Статья опубликована в рамках: V Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 01 ноября 2012 г.)
Наука: Педагогика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ОРГАНИЗАЦИЯ КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ
Смолкина Дарья Ивановна
студент 5 курса, кафедра декоративно-прикладного искусства ХГУ, г. Абакан
Е-mail: milk_d@inbox.ru
Гузеватова Елена Николаевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент кафедры декоративно-прикладного искусства ХГУ, г. Абакан
С поступлением в школу большое значение приобретает воспитание у ребенка установки на готовность к творчеству. Творчество младшего школьника — это «создание им оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми ребенок самостоятельно применяет усвоенные знания, умения, навыки, в том числе осуществляет их перенос, комбинирование известных способов деятельности или создание нового для ученика подхода к решению (выполнению) задачи» [5, с. 57].
Учащиеся младшего школьного возраста обладают потенциальными возможностями, в соответствии с которыми в процессе обучения у них формируются простейшие творческие познавательные процедуры: описание, объяснение, преобразование.
На уроках творчества развиваются такие качества личности, как координация движения рук, быстрота реакции в решении задач в пределах изученного материала, память, глазомер).
Внеклассная работа также представляет большие возможности для приобщения детей к художественному творчеству. Большими возможностями для развития духовных и эстетических и нравственных качеств, а также для организации работы детей в коллективе обладают занятия декоративно-прикладным творчеством, в ходе которых интенсивно развивается творческая активность младших школьников. Процесс активизации творчества на уроках искусства зависит от учителя, от его установки на созидание во всех видах деятельности, в том числе и коллективной.
Занятия должны проходить в атмосфере свободного общения. Дети увлеченно работая над созданием изделий, не только стараются применить свои творческие способности на практике, но также помогают товарищам справиться с трудностями. В процессе такой работы учащиеся приобретают знания о гармоничном устройстве мира и о месте в нем человека, проникаются уважением к культурным традициям и людям — носителям этих традиций
Изобразительная деятельность, отличается от других видов художественного творчества детей (музыкальной, театральной и др.), тем, что ее результат (созданное детьми изображение) в момент прекращения ребенком действий по созданию изображения не исчезает, а остается и его можно рассматривать и оценивать, сравнивать с другими ранее созданными и совершенствовать.
Как правило, на занятиях по изобразительной деятельности дети выполняют изображение (рисунок, аппликацию) индивидуально, каждый свое. Но, вместе с тем, практикуется и создание общих картин, композиций, в которых объединяются изображения всех участников группы. Работа над такими коллективными работами доставляет детям особое удовлетворение и восхищение. Для детей это гораздо значительнее по результату.
Поэтому одним из эффективных средств решения многих воспитательных и дидактических задач можно по праву считать коллективную деятельность. Ведь коллективная форма организации не только дает возможность формировать у школьников умения и навыки работать вместе, строить общение, но и развивает привычку к взаимопомощи, создает почву для формирования общественно ценных мотивов, активно воздействует на формирование сознания личности в целом,
Коллективная творческая (изобразительная) деятельность, в свою очередь, способствует приобщению детей к духовным ценностям, формированию нравственных и эстетических качеств личности каждого ребенка.
Важным обстоятельством, определяющим необходимость разработки и внедрения коллективной формы организации изобразительной деятельности, является то, что детям дошкольного и младшего школьного возраста очень нравится такого рода работа. Во-первых, потому, что каждый чувствует себя сопричастным полученному общему продукту, и это, безусловно, радует детей; во-вторых, как правило, результат — картина, созданная всеми вместе, — получается более впечатляющая, эмоционально гораздо сильнее затрагивающая детей.
Достоинства эти очевидны и, казалось бы, неоспоримы, однако интерес к коллективной изобразительной деятельности как со стороны теоретиков и методистов, так и со стороны практиков весьма неустойчив, в связи с чем коллективные формы художественной деятельности используются в педагогическом процессе эпизодически. Отчасти это определяется недостаточной разработанностью этих вопросов в педагогической науке. Вместе с тем воспитательные возможности коллективной изобразительной деятельности велики, и интересовали они специалистов в области детского рисунка еще на рубеже XIX—XX веков.
Значительное повышение интереса к коллективной изобразительной деятельности детей как к средству воспитания и обучения наблюдалось в первые послереволюционные и 20-е годы, когда в число основных задач новой школы выдвинулась проблема воспитания детского коллектива и коллективизма. Одним из самых эффективных средств ее решения, как справедливо отмечали педагоги, является совместная деятельность детей, вызывающая у них большой интерес, имеющая общественную значимость и позволяющая осуществлять содержательное межличностное общение.
Много внимания проблемам коллективной изобразительной деятельности уделено в работах К.М. Лепилова. Описание ряда коллективных работ по изобразительному искусству содержится в публикациях А.В. Бакушинского [4, с. 13].
Однако впоследствии, в 30-40-е годы, интерес к коллективной изобразительной деятельности детей значительно снизился. Одно из немногих исключений составляют труды В.Н. Терского. Попытка использовать коллективную изобразительную деятельность на уроках рисования в начальной школе была предпринята Г.В. Лабунской и Е.Е. Рожковой в конце 50-х — начале 60-х годов. В серии статей, опубликованных в журнале «Начальная школа», ими был предложен ряд коллективных работ для младших школьников [4, с. 12].
В начале 70-х годов ленинградским исследователем И.Н. Турро рассматривались проблемы методики обучения младших школьников коллективной изобразительной деятельности, выделены факторы, влияющие на отношение учащихся к ней, сделана попытка классифицировать коллективные работы, исследовалось также влияние на отношение учащихся к изобразительной деятельности и формированию у них художественного вкуса. Много внимания коллективной изобразительной деятельности уделяется в дошкольной педагогике (Н.П. Сакулина, Т.Н. Доронова, Т.С. Комарова, Р.Г. Казакова, Е.В. Евдокимова и др.) [4, с. 14].
Значительный рост интереса учителей к этому методу отмечается в конце 80-х — начале 90-х гг. Отчасти это можно объяснить появлением новых концепций художественного образования, новых программ по изобразительному искусству, значительно расширяющих не только представления о художественной культуре нации, страны, мира, но и поле художественной деятельности на уроках изобразительного искусства в школе, хотя метод коллективного изобразительного творчества в практике художественного воспитания появился значительно раньше [7, с. 41].
Б.М. Неменский в книге «Мудрость красоты» дал высокую оценку методу коллективных работ, отметив, что при использовании этого метода ученики приобретают не только опыт коллективного творчества, но еще и опыт понимания места и роли искусства в жизни.
Т.Я. Шпикалова в программе «Основы народного и декоративно-прикладного творчества» высоко оценивает коллективную деятельность как метод поведения уроков-праздников, уроков обобщения знаний учащихся, полученных на занятиях комплексного изучения изобразительного, народного и декоративно-прикладного искусства [11, с. 7].
Коллективная форма обучения имеет такой девиз: «Все обучают каждого, и каждый обучает всех». В коллективной форме обучение идет методом погружения, суть которого заключается в том, что каждый выступает в роли учителя и ученика, ведущего и ведомого, организатора коллективной работы и ее рядового участника. [11, с. 15].
Н.А. Морева [7, с. 40] утверждает, что методика организации коллективной формы обучения строится на соблюдении следующих принципов:
1.наличии сменных пар учащихся;
2.их взаимообучение;
3.взаимоконтроль;
4.взаимоуправление.
Д.Е. Яковлев [12, с. 69] предлагает три классификации коллективных форм изобразительной деятельности:
1.Фронтальная форма (индивидуально-коллективная), при которой коллективная работа представляет собой соединение индивидуальных рисунков учащихся, сделанных с учетом поставленной учителем задачи или со знанием замысла общей композиции;
2.Комплексная форма предполагает выполнение коллективной работы на одной плоскости, когда каждый учащийся делает свою часть задания, имея представление об общем результате;
3.Коллективно-производственная форма, при которой деятельность детей строится по принципу конвейера, когда каждый делает только одну определенную операцию в процессе изготовления изделия
Выбор педагогом той или иной формы организации коллективного занятия зависит от многих факторов: возраста детей, темы изображаемой картины, количества детей в группе, осуществляется ли создание изображения на общегрупповом занятии или в свободное от занятия время, в процессе самостоятельной художественной деятельности детей [5, с. 12].
По мнению Колякиной В.И, учителю изобразительного искусства при выборе темы и методики коллективной изобразительной деятельности необходимо учитывать следующее:
1.место коллективной деятельности в тематическом плане и в структуре урока изобразительного искусства;
2.возрастные особенности учащихся — участников коллективной изобразительной деятельности;
3.посильность задания и доступность изобразительной технологии его выполнения [3, с. 8].
Успех любой деятельности зависит от ее организации, а коллективная работа вообще невозможна без тщательно продуманной методики ведения, без четкого представления о композиции будущего коллективного произведения. Поэтому, руководство коллективной изобразительной деятельностью детей требует от педагога больших усилий, чем индивидуальная изобразительная деятельность, так как при этом необходимо тщательное продумывание, четкое планирование всех этапов работы и согласование, рациональное размещение материалов и оборудования. В коллективной деятельности оценивают не только общий результат, но и вклад каждого участника общей работы. Все это требует от педагога правильного методического руководства этим видом работы, которое включает тщательно продуманную организацию создания такого изображения, подбор содержания, интересного для всех детей, а также выбор наиболее эффективных методов и приемов руководства изобразительной деятельностью.
В организации коллективного занятия по изобразительной деятельности можно выделить следующие этапы:
1. Подготовительный этап, который позволит детям углубить собственные знания по теме будущей работы, сформировать у них яркие образы, порождающие желание воплощать их в собственной изобразительной деятельности. Для этой цели можно использовать экскурсии, беседы, обсуждение прочитанных книг, рассматривание репродукций, иллюстраций и др.
2. Основной этап — этап выполнения работы. Он включает в себя планирование, выполнение и оценку коллективной работы. Его цель — не только предоставить детям возможность воплотить в композиции образы окружающего мира, но и создать в ходе коллективной работы условия для творческого взаимодействия детей, содействующие не только эстетическому и художественному развитию детей, но и формированию у них умений творчески работать в коллективе.
3. Третий заключительный этап, который можно выделить достаточно условно, это период взаимодействия детей с уже завершенной работой. Однако, в воспитательном отношении он не менее значим, чем предыдущие этапы. Выполненную детьми композицию лучше всего на несколько дней оставить в групповой комнате детского сада, классе или в помещении группы продленного дня. Она не раз привлечет внимание детей, станет объектом самых разных разговоров, дискуссий, игр, стимулирует рождение новых творческих замыслов, предложений к дополнению уже созданной композиции.
Рассмотрев опыт педагогов по проведению коллективно-творческих работ [4], мы постарались учесть их предложения и методические рекомендации при разработке комплекса занятий по коллективной работе. Занятия проводились в Центре детского творчества г. Абакане, в кружке «Мягкая игрушка». В группе занимаются дети 8—9 лет, для многих это второй-третий год обучения. Лоскутная техника не входит в основную программу, поэтому занятия разрабатывались в рамках декоративной паузы. Кроме этого сложность организации таких занятий была связана с тем, что дети в это группе никогда не делали общую коллективно-творческую работу. Как правило, каждый в группе ребенок шил игрушку, которую он хотел. Поэтому была необходимость разработать лоскутное аппликационное панно «Путешествие по воздуху» именно для коллективной работы. Детям было очень интересно, для них это первый опыт работы в коллективе. Для работы были разработаны цветной эскиз, выкройка и шаблоны из картона для работы с детьми. Вместе с детьми мы подбирали ткани для мелких деталей, разумеется, дети выбирают самые яркие и блестящие ткани, вместе мы разглядывали ткань, анализируя, что многие ткани рассыпаются на срезах, что будет не удобно при сборке аппликации. Важно было научить детей пользоваться эскизом и подбирать ткани по эскизу. С точки зрения коллективной работы возникла трудность в распределении обязанностей при раскройке деталей. Дети не могли дружно поделить между собой шаблоны, здесь было важным детям напомнить, что работа у нас общая и результат, который получится, будет общим, и изделие будет украшать кабинет в котором они занимаются. Когда дети понимают, что оцениваться будет их общий труд, они начинают себя ощущать коллективом, перестают соперничать между собой и возникает дружеская обстановка, где они помогают друг другу в их общей работе. Детям очень нравился это процесс, но опять возникла проблема конкуренции и соперничества, дети начинают делить, кто что вырезал, отбирать друг у друга детали. Эту проблему пришлось решить с помощью беседы, объяснить, что в этом процессе важно не то, что кто вырезал, а в какой последовательности эти детали будут прикрепляться к панно, т. е. перенести внимание детей с личностных проблем на технологию изготовления панно.
Стоит отметить, что хотя в группе на занятиях присутствовало всего 3—5 человек, этого оказалось достаточно, что бы сделать коллективное панно за 5 уроков. Если в группе детей больше, им просто неудобно будет вместе работать над одним панно, в этом случае группу надо разбить на подгруппы и каждой дать разное панно, либо делать панно больших размеров. Можно сделать и небольшое панно, например, с деталями которые в дальнейшем будут крепиться на основу на липучках.
Работа прошла успешно. Готовое аппликационное панно очень понравилось детям, они с удовольствием прикрепили его на стену, и сказали, что хотели бы еще сделать подобное.
При выполнении такой работы, как и любого коллективного творческого замысла, особая роль принадлежит педагогу. На него возлагаются обязанности организатора, руководителя и одновременно участника коллективного творческого процесса. В случае необходимости он может помочь детям, помощь должна быть дифференцированной, соответствующей возникшим затруднениям, но не должна лишать детей самостоятельности, не быть навязчивой. Лучше организовать взаимопомощь самих ребят.
Интерес детей к коллективной изобразительной деятельности значительно повышается, если результат ее имеет общественную ценность, поэтому нашу работу было решено повесить в общем кабинете, где занимаются еще и другие группы детей.
Список литературы:
- Волков И.П. Учим творчеству. —М.: Педагогика, 1998. — 237 с.
- Как организовать групповую учебную работу младших школьников. [Электронный ресурс]. URL: kpoxa.okt.edusite.ru/.../gruppovarabota-mladshixshkol-nikov.doc (дата обращения: 07.04.2012).
- Колякина В.И.Методика организации уроков коллективного творчества: Планы и сценарии уроков изобразительного искусства — М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2004. — 176 с, с ил.
- Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество дошкольников: Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2005. — 128 с.
- Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения. — М.: Просвещение, 1990. — 192 с.
- Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и её воспитание у школьников. — М.: Педагогика, 1983. — 64 с.
- Морева Н.А. Современная технология учебного занятия. — М.: Просвещение, 2007. — 158 с.
- Полякова Т.А. Теоретико-методологические основы и практика организации коллективного творчества на занятиях изобразительным и декоративно-прикладным искусством. Материалы практико-ориентированного семинара — Екатеринбург: ГБУ СО Дом молодежи, 2011. — 70 с.
- Творчество младшего школьника [Электронный ресурс]. URL: http://libfree.ru/articles/category/13/message/859/ (дата обращения: 21.02.2012).
- Щетинин М.П. Объять необъятное: Записки педагога. — М.: Педагогика, 1986. — 176 с.
- Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства [Изоматериал]: альбом. Ч. 2. 2-й год обучения. — М.: Мозаика–синтез, 1997.
- Яковлев Д.Е. Дополнительное образование детей. Словарь-справочник. — М.: АРКТИ, 2002. — 112 с.
дипломов
Оставить комментарий