Телефон: +7 (383)-312-14-32

Статья опубликована в рамках: VI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 06 декабря 2012 г.)

Наука: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Домбровская О.А. ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ЧУВСТВ ВЕРУЮЩИХ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. VI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6. URL: https://sibac.info//archive/humanities/6.pdf (дата обращения: 24.11.2020)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ЧУВСТВ ВЕРУЮЩИХ

Домбровская Оксана Аркадьевна

курсант 3 курса, кафедра теории и истории государства и права ФГБОУ ВПО «ГМУ имени Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск

Абрамян Сюзанна Кароевна

научный руководитель, канд. юрид. наук, ст. преподаватель кафедры теории и истории государства и права ФГБОУ ВПО «ГМУ имени Ф.Ф. Ушакова», г. Новороссийск

 

В настоящее время религиозная тема все чаще затрагивается средствами массовой информации, обсуждается в обществе. В центре медийного внимания находятся нападения на религиозные группы или на саму Церковь. Все это происходит на фоне довольно напряженной ситуации в обществе. Злость, ненависть, противостояние зачастую возникают именно на религиозной почве. Причем те, кто стремится еще более дестабилизировать ситуацию, не ограничиваются никакими законами.

Уже имеющиеся регуляторы данных общественных отношений, а именно законы, безусловно, необходимы. Однако существующие законы о вандализме и хулиганстве в данном случае не совсем уместны. В центре интереса на сей раз находится довольно глубокая проблема кощунства и оскорбления религиозных чувств. В данном случае возникает вопрос, что считать оскорблением религиозного чувства и что считать кощунством. Эти вещи с юридической точки зрения определить довольно трудно.

Но все-таки ради сохранения мира, общественного согласия, какие-то попытки решения данного вопроса должны быть сделаны. Поскольку само общество не справляется с той свободой самовыражения, которая сегодня существует.

Закон, предполагающий уголовную ответственность за оскорбление чувств верующих и осквернение святынь, был внесен в Госдуму в сентябре текущего года. Особенно остро этот вопрос встал после акции девушек из панк-группы Pussy Riot в Храме Христа Спасителя в Москве. В течение 2012 года по стране прокатилась волна осквернения икон и церквей, а также спиливания православных крестов. В Татарстане и Дагестане произошла серия терактов, направленных против мусульманского духовенства.

В частности, за публичное оскорбление, унижение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний религиозных объединений, а также оскорбление религиозных убеждений и чувств граждан предлагается ввести наказание в виде штрафа в размере до 300 тыс. рублей, обязательных работ на срок до 200 часов или лишения свободы на срок до трех лет. За осквернение объектов и предметов религиозного почитания (паломничества), мест, предназначенных для совершения богослужения, других религиозных обрядов и церемоний религиозных объединений, а равно повреждение и (или) разрушение таких предметов (мест) преступник может быть оштрафован на сумму от 100 тыс. до 500 тыс. рублей, наказан обязательными работами на срок до 400 часов или лишением свободы на срок до пяти лет [http://www.duma.gov.ru/systems/law/].

Власти назвали появление данного законопроекта реакцией на запрос общества: идею усиления наказания за богохульство поддерживает подавляющее число россиян, включая большинство атеистов. А наблюдатели замечают, что, вставая на защиту религиозных чувств, Россия следует мировому тренду.

Как сообщает Всероссийского центра изучения общественного мнения ВЦИОМ по итогам опроса, который проводился 7―8 сентября среди 1,6 тысячи респондентов в 138 населенных пунктах 46 регионов РФ, ужесточение наказания за вандализм, порчу церковного имущества и оскорбление чувств верующих поддерживают 82 % россиян.

К этой категории относятся сторонники «Единой России», респонденты старше 45 лет и последователи православия. Против ужесточения наказания высказываются 12 % опрошенных ― в основном это 25―34-летние россияне, приверженцы непарламентских партий, неверующие и респонденты, исповедующие отличные от православия религии.

Интересным фактом является то, что Госдума приняла заявление в поддержку верующих силами 414 депутатов. В заявлении нижней палаты парламента осуждаются участившиеся случаи осквернения религиозных святынь. Депутаты отмечают необходимость усиления ответственности за оскорбление религиозных чувств граждан, в том числе за осквернение святынь, а также подчеркивают важность неотвратимости наказания за подобные действия. Лидеры думских фракций «Единой России», ЛДПР и КПРФ выступили с заявлением о необходимости «защитить религиозные чувства граждан», предложив ужесточить законодательство и усилить ответственность за оскорбления верующих.

По данным социологов, почти ¾ россиян ничего не слышали о случаях, подобныхакции Pussy Riotв храме Христа Спасителя. Однако 21 % опрошенных знают о подобных происшествиях, в основном о единичных (16 %), но некоторые ― и о многочисленных (5 %). Наиболее резонансными оказались случаиспиливания крестов(30 %), воровства святынь (17 %), акты вандализма по отношению к ним и нападения на священнослужителей (по 13 %).

В настоящее время в обществе ведется дискуссия относительно данного законопроекта. Стало очевидно выделение двух лагерей: за и против данного законопроекта.

Выступающие за его принятие являются представителями православной церкви и всех других традиционных конфессий.По мнению главы синодального Отдела внешних церковных связей митрополита Волоколамского Илариона принятие закона об ужесточении наказаний за оскорбление религиозных чувств верующих позволит остановить волну антицерковных акций и не оставит безнаказанными виновных в осквернении святынь.Эта волна будет остановлена, как это произошло в странах Запада. При этом, добавил он, важно, чтобы этот закон был «грамотно написан, в том числе с точки зрения религиозной терминологии и защиты тех принципов, которые будут положены в основу этого закона» [http://vz.ru/news/2012/10/29/604797.html].

Представители мусульманского духовенства также поддерживают инициативу данного закона. Алим Сижажев, заместитель муфтия Кабардино-Балкарии поддерживает необходимость принятия законодательства о недопустимости оскорбления религиозных чувств верующих. Он утверждает что все — мусульмане, православные, представители других традиционных конфессий нашей страны — граждане России. И что мы имеем право на то, чтобы наши духовные ценности были защищены от посягательств в законодательном порядке. Свобода слова не означает право на оскорбление и святотатство. По его мнению мерой наказания должна быть административная ответственность. Излишняя жесткость не приведет к улучшению обстановки, но и «прощать», «не замечать» — нельзя [http://www.idmedina.ru/minbare/?4901].

К представителям оппозиционного лагеря можно отнести большинство политологов. В частности Сергей Сибиряков, политолог, координатор международной экспертной группы утверждает, что в России проживают как верующие, так и неверующие, и оскорблять нельзя ничьи чувства. А государство и есть государство, оно должно защищать и тех и других и для этого в действующем законодательстве РФ достаточно статей, например, статья 214 УК РФ о вандализме, которая способна защитить одних своих граждан от вандализма, надругательств и глумления над святынями со стороны других своих граждан.

Сторонники этого лагеря говорят о том, что в новом законопроекте об оскорблении религиозных чувств размыто определение «оскорбление». Также они задают такие вопросы: чем мерить оскорбление чувств верующего человека, какую юридическую базу можно подвести под это определение, насколько законопроект окажется результативным, приведет ли к той цели, ради которой он создавался?

Общественников смутило то, что далеко не все религии, существующие в России, попадают под защиту закона. В документе идет речь о защите определенных религий, которые подходят для действительно весьма расплывчатой формулировки «неотъемлемая часть исторического наследия народов России»; ясно, что речь прежде всего идет о православии, исламе, буддизме, иудаизме, но как быть с католичеством, со всеми видами протестантизма, с мормонами и далее по списку?

Они считают что для того чтобы услышать рациональные аргументы, не нужны иррациональные законы. Закон должен быть рационален всегда. А церковь должна знать своё место в обществе и не внедряться в государственные структуры и политику. Кроме того они заявляют что этот закон будет противоречить целому ряду норм российской конституции и международных правовых актов, являющихся частью законодательства России. Приверженцы данной точки зрения считают, что все мы живем в правовом государстве, и законодательство должно регулировать правовые отношения граждан, другое дело, что законодательные и юридические нововведения в этой области должны быть очень хорошо продуманными и адекватными.

Они учитывают то, что у нас уже существуют законы, направленные на пресечение вандализма, в том числе и против религиозных святынь, разжигания ненависти, хулиганства по мотивам религиозной или национальной ненависти, а также следует обратиться к историческим прецедентам — к законодательству государств, в которых религия играла важную роль: Римская, Российская, Австро-Венгерская империи, Сербское царство — и выяснить, были ли у них такие законы, как государство защищало религиозные чувства своих граждан, как большинства, так и меньшинств.

Отметим, что в ноябре Общественная палата РФ опубликовала экспертное заключениена законопроект. В публикации на сайте ОП РФ сказано следующее:

«Общественная палата Российской Федерации не поддерживает принятие проекта федерального закона № 142303-6 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан, осквернению объектов и предметов религиозного почитания (паломничества), мест религиозных обрядов и церемоний» в предложенной редакции и полагает, что концепция законопроекта нуждается в существенной доработке с учетом высказанных замечаний».

При этом авторы экспертизы обратили внимание на следующие аспекты:

1.Предлагаемый законопроект, по мнению членов ОП, противоречит ряду принципов, закрепленных Конституцией Российской Федерации и международными нормативными актами.

Так, в тексте экспертизы говорится о том, что в соответствии с положениями статьи 1 данного законопроекта Уголовный кодекс предполагается дополнить статьей 243.1. В формулировке предлагаемой статьи есть термин «религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России».

«Действующее законодательство не раскрывает понятие такой дефиниции как неотъемлемая часть исторического наследия народов России. Следует особо отметить, что на сегодняшний день и ученые-религиоведы расходятся в понимании того, какие именно религии России являются частью исторического наследия», ― говорится в экспертизе.

В итоге, по мнению членов Палаты, «часть граждан будет выведена из-под защиты уголовного закона и окажется дискриминируемой».

2.Законопроект вызывает нарекания членов ОПРФ с точки зрения юридической техники и согласованности с действующим законодательством. «Следует особо отметить, что состав преступления, содержащийся в проекте упомянутой нормы закона, практически полностью охватывается составом преступления, предусмотренного статьей 282 УК РФ, которая предусматривает ответственность за унижения человеческого достоинства по признаку отношения к религии и содержит весьма суровые санкции вплоть до пяти лет лишения свободы», ― говорится в документе. Введение в УК РФ новой статьи, аналогичной уже имеющейся, приведет к необоснованному утяжелению данного правового акта».

3.Законопроект, по мнению членов ОП, содержит юридически неопределенную терминологию. Помимо «религий, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России», общественники обратили внимание на такие термины, как «религиозные убеждения и чувства граждан», «унижение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний».

Использование юридически неопределенных понятий и терминов создает условия для неоднозначной трактовки и применения, что, по мнению Общественной палаты Российской Федерации, может способствовать совершению коррупционных правонарушений.

В тексте заключения также говорится о том, что Палата считает обоснованным внесение изменений в Кодекс об административных правонарушениях, направленных на увеличение размеров штрафов для граждан и должностных лиц «за воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, а также оскорбление религиозных чувств граждан либо осквернение почитаемых ими предметов, знаков и эмблем мировоззренческой символики».

Авторы документа отмечают, что поддерживают «позицию государства о необходимости решения вопроса, связанного с ужесточением наказания за оскорбление религиозных чувств граждан», однако «подход к достижению заявленной цели... представляется необоснованным», сказано в публикации на сайте ОП РФ.

Очень многие эксперты считают, что уголовная ответственность в данном случае может быть чрезмерной, и призывают вынести законопроект на общественное обсуждение. Они считают, что подобный закон должен быть прописан очень тщательно, иначе при его вольной интерпретации под оскорбление чувств верующих может попасть любое высказывание, идущее в разрез с религиозными трактатами.

Член Общественной палаты РФ, глава Российского объединенного союза христиан веры евангельскойС. Ряховский предложил ужесточить административное наказания ― увеличить штрафы за подобные деяния до 50, 100 или даже 200 тысяч рублей, чтобы люди три раза подумали о том, насколько сильно преступные действия ударят их по карману. Он также добавил, что поправки в законодательство, которые собирается принять Госдума, должны пройти серьезную общественную экспертизу, публичные слушания с участием экспертов и представителей гражданского общества.

Ветеран правозащитного сообщества, лидер движения «За права человека»Лев Пономаревсчитает опасным для светского государства принятие закона, который предполагает до пяти лет тюрьмы за оскорбление чувств верующих.

ПолитологПавел Святенковуверен, что идея ввести уголовную ответственность за оскорбление чувств верующих является крайне неудачной, потому что «такое законодательство может превратиться в инструмент для сведения счетов между разного рода заинтересованными группами».

На заседании палаты между членами ОП развернулась бурная дискуссия даже не по поводу предлагаемых норм, а вообще в отношении подобного законопроекта. Практически все участники слушаний назвали закон недоработанным и требующим уточнений. В итоге большинство из них потребовали отозвать из Думы этот крайне спорный документ, заявив, что он сам способствует разжиганию межнациональной розни. Проект одобрили лишь представители Русской Православной Церкви и исламское духовенство.

При рассмотрении данного вопроса стоит обратиться к опыту назначения наказания за оскорбление чувств верующих зарубежных государств.

В Уголовном кодексе Германии есть статьи 166 «Оскорбление вероисповеданий, религиозных обществ и мировоззренческих объединений» и 167 «Препятствование отправлению религиозного обряда». Обе предусматривают наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет или денежный штраф. Статья 188 УК Австрии предусматривает наказание в виде лишения свободы до шести месяцев или денежного штрафа, в случае если лицо публично высмеивает или оскорбляет официальные религиозные верования, деятелей, предметы или учреждения культа. При этом эти действия должны вызывать «оправданное негодование». Во Франции за оскорбление чувств верующих независимо от наличия умысла и возможных последствий грозит заключение сроком до двух лет.

В Израиле за разрушение, повреждение или осквернение места отправления религиозного культа или любого объекта, который группа людей считает святым, с целью оскорбления их религии, полагается наказание до трех лет лишения свободы. Один год лишения свободы могут дать за публикацию материалов или публичные высказывания, оскорбляющие верующих. В Сингапуре разрушение, повреждение или осквернение мест молитвы карается тюремным заключением на срок до пяти лет или штрафом.

В Катаре за распространение порочащих сведений о религии, осквернение святынь и религиозные оскорбления предусмотрено тюремное заключение на срок до семи лет, в Пакистане и Омане — до десяти лет. Кроме того, в Пакистане за оскорбление пророка Мухаммеда положена смертная казнь.

Согласно УК Узбекистана, «умышленные действия... оскорбляющие чувства граждан в связи с их религиозным или атеистическим убеждением, совершенные с целью возбуждения вражды, нетерпимости или розни» наказываются лишением свободы до пяти лет. В Казахстане оскорбление религиозных чувств также является признаком возбуждения вражды и наказывается штрафом или лишением свободы до семи лет [http://www.kommersant.ru].

Таким образом, защита религиозных чувств верующих всех религий является важнейшей составляющей жизнедеятельности нашего общества, требующая грамотного и мудрого подхода с учетом особенностей исторического развития страны, национального состава и других факторов.

Общественные отношения находятся в постоянном развитии. Время предъявляет все новые подходы с учётом нынешних реалий, а законы требуют тщательного усовершенствования.

Проблема модификации законодательства в части защиты религиозных чувств граждан одобряется большинством граждан РФ. Появилась необходимость регулирования данных правоотношений. Поэтому необходимо защитить права верующих путем принятия соответствующего закона.

Но прежде чем приниматься за разработку такого закона, представляется необходимым учреждение какого-либо экспертного сообщества, в которое бы входили представители различных религий и представители общественности. Данное сообщество могло бы обсудить термины, о понятия, недопустимое в отношениях к религиям и верующим, о том, что недопустимо представителям различных религий и конфессий по отношению к своим оппонентам. Необходимо проведение детальной работы множества грамотных специалистов во имя будущего процветания России на фундаменте взаимопонимания и мирного сосуществования представителей разных народов, религий и конфессий. И только когда все это будет обсуждено, согласовано, можно приниматься за разработку закона. Именно в этом и сходятся сторонники и противники данного законопроекта.

Что касается уголовное законодательства, то оно не застывший инструмент государственного принуждения. Оно изменяется в зависимости от сложившейся ситуации. Например, у нас прокатилась волна изнасилований и случаев педофилии, сразу ужесточили санкции за эти преступления. Это обычная практика законотворчества ― в зависимости от необходимости те или иные деяния криминализируются, то есть появляются новые составы в Уголовном кодексе, либо декриминализуются.

Нужна ли в Уголовном кодексе специализированная статья за оскорбление религиозных чувств?

Думаю, да. Сегодня в УК «религиозную ненависть и вражду» мы видим только в ряду обстоятельств, отягчающих наказание, в виде квалифицирующих признаков составов нескольких насильственных преступлений: убийства, причинения различного вреда здоровью. Также она упоминается в статьях «хулиганство» и «вандализм».

Какая из статей применима к акции, которую известная группа устроила в храме Христа Спасителя? Вандализма там не было, так как они не уничтожали имущество, в отличие от человека, который облил чернилами икону. Подпадают ли их действия под статью 213 УК РФ ― хулиганство? Безусловно, подпадают! Но дискуссии вокруг их процесса показали, что общество этого не понимает.

Следовательно, необходимо конкретизировать противозаконные действия, запрещенные законом, более детально их описать, выделить такой состав в отдельную статью.

Противники новеллы указывают, что подобный состав есть в Кодексе об административных правонарушениях РФ. Статьей 5.26 предусмотрено наказание в виде штрафа до 1000 рублей. Однако любому понятно, что страх перед таким штрафом никого не останавливает ― некоторые готовы платить каждый раз по 1000 рублей, распевая, например, песни, которые оскорбляют чувства верующих.

Те же девушки не спонтанно пришли в храм Христа Спасителя. Несколькими днями ранее они провели аналогичную акцию в Елоховском соборе. Получается, что административная норма сейчас не действует на общество. Притом, что все общество понимает, зачем они туда пришли и что сделали.

С моей точки зрения, необходимо ввести самостоятельную отдельную статью в Уголовном Кодексе РФ, предусматривающую именно уголовную ответственность за оскорбление религиозных чувств. Меру наказания можно обсуждать, она должна быть адекватной содеянному деянию.

Поправка, если она будет внесена, будет защищать религиозные чувства граждан любой конфессиональной принадлежности, не только тех, кто исповедует православие и является членом Русской Православной Церкви. Таким образом, проблема нарушения прав других конфессий совершенно исключена, тем более, что наша Конституция устанавливает равенство религиозных объединений перед законом.

 

Список литературы:

  1. Ежедневная общенациональная деловая газета Коммерсантъ [Электронный ресурс] ― Режим доступа. ― URL: http://www.kommersant.ru/doc/2031322;
  2. Казнить нельзя помиловать… // Газета «Ислам Минбаре»№ 11 (204) /2012/ [Электронный ресурс] ― Режим доступа. ― URL: http://www.idmedina.ru/minbare/?4901;
  3. РПЦ: Закон об оскорблении чувств верующих остановит антицерковные акции//Деловая газета взгляд. 29 октября 2012 [Электронный ресурс] ― Режим доступа. ― URL: http://vz.ru/news/2012/10/29/604797.html;        
  4. Сайт Государственной Думы РФ [Электронный ресурс] ― Режим доступа. ― URL: http://www.duma.gov.ru/systems/law/?number=142303-6&sort=date;
  5. NEWSru.com//Религия и общество//Среда, 24 октября 2012 г. [Электронный ресурс] ― Режим доступа. ― URL: http://www.newsru.ru/religy/24oct2012/krganov.html.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Комментарии (7)

# СЮЗАННА 11.12.2012 06:52
Очень актуальная проблема.Защита религиозных чувств верующих всех религий — важная составляющая жизнедеятельности нашего общества, требующая грамотного и мудрого подхода с учетом особенностей исторического развития страны, национального состава и других факторов.На мой взгляд,в Уголовный кодекс следует ввести специализированную статью за оскорбление религиозных чувств.
# АРМЕН 13.12.2012 00:03
статья очень понравилась. очень показательно приведение выводов и своих предложений. Молодец!!!!
# Лена 13.12.2012 04:27
Очень познавательная статья. В современной России следует уделять большее внимание религиозным вопросам.
# Ольга 13.12.2012 23:27
интересная статья, заставляет задуматься...
# ЕЛЕНА 14.12.2012 03:49
Политический смысл этого закона прост и понятен. С одной стороны, защитить Русскую провославную церковь от любой критики, так как любая критика РПЦ оскорбительна для многих верующих. С другой стороны, апробировать радикальное ограничение свободы слова в одной области, чтобы потом распространить его при случае на иные области, например, в виде какого-нибудь «закона об оскорблении государства». Закон о защите чувств верующих – один из многих в серии попыток запугать гражданских активистов. Наша недавняя история учит, что такие попытки могут быть эффективными. В борьбе мотивов человека страх может на какое-то время возобладать над мотивами, побуждающими человека к гражданскому действию, – гражданским чувством, совестью, самоуважению и т.д.
# Алина 14.12.2012 03:52
Статья очень интересеая и актуальная. А что касается законопректа, то мне бы хотелось внести некоторую ясность:В юридическом плане здесь все очень легко расставить по полкам. Оскорбление чувств верующих – это никакая не абстракция, это конкретные выпады против узловых центральных пунктов веры практически любой традиционной религии на территории Российской Федерации. Оскорбление Бога, пророков, священных писаний и конкретных символов любой из религий – это очень четкие, очень видимые вещи, которые, кстати, самими кощунниками находятся легко, без всякой путаницы. У них нет никаких проблем в выборе целей для атаки. Именно эти цели и должны быть защищены. В исламском, шариатском законодательстве защита всех этих пунктов прописана изначально.
# Светлана 14.12.2012 04:26
Очень радует, что современных студентов интересует такая тематика. Молодец!

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом