Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 13 июня 2019 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Некоркина Ю.Ю. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LXXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(78). URL: https://sibac.info/archive/guman/6(78).pdf (дата обращения: 29.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА

Некоркина Юлия Юрьевна

магистрант, факультет гуманитарных наук НГПУ,

РФ, г. Нижний Новгород

Личностный потенциал – это индивидуальные возможности каждого человека, в основу которых входят его личностные способности и развитие. В свою очередь, личность – это общественный субъект, результат социализации индивидуума в процессе онтогенеза. [1, с. 231]

Термин широко известен во всех сферах. В философии, к примеру, потенциал связан с возможностями и желаниями человека. В психологии же, потенциал определяет природные качества и способности личности, способна ли она пользоваться своими внутренними возможностями.

Виктор Франкл, полагал, что потенциал дает о себе знать, когда человек чувствует желание понять смысл своего существования.

А. Абрахам Маслоу утверждал, что потенциал неразрывно связан с процессом поисков личностных скрытых возможностей.

Карл Роджерс был уверен, что развитие потенциала связано с желанием человека развиваться и добиваться личностного роста.

Для определения потенциала конкретной личности изучается определенный ряд его внутренних и внешних признаков. Внутренние – это психическое и душевное здоровье, интересы, умственные и эмоциональные возможности. Внешние – развитие индивида, его обогащённые взгляды на жизнь.

Д.А. Леонтьев сравнил личностные возможности с понятием «жизнестойкость», определяя данный термин не как качество личности, а как совокупность убеждений и установок самого человека. [3, с. 132]

Н.А. Коваль воспринимала потенциал, как личностный источник, который дает о себе знать в определенных ситуациях, связанные с нравственными и эстетическими ценностями жизни. [3, с. 123]

В текстуру личности входят абсолютно разные качества: общественные, психические, физиологические и соматические, все те, которые характеризуют человека, как индивида.

М.С. Каган охарактеризовал личность пятью потенциалами: гносеологический, аксиологический, творческий, коммуникативный и художественный. Гносеологические возможности зависят от окружающего мира человека и его природных способностей для дальнейшего изучения. Аксиологичекие - актуальные миссии человека и его мировоззрение.Творческие – это умения и способности, выработанные самостоятельно, результат которых напрямую связан с творческим процессом.Коммуникативные умения отвечают за темперамент личности и его коммуникабельность. Художественный потенциал – это степень и содержание эстетических потребностей индивида. [1, с. 55]

Следовательно, в понятие «личность» не входит его темперамент, сущность и физиологические свойства. Сюда входит ее восприятие мира и отношение к окружающим, то, как она идёт на контакт с остальными, её основные потребности и жизненные цели.

Согласно идеям Г.Б. Ананьева, коммуникативные возможности являются главенствующими, так как общение – это значимое условие в развитие человека. [2, с. 381]

В структуру общих умственных способностей входят, как интеллектуальные, так и умственные способности. При этом у Дж. Гилдфорда Дж. Рензулли, А.М. Матюшкина, Д.Б. Богоявленской, и др. творческие и интеллектуальные возможности взаимосвязаны между собой. А, например, у Я.А. Пономарева, Е.Л. Яковлева – креативность и интеллект, невзаимосвязанные компоненты. [2, с. 451]

Но все стороны личности, безусловно, тесно связаны и каждая из них отвечает за развитие одного из компонентов личностного потенциала. Гносеологические возможности наиболее часто сравнивают с творческими способностями; при изучении коммуникативного потенциала важно акцентировать внимание на гностические компоненты общения.

Стоит отметить, что в структуру личностного потенциала входит нравственное и духовное развитие. Но его свойства не так хорошо изучены, хотя духовный потенциал можно сравнить с интеллектуальным.

Научное представление о личностном потенциале опирается на личный опыт человека. Э. Фромм констатировал двойственность человека. Человек – дитя природы, не может вернуться обратно, и как личность, должен искать свой путь, в чем он находится без поддержки и помощи, лишенный всех привилегий, которые есть у прочих живых организмов. И то, как человек сможет себя определить в жизни, зависит только от него и его способностей: сможет ли он найти свое предназначение и сможет ли себя проявить, как личность. [1, с. 241]

Согласно взгляду Б.Ф. Ломова, возможности человека заключены в его концепции познаний, умений.

Личностные возможности предполагают сложную конфигурацию мышления. Речь идет не столько о базисных индивидуальных чертах человека, сколько о системной организации личности.

Сегодня явление индивидуальных возможностей человека является не до конца изученной концепцией и феноменом.

Под индивидуальным потенциалом подразумевается полная оценка персонально-эмоциональных отличительных черт человека.

Основным признаком любой теории личности являются структурные концепции, имеющие дело с относительно неизменными характеристиками, которые люди демонстрируют в различных обстоятельствах и в разное время. Эти стабильные характеристики выполняют роль основных строительных блоков человеческой психики. В этом смысле они аналогичны таким понятиям, как атомы и клетки в естественных науках. Однако структурные концепции строго гипотетичны по своей природе. Их невозможно увидеть под микроскопом, как, скажем, нейроны мозга.

Для объяснения того, что представляют собой люди, персонологи предложили некую мозаику, составленную из концепций. Один из наиболее популярных примеров структурных концепций – это концепция черт личности. Черта рассматривается как устойчивое качество или склонность человека вести себя определенным образом в разнообразных ситуациях. Здесь есть некоторое сходство с определениями, даваемыми непрофессионалами, когда они рассуждают о наиболее характерных поведенческих реакциях других людей. Распространенные примеры черт личности – импульсивность, честность, чувствительность и робость. Гордон Олпорт, Рэймонд Кеттел и Ганс Айзенк, трое ведущих авторитетов в области изучения черт личности, полагали, что структуру личности лучше всего схематически представить в терминах гипотетических качеств, лежащих в основе поведения. [2, с. 55]

На другом уровне анализа структура личности может быть описана при помощи концепции типа личности. Тип личности описывается в виде совокупности множества различных черт, образующей самостоятельную категорию с четко очерченными границами. По сравнению с концепциями, имеющими дело с чертами личности, подобные концепции подразумевают более постоянные и более обобщенные поведенческие характеристики. Поскольку люди наделены многими чертами, выраженными в разной степени, их обычно описывают как принадлежащих к тому или иному типу. Например, Карл Густав Юнг придерживался мнения, что люди разделяются на две категории: интровертов и экстравертов. С этой точки зрения любая личность – непременно либо одно, либо другое.

Теории личности различаются в зависимости от концепций, используемых при описании структуры личности. Некоторые теоретики выдвигают в высшей степени сложные и тщательно разработанные построения, множество составных частей которых связаны друг с другом мириадами путей. Предложенное Фрейдом разделение личности на три уровня – Оно, Я и Сверх-Я служит иллюстрацией необычайно сложного описания структуры и ее организации. Другие теоретики, наоборот, предлагают более просто организованные системы, с ограниченным набором составных частей и малым количеством связей между ними. Примером может служить концепция личностных конструктов, предложенная выдающимся теоретиком когнитивной психологии Джорджем Келли для объяснения относительно постоянных измерений структуры личности.

Итак, любой подход к личности, если он претендует на полезность, должен так или иначе рассматривать вопрос: что представляют собой стабильные, неизменные аспекты поведения человека. Проблема структуры и, что более важно, природа ее организации и влияние на функционирование индивидуума является ключевым компонентом во всех теориях личности. [1, с. 46]

Личностный потенциал - это концепция качеств и элементов, которые входят в основную базу индивидуального формирования, и которые обеспечивают уровень достижений человека в различных типах деятельности. Индивидуальные возможности складываются из следующих основных частей, каждая из которых может быть рассмотрена индивидуально, как отдельный потенциал: умственный, мотивационный, эмоциональный, волевой, творческий и коммуникативный.

 

Список литературы:

  1. Каган М.С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа
  2. Ананьев, Б.Г.Психология и проблемы человекознания: избр. психол. тр./Б.Г.Ананьев. - М.:МОДЭК, 1996 – 381 с.
  3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1972
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.