Статья опубликована в рамках: LXXXV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 20 января 2020 г.)
Наука: Филология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ЖИТИЙНАЯ ТРАДИЦИЯ В РАССКАЗЕ А.И. СОЛЖЕНИЦЫНА «МАТРЁНИН ДВОР»
Житийная литература в своем духовном и эстетическом измерении является одним из выражений моральных основ жизни, естественных порывов личности к высшему. Древнерусская агиография органически входила в творческое сознание русских писателей XIX и XX вв. Обращение к традициям древнерусской культуры является одной из отличительных особенностей творчества А.И. Солженицына, что позволяет ему выражать семантику житий иным творческим методом, иной жанровой системой, иными художественными задачами, отражением современной действительности.
Озаглавив рассказ «Матрёнин двор», Солженицын сосредоточил внимание на нравственном мире героини, женщины честной, трудолюбивой и доброй. Именно она является носителем духовности там, где все погружены в личностные заботы и бытовые трудности, где онтологические ценности заменяются материальными.
Героиня А.И. Солженицына схожа со многими русскими святыми. Качества характера святого не только христианские, но и национальные находят отражение в образе Матрёны. Преподобный Сергий Радонежский демонстрировал небывалое человеколюбие и терпение. Он умел отдавать своё время на общее дело, благонравно проповедуя истинную религиозность. Матрёна всегда жила больше для других, чем для себя, не чуждалась тяжёлой работы, являлась редким человеком с безмерно доброй душой, умела откликнуться на чужую беду.
Жила Матрёна в бедности. Отсутствие всякой корысти приводит к тому, что Матрёна отдаёт Кире и её мужу горницу, отрезанную от старого дома. Это качество объединяет героиню с русскими святыми. Так, например, Сергий Радонежский после смерти родителей оставил наследство младшему брату, а сам поселился в глухом лесу. Феодосий Печерский, покидая родительский дом, поселяется в пещере.
Юлиания Осорьина, святая, о чей жизни повествует в XVII веке сын, муромский городовой дворянин Калистрат Осорьин, после смерти мужа, раздаёт своё имущество на благо ближних. Это не единственное, что сближает Юлианию и Матрёну. Через житие Юлиании в качестве основного положения проводится мысль о возможности достичь спасения и даже святости, не затворяясь в монастыре. Труд женщины-мирянки уравнивается с молитвенным подвигом и аскезой.
Матрёна была невнимательна к своей одежде: «Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев» [2, с. 148]. Вспомним ещё раз преподобного Сергия: «…настолько бедную одежду он носил, что она была беднее и хуже, чем у любого из его иноков» [1, с. 353]. В нежелании православных святых облачаться в хорошие одежды древнерусские авторы видели важный смысл. Своим убогим внешним видом Сергий и другие иноки выражали презрение к материальной красоте, к бренному имуществу, в погоне за которым утрачивается изначально заложенное в человеке «подобие Божие».
Матрёна Солженицына – простая деревенская женщина. Писатель не воссоздаёт внешность Матрёны, не даёт её телесного или, как говорили на Руси, плотского облика. При создании образа героини Солженицын использует белый («Чистой простынёй было покрыто её отсутствующее изуродованное тело, и голова охвачена белым платком» [2, с. 142]) и голубой («простодушно глядя блекло-голубыми глазами» [2, с. 122]) цвета, которые в христианской традиции имеют особую символику [3, с. 194].
Белый является незыблемым цветом святости и духовности. Голубой – цвет небес, истины, смирения и благочестия. Он выражал идею самопожертвования и кротости.
Образ Матрёны во многом напоминает иконический лик. В центре, как на иконе или в житиях, расположен идеальный герой. В рассказе сообщается об основных событиях жизни героини, показаны её «духовные подвиги» и благочестивая жизнь, мученическая смерть и особые свидетельства Божественной благодати, которыми была отмечена Матрёна. Однако Солженицын отходит от канонической сюжетной структуры жития. В произведении не упоминается о благочестивых родителях, героиня не изучает священных книг и не отказывается от брака.
В «Матрёнином дворе» Солженицын обращается к одному из идейно-сюжетных канонов жития, – предсказанию героем собственной кончины. Преподобный Сергий Радонежский за шесть месяцев до смерти удостоился видения о её точном времени. Юлиания Осорьина, заболев на Рождество, предчувствовала скорую кончину. Гибель Матрёны – роковая случайность, которую подсознательно предвидели обитатели дома: пропадает колченогая кошка, в трагическую ночь «безумие» охватывает снующих за обоями мышей, становятся «испуганными» фикусы. Предчувствует несчастье и сама хозяйка двора.
Заканчивает «Матрёнин двор» нравственная сентенция, схожая с завершением житийных памятников. Солженицын доносит до читателей мысль: главная заслуга праведников заключается в том, что они сберегают духовность нации.
Список литературы:
- Памятники литературы Древней Руси. XIV – середина XV века. / Вступ. статья Д. С. Лихачёва; Сост. и общая ред. Л. А. Дмитриева и Д. С. Лихачёва. – М.: Худож. лит., 1981. ‒ 606 с.
- Солженицын А.И. Собрание сочинений: в 30 т. Т. 1. Рассказы и Крохотки. М.: Время, 2006. – 672 с.
- Урманов А.В. Рассказ А.И. Солженицына «Матрёнин двор»: Комментарий: учеб. пособие / А. В. Урманов. – М.: ФЛИНТА, 2018. – 232 с.
дипломов
Оставить комментарий