины, затрагивающие изучение вопросов регионоведения, краеведения, позволяющие в своих рамках не только широко и полно информировать учащихся об истории, национальных особенностях и культуре того или иного региона, но и в полной мере осуществлять поликультурное образование.

Немаловажными представляются нам и способы организации поликультурного образования, к которым относится, прежде всего, изучение соответствующих учебных дисциплин. Ученые, педагоги, занимающиеся разработкой вопросов поликультурного образования, полагают, что наличие поликультурной составляющей в учебных дисциплинах позволяет решать две задачи: стимулировать интерес обучающихся к новому знанию и одновременно предлагать различные точки зрения на окружающий мир. Без разрешения проблемы поликультурного образования и воспитания невозможно в полной мере ставить и решать задачи модернизации образования, духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской Федерации, подготовки подрастающего поколения к межкультурному взаимодействию в условиях сложных общественных отношений современного мира.

Ведущим при этом остается двуязычное и многоязычное обучение (родной язык, язык доминирующего этноса, иностранные языки). В связи с этим особое внимание уделяется культурологической направленности филологического образования. Ученые справедливо утверждают, что изучение иностранных языков служит не только удовлетворению потребности в коммуникации, но и позволяет приобщаться к иным способам мышления, чувствования, поведения, «другим» человеческим ценностям. Знание другого языка позволяет глубже и четче осознать культур другого народа — носителя этого языка. Язык в данном случае является не только средство общения и выражения мысли, но и средством аккумулирования и транслирования культурных ценностей. В языке отражается накопленный народом за историю его существования опыт, его материальная и духовная культура. При изучении языка развиваются все психические процессы: мышление, слух, внимание, память, воображение, лежащие в основе самостоятельной деятельности с элементами творчества. «Дидактико-методические основы иностранного (английского) языка предполагают формирование деятельностных основ владения им. Кроме того, иностранный язык как учебный предмет обладает особой способностью к интеграции с другими предметами, которая вытекает из самой природы языка как средства приема и передачи информации, как средства общения. Необходимым звеном в системе поликультурного образования должно стать систематическое «живое» общение с носителями иностранного языка и культуры. Опыт такого общения плодотворно сказывается на развитии мотивационной сферы обучения языку и повышении уровня иноязычной коммуникативной компетенции» [5, с. 232—234].

Поликультурное воспитание выступает в виде системы, проявляющейся в межкультурном взаимодействии; формируется в процессе изучения иностранного языка и позволяет осваивать не только лингвострановедческие и социокультурные знания, но и коммуникативные и социальные компетенции личности; зависит от развития современной цивилизации, уровня развития общества, взаимосвязи культуры и образования, способов культурной идентификации. Поликультурная среда образовательного учреждения способствует созданию атмосферы разноплановых контактов; взаимодействию индивидов, групп, представляющих разные этносы и культуры, и позволяет удовлетворять образовательные, социокультурные и адаптивные потребности человека.

Эффективная поликультурная среда характеризуется открытостью личности к иным культурным ценностям, уважительным и толерантным отношением к представителям иного образа жизни и поведения, видением в культурном многообразии источника для взаимообогащения и взаиморазвития, направленностью и умением субъектов взаимодействовать с представителями различных культур и готовностью участвовать в разрешении межкультурных конфликтов.

В связи с мировыми процессами глобализации и интеграции на образование возложена важная задача воспитания поликультурной личности, способной существовать в условиях изменяющегося мира и изменяться вслед за ним. Поликультурное воспитание призвано поддерживать многообразие больших и малых наций в условиях глобализации современного мира. Оно оказывается средством сохранения и развития этнических культур, включения их ценностей в практику воспитания и обучения и тем самым решения актуальных проблем педагогики. Посредством современного образования можно добиться решения важной задачи современного общества — воспитания поликультурной личности, способной к общению на международном толерантном уровне с представителями других культур.

 

Список литературы:

  1. Данилюк А.Я. Концепциея духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. —М.: Просвещение, 2009. —25 с.
  2. Джуринский А.Н. Педагогика межнационального общения [Текст] / А.Н. Джуринский. — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 224 с.
  3. Ильинская И.П. Феноменология поликультурной образовательной среды: от концептуальных основ — к реалиям нравственно-эстетического развития личности / И.П. Ильинская // Российское учительство в модернизации духовно-нравственной культуры общества: традиции, судьбы, идеи. Опыт: материалы Седьмой межрегиональной научно-практической конференции / Под ред. А.В. Репринцева. — Курск: Издательство «Мечта», 2011. — 570 с. — С. 300—310.
  4. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования: Монография / В.П. Борисенков, О.В. Гукаленко, А.Я. Данилюк. — М. — Ростов н/Д, 2004. — 576 с.
  5. Формирование поликультурных ценностей в процессе изучения иностранного языка [Электронный ресурс]. —Режим доступа —URL: http://nauka.relis.ru
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.