Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: VI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 06 декабря 2012 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Смирнова О.В. ПРОБЛЕМА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. VI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6. URL: https://sibac.info//archive/humanities/6.pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПРОБЛЕМА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ

Смирнова Оксана Валерьевна

студент 5 курса, социальной педагогики и психологии ВлГУ, г. Владимир

Е-mailsmiok@bk.ru

Попов Виктор Алексеевич

д-р пед. наук, профессор ВлГУг. Владимир

 

Проблема неполных семей в современном обществе приобретает особую актуальность. Количество семей с одним родителей неуклонно растет, что заставляет задумываться над данной ситуацией. На фоне этой проблемы возникает и другая, не менее значимая: агрессия детей, которые воспитываются в неполных семьях. И в последнее время именно агрессивность подростков вызывает наибольшую тревогу общества.

По официальным данным во Владимирской области насчитывается около 35 тыс.неполных семей,а это 52 тыс. детей, одиноких матерей ―25 тыс., детей инвалидов ―чуть более 7 тыс. [2].

На базе ГКУСО «Владимирский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» было проведено исследование с родителями, воспитывающими своих детей в одиночку. В опросе участвовали как одинокие матери, так и одинокие отцы. В результате исследования было выявлено, что достаточночасто взрослым не хватает времени, знаний, сил, возможностей для осуществления полноценного развития ребенка в условиях неполной семьи. Большинство ответов родителей свидетельствует о том, что все свое время им приходится проводить на работе (58 % опрошенных), либо в поисках дополнительного заработка, чтобы обеспечить свою семью (37 % опрошенных). Поэтому времени и сил на занятия с ребенком у них попросту не остается.

Среди факторов, влияющих на неполные семьи, немалую роль оказывает современная экономическая ситуация в нашей стране. Уровень доходов семей нашей области таков, что 37,8 % из них живет на грани прожиточного минимума, но в стране эта цифра несколько выше, порядка 50 %. Что это означает? В семье на душу каждого ее члена чуть меньше 2000 руб.

В ходе нашего исследования мы пришли к выводу, что среди проблем неполной семьи особенно актуальной является проблема воспитания детей. Ответы родителей, полученные в результате опроса, свидетельствуют о том, что как одинокие матери, так и одинокие отцы «не справляются» со своими детьми, «не знают как бороться с их агрессивным поведением». Данные ответы были получены в основном от родителей, имеющих детей-подростков.

Необходимо также отметить, что количество неполных отцовских семей неуклонно растет.Сегодня в России только по официальной статистикенасчитывается около634,5 тысячи отцов-одиночек, тогда как количество матерей-одиночек встране 5,6 миллиона.Но ведь это только по официальным данным.

В процессе опроса отцов, воспитывающих детей самостоятельно, было выявлено, что довольно часто собственную мать ребенка удается заменить, ее роль начинает исполнять мачеха или кто-либо из родственников ребенка (бабушка, тетя, старшая сестра). Но, с другой стороны, анализ статистических данных показывает, что в таких семьях чащевозникают различные конфликтные и напряженные ситуации, нежели в полных семьях.Полученные ответы отцов-одиночек свидетельствуют о том, что наиболее часто конфликты возникают между мачехой и самим ребенком-подростком.

Негативное влияние неполной отцовской семьи может ярко проявляться в том случае, если после смерти или ухода матери детей воспитывает отец самостоятельно, без чужой помощи, хотя довольно часто встречаются случаи весьма тщательной и удовлетворительной заботы [1, с. 25].

Поскольку именно в семье ребенок проходит первичную социализацию, хотелось бы более подробно остановиться на факторах, формирующих модели агрессивного поведения в семье.

Анализ данной проблемы по школам г. Владимира позволяет сделать вывод, что в течение первых лет после развода как мальчики, так и девочки проявляют более агрессивное и непослушное поведение в отношениях с окружающими, по сравнению со сверстниками из семей, где воспитанием занимаются оба родителя. Результаты исследования двух групп подростков свидетельствуют о том, что частота встречаемости агрессивных факторов у группы детей из неполных семей проявляются в два раза чаще, нежели у группы детей из полных семей.

Также можно сделать вывод, что последствия разводов сильнее сказываются на мальчиках, чем на девочках. Проявления агрессивного поведения у мальчиков были зафиксированы гораздо чаще, нежели у девочек. В количественном соотношении это может быть представлено как 3 к 1.В основном, у мальчиков проявляются следующие особенности поведения: неуправляемость, агрессивность, потеря самоконтроля, проявление несамостоятельности и тревожности, инфантильности и др.

На базе ГКУСО «Владимирский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», а также школ г. Владимира было проведено исследование двух групп подростков: из полных и неполных семей (по 15 человек в каждой). Подросткам была предложена методика диагностики состояния агрессии(Опросник «Басса-Дарки»).У большинства испытуемых из неполных семей показатели агрессивности превышают норму (от 21 до 28 баллов) ―11 человек. Уровень враждебности у половины испытуемых также превышает норму (от 8 до 12 баллов).Повышенная агрессивность наблюдается у двух испытуемых. Их показатели агрессивности выше 27 баллов. У двоих учеников показатели агрессивности и враждебности находятся ниже нормы. Их показатели находятся на уровне 15 баллов. Наибольшее количество баллов у испытуемых наблюдается по шкалам «вербальная агрессия» и «негативизм». Это, вероятно, говорит о том, что ребята выражают негативные чувства как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (вплоть до угроз).Показатели негативизма свидетельствуют о том, что испытуемые выбирают манеру в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

Данные показатели значительно отличаются от результатов, полученных в ходе исследования группы подростков из семей с обоими родителями. Только у 3 испытуемых из 15 показатели агрессивности незначительно превышают норму (от 21 до 24 баллов). У пятерых испытуемых отмечено превышение нормы по шкале «вербальная агрессия». У остальных испытуемых подростков показатели практически по всем шкалам находятся в норме.

Кроме методики Басса–Дарки, в двух группах испытуемых была проведена методикаФиллипса «Диагностика уровня школьной тревожности». При обработке результатов группы испытуемых из неполных семей было выявлено следующее: практически у всехуровень школьной тревожности повышенный (11 человек из 15). У двух подростков уровень тревожности находится ниже нормы (очень низкий). Высокая тревожность наблюдается только у одной испытуемой. Ее показатели выше 75 %.

Что касается факторов тревожности, которые позволяет выявить этот тест, тоу большинства детей преобладают страхи не соответствовать ожиданиям окружающих, а также фрустрации потребностей в достижении успеха. Умногих отмечена низкая физиологическая сопротивляемость стрессу. У половины испытуемых повышенный фактор переживания социального стресса, вероятно обусловленный сложившейся жизненной ситуацией. Практически ни у кого из подростков не отмечен страх ситуации проверки знаний. Тем не менее фактор «проблемы и страхи во взаимоотношениях с учителем» повышенный.

По результатам ответов испытуемых из полных семей можно сделать следующий вывод: общая тревожность практически у всех подростков находится в норме (от 36 до 45 %). Только у трех опрошенных отмечены показатели повышенной тревожности (от 51 до 54 %), а также страх не соответствовать ожиданий окружающих (от 50 до 53 %). У двух испытуемых наблюдается повышенный показатель физиологической сопротивляемости стрессу. Остальные ответы подростков соответствуют норме по всем 9 шкалам.

Еще одной методикой, проведенной с группами подростков, является методика на определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел). В первую группу испытуемых вошли те же 15 подростков из неполных семей, с которыми ранее были проведены методики, описанные выше (Басса-Дарки и Филлипса).

Данная методика включает в себя 7 шкал:

1.  Шкала установки на социально-желательные ответы;

2.  Шкала склонности к преодолению норм и правил;

3.  Шкала склонности к аддиктивному поведению);

4.  Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению;

5.  Шкала склонности к агрессии и насилию;

6.  Шкала волевого контроля эмоциональных реакций;

7.  Шкала склонности к деликвентному поведению;

Результаты диагностики склонности отклоняющегося поведения (А.Н. Орел) показали следующее: у 6 испытуемых присутствуют высокие показатели по 1 шкале. Это свидетельствует о том, что подростки не соответствуют социальным установкам.

По 2 шкале склонности к нарушению норм и правил 3 испытуемых могут идти в разрез социальным нормам и правилам; у них преобладаютсклонности противопоставлять собственные нормы и ценности групповым, о тенденции «нарушать спокойствие», искать трудности, которые можно было бы преодолеть.

В 3 шкале склонности к аддитивному поведению 4 испытуемых предрасположены к употреблению наркотических веществ, уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния.

2-е учащихся по 4 шкале склонны к риску и причинения себе вреда, что свидетельствуют о низкой ценности собственной жизни, склонности к риску, выраженной потребности в острых ощущениях, о садо-мазохистских тенденциях.

В 5 шкале 6 человек склонны к агрессии и насилию во взаимодействии с другими людьми.

По 6 шкале волевого контроля эмоциональных реакций 2 испытуемых не способны контролировать свои эмоциональные реакции.

Показатели3 подростков по 7 шкале свидетельствуют о наличии делинквентных тенденций у испытуемого и о низком уровне социального контроля.

После проведения диагностического исследования и обработки результатов можно сделать вывод, что у данной группы испытуемых наблюдается повышенный уровень предрасположенности к отклоняющемуся поведению.

Во вторую группу испытуемых также вошли подростки из полных семей, диагностируемые ранее. В результате опроса подростки показали следующие результаты: у 4 испытуемых из 15 присутствуют повышенные показатели по 1 шкале, свидетельствующие о том, что у ребят присутствует установка на социально-желательные ответы. У 5 испытуемых завышены показатели по 6 шкале. Это говорит о том, что они не всегда могут контролировать свои эмоции. Лишь у 2 подростков были обнаружены высокие показатели по 5 шкале: склонности к агрессии и насилию в общении с другими людьми. В общем, проанализировав результаты группы, можно судить о том, что ребята из полных семей в меньшей степени склонны к проявлению отклоняющегося и агрессивного поведения, нежели подростки из 1 группы.

В ходе исследования учащихся г. Владимира в системе образования был установлен следующий факт: при работе с психологом агрессивные дети часто признаются, что чувствуют себя не нужными своим родителям, что родители, особенно отцы, их не любят и часто унижают.

Но необходимо отметить, что данные выводы, полученные в результате исследований, нельзя возводить в абсолют и применять ко всем детям из неполных семей. Прежде всего нужно обращать внимание на специфику каждой семьи. Ведь вышеописанные особенности детей из неполных семей нередко присущи и детям из семей с обоими родителями. К примеру, в неполных семьях отсутствие отца может восполнять старший брат, а отсутствие матери ―старшая сестра, тогда как в полной семье, зачастую, ребенок чувствует себя не нужным и обделенным в любви и ласке со стороны родителей.

Таким образом, статистические исследования свидетельствуют: подростки из неполных семей более склонны к проявлению агрессивности во взаимоотношениях с другими людьми и противоправному поведению, нежели сверстники из полных семей. Однако следует указать, что семьи с одним из родителей не являются обязательным условием, формирующим данные отклонения в поведении. Неполные семьиможет лишь определять некоторые факторы, способствующие этому. При благоприятных условиях дети из неполных семей могут быть более социально приспособленными и менее агрессивными, чем дети из неблагополучных полных семей.

 

Список литературы:

  1. Дементьева Н.В. Технология индивидуальной работы с детьми и подростками из неполных семей // Соц. педагогика: новые исследов.Вып. 1 ―М.: Изд-во Ин-та педагогики соц. работы., 2002.
  2. Издательство «Мир новостей». [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:http://www.mirnov.ru/arhiv/mn724/mn/08-1.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.