Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: V Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 01 ноября 2012 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД ПРИ ОБУЧЕНИИ ЦВЕТОВЕДЕНИЮ В УСЛОВИЯХ МНОГОУРОВНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ И КОЛЛЕДЖА ИСКУССТВ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. V междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5. URL: https://sibac.info/archive/humanities/5.pdf (дата обращения: 24.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику


СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД ПРИ ОБУЧЕНИИ ЦВЕТОВЕДЕНИЮ В УСЛОВИЯХ МНОГОУРОВНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ И КОЛЛЕДЖА ИСКУССТВ


Балина Татьяна Геннадьевна


магистрант института художественного образования


Волгоградского государственного социально-педагогического Университета


Лескова Инна Александровна


научный руководитель, канд. пед. наук, доцент ФГБОУ ВПО «ВГСПУ», г. Вогоград


 


Освоение выразительного языка изобразительного искусства (формы, пространства, ритма, композиции, цвета и др.) является приоритетной задачей профессионального образования учащихся, как детской художественной школы (ДХШ), так и студентов дизайнерского отделения колледжа искусств (КИ).


Тенденция к взаимодействию различных наук, интеграция учебно-воспитательного процесса стимулируют создание новых моделей обучения, нацеленных на развитие творческой инициативы, самостоятельности, конкурентоспособности и мобильности будущих специалистов, готовых к самореализации в различных областях творческой деятельности [1, с. 24].


Изучение цвета на уроках как в ДХШ, так и КИ традиционно рассматривается в качестве важной составляющей всей системы подготовки будущего художника. Развитие навыков художественного восприятия у учащихся, их умений пользоваться цветом как средством художественного выражения являются основой формирования художественно-направленной компетентности будущих дизайнеров.


Анализ состояния практики преподавания цветоведения в ДХШ и КИ г. Камышина показал также, что несогласованность процессов учебно-познавательной и творческой деятельности, применение репродуктивных методов обучения, отсутствие взаимосвязи общехудожественных и специальных дисциплин приводит к разобщенности постижения учащимися основ цветоведения. В результате учащиеся сталкиваются с обилием материала, накопившегося в той или иной области знаний, не связанных в систему, а обучение по каждой дисциплине ведется параллельно, без взаимопроникновения полученных знаний и навыков в другие дисциплины.


Сказанное определяет актуальность исследования: необходимость создания методической системы, структурирования ее содержания, позволяющей педагогу вести поиск наиболее эффективных методов, средств и педагогических технологий, способных активизировать процесс применения цвета как выразительного средства в живописи, композиции, компьютерной графики, шрифтах, проектировании и макетировании учащимися ДШИ и студентами КИ.


Традиционный подход к преподаванию цвета-ведения не способствует формированию целостных представлений учащихся и студентов о цвете как средстве художественной выразительности. При этом остается нераскрытой проблема система образующих связей в обучении специальным дисциплинам [5, с. 7].


Цель исследования заключалась в теоретическом и методическом обосновании принципов много уровневого системного подхода в обучении цветоведению, выявлении пути их реализации в образовательной практике учащихся детской художественной школы и студентов колледжа искусств.


В программе ДХШ обобщены и систематизированы закономерности восприятия цвета, которые помогут сформировать умение пользоваться цветом, как на живописи, так и в композиции. В программе КИ на I курсе I семестра существует дисциплина «Цветоведение», которая более полно позволяет изучить основы теории и дает возможность выполнить определенные учебные задания и упражнения, позволяющие сопоставить теорию и практику. Эти знания и умения помогают в самостоятельной творческой деятельности, развивают мыслительные способности учащихся и студентов: умение наблюдать, сопоставлять и анализировать цвет.


Главная задача художественного образования, в до профессиональный период — сделать для ребенка свободным и желаемым процесс общения с произведениями искусства в разных формах (рисование, конструирование, изодеятельность, и пр.), а также способствовать ранней ориентации на профессию. Таким образом, система непрерывного художественного образования рассматривается как условие духовного обогащения человека, развития самосознания личности, как условие профессионально-творческой деятельности специалиста и факта социального развития страны [3, с. 17].


Овладение основами понимания и видения цвета — важное условие успешного обучения изобразительной грамоте [2, с. 6]. Понимание цвета как выразительного средства данной живописной постановки, либо тематической композиции принципиально отличается от обыденного. Поэтому учащиеся ДХШ и студенты КИ должны научиться разделять представление о цвете, которое дает им опыт повседневной жизни, и понятие, лежащее в основе работы над живописным или декоративным изображением.


Рисунок 1. Этапы овладения основ цветоведения


 


Понимание и видение цвета тесно связаны друг с другом. Восприятие обусловленного цвета отличается от восприятия предметного не только иной направленностью осмысления увиденного, но и приемами использования  индивидуальных возможностей глаза. (Рисунок 1.)


Данные особенности восприятия, и понимания цвета, факторы возникновения обусловленного цвета, позволяют создать, определенный набор методов, и средств, и вместе с тем ,специальных упражнений, и заданий на уроках живописи, композиции, компьютерной графики и т. д., которые наиболее полно и многогранно помогут учащимся ДХШ и КИ овладеть основами цветоведения, а также развить способности пользование цветом в учебных целях.


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ПРИМЕНЕМЫЕ В РАБОТЕ (специфические):


1.Практические упражнения с исследованием объекта или явления (эксперименты, опыты, задания)


через


· Работу с цветовым кругом.


· Работу с цветными открасами (мобильная палитра — небольшие цветные полоски бумаги различных оттенков, которые легко можно перемещать).


· Конструирование неформальных (абстрагированных) композиций. (Примеры приведены ниже в таблице упражнений и заданий)


2. Проговаривание этапов работы над цветом (цветовыми отношениями).


3. Погружение в нестандартную ситуацию, рабочую среду, определенными условиями выполнения задания.

Перечисленные педагогические средства больше направлены на становление именно умения пользоваться цветом в учебных целях, для развития у детей способности пользоваться цветом, решая важные педагогические учебные задачи при работе с натурой и создания тематических композиций на основе наблюдений (например, пейзажные зарисовки).


Особое внимание следует уделять системе упражнений, заданий, позволяющих более полно осваивать цветовые взаимоотношения, как в окружающей среде, так и внутри учебной работы [4, с. 12]. Эти задания могут быть в виде краткосрочных упражнений, так и тематических заданий на весь урок.


Таблица 1.


 ПРИМЕРЫ УПРАЖНЕНИЙ И ЗАДАНИЙ

 

 

Тематические упражнения и задания

силуэт

ассоциации

заданные образы

свободное творчество

Приемы организации цвета в композиции

 

пересечение форм (явление оверлеппинга)

 

Силуэтный натюрморт

 

Декоративный узор – столкновение форм

 

 

Солнечный пейзаж

 

 

Коллаж

(декупаж)

 

разбивка цветом на

элементы

 

Декоративный натюрморт

 

 

Волшебный цветок

 

Образ дерева

 

 

Открытка

 

ореоль-ное  выде-ление

Декоративный натюрморт

 

 

Космос

 

Кошки

Замки и дворцы

условный выбор цвета

Городской пейзаж. Осенние мотивы.

 

Вкусные яблоки

 

Образ весны

 

Гжельская сказка

Тепло-холодные гаммы

Теплые и холодные натюрморты

Добрые и злые персонажи (бабайки)

 Образ жар- птицы,

синей птицы-счастья

Портреты сказочных героев

 


 


Представленная система овладения основами цветоведения раскрывает взаимосвязь личных качеств учащихся, его знаний и умений по владению цветом, и дисциплин, на уроках которых эти личностные компоненты учащихся проявляются и изменяются (развиваются, совершенствуются), под воздействием определенных методов, используемых педагогом. (Рисунок 2.) В данной системе, представленной ниже, указаны специфические методы присущие узко направленным дисциплинам, содержащим в своей основе знания о цвете и владение цветом.


 


Рисунок 2. Единство компонентов

 

Системы овладения основами цветоведения


Учащиеся 1-4 классов ДХШ и студенты 1-4 курсов КИ наращивают полученный объем знаний на основе новых упражнений и заданий по живописи и композиции. Здесь очень важны натурные постановки. Вообще, весь процесс изучения живописи базируется на освоении жанра — натюрморт.


Для рассматриваемой методической системы, был разработан дидактический материал:


              I.Пособия для учителей в виде методических рекомендаций ,по работе с натюрмортом, методическое пособие рассматривающее особенности восприятия цвета человеком и пр.


           II Пособия для учащихся:


1.  Демонстрационные таблицы (доработанная схема «Цветовой круг», таблица «Контрасты» и пр.)


2.  Рабочий раздаточный материал (мобильная палитра).


3.  Мультимедийные презентации к урокам.


4.  Стандартная программа колледжа искусств имеет следующие практические задания: отрисовка таблицы «Характеристики цвета», цветового круга, таблицы «Контрастов», открасы растяжки всех основных цветов, таблицы смешения цветов и создание творческой работы.


Задания по разработанной методической системе:


1.Упражнения на цветовые ассоциации.


2.Изображение натюрморта (постановочного) в разных техниках:


3.Живописный этюд (на малом формате); декоративная подача (разбивка на детали, отработка цветовой гаммы); стилизация 2-х видов (н-р, пластические округлые формы, кубические, рубленные и пр.) по выбору с сохранением цветовой гаммы.


4.Контрасты в коллаже (того же натюрморта).


5.Цвет в формальной (упрощенной) композиции. Три вида палитры: монохромная, на основе взаимо-дополнительных цветах и с цветовым акцентом.


6.Заданная тематическая палитра из 12 цветов (н-р, зеленый луг, яркое солнце, хвойный лес и пр.) 2-х видов: со светлым по тону центром и темным.


7.Отработка декоративных приемов (оверлепинг, ореолы, разбивка на элементы, и пр) на основе любой композиции.


8.Творческая работа — тема по выбор, любой вид техники.


Разница в практических заданиях и упражнениях существенна. Так, по традиционной системе большое внимание уделяется отрисовке готовых схем, а творческое задание только в конце — итоговое. В разработанной системе заданий и упражнений по новой методике, схемы и таблицы были опорными, а студенты изучали варианты декоративных приемов, работали над творческими заданиями. По этой методике работа идет и с натюрмортом, и с композиционными заданиями, что позволяет студентам использовать далее полученные знания на живописи и в композиции.


Разработанная в процессе исследования система заданий, объединенная в многоуровневую систему содержания колористического образования, была направлена на развитие у учащихся ДХШ и студентов КИ теоретических знаний по цветоведению, умений и навыков владения цветом в процессе работы, способности воспринимать и использовать цвет как средство художественного выражения, их готовности к проявлению художественной индивидуальности.


Апробированная педагогическая модель освоения цветоведения учащимися ДХШ и студентами КИ дизайнерского отделения г. Камышина Волгоградской области, основана на системном подходе. Выявлены условия ее внедрения в практику:


·системный многоуровневый подход к обучению учащихся ДХШ и студентов КИ цветоведению содействовал формированию умения пользоваться цветом;


·включение определенных дидактических приемов (в виде системы заданий и упражнений) практического использования цвета как средства художественного выражения;


·недрение в творческую работу учащихся ДХШ и студентов КИ информационных и мультимедийных технологий, обеспечивало возможности расширения средств выполнения художественных замыслов при решении колористических задач.


Педагогический эксперимент привел к динамике художественно-творческого развития учащихся от низкого и среднего уровня до высшего — художественно-образного.


В условиях реформирования системы образования, переориентации оценки результатов образования с точки зрения понятий «образованность» на понятие «профессиональная компетентность» обучающихся, предъявляются высокие требования к уровню подготовки выпускников, в том числе и в области художественного образования [3, с. 16]. Основное внимание при этом уделяется развитию художественно-творческих способностей будущих художников, художников-дизайнеров. Применение системного подхода в обучении цветоведению в ДХШ и КИ г. Камышина обеспечило рост художественно-творческого развития учащихся и студентов, стало эффективным средством формирования «культуры творческой личности».


 


Список литературы:

1.Байденко В.И., Джерри ван Зантворт. Модернизация профессионального образования: современный этап. Европейский фонд образования.— М., 2003.

2.Иттен И. Искусство цвета / пер. с нем. Л. Монаховой. 2-е изд. — М.: Д Аронов, 2007 .— 96 с.

3.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. //Официальные документы в образовании. — 2002. — № 4.

4.Никитина Т.А. Цветоведение и колористика. Основы теории и систематизации цвета. Учебное пособие. — СПб.: Изд-во Политехнического ун-та, 2008. — 88 с.

5.j25eph O'Connor, Ian McDermott. The art of systems thinking. HarperCollins Publishers Ltd, 1997.

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

Оставить комментарий