Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 13 июня 2019 г.)

Наука: Филология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Маслянко И.А. ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ МЕДИАОБРАЗОВ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LXXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(78). URL: https://sibac.info/archive/guman/6(78).pdf (дата обращения: 04.01.2025)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ МЕДИАОБРАЗОВ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Маслянко Игорь Анатольевич

магистрант 1 курса, кафедра русской литературы и журналистики БрГУ имени А.С. Пушкина,

Беларусь, г. Брест

Швед Инна Анатольевна

научный руководитель,

профессор, д-р филол. наук, кафедра русской литературы и журналистики БрГУ имени А.С. Пушкина,

Беларусь, г. Брест

Глобализационные процессы оказывают влияние не только на всемирную политическую и культурную обстановку, но и на восприятие современной культуры: благодаря бесконечному потоку потребляемой информации личность потенциально существует в нескольких мирах, формирование которых основывается на религиозных, культурных, политических и экономических противоречиях. Транснациональность как феномен глобализации серьезно изучал немецкий социолог и политический философ У. Бек: «Для современного человека не характерен оседлый образ жизни, так как он постоянно перемещается. При помощи мобильных устройств и Интернета каждый может присутствовать в любом месте, при этом физически не находясь там» [2, с. 8].

Несмотря на лоббирование демократических принципов, глобализационные процессы воздействуют на национальную идентичность и нацеливаются на модернизацию национальных интересов других государств. Советский политолог и философ А.С. Панарин справедливо отметил, что «Наиболее значимым с философской точки зрения является обнаружение реального отношения глобализационной идеологии к модернизации. Становится очевидной дифференциация на привилегированное ядро и малоразвитую периферию» [4, с. 4]. Можно согласиться с тем, что информационная доступность и разнообразие средств коммуникации могут использоваться в корыстных целях, коннотируя данные процессы как сугубо отрицательное явление.

Проблема личности в условиях глобализации и перманентного обновления медиаобразов непосредственно связана с виртуализацией реальности, которая является одним из самых фундаментальных феноменов в философии постмодернизма и продолжает оставаться актуальной. Виртуальная реальность представляет собой искусственно созданную среду, легко реформируемую любым субъектом в соответствии с личным мировоззрением.

Трансформируя виртуальный мир, «субъект-реформатор» испытывает реальные ощущения. Материалы исследований доктора философских наук Н. Б. Маньковской подтверждают тот факт, что виртуальная реальность постепенно замещает реальную жизнь посредством современных технологических достижений, воздействуя на бессознательные стимулы: «Вклинивающаяся в жизненные процессы виртуализация реальности – параллельно и следствие, и преобразователь космологических фантазий, идей современной технической цивилизации временного характера, всемирного апокалипсиса» [3, с. 326].

Виртуальный мир способствует выявлению релятивности всех систем, предлагая ряд альтернатив и постулируя мысль о том, что каждое понятие является лишь одним из возможных в целом парадигматическом ряду. Полисемичность трактовок означает смену политического режима – что отмечено в исследованиях советского и американского философа М. Н. Эпштейна: «Своеобразная форма универсализма – Всемирная паутина, которая предоставляет возможность подсознательно моделировать собственный виртуальный мир» [6, с. 217].

Интересным представляется отметить тот факт, что каждый медиаобраз имеет симулякровую природу, поскольку представляет собой дубликат оригинального образа (кроме того, в реальности может не существовать оригинала). Воспроизведение окружающей действительности посредством современных технологий носит не рациональный, а эксплуатационный характер: реальное уподобляется проекту.

Средства массовой информации посредством медиаобразов формируют иллюзионные представления об исключительности личности. Медиаобраз среднестатистического жителя мегаполиса репрезентируется в следующем виде: личность, успешно подстраивающаяся под перманентно обновляющиеся требования. Однако, несмотря на это, личность не может идентифицироваться вследствие того, что окружающая действительность носит фрагментарный характер: «Процесс социализации нового поколения напрямую связан с развитием средств массовой информации. Фрагментарная реальность характеризуется нестабильностью» [1, с. 3].

В симулякровом мире происходит «рекомбинация» действительности, затрагивающая все социальные сферы. Адаптационные процессы содействуют формированию конформного поведения, непосредственно связанного со стереотипным мышлением большинства представителей социума. Из этого следует, что в условиях современной действительности формируется медиаобраз «человека клипового мышления», диаметрально противоположный медиаобразу «человека коллективного мышления» советского периода.

На примере медиаобраза человека будущего мы можем убедиться в зависимости человека от телевидения, представляющего собой отдельную виртуальную реальность. В техногенном обществе любое явление приобретает смысл, если оно транслируется по телевизору. Телевидение навязывает потребительские идеалы (новинки моды, модели поведения, технологические новинки), тем самым препятствуя личностному развитию. Носители массового сознания, зависимые от телевидения, живут в виртуальном мире, который представляет собой комплекс стереотипов и стандартов.

Стоит отметить, что дуалистическая философия условно дифференцирует мир на субъекты и объекты. Главной отличительной чертой высокотехнологичного века является появление «срединного звена» между субъектами и объектами: данным звеном как раз и выступает медиаобраз человека будущего, активно транслируемый в СМИ в интересах политических субъектов.

Представляется необходимым отметить, что медиаобраз человека будущего неоднозначен: состоятельные члены общества ведут богемный образ жизни, а доступ к достижениям научно-технического прогресса лимитирован для тех, кто не смог адаптироваться к современным жизненным реалиям. Средства массовой информации с помощью рекламных и PR-технологий конструируют респектабельный медиаобраз материальных атрибутов: «Заказчик рекламы готов платить большую сумму денег за бумажный лист и неразборчивое изображение. Для потребителя необходимо быть уверенным, что все остальные также готовы выкладывать круглую сумму денег за данный продукт» [5, с. 27].

Конфликт между рефлексирующей личностью и абсурдным миром имеет экзистенциальный характер: благополучие в современном мире определяется не конфликтом личности и социальной системы, а внутренним состоянием, которое является своеобразным отражением всех этапов становления личности. Катастрофичность ситуации заключается в том, что личность с первых лет существования осознаёт единственную жизненную цель – бесконечное производство, которое не позволяет сосредоточиться на осмыслении онтологических философских проблем.

Спасение от давления общественной системы, сформировавшейся в результате многочисленных глобализационных процессов, видится в отстранении от политической и экономической жизни и личностном познании наподобие буддистской философии: достижение состояния нирваны возможно при условии полного освобождения от субъективных желаний и полного ухода от социальной системы, для успешного существования в которой необходимо исполнять несколько социальных ролей.

Исходя из всего вышесказанного, мы можем сделать вывод о том, что философские аспекты медиаобразов современной культуры напрямую связаны с феноменом глобализации: граница между виртуальным и реальным мирами стирается; медиобразы интерпретируются как единственно возможная объективная реальность; медиаобразы современной культуры оказывают воздействие на личностное сознание, тем самым изменяя паттерны в сторону потребительских идеалов.

 

Список литературы:

  1. Акимова, И. А. Социализация и формирование социокультурной идентичности студенческой молодёжи [Электронный ресурс] / И. А. Акимова. – Режим доступа: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2013/6/sоciоlоgiyа/akimova.pdf. – Дата доступа: 20.02.2019.
  2. Бек, У. Что такое глобализация? Ошибки глобализма – ответы на глобализацию [Электронный ресурс] / У. Бек. – Режим доступа: https://studfiles.net/preview/5287209/. – Дата доступа: 05.02.2019.
  3. Маньковская, Н. Б. Эстетика постмодернизма / Н. Б. Маньковская.  – СПб. : Алетейя, 2000. – 347 с.
  4. Панарин, А. С. Искушение глобализмом [Электронный ресурс] / А. С. Панарин. – Режим доступа: http://www.rulit.me/books/iskushenie-globalizmom-read-197372-4.html. – Дата доступа: 11.02.2019.
  5. Пелевин, В. О. Generation П / В. О. Пелевин. – М.: Вагриус, 2004. – 335 с.
  6. Эпштейн, М. Из тоталитарной эпохи – в виртуальную: введение в Книгу книг [Электронный ресурс] / М. Эпштейн. – Режим доступа: http://magazines.russ.ru/continent/1999/102/ep19.html. – Дата доступа: 24.02.2019.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий