Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: VI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 06 декабря 2012 г.)

Наука: История

Секция: Краеведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
ВЯТСКО-КАМСКОЕ МЕЖДУРЕЧЬЕ В ЗОЛОТООРДЫНСКИЙ И КАЗАНСКИЙ ПЕРИОДЫ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. VI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6. URL: https://sibac.info/archive/humanities/6.pdf (дата обращения: 28.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ВЯТСКО-КАМСКОЕ МЕЖДУРЕЧЬЕ В ЗОЛОТООРДЫНСКИЙ И КАЗАНСКИЙ ПЕРИОДЫ

Маркова Анна Сергеевна

студент 4 курса, кафедра всеобщей и отечественной истории филиала К(П)ФУ, в г. Елабуга

Е-mail: markova-annet@yandex.ru

Нигамаев Альберт Зуфарович

научный руководитель, канд. ист. наук, доцент филиала К(П)ФУ, в г. Елабуга

 

Слабый интерес к краеведению является серьезной проблемой современности. Надо признать тот факт, что в современном обществе очень мало людей, которые занимаются изучением истории родного края. Углубляясь в эту проблему необходимо изучить историю Удмуртии, т. к. ее история в предшествующее время у исследователей вызывал меньший интерес и поэтому их история, культура не всегда были предметом исследования.

Таким образом, проблема изучения родного края ― Удмуртии, а именно история Вятско-Камского междуречья в золотоордынский и казанский периоды является весьма актуальной темой для исследования.

Началом тяжелых испытаний для удмуртов, как и для многих народов Поволжья, было связано с разгромом Волжской Болгарии войсками монгольского хана Бату 1236 г, который основал новое государство ― Золотую Орду. В 1243 г. Волжская Болгария окончательно вошла в состав Золотой Орды. Южные удмурты, как и другие порабощенные народы Среднего Поволжья, были подчинены власти монгольских наместников ― баскаков. Монголы беспощадно взыскивали ясак и другие налоги, а также заставляли выполнять натуральные повинности, т. е. строить мосты и дороги, ремонтировать и возводить различные укреплений [2, c. 25]. Если же неповиновались, то их немедленно и жестоко карали: «… и если люди какого-нибудь города или земли не делают того, что они хотят, то эти баскаки… разрушают их город или землю, а людей, которые в них находятся, убивают при помощи сильного отряда татар, которые приходят без ведома жителей… и внезапно бросаются на них» [2, c. 26].

В этих жестоких условиях военно-феодального террора часть оставшегося в живых населения Арской земли начали уходить подальше от Камы, в лесные дебри Прикамья. К сожалению, более подробная информация об этом событии до нас не дошла, но мы можем рассказать о населении Арской земли.

Под арским население, многие исследователи считают удмуртов, т. к. их раньше назвали — ары, аряне, арские люди, отяки, вотяки, т. е. народ, который издревле жил в Прикамье. Кроме этого татары, также называли удмуртов ар (от тюрк. ― человек, мужчина, муж). По всей вероятности, этот этноним получил распространение в VIIIвеке, когда на Среднюю Волгу пришло тюркоязычное население, и за тем вступила в тесные контакты с северными соседями.

Арская земля согласно письменным источникам и преданиям, предстает перед нами как один их двух исторических центров расселения удмуртов в эпоху Средневековья. С XIIIвека город Арск, становится известным. В XIVвеке, кроме упоминания об Арской земле еще говорится об арянах и арских людей. В XV― в первой половине XVI в. сведение об Арском городе, Арской земле и арских князях уже встречаются не так редко, как раньше [3, c. 250].

В 1971 г. советский археолог А.Л. Монгайт высказал гипотезу о том, что «Земля Арса ― это Арская земля русских летописей», т. е. территория расселения южных (под южными удмуртами автор имеет в виду часть этноса, расселившуюся южнее водораздела Чепцы и Вятки (выше впадения в нее р. Кильмези)) удмуртов [4, c. 20]. Первое упоминание об этих землях описаны в работе арабского путешественника Абу Хамида ал-Гарнати 1136 г. «Aу него (Булгара) есть область, жители которой платят харадж, между ними и Булгаром месяц пути, называют ее Вису. И есть другая область, которую называют Ару, в ней охотятся на бобров, и горностаев, и превосходных белок. А день там ле­том двадцать два часа. И идут от них чрезвычайно хорошие шкурки бобров» [5, c. 31].

Таким образом, мы можем лишь предположить, что в X―XI вв. южные удмурты стали данниками Волжской Болгарии, которая пыталась распространить свое влияние на север. Однако удмурты продолжительное время сохраняли относительную самостоятельность.

В 1361 г. город Болгар (столица Болгарии) подверглась разгрому со стороны Булат-Тимура, и в связи с этим значительная часть ушла в лесную полосу на правый берег р. Камы. В связи с разрушением Болгар и в виду надвигавшейся русской колонизации часть болгарских промышленников решилась переселиться в Вотский край, для того чтобы быть ближе к лесным богатствам [8, c. 176].

В 1374 г. произошел поход новгородских ушкуйников на Вятку. В результате этого похода ушкуйники нанесли колоссальный ущерб Вятке, но при этом вятчане же оказывали им сопротивление, а иногда даже отвечали контрударами. В 1397 г. в Арской земле они сумели разгромить отряд новгородских ушкуйников во главе, которого стоял Рязанов.

В 1380 г. к власти в Золотой Орде приходит Тохтамыш. Свою власть он начал с того, что Орду подчинил себе, а на Русь наложил прежние узы, кроме этого он также хотел подчинить вятчан к своей власти. Царь Тохтамыш посылает на Вятку Бектута, который в свою очередь многих жителей побил, а иных взял в плен, отпустив на свободу только тех, кто в состоянии были заплатить за себя выкуп, а также большую часть вятских селений и городов пограбил. Таким образом, после этих событий, которые случились с вятчанами, они еще несколько лет оставались свободными от татарской власти. Большое количество своего времени вятчане уделяли на строительство городов и селений, которые были разорены, когда татары, нашли себе новый путь к устюжским землям, то не стали часто беспокоить вятчан. Спустя год после разгрома Вятки, которая нанесла Золотая Орда, вятчане в свою очередь в 1392 г. собрали вятскую рать и совершили поход на Жукотин и Казань, и разгромили их.

В 1393 г. великий московский князь Василий I(сын Дмитрия Донского) добился от золотоордынского хана Тохтамыша ярлык на владение Нижегородско-Суздальским княжеством, а сыновьям Дмитрия Константиновича в удел осталась только лишь Вятская земля. По предположениям исследователей, вятские владения Семена Дмитриевича и Василия Кирдяпы располагались в округе древнего села Никульчино (с. Никулицыно) и включали в свой состав села Кстинтно, Кирдяпино и будующий центр удмуртского населения ― Карино. В селе Никульчино (с. Никулицыне) неподалеку от погоста Николаевского, где впадала р. Чепца в Вятку, проживала жена Семена Дмитриевича ― княгиня Александра. А.С. Верещагин и П.Н. Луппов предполагали, что в 15 верстах от села Никульчино (с. Никулицына), в с. Карино, проживали арские князья, на которых возлагалась обязанность охранять княгиню [4, c. 25].

Время появления арских князей на Вятке по сохранившимся источникам установить довольно трудно. Одна из самых распространенных гипотез об этом событии является участии болгарских князей правобережья Камы в походе золотоордынского царевича Бектута на Вятку в 1391 г. и об основании ими здесь погоста Карино и Каринского стана.В.Е. Владыкин и М.В. Гришкина предполагают, что арские князья (ары, аряне ― болгаро-татарское наименование удмуртов) были по своему происхождению южными удмуртами, в золотоордынское, а возможно, и в болгарское время в качестве выделившейся патриархально-родовой верхушки, где они усвоили язык господствующего татарского этноса. В силу исторических обстоятельств часть из них вместе с подвластными южными удмуртами-арянами и родственной им группой населения левобережья Волги, которую источники называют «чувашой», а позднее ― «бесермянами», оказались на Вятке [1, c. 25―27].

Таким образом, мы не можем с уверенностью сказать, что арские князья были татарами, т. к. есть различные точки зрения и мнения по этому вопросу.

Спустя десять лет после нашествия Бектута, в 1401 г. на Вятку приезжает князь Семен Дмитриевич (сын Дмитрия Константиновича) со своей семьей, но, к сожалению, он прожил там лишь 5 месяцев, т. к. был тяжело болел и 15 декабря скончался на Вяткой земле. После чего эта земля должна была перейти брату Василию Кирдяпе, но он тоже умирает. Поэтому Вятская земля между 1409―1417 гг. попала под влияния Великого княжества Московского и была вынуждена признать верховную власть князя Василия I. Между 1417―1428 гг. Василий Iпередал Вятскую землю в удел своему брату Юрию Галицкому.

В 1425 г. Василий Iумер и на престол взошел малолетний сын Василий II, но кроме этого параллельно на престол претендовал его дядя ― князь Юрий Дмитриевич Галицкий, у которого во владении были такие города как: Звенигород, Галич и Вятка. У князя к тому времени было четверо сыновей, и они враждовали с Юрием Галицким и поэтому великий московский князь Василий IIзаключили договор с Юрием Галицким о принадлежности Вятки.

Зимой 1430 г. князь Юрий Дмитриевич расторгнул договор с Василием Васильевичем, а попытки решить вопрос о великокняжеском престоле в Орде закончились тем, что Василий IIбыл признан великим князем, а князь Юрий благодаря этому расширил свой удел за счет подмосковного г. Дмитрова.

В 1433 г. началась борьба за великокняжеский престол. Сражение происходило на р. Клязьме, где Василий IIпроиграл сражение и был вынужден бежать. Таким образом, великокняжеский престол достался Юрию Галицкому. Однако этим были не довольны бояре, и другие князья дома Калиты и это привело к тому, что Юрий Галицкий отказался от престола и покинул Москву, отсюда следует, то, что престол перешел к великому княжению Василию II.

В 1456 г. великий князь Василий Дмитриевич отправил войско людей под предводительством князя Семена Ряполовского на вятскую землю во время весны, но ничего ему не удалось сделать, и он возвратился обратно [6, c. 24―25].

В 1457 г. или 1458 г. великий князь Василий Васильевич посылал свою рать на Вятку под командованием полководцев князя И.И. Ряполовского, князя И.В. Горбатого и воеводы Григория Перхушкова. Московская рать стояли под городом Хлыновым долго, а город не взяли.

В 1459 году произошел, поход москвичей против Вятки, который возглавил князь Иван Юрьевич Патрикеев. Московское войско взяли города Котельнич, Орлов, а также осадили город Хлынов. Москвичи не решились штурмовать город, но когда стало не хватать продовольствия, жители региона «целовали крест» на верность великому князю. Вятская земля была обложена данью и во внешних сношениях утратила самостоятельность. С начала 60-х годов XV века московский великий князь стал именовать себя и «государем вятским» [7, c. 63].

Таким образом, вятчане в конце концов приняли условия Москвы и она стала управляться наместниками московского князя. При этом вятчане должны были платить великому князю дань, а также окончательно передали Москве одно из важнейших своих прав ― право самостоятельного решения вопросов о взаимоотношениях с соседними землями.

Однако эти события для Вятки были временными и номинальными, т. к. феодальная верхушка Вятской земли продолжала вести независимую политику, постоянно лавируя между Московским государством и Казанским ханством.

В 1468 г. великим князем Василием IIвятчане были привлечены к участию в походе на Казанское ханство. В московском войске так же были: галичане, устюжане, вологжане и другие бывшие соратники Дмитрия Шемяки. Однако по пути к Казани вятчане узнали плохую новость о том, что казанский хан Ибрагим со своим войском направился к Вятке. Вятчане же в свою очередь спешно покинули московскую рать и вернулись назад, но отразить нашествие не смогли. Вятка покорилась воле казанского хана.

Таким образом, вятчане заключили с казанским ханом Ибрагимом договор, дав обязательство не участвовать в войне Москвы против Казани. В качестве гарантии вятчане отдали татарам заложников.

В 1469 году к Казани подступили московские войска. Они взяли посад и освободили русских пленников, в том числе и вятчан, но захватить Казань не смогли из-за нехватки сил. Великий князь прислал на Вятку гонцов, требуя помощи, но население Вятки, ссылаясь на свой вынужденный нейтралитет, воевать, отказались [7, c. 63].

В дальнейшем, когда в 1478 году казанский хан Ибрагим напал на Вятскую землю и осадил Котельнич, Орлов, Хлынов, вятские жители не сдали ни одного города, но села и волости были завоеваны. В результате казанский хан Ибрагим перебил и взял в плен множество жителей, в их числе были и удмурты.

Чем больше Москва пыталась подчинить себе Вятку, тем сильнее была напряженность в отношениях. В 1485 году вятчане наотрез отказались участвовать в новом походе на Казань. Иван III послал на Вятскую землю отряд московского войска во главе с воеводой Юрием Шестаком Кутузовым. Однако москвичи не смогли взять ни одного вятского города.

Это событие послужило последним толчком для жителей Вятки. Они изгнали из своей земли великокняжеского наместника, а также разорвали отношение с Москвой. Чтобы обезопасить себя, вятчане заключили договор с Казанью. В 1486 (1487) году и в 1488 году вятские люди организовали несколько успешных набегов на Устюжскую землю и ряд других волостей Московского государства.

К концу 80-х годов XVвека положение Вятской земли стало очень трудным, это было связано с тем, что Москва захватила почти все соседние самостоятельные княжества, а в 1487 году 9 июля Казанское ханство было разгромлено.

Иван III после этих событий прибегнул к последней, наиболее радикальной мере. Летом 1489 году на Вятку было отправлено огромное московское войско в количестве около 64―70 тысяч человек из пешей и судовой рати. В состав этой рати вошли представители многих русских земель, а также коми и казанские татары. Этот поход возглавляли опытные и талантливые полководцы, пользовавшиеся особым доверием у Ивана III― Данила Васильевич Щеня и Григорий Васильевич Морозов.

Без особых усилий московские войска взяли несколько вятских городов: Орлов и Котельнич и в середине августа был осажден г. Хлынов. Осажденные вятчане в свою очередь пытались вступить в переговоры и даже подкупить, воевод Ивана III. Однако подкупить их не удалось. Воеводы же в свою очередь потребовали от жителей Вятки выдать им предводителей ― Ивана Анекиива, Пахомья Лазарева, Павла Богодайщикова, а также признать власть Москвы. В свою очередь осажденные горожане попросили два дня на обсуждение условий, которые происходили на вечевом собрании. 19 августа они отказались выполнять эти требования. Тогда московская рать начала готовиться к штурму. Они хотели поджечь крепостные стены Хлынова и поэтому стали заготавливать бересту, воины начали строить ― осадные сооружения. Однако когда горожане увидели серьезные намерение воевод, готовившихся уничтожить укрепления и деревянные строения города в пламени, горожане 20 августа сдались. Они выдали руководителей обороны, которые позже были схвачены и вывезены в Москву, где были казнены [4, с. 30―31].

Таким образом, после этих событий все русские жители целовали крест на верность московскому государю Ивану III. Коренное население ― удмурты и другие язычники ― были приведены к присяге на верность. Тем самым завершилось окончательное присоединение Вятской земли и северных удмуртов вместе жившей на ее территории группой южных удмуртов и арских князей к Московскому государству, но оно имела как положительное, так и отрицательное значение.

К положительным значениям можно отнести то, что жизнь на Вятке стала более спокойной, население уже не так страдало от набегов врагов, в том числе и от набегов казанских ханов. Создавалась более благоприятная обстановка для земледельческих и ремесленных работ, а также для дальнейшего развития производительных сил. А к отрицательным значениям относится то, что после присоединения Вятской земли к Московскому государству ее управление сменилось. Из Москвы стали присылаться наместники, которые располагались в городе Хлынов, Слободской и Котельнич. У этих людей была полная власть, как в городе, так и в его окрестностях. Они собирали налоги, командовали войсками, находящимися здесь, а также могли судить. Все это делали, конечно, они не одни им помогали многочисленные помощники: тиуны, доводчики, приставы, дьяки и другие. Наместники не получали жалования, а жили лишь за счет местного населения с которых собирали определенный налог ― «корм». «Корм» был очень большой, его собирали со всего населения, даже с духовенства [7, c. 68]. Кроме этого были прерваны многие демократические традиции управления и жизни.

Таким образом, после присоединения Вятской земли к Московскому государству, на ее территорию стали переселятся русское население из различных районов, прежде всего из Поморья, в увеличении которого была заинтересована великокняжеская власть, которая вытесняла коренное население ― удмуртов с их освоенных и обжитых земель.

 

Список литературы:

  1. Атаманов М.Г. Материалы по этногенезу удмуртов. Сборник статей // Гришкина М.В., Владыкин В.Е. Письменные источники по истории удмуртов IX—XVII вв. ― Ижевск, 1982. ― 176 с.
  2. Гришкина М.В. Удмурты. Этюды из истории IX―XIX вв. ― Ижевск: Удмуртия, 1994. ― 168 с.
  3. Иванова М.Г. История Удмуртии: С древнейших времен до XV в. ― Ижевск: УрО РАН, 2007. ― 304 с.
  4. Куликова К.И. История Удмуртии: Конец XV― начало XXвека. ― Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2004. ― 552 с.
  5. Первое упоминание о земле удмуртов под именем «Ару» в описании арабского путешественника // Путешествие Абу Хамида ал-Гарнати в Восточную и Центральную Европу (1131―1153 гг.). ― М.: Наука, 1971. ― 136 с.
  6. Спицын А. Свод летописных известий о Вятском крае. ― Вятка: В Губернской Типографии, 1883. ― 44 с.
  7. Трушкова И.Ю. История и культура Вятского края. ― М.: Академический Проект; Киров: Константа, 2005. ― 592 с.
  8. Худяков М.Г. История Камско-Вятского края: Избранные труды. ― Ижевск: Удмуртия, 2008. ― 416 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Комментарии (1)

# Юлия 12.12.2012 16:43
Актуальная работа!

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.