Статья опубликована в рамках: VI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 06 декабря 2012 г.)
Наука: Педагогика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ТЕАТРАЛЬНОГО КРУЖКА В ДЕТСКОМ САДУ
Анашкина Елена Ивановна
студент 6 курса кафедры народного художественного творчества ХГУ им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан
E-mail:
Янковская Ольга Викторовна
научный руководитель, канд. филол. наук, ст.преп.кафедры НХТ ХГУ, г. Абакан
Одна из актуальнейших проблем сегодняшнего дня — развитие связной речи детей, поскольку речевая функция является одной из важнейших психических функций человека, а ее формирование происходит именно в дошкольном возрасте.
Для того чтобы успешно обучаться грамоте и развиваться ребенок должен обладать хорошо развитой связнойречью. Известно, что дети с плохо развитой связной речью часто оказываются неуспевающими, а любое нарушение речи может отразиться на поведении и деятельности ребенка.
В соответствиисо взглядами ряда психологов (Л.С. Выготский, Д.Б. Элькольнин и др.) общение является одним из условий развития ребенка, формирования его личности.Развитие связной речи детей дошкольного возраста изучали А.М. Бородич, В.И. Логинова, А.П. Усатова, Ф.А. Сохин, а возможности театральной педагогики в этой сфере раскрываются в трудах М.Д. Маханевой и Е.В. Мигуновой.
Развитие речи детей тесно связано с их деятельностью. Речь развивается в нескольких направлениях: в общении с другими людьми совершенствуется её практическое значение, в то же время речь становится орудием мышления и основой перестройки психических процессов.
При определенных условиях воспитания в старшем дошкольном возрасте ребенок не только пользуется речью, но и начинает осознавать её строение, что имеет важное значение для последующего овладения грамотой.
Связная речь — это смысловое развернутое высказывание (несколько логически сочетающихся предложений), обеспечивающее взаимопонимание и общение. С.Л. Рубинштейн считал, что связность, это: «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя» [3, с. 58]. Из этого следует — основная характеристика связной речи — этоее понятность для собеседника.
Термин «связная речь» используется в нескольких значениях:
1. название раздела работы по развитию речи;
2. деятельность говорящего;
3. текст, высказывание.
Термины «высказывание», «текст» используются как синонимы. Высказывание, по мнению А.М. Бородич, — это: «… и речевая деятельность, и результат этой деятельности: определенное речевое произведение, большее, чем предложение. Его стержнем является смысл. Связная речь — это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединённые, законченные отрезки» [1, с. 90].
Коммуникативная функция — главная функция связной речи. Диалог и монолог —две основные формы коммуникативной функции. Каждая из них имеет свои особенности, которые определяют способы их формирования.
Ярким проявлением коммуникативной функции языка является диалогическая речь. Разговор одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого — это основнаяособенность диалога. Непроизвольность и реактивность — признаки диалогической речи.
Для диалога характерно применение штампови клише, устойчивых формул общения, привычных речевых стереотипов, нередко употребляемых, прикрепленных к определенным бытовымтемам разговора.
Монологическая речь — это связная, логически последовательная речь, которая выражает мысли одного человека.
Также монологическая речь и диалогическая речь отличаются мотивами. Языковые средства и содержание монологической речи выбирает сам говорящий (внутренний мотив), а диалогическая речь побуждается обстоятельствами, в которых происходит диалог, реплики собеседника (не только внутренний, но и внешний мотив).
Значит, монологическая речь требует особого речевого формирования, так как является более сложным, произвольным, более организованным видом речи.
Центральное место в общей системе работы по развитию речи в дошкольном учреждении занимает формирование обеих форм связной речи. Развитие связной речи — основа процесса речевого развития ребенка.
Следовательно, связная речь выполняет главные социальные функции: определяет и регулирует нормы поведения в обществе, помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми.
Для формирования связной речи детей дошкольного возраста немаловажнымусловием является освоение языка как средства общения. Разговорная речь представляет собой связное высказывание — сообщение, рассказ, поэтому существует достаточно возможностей для формирования связной речи, состоящих не из отдельных, не связанных друг с другом предложений.
В старшем дошкольном возрасте у ребенка появляется потребность объяснить сверстнику конструкцию игрушки, правилапредстоящей игры и многое другое. В процессе развития разговорной речи происходит уменьшение ситуативных моментов в речи и переход к пониманию на основе языковых средств. Значит, начинает развиваться объяснительная речь.
Н.В. Елкина подчеркивает, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания детей. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить [2, с. 11].
Итак, связная речь —это речь, которая отображает все значимые стороны своего предметного содержания. Главнойее функцией является коммуникативная, а основными формами — диалог и монолог.Связная речь осуществляетглавные социальные функции: находит и регулирует нормы поведения в обществе, помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми.
Прежде чем показать влияние занятий в театральном кружке на развитие связной речи старших дошкольников, необходимо сказать несколько слов о значимости театральной деятельности для воспитанников детского сада.
Занятия в театральном кружке помогают сформировать интересы и способности детей: содействуют общему развитию, проявлению любознательности,усвоению новой информации и новых способов действия, развитию настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.
Для приобщения детей к миру театра, к театральной самодеятельности в МБДОУ Детский сад № 9 «Колокольчик» (с. Знаменка Боградского района) работает театральный кружок, где занимаются дети подготовительной к школе группы.
Содержание театрализованных занятий включает:
• разыгрывание различных сказок и инсценировок;
• просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
• игры-драматизации;
• упражнения по формированию выразительности исполнения;
• упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.
На занятиях театрального кружка в подготовительной групперешаются следующие задачи:
•создать условия для развития творческой активности детей;
•совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения;
•формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных;
•обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика);
•активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь;
•формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей;
•познакомить детей с различными видами театра (кукольный, музыкальный, детский, театр зверей и др.);
•развить у детей интерес к театральной игровой деятельности.
Занятия в основном строятся по единой схеме:
1. Введение в тему, создание эмоционального настроения.
2. Театрализованная деятельность (в разных формах):
• познавательная часть;
• игровая часть.
3. Эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.
Театральная деятельность позволяет успешно решать многие воспитательно-образовательные задачи дошкольного образовательного учреждения: сформировать устойчивый интерес к театральному искусству,воспитать художественный вкус, развить творческий потенциал.
Разучивая новую роль, ребенок развивает речь, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир. Диалог персонажей учит детей ясно, четко, понятно изъясняться. У них улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, словарь пополняется новыми словами,дети начинают активно им пользоваться. На занятиях театрального кружка через образы, краски, звуки дети знакомятся с окружающим миром во всем его разнообразии. Яркие образы экспансивно воспринимаются детьми, рождают их фантазию, воображение, формируют наблюдательность и интерес ко всему окружающему, являются неисчерпаемым источником развития связной речи.
На занятиях театрального кружка мы используем игры со словом. Дети охотно сочиняют небольшие рассказы и сказки, подбирают простейшие рифмы. Все это развивает связную образную речь. При сочинении рассказов и сказок обогащается словарный запас, формируется логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса.
В детском саду необходимо созданиетаких условий, в которых каждый ребенок мог показать свои взгляды, чувства,эмоции, желания и не только в обычном разговоре, но и публично.
Воспитать в человеке привычку к выразительной публичной речи можно путем привлечения его к выступлениями перед аудиторией с детства. В этом огромную помощь могут оказать театральные занятия. Они всегда радуют детей, пользуются у них неизменной любовью.
Развитие речи тесно связано с умственным развитием: дети разучивают и запоминают тексты тренингов, ролей. Подобная работа заставляет их размышлять, анализировать мотивы поведения героев, логику их поступков. Правильно поставленные вопросы руководителя помогают дошкольникам думать, приходить к определенным выводам и обобщениям. Во время репетиций не только активизируется словарь, но и совершенствуется культура речи, расширяется ее диапазон, улучшается интонационный строй, гибкость и выразительность произнесения. В разговорах со взрослыми и сверстниками в процессе театральной деятельности вырабатывается практика диалога.
Практические занятия театрального кружка нужно распределять так, чтобы каждая тема захватывала все этапы работы — от формирования понимания речи до умения связно рассказать, прочувствовать и передать интонацию, использовать движения, мимику, жесты, контактировать с участниками кружка.
В театральных постановках есть сюжетный замысел и ролевые действия. Одна из главных ролей принадлежит руководителю кружка. Вначале дети являются зрителями: овладеть творческим процессом в полном объеме и сразу они не могут. На этом этапе речь руководителя служит примером для подражания. Дети отмечают, как учитель говорит, действует за персонажа, выполняет ролевые движения. Анализу сюжета выбранной постановки, уточнению знаний о явлениях, предметах, их назначении, сравнительным характеристикам героев, разбору действий и поступков героев,мы рекомендуем уделять особое внимание. Творческая активность детей постепенно возрастает. Им становится интересно, когда они не только говорят, но и действуют как сказочные герои. Они пытаются имитировать ролевые движения, наблюдают друг за другом, стараются все лучше и лучше играть роль.
При организации репетиций на начальных этапах используется фланелиграф, т. е. иллюстрациярассказа, сказки с помощью картинок. Постепенно от репетиции к репетиции нарастает активность детей, они запоминают текст, овладевают средствами выразительности, начинают чувствовать ответственность за успех постановки, активным участником которой остается руководитель, своими объяснениями направляя внимание ребят на те предметы и явления, которые надо уточнить, закрепить в их сознании.
Играясвоих героев, дети показывают и основные их черты: доброту, щедрость, храбрость, жадность и т. д. Эти качества передаются в стиле игры, затрагивают эмоциональную сферу ребенка, способствуют его нравственному и эстетическому воспитанию. У детей развиваются личностные качества — выдержка, дисциплинированность, целеустремленность; нравственные — смелость, честность, доброжелательность и т. д. Театральные постановки способствует формированию навыков взаимопомощи, общения, коллективизма, потому что они носят коллективный характер.
Итак,на занятияхтеатрального кружка формируется, развивается и совершенствуется связная речь, поскольку в процессе репетиций реплик персонажей незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется интонационный строй речи, её звуковая культура. Театральнаядеятельность показывает дошкольникам богатство родной речи, раскрываетвыразительность и меткость языка, на репетициях ребенок узнает много новых слов, живых и образных выражений. Театральное искусство помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя метафоры, эпитеты, сравнения и другие средства образной выразительности.
Список литературы
- Бородич А.М. Методика развития речи детей. — М.: Образование, 2000. —255 с.
- Елкина Н.В. Формирование связной речи у детей шестого года жизни. — М.: Синтез, 2002. — 390 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — М.: Просвещение, 1989. — 468 с.
дипломов
Оставить комментарий