Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXXV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 20 января 2020 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Букина А.В. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LXXXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(85). URL: https://sibac.info/archive/guman/1(85).pdf (дата обращения: 07.05.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом Выбор редакционной коллегии

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Букина Анастасия Витальевна

студент, кафедра Дошкольная педагогика Московский городской педагогический университет

РФ, г. Москва

PROBLEMS OF SOCIALIZATION OF PRESCHOOL CHILDREN IN MODERN EDUCATION

 

Anastasiya Bukina

student, Department of Preschool pedagogy Mosсow State University,

Russia, Moscow

 

АННОТАЦИЯ

Цель. Метод. Результат. Выводы.

ABSTRACT

Background. Methods. Result. Conclusion.

 

Ключевые слова: педагогика, социализация дошкольника, кризис семьи, глобализация детский сад трудовое воспитание.

Keywords: pedagogy, socialization of preschool children, family crisis, globalization kindergarten labor education.

 

Различные трактовки понятия «социализация» в педагогике обобщает доктор педагогических наук, профессор МГПУ С.А.Козлова [ 3]: это — процесс адаптации ребенка к окружающему миру, в результате которого, формируется человек в течении всей жизни; это — совокупность социальных процессов, благодаря которым ребенок усваивает и воспроизводит систему норм и ценностей позволяющих быть полноценным членом общества и третья точка зрения, это — двусторонний процесс, где ребенок формирует индивидуальность во взаимодействии с обстоятельствами окружающего мира, и одновременно участвует в преобразовании отношений этого мира. Согласно Федеральным государственным стандартам образовании в Российской Федерации, позитивная социализация п.2.3. это вхождение в социум и развитие индивидуальных особенностей и п.2.4 позитивное творческое развитие на основе взаимодействия со взрослыми [1].

У ребенка с рождения до поступления в школу, основными проводниками взаимодействия с социумом являются семья, детский сад, и произведения кинематографии, литературы, театра, культуры.

Семья первый образовательный проводник ребенка для общения и знакомства с окружающим миром, где социальный опыт должен сохраняться и передаваться от поколения к поколению. Профессор МГППУ О. П. Гаврилушкина отмечает, что звуковое сопровождение и нежный голос, а не смысл определяют развитие ребенка до 6-ти месяцев и лучший педагог не заменит материнские интонации. В последние десятилетия, семья находится в кризисе, это уже не твердая ячейка социума, а вулкан, готовый взорваться.

Социальные возможности экономической и культурной глобализации, обеспечивают большую мобильность особенно молодых семей, трудоустройство родителей рядом с домом бывает проблематично, люди разрывают родственные связи, традиционный уклад жизни, в поисках «лучшей доли», при этом нарушается связь поколений. Ребенок не получает эмоциональные уроки любви, заботы и нравственности, которые могут обеспечить не работающие старшие родственники, разрушение границ позволило вводить дистанционный контроль за ребенком, что лишает его чувственного общения. Отсутствие раннего приобщения многих детей к культуре, и быту и языку своего народа, снижает чувство родовой чести, не дает ребенку ощущения слияния со своим народом, гордости за свое происхождения. Родители, не имея поддержки родственной сети, и друзей, часто не в состоянии справиться со стрессами и проблемами и заниматься образованием и развитием малыша с первых дней жизни, в результате ребенок в самом раннем детстве получает напряженный эмоциональный опыт общения с внешним миром. Дети, как и их родители, испытывают состояние неопределенности и нестабильности, что в будущем  негативно сказывается на их социализации.

Общепринятая политика мультикультурализма и толерантности признает различные формы браков, разрушает традиционные семейные взаимотношения мужчины и женщины, в результате дети теряются даже в осознании собственной гендерной принадлежности, размытые нравственные ценности и нормы морали поведения, прививают ребенку вседозволенность и, в дальнейшем, он с трудом находит баланс между требованиями социума и своими потребностям. Например, эта проблема известна в Японии, где появилось более 1 миллиона людей-затворников Хикикомори, которые отказывающихся от социальной жизни и стремятся к крайней степени социальной изоляции.

Последние годы в России, благодаря политике правительства, наблюдается возрождение «моды» на многодетность, хотя экономические соображения, по исследованием ВШЭ, более половине супружеских пар не позволяют завести второго ребенка. Отсутствие детского семейного коллектива, в раннем возрасте, затрудняет выработку малышом правильной самооценки, воспитание индивидуальных границ личности, в плане физиологии и социологии.

Второй ячейкой получения социального образования для дошкольников являются детские сады, развитие которых стало насущной социальной потребностью для работающих мам. До революции 1917г. в России существовало четыре детсада, сейчас их более двух миллионов.

В основе позиции русских педагогов по вопросу приобщения детей к социальному миру лежат краеведческий принцип, учет национальной принадлежности, народность. Однако сегодняшняя тенденция в дошкольном образовании по оптимизации и уплотняемости позволяют собирать до 35 и более многонациональных детей в группе, с одним воспитателем,( по советским законам до 2010 г не более 20 детей, нормы в европейских странах разрешают на одного воспитателя не более 8-10 детей). Попадая большой и  малоуправляемый детский коллектив, многие малыши испытывают социальную депривацию, угнетенное состояние психики, при вынужденном подавление потребностей личности, что может вызвать снижение познавательной активности. Выдающийся ученый Л.С.Выгодский, писал, насущная педагогическая задача научить ребенка владеть эмоциями, а ранний негативный опыт коллективного общения не способствует успешной социализации ребенка.

Воспитатель для соблюдения режима, и программы обучения детсада вынужден приучать детей к послушанию, и это не способствует формирование уверенности и самостоятельности ребенка. Академик Шалва Амонашвили утверждает, что педагог, работающий в строгих рамках утвержденного плана и методик, не в состоянии учитывать уникальные педагогические ситуации, не способен научить самостоятельности ребенка. Научный сотрудник Института социализации РАН Н.П.Гришаева замечает, что у некоторых родителей возникает ревность, если ребенок восторженно отзывается о воспитателе,  во многих детских заведениях приветствуются жалобы родителей на работу воспитателей, что лишает ребенка воспитательных ориентиров и превращает дошкольное образование в услугу. Для преодоления этой негативной тенденции воспитатель должен напоминать ребенку о ценности родителей, о их позитивном влиянии, консолидировать родителей на совместные воспитательные акции, обеспечивать психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах образования и развития детей.

Программы дошкольного образования [2] по направлению «Социально-личностное развитие» включают образовательную бласть «Труд». Трудовые обязанности помогают ребенку разграничить понятия «хочу» и «надо», «для себя» или « для других»; в общей бескорыстной и дружной работе рождается понятие взаимопомощи, формируется ответственность, самостоятельность, позитивные гигиенические и жизненные навыки, умение малыша организовывать свою деятельность. Однако, некоторые родители воспринимают труд, как тяжелую повинность для ребенка не принимая во внимание воспитательный эффект, отсюда протесты, негатив среди родителей, и конфликты в учебных заведениях, что вырабатывает у ребенка отношения к труду не как, части общего важного дела, а как скучной обязанности, и негативно сказывается на социализации.

Сегодня актуальна позиция педагога, социального реформатора Р. Штайнера высказанная более ста лет назад в работе «Воспитание к свободе» отмечал, что педагог должен видеть задатки и способности ребенка, чтобы помочь их здравому развитию и самостоятельности ребенка в постановке цели своей деятельности.[8]. Приоритет «интереса методики» в образовании дошкольника следует заменить «интересом личности», что невозможно в условиях больших групп детского сад. Главная задача педагога поддерживать природную любознательность и интерес, организовывать наблюдения, направляя детей на самостоятельный поиск ответов. Но, так чаще всего, не проводят занятия (это один из многих вариантов).

Инклюзивное образование, повсеместно внедряемое в ДОО, неоднозначно оценивается специалистами, не всегда позволяет поднимать статус ребенка в группе, утверждать уникальность каждого ребенка и необходимость его позитивного восприятия окружающими.

Конвенция о правах ребенка, к которой Россия присоединилась, это «великая хартия вольностей для детей», [4] ребенок имеет право выбора, но он не всегда соответствует здравому смыслу. Какие права на практике есть сейчас у ребенка, мировая общественность еще не выработала. Образование СССР и России многократно реформировано, и постепенно убраны предметы и методики, развивающие образное мышление и понимание, отмечает доктор наук, общественный деятель В. Ф. Базарный. В глобальный масштабах, любая система обобщает, усредняет и стандартизирует и принят курс на грамотного потребителя гражданина и члена социального общества, а человек потребитель не хочет пользоваться своим духом, ему хочется потреблять, вероятный исход, деградация и бездуховность, снижается потенциал думающего творца, осознанного самостоятельного человека. Воспитывают удобных людей для системы, но по всей видимости, недопустимость такого курса развития цивилизации начинают понимать многие. Надо взращивать людей мира, где понимание одухотворенности человека будет ключевым, когда духовные грани, как честь, совесть, справедливость, любовь, мужество, станут приоритетными для общества.

Множество произведений массовой, особенно западной культуры, доступные детям, взамен уроков формирования нравственности и духовности преподносят теорию вседозволенности, «это твой выбор», пропагандируют различные формы насилия, раннее сексуальное просвещение ( мультфильмы «Karate kids») Гаджеты и развлекательные компьютерные игрушки занимают значительное место в жизни особенно городских детей, нет места и времени играм со сверстниками, ограниченны прогулки. Гаджеты не формируют слух, зрение, обоняние, осязание, ведут к обездвиженности, замкнутости, а зачастую преподносят негативные примеры для подражания, ( мультфильм «Маша и Медведь»), не учат разрешать конфликты, оценить реальные жизненные позиции, развивать физические навыки и умения, для успешной социализации ребенка. Доктор педагогических наук, Пермского государственного пед.университета Л.В.Коломийченко отмечает, что зачастую в широкоизвестных детских конкурсах транслируются неоднозначные ценности, не удается организовать проигрыш без чувства зависти, что дает пример негативной социализации (программа «Голос дети»), Также есть позитивные примеры для воспитания у ребенка) чувство героя дня, преодоления «страха публичного выступления» ( считается второй после «страха смерти») доверия к миру(программа « Лучше всех»)

Кроме вышеперечисленных проблем социализации, у многих дошкольников наблюдается хронический «двигательный дефицит» приводящий к задержке развития. Максимальное использование подвижных игр на занятиях ДОО, дома, на прогулке, наиболее доступный и эффективный метод, позволяет стимулировать инициативу, фантазию, эмоциональное, речевое и физическое развитие ребенка. Приобщение детей к социальной действительности необходимо проводить постоянно в повседневной жизни, это должно быть положено в основу всей воспитательной работы дошкольного учреждения. Поиск нового содержания процесса социализации продолжается и идет в нескольких направлениях: нахождение новых аспектов в содержании; объединение линий когнитивного, эмоционального и поведенческого развития; активизация роли самого ребенка в процессе его социализации; взаимосвязь национального и планетарного начал личности.

 

Список литературы:

  1. Федеральным государственным стандартам образовании в Российской Федерации , Приказ №1155 Минобрнауки РФ от 17.10.2013
  2. Веракса Н.Е, Комарова Т.С., Васильева М. А Программа От рождения до школы. - М.: Мозаика- синтез, 2011.-336 с.
  3. Козлова С.А., Кожокарь С.В., Шукшина С.Е., Шахроманова А. Ш. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальным миром: учебное-методическое пособие для бакалавров. – М.: МГПУ, 2015. – 188 с.
  4.  Козлова С.А. Мы имеем право! Учеб.метод. пособие для пед. коллективов дет. дошк. учреждений / М.:2010-208 с
  5. Курочкина И.Н. Некоторые аспекты социализации личности ребенка дошкольного возраста в современных культурно-исторических условиях./Под ред. Козловой С.А.-М.: Школьная Книга, 2018.-64 с.
  6. Поддьяков Н.Н. Психическое развития и саморазвития ребенка-дошкольника. [Текст] Ближние и Дальние горизонты./ М.:Обруч,2013-192 с.
  7. Федеральный закон « Об Образовании в Российской федерации» : текст с последним изменениями и дополнениями на 23 июля 2019г. М: Эксмо, 2019.-224 с.
  8. Штейнер Р. Воспитание к свободе Альманах вальдорфской педагогики 1993/94с
  9. Штейнер Р. Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки / Пер.с нем.М.: « Парсифаль» ( Издательство Московского Центра вальдорфской педагогики, 1993.-40с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом Выбор редакционной коллегии

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.