Статья опубликована в рамках: LXXXIV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 18 декабря 2019 г.)
Наука: Искусствоведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ В ИСКУССТВЕ НАТЮРМОРТА
Понятие «художественный образ» в изобразительном искусстве весьма обширно и многогранно. Сущность и черты художественного образа изучают многие философы, эстетики, теоретики, художники и каждый из них выдвигает свое понятие художественного образа.
Например, советский философ и литературовед Л. И. Тимофеев давал такое понятие художественному образу: «Художественный образ — это конкретная и в то же время обобщенная картина человеческой жизни, созданная при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение».
Итак, художественный образ – это не простое изображение действительности, это создание на языке изобразительного искусства изобразительного «рассказа» о своих впечатлениях. Для того чтобы создать художественный образ, нужно пропустить действительность через призму своих чувств. Основной чертой художественного образа является его двойственность по своей природе: с одной стороны, он представляет собою продукт предельно индивидуализированного художественного описания, с другой — обладает функциональностью символа и несет в себе обобщающее начало.
Если же говорить о художественном образе в натюрморте, то натюрморт становится произведением искусства лишь тогда, когда художнику удается создать художественный образ, передать настроение, чувства. Понятие «художественный образ в натюрморте » заключается в передаче чувств, эмоций, жизненных ценностей человека как социального существа через неодушевленные предметы, связанные одной тематикой, с целью выявления и дальнейшего закрепления данной тематики. Создание художественного образа в натюрморте тема сложная и необычайно интересная. Натюрморт, открывающийся проницательному взгляду художника, раскрывает скрытую сущность предметов, а художник в свою очередь пытается создать художественный образ, работая над натюрмортом, пытаясь внести в созданный на бумаге мир частичку своей души.
Для того чтобы создать художественный образ в натюрморте, нужно как можно теснее связать человека с атрибутами его жизни. Создавая художественный образ, нужно объединить человека и предметы общей тематикой, которая будет понятна как самому художнику, так и простому зрителю. Через предметы натюрморта выражается особое эстетическое и художественное миропонимание автора, которое является важным средством характеристики художественного образа произведения.
Создание художественного образа натюрморта не заложено в самом понятии «натюрморт» («мертвая натура»). Оно является противопоставлением к понятию и исходит из личного понимания и отношения к окружающим человека вещам. Категория художественный образ означает эмоционально окрашенное отображение средствами, способами и формами искусства, массовой культуры и народного художественного творчества объективного и субъективного мира в конкретном виде творчества.
Создание художественного образа формируется с учетом взаимодействия двух компонентов – объективного и субъективного начал. Объективное отражает реальный мир и те вещи, которые не зависят от восприятия человека. Субъективное является отражением чувств художника к окружающей его действительности. В художественных образах натюрмортной живописи своё концентрированное выражение находят глубоко личное содержание мироотношения и миропонимания художника, свойственная только ему манера письма и постижения жизненных реалий. Выражая объективное в субъективном, художник раскрывает в художественном образе самого себя, делая это с различной полнотой и глубиной. И объективное, и субъективное в художественном образе составляет органичное единство. Диалектика объективного и субъективного пронизывая и содержание, и форму, всю структуру художественного образа, находит свое выражение в таких факторах, как индивидуальный стиль художника и творческая манера, которая будет отражать всю полноту чувств живописца к окружающей его действительности.
Особенности восприятия натюрморта зрителем влияют на соотношение художественного образа и образа, сложившегося в массовом сознании. Создание любого образа, в том числе и натюрмортного должно быть понятно не только самому автору, но и простому зрителю, так как дальнейшая судьба произведения находится в руках общества.
Создание натюрмортного образа, отражающее мировоззрение художника и ту эпоху, в которой он живет, является актуальной темой на сегодняшний день. Для того чтобы создать художественный образ в натюрморте, нужно сначала понять мир, в котором живет художник, изучить его.
Список литературы:
- Виппер Б.Р. Проблема и развитие натюрморта. -М.: Азбука-классика, 2005 - 384 с.
- Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс : учеб. для общеобразоват. Учреждений / Л.А. Неменская ; под ред. Б.М. Неменского. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – 175 с.
- Серикова Т. Ю. Проблема художественного образа в искусствознании // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. — 2010. — №4(24) [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-hudozhestvennogo-obraza-v-iskusstvoznanii (дата обращения 21.10.2018)
- Храпченко М. Б. Горизонты художественного образа: 2-е изд., доп. / М. Б. Храпченко. – Москва: Художественная литература, 1986. - 439 с.
- Художественный образ как эстетическая категория [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://mirznanii.com/a/135970/khudozhestvennyy-obraz-kak-esteticheskaya-kategoriya (дата обращения 23.10.2018)
- Ягодовская А.Т. О натюрморте [Текст]. - Москва : Сов. художник, 1965. - 70 с.
дипломов
Оставить комментарий