Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXXVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 13 апреля 2020 г.)

Наука: Филология

Секция: Литературоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Осиевская К.Ю. ОБРАЗ АФРИКАНСКОГО СОЛНЦА В СБОРНИКЕ Н.С. ГУМИЛЁВА «ШАТЁР» // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LXXXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(88). URL: https://sibac.info/archive/guman/4(88).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ОБРАЗ АФРИКАНСКОГО СОЛНЦА В СБОРНИКЕ Н.С. ГУМИЛЁВА «ШАТЁР»

Осиевская Ксения Юрьевна

магистрант, кафедра русского языка и литературы, Благовещенский государственный педагогический университет,

РФ, г. Благовещенск

Смыковская Татьяна Евгеньевна

научный руководитель,

канд. филологических наук,  доцент кафедры русского языка и литературы БГПУ,

РФ, г. Благовещенск

АННОТАЦИЯ

В статье выявляется своеобразие образа африканского солнца в творчестве Н.С. Гумилёва. Детальный анализ данного образа позволяет более полно раскрыть мировоззрение поэта и представить специфику поэтики его поздней лирики.

 

Ключевые слова: лирика; Н.С. Гумилёв; образ африканского солнца; сборник «Шатер».

 

В 1921 году во время пребывания Гумилёва в Севастополе вышел в свет сборник «Шатёр», включающий двенадцать «африканских стихотворений». Гумилёв, как и в ранней лирике, в «экзотических стихотворениях» изображает красоту окружающего мира. Однако теперь экзотика сопряжена с философскими исканиями поэта, заключающимися, в первую очередь, в поиске ответов на извечные вопросы о смысле бытия и присутствии в нём Божественной силы. Лирический герой стремится постичь не только новые земли, но жизненные истины, тайну мироздания. Постепенно он приобщается к Божественному, олицетворением которого становится образ солнца.

В данном сборнике солнце – ключевой «огненный» образ, представляющий собой не только мощную «огненную» стихию, но и небесное светило, возвышающееся и властвующее над живым: «Солнце сказочной птицей глядит с высоты» [7, с. 168]. Образ наполнен глубоким философским смыслом. В «Шатре» солнцу присуща двойственная природа. С одной стороны, оно является олицетворением Бога: «В час божественный трижды, когда солнцем день человеческий выпит» [7, с. 169]. С другой, соотносится с Дьяволом. Солнце, согревая живое своими лучами, приобщает Земное к Небесному. Лирический герой воспринимает солнце как Божественное светило. Он стремится к нему, чтобы с его помощью постичь мир, открыть для себя ранее не изведанные тайны. Так, в стихотворении «Судан» (1918) Гумилёв изображает государство, полностью подчинённое Божественной силе солнца. Всё в нём создано Богом: «Бродят звери, как Бог им назначил». [7, с.175]. Судан – богатое государство, пропитанное солнцем, изобилующее теплом и светом. Солнце покровительствуем своим обитателям: «льва одел золотою одеждой», «сделал рог, как янтарь, носорогу» [7, с. 176]. Однако, несмотря на ослепительные «тенистые рощи», «прихотливые мимозы и акации», «лесные галереи», существует иная сторона государства. Оно показано двояко. Судан напоминает земной рай с причудливыми животными и экзотическими растениями, но за внешней прелестью и красочностью скрываются картины трудной жизни людей: «Стонут люди в тяжёлых колодках» [7, с.176]. Судан отождествляется с земным «адом», в котором есть место несправедливости и социальному неравенству. Солнце, подобно Богу, освещает живое, дарует живительную силу, наполняя мир светом и теплом. Оно подчёркивает удивительные краски земного мира, служит «обогревом» и лучом надежды для простых людей, освещая путь в тяжёлые трудовые времена. При этом солнцу присуща дьявольская природа, проявляющаяся в багровом звере, пламени, затаившемся на равнинах. В африканском государстве, похожем на рай, иногда случаются «луговые пожары». Это воплощение проделок «приветливого» Дьявола, изредка устраивающего подобные «праздники»: «Этот день – оглушительный праздник, / Что приветливый Дьявол устроил / Даме Смерти и Ужасу брату!» [7, с. 177]. В этот день Божественное солнце затмевается летящим по ветру пеплом от пожарищ: «День, когда затмевается солнце / От летящего по ветру пепла» [7, с. 178].

Люди относятся с почитанием к Солнцу. Молясь солнечной стихии, они на самом деле молятся Богу: «Люди молятся. Тихо в Судане, / И над ним, над огромным ребёнком, / Верю, верю, склоняется Бог» [7, с. 177]. Государство показано в образе большого, беспомощного ребёнка, противостоящего силе Дьявола.

Таким образом, Гумилёв с помощью образа солнца изображает Судан как цветущее государство, земной рай, в котором, несмотря на внешнюю ослепительность, были, есть и будут «закрепощённые» люди, задавленные тяжёлым трудом и государственным строем, молящиеся Солнцу как высшему Божеству в надежде на счастье и справедливость. Солнце показано как мощная Дьявольская стихия, способная уничтожить красоту мира и его обитателей.

В стихотворении «Сахара» (1918) африканское солнце имеет двойственную природу, отождествляющую одновременно рай и ад. С одной стороны, гибельная скупая Сахара – это «земные небеса», отражение «горнего пожара» на земле: «<...> эта вечная слава песка – / Только горнего отсвет пожара, / С небесами, где легкие спят облака, / Бродят радуги, схожа Сахара» [7, с. 174]. С другой, она показана как Дьявольское пылающее солнце, способное «рушить стены», «засыпать сады и пруды», «отравлять белеющей солью».

Солнце является символом мощи и величия Африки, её бескрайности. Сахара под воздействием солнца превращается в «золотой океан»: «На покрытое волнами море в грозу, / Ты промолвишь, Сахара похожа» [7, с. 175]. Она пропитана солнцем. Сахара не просто бескрайнее море, а «сплошной, золотой океан». Поэт олицетворяет солнце: «Солнце клонит лицо с голубой вышины, / И лицо это девственно юно» [7, с. 175]. «Лицо» солнца неслучайно изображается юным. Гумилёв подчёркивает его чистоту, духовность, обращая солнце в Божественную стихию. Оно освещает собой песчаные дюны, превращая их в «золотые», раскалённый песок – в «гладкую золотую доску». Солнце повсюду: «на глади воздушных зеркал», в «голубой вышине». Вместе с тем, солнце может быть Дьявольским, трансформирующим Сахару в «океан огня». Однако, несмотря на то, что оно способно испепелить живое, а «хищные стаи песков» Сахары засыпать города, люди будут продолжать верить в «небесные огни», в торжество Бога над Дьяволом. И тогда Божественный «золотой океан» одержит победу над Дьявольским «океаном огня».

В стихотворении «Дагомея» (1918) Гумилёв также затрагивает тему Дьявольского и Божественного. Поэт изображает живущего в Африке царя, который предлагает полководцу за его доблесть и заслуги «быть слугой» его «золотого отца»: «Видишь солнце над морем? / Ступай! Ты достоин / Быть слугой моего золотого отца» [7, с. 184]. Однако тот отказывается от предложенной ему царской «милости»: «Полководец царю поклонился в молчаньи / И с утеса в бурливую воду прыгнул, / И тонул он в воде…» [7, с. 184]. Полководец, отказавшись от службы «золотому отцу», прыгает в воду, тем самым совершая смертельный «подвиг» во имя религии, Бога. Царь послал его «прислуживать золотому отцу царя» – солнцу, то есть самому Дьяволу. Бог вознаграждает полководца райской жизнью, поэтому он тонет не в воде, а в «сиянии золотого закатного солнца», являющегося олицетворением рая. Полководец исчезает, а у владыки светится лицо: «Он исчез. И блестело лицо у владыки / Точно чёрное солнце подземной страны» [7, с. 184]. Подобное свечение неслучайно. Владыка, отец царя, – олицетворение «чёрного солнца». Он «чёрный» бог, Сатана, у которого на лице отблески подземного пламени, адского огня. Именному «чёрному солнцу», своему отцу, Дьяволу, царь отправляет служить полководца.

В данном стихотворении Гумилёв изображает две ипостаси солнца – Божественное и Дьявольское. Божественное солнце становится для героев вознаграждением за подвиг во имя Бога. Полководец, отказавшись от предложения царя служить Сатане, попадает в рай, где «сияет золотое закатное солнце». Дьявольское солнце, напротив, искушает героев: оно дарует им силу, но вместе с тем, ослепляет и отдаляет от веры, Бога. И только отказавшись от власти и могущества, дарованных Дьяволом, человек будет вознаграждён райским «золотым закатным солнцем». Государство Дагомея Гумилёв изображает как «чёрное солнце страны», которое служит полем войны между адом и раем, Богом и Дьяволом.

Таким образом, в «Шатре» Гумилёв обращается к «африканской теме», пытаясь убежать от «темноты» и «грязи» тогдашней России. Лирического героя данного сборника по-прежнему влекут экзотические страны, в которых, как ему кажется, всё первозданно, все счастливы. Однако в надежде «найти счастье» в чужих землях, он приходит к выводу, что и в них, несмотря на внешний блеск, как и в России, есть место несправедливости, социальному неравенству.

Ключевым «огненным» образом в данном сборнике становится образ солнца. Он представлено в двух противоположных ипостасях: золотое божественное солнце, дарующее свет, тепло и изобилие, служащее высшим вознаграждением для лирических героев, и солнце Дьявольское, испытывающее их на веру. С помощью образа солнца можно проследить духовную эволюцию лирического героя. Подобно тому, как в раннем творчестве солнце из абстрактного объекта, «пылающего золотом», превращается в могущественное светило, наполненное глубоким философским смыслом, так и герой из робкого наивного созерцателя постепенно становится не только человеком с активной позицией, но и философом, открывающим для себя тайны бытия, отрекающимся от Дьявольских искушений и познающим Божественные истины.

Лирический герой, как и прежде, не просто восторгается красотой солнца и преклоняется перед его величием, но и осознаёт, что оно могущественная стихия, идущая одновременно от Бога и от Дьявола. Стремление лирического героя к солнцу как к высшему благу, источнику света является отражением духовно-философских исканий поэта. Теперь солнце является символом не только любовного чувства и далёкой «солнечной» возлюбленной, но и олицетворением Божественного начала, к которому стремится герой. Солнце – связующе звено между лирическим героем и Богом. Ему предстоит нелёгкий выбор между «золотым» и «чёрным» солнцем, тем самым ему приходится выбирать между служением Богу, Свету и Дьяволу, Тьме. Он, отказываясь от Дьявольского Солнца, выбирает Солнце Божественное и с его помощью приобщается к Богу. В душе лирического героя Свет одерживает победу над Тьмой, Божественное – над Дьявольским.

 

Список литературы:

  1. Гумилёв Н.С. Сочинения в трех томах. Том 3. М.: Художественная литература, 1991. – 1560 с.
  2. Гумилёв Н.С. Стихи. Письма о русской поэзии. М.: 1990. – 385 с.
  3. Енишерлов В.Н. Гумилёв. Стихи. Поэмы. М.: 1989. – 493 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.