Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXXII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 14 октября 2019 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Луцких А.В. ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА – КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКЕ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LXXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(82). URL: https://sibac.info/archive/guman/10(82).pdf (дата обращения: 24.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА – КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКЕ

Луцких Анастасия Вячеславовна

студент 3 курса магистратуры, факультет физической культуры Новосибирский государственный педагогический университет,

РФ, г. Новосибирск

Турыгин Сергей Павлович

научный руководитель,

канд. биол. наук, доцент Новосибирский государственный педагогический университет,

РФ, г. Новосибирск

Хореография (греч. χορογραφία; от χορός– танец) в самом общем виде означает танцевальное искусство в целом, один из древнейших видов творчества, выразительным средством которого служат разнообразные движения тела человека, как правило, под музыкальное сопровождение. Занятия по хореографии являются обязательной составной частью учебно-тренировочного процесса в таких видах спорта как фигурное катание, синхронное плавание, акробатическая, художественная и спортивная.

Под хореографической подготовкой в гимнастике понимается система специально разработанных упражнений и методов воздействия на занимающихся. Эти упражнения адаптированы к специфике данного вида спорта и объединены в комплексы различной степени сложности (с точки зрения техники исполнения и наличия соответствующего уровня физической подготовленности). На уроках хореографии, в частности, в спортивной гимнастике решаются задачи:

  • специальной технической подготовки гимнастов и гимнасток (путём освоения различных элементов и соединений, которые будут включаться в соревновательные программы на вольных упражнениях и бревне);
  • специальной физической подготовки (развиваются гибкость позвоночного столба и подвижность в суставах, силовые способности, выносливость, ловкость и координация движений);
  • подготовки опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма к специфике требований, предъявляемых в гимнастике;
  • восстановления опорно-двигательного аппарата («восстановительная хореографическая подготовка») после больших физических нагрузок.

Вместе с тем на занятиях хореографией:

  • формируется правильная осанка;
  • воспитывается выразительность движений, артистичность и музыкальность;
  • прививается общая двигательная культура.

Хореографическая подготовка в спортивной гимнастике базируется, в основном, на классической (или балетной) основе, но, как говорилось выше, адаптирована к практическим требованиям, предъявляемым конкретным видом многоборья (наличием акробатических и прыжковых элементов, постановкой стоп на узкую опору бревна и многими другими). Вместе с тем, она в той или иной степени включает в себя следующие компоненты: классический танец; народно-характерный (или народно-сценический) танец; историко-бытовой танец; различные современные танцевальные стили.

Условно хореографическую подготовку, которая должна быть неразрывно связана с другими видами подготовки, можно разделить на два этапа. Первый этап – это подготовительная хореографическая подготовка, благодаря которой спортсменки овладевают упражнениями начальной «школы» гимнастики:

  • освоение правильной осанки и точности движений в суставах;
  • выполнение элементов с прямыми в коленях и, по преимуществу, сомкнутыми ногами и «оттянутыми» носками;
  • воспитание «чистоты» движений.

Всё это характеризует, так называемый, «гимнастический стиль». Для этого используются упражнения, направленные на развитие гибкости позвоночника и подвижности в суставах, классический экзерсис у станка и на середине гимнастического ковра. На данном этапе осуществляется также и базовая хореографическая подготовка, в основу которой положены подготовительные элементы классического танца.

Второй этап – профилирующая хореографическая подготовка. Здесь, во- первых, происходит освоение и совершенствование техники элементов (гимнастических прыжков, поворотов, равновесий) соревновательных программ на вольных упражнениях и бревне, во-вторых, повышается уровень специальной физической подготовленности. На данном этапе большое значение имеют постановочные занятия, на которых осуществляется совместная работа гимнасток, тренеров, хореографов-постановщиков по составлению соревновательных программ.

В гимнастике, которую иногда называют «спортом выразительной формы», должен существовать оптимальный баланс между сложностью композиций и художественным, эстетическим впечатлением от них, чтобы глубже раскрыть индивидуальное «дарование» конкретной гимнастки и избежать «безликости» и стереотипности программ. В соответствии с существующими Правилами соревнований Международной Федерации гимнастики к спортсменкам предъявляются высокие требования в вольных упражнениях и на бревне с точки зрения их исполнительского мастерства. В этих Правилах имеется специальный раздел, посвящённый композиции упражнений и артистическому впечатлению, персональному стилю исполнения и созданию гимнасткой индивидуального образа. Соревновательные комбинации на этих снарядах должны содержать (помимо акробатических элементов), так называемые, «танцевальные элементы» (Dance elements):

  • гимнастические прыжки и скачки (leaps, jumps, hops);
  • повороты (turns);
  • «волны тела» (body waves).

Все эти упражнения разучиваются и совершенствуются, в том числе, и с помощью средств хореографической подготовки.

 

Список литературы:

  1. Борисенко, С.И. Повышение исполнительского мастерства гимнасток на основе совершенствования хореографической подготовки в сложно- координационных видах спорта: автореф. дисс. … канд. пед. наук: 13.00.04 / Бо- рисенко Светлана Ивановна. – СПб., 2000. – 24 с.
  2. Габриелова, Е.В. О хореографической разминке в гимнастике / Е.В. Габ- риелова // Гимнастика. 1975 – №1. – С. 30 – 35.
  3. Лисицкая, Т.С. Хореография в гимнастике / Т.С. Лисицкая. – М.: Физ- культура и спорт, 1984. – 176 с.
  4. Савельева, Л.А. Подготовка тренеров-хореографов по спортивной гим- настике на основе комплексного анализа вольных упражнений: автореф. дисс. … канд. пед. наук: 13.00.04 / Савельева Лариса Анатольевна. – СПб., 1997. – 22 с.
  5. Смолевский В.М. Гимнастика в трёх измерениях. М.: Физкультура и спорт, 1979. -248 с.
  6. Смолевский, В.М. Спортивная гимнастика: учебник / В.М. Смолевский, Ю.К. Гавердовский. – Киев: «Олимпийская литература», 1999. – 462 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий