Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXXIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 18 ноября 2019 г.)

Наука: Филология

Секция: Лингвистика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Григорьева К.В. ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИОННО-РЕЧЕВОЙ ФОРМЫ «ОПИСАНИЕ» // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LXXXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(83). URL: https://sibac.info/archive/guman/11(83).pdf (дата обращения: 14.05.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИОННО-РЕЧЕВОЙ ФОРМЫ «ОПИСАНИЕ»

Григорьева Кристина Валентиновна

магистрант, кафедра переводоведения и межкультурной коммуникации Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого,

РФ, г. Тула

Булаева Наталья Евгеньевна

научный руководитель,

канд. филол. наук, доц., Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого,

РФ, г. Тула

Художественное произведение – сложное и уникальное явление в литературе. Оно имеет множество характеристик и аспектов. У каждого художественного произведения есть композиция.

Композиция – это не что иное, как скелет, основа произведения [2, с. 83]. В системе композиции художественного произведения присутствуют речевые формы, которыми пользуется автор для создания своего труда – композиционно-речевые формы.

Традиционно принято выделять три основные композиционно-речевые формы: повествование, рассуждение и описание [2, с. 87].

Все композиционно-речевые формы по-своему важны в произведении и играют важную роль. Композиционно-речевая форма «описание» служит для описания и характеристики героев, окружающей обстановки, ситуации. Без этой композиционно-речевой формы читатель не смог бы иметь представление о внешности героя, его характере, манерах; о месте действия и т.д.

В художественном произведении описание – один из самых распространенных компонентов монологической речи автора.

Согласно В.В. Одинцову, описание перечисляет признаки предмета, оно может содержать различные признаки, как существенные, так и несущественные.

По структуре можно выделить следующие виды описания [3, с. 75]:

  • описание с единым планом прошедшего времени;
  • «описание с единым планом настоящего времени»;
  • «номинативные описания». 

В первом типе реальность описания явления менее выражена, чем во втором типе. При «описании с единым планом прошедшего времени» внимание сконцентрировано на прошлом, при «описании с единым планом настоящего времени» – на настоящем, соответственно. Особенностью номинативного описания является краткость и лаконичность, автор как бы движется мимо объектов и описывает, или фиксирует их в том порядке, в котором они находятся.

Также выделяют статическое описание и динамическое описание.

Статическое описание стремится передать характеристику явления, предмета или обстановки изолировано от внешней среды и обстоятельств, которые на них влияют. В этом виде описания фиксируются главным образом два вида отношений: «предмет — пространство» и «предмет — признак» [4, с. 117].

Динамическое же описание передает характеристику объектов под влиянием внешних факторов, динамику действий. 

Если в основе статического описания лежит предмет и его описание, то в основе динамического описания лежит действие и его характеристика. Следовательно, при использовании этих двух видов описания автор будет пользоваться разными средствами. Так, при статическом описании будут преобладать существительные, прилагательные, при динамическом описании – глаголы, глагольные формы, причастия и деепричастия.

Согласно трудам Нечаевой [5, с.17, 44], существуют следующие подтипы описания:

  • описание пейзажа;
  • описание портрета героя или другого одушевленного или неодушевленного предмета;
  • описание интерьера;
  • характеристика как перечисление существенных особенностей, признаков кого-нибудь, чего-нибудь, т.е. название черт характера, наклонностей, рода занятий человека или свойств предмета.

Портрет – это один из инструментов индивидуализации персонажа. Помимо его внешних физических характеристик, в портрет включаются сведения о характере, манерах. Портрет также определяет и социальную принадлежность персонажа.

Независимо от прямо или противоположно направленного развития пейзажа и эмоционального состояния персонажа, пейзаж всегда делает акцент на последнем.

Описание природы часто рисует атмосферу действия, помогает осмыслить состояние персонажа. Пейзаж различен по своему смысловому содержанию. Одной из функций статичного и динамичного пейзажа является создание фона сюжетных событий.

Динамический пейзаж символизирует смену сюжетного хода. Буйство природы обязательно и неизбежно предшествует существенным изменениям в судьбах героев.

Так, композиционно-речевая форма «описание» – один из основных компонентов художественного произведения. Целью описания является воздействие автора на внутренний мир читателя, стремление как можно ярче и подробнее передать всю атмосферу произведения.

 

Список литературы:

  1. Арнольд, И.В. Стилистика. Современный английский язык. — М.:Флинта, 2014. —  384 с.
  2. Брандес, М. П. Практикум по стилистике текста: Немецкий язык: для студ. высш. учеб. заведений ин. яз. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 176 с.
  3. Брандес, М.П. Стилистика текста. Теоретический курс: Учебник. — 3- е изд., перераб, и доп.— М: Прогресс-Традиция; ИНФРА-М, 2004.– 416с.
  4. Домашнев, А.И., Шишкина И.П., Гончарова Е.А. Интерпретация художественного текста - М., 1989.
  5. Нечаева, О.А. Функционально смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение) - Улан -Удэ, 1974.
  6. Одинцов, В.В. Стилистика текста. – 5-е изд. – Либроком, 2014. – 264с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.