Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 20 мая 2019 г.)

Наука: Филология

Секция: Литературоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Харисова З.Д. КОСМИЧЕСКИЙ МИКРООБРАЗ «ЗВЕЗДА» В ЛИРИКЕ ГУМИЛЕВА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LXXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(77). URL: https://sibac.info/archive/guman/5(77).pdf (дата обращения: 23.01.2025)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

КОСМИЧЕСКИЙ МИКРООБРАЗ «ЗВЕЗДА» В ЛИРИКЕ ГУМИЛЕВА

Харисова Зарина Дамировна

студент 2 курса отделения магистратуры, кафедра русской и зарубежной литературы СамГУ,

РФ, г. Самарканд

Николай Гумилев занимает исключительное место в русской литературе XX века, поскольку его тематика не имеет аналогов в современном русском искусстве, он является непревзойденным мастером стиха, выразившим в возможной полноте специфические особенности новейшего российского поэтического языка. Гумилев один из немногих поэтов русских, у кого есть стройное, хорошо простроенное, глубоко эрудированное мировоззрение, внутренне не противоречивое. Гумилев — человек с мировоззрением, очень рано и явно сформировавшимся. Заключается оно в том, что поэт — не только соперник Бога, как, например, любил повторять Мандельштам, не соратник Бога, Гумилев всегда считал поэта прямым наместником Бога на земле. В XX веке человек отходит от своего быта и видит небо, где блещут недоступные ему звезды, начинают появляться символы, которые отводят от действительности, погружают в мир, недоступный сознанию человека. Космические образы в творчестве Гумилева: звёзды, небо, луна, планеты представляют сеть различных ассоциаций.

Звезды – это устойчивый и непоколебимый знак, образ для символистов. Звезды в лирике поэта – неотъемлемая особенность чуждого мира. Гумилев говорил, что у каждого поэта свое отношение к звездам. Для Гумилева эти светлячки – это уход от земли и потеря ориентации. Созерцание звездного неба лишь тогда служит к пользе человека, когда он способен смиренно признать бездну своего невежества. Любые самостоятельные попытки проникнуть в тайны внешней и внутренней метафизической бездны ставят человека в ложное, опасное и смешное положение. Звездное небо уже не возбуждает в душах людей удивление и благоговение, потому что они переоценили свои возможности, стремятся овладеть всем мирозданием. Две вещи наполняют душу всегда новым удивлением и благоговением, которые поднимаются тем выше, чем чаще и настойчивее занимается ими наше размышление, - это звездное небо над нами и моральный закон внутри нас Созерцание мира начинается с превосходнейшего вида, который всегда принадлежит человеческим чувствам, наш рассудок стремится всегда проследить его в полном объеме и оканчивается – толкованием звезд [2; 5]. У писателя все прозрачно, ощутимо, явственно: небо – это «сад», где всходят «звезды». Они разбросаны «как в бреду» в беспорядке. Образ неба, как места для звезд, показан неоднократно:

Нам чужие созвездья, кресты, топоры

Над тобой загорятся в небесных садах …

Иль между звезд, - так низко были звезды,

Похожие на спелый барбарис [1; 25]

Нами были выявлены следующие особенности:

1. Образ звезды связан с микросмыслом «будущее»

Звезда в ранней лирике Гумилева обычно «предрассветная» - предвестница новой жизни, а поэт – пророк, следовательно, звезда. Писатель становится «жертвой», чтобы оповестить близость зари для человечества, но эта жертва добровольна.

2. В лирических произведениях с помощью образа звезды раскрывается тема вдохновения

В сборнике «Путь конквистадоров», стихотворении поэт обращается к образу звезды

Я конквистадор в панцире железном,

Я весело преследую звезду…

И если нет полдневных слов звездам,

Тогда я сам мечту мою создам [1;12]

Звезда – символ творчества для поэта. Для лирического героя звезда – это мечта, которую он «преследует», «создает». Сборник «К Синей звезде» относится к его возлюбленной, которая не приняла его любовь. Роман с «Синей звездой» не только безумие лирического героя, но и источник некой мудрости и горького счастья. Мотив «горького счастья» в стихотворениях «Синей звезды» тесно связан с переживанием страсти как «немощи», болезни, парализующей собственную волю героя и героини.

3. Звезда – символическое обозначение творца, знак поэзии

Поэт, как и звезды, которые «движутся предназначенным движеньем», непрерывно развивается, «горит», давая свет, ощущая любое колебание жизни. Он – маг, оживляющий образы.

Таким образом, звезды в лирике поэта определяют безвыходность каждого отдельного человека и всего человечества. Но они же, при сравнении с земными реалиями, становятся ближе, «теплее», частью мира природы. Большое значение имеет образ утренней звезды – предвестницы будущего, особенно в ранних сборниках. Звезда-поэзия – это мечта, всегда недостижимая. Образ, связующий образы звезды-мечты и звезды-поэзии - синяя звезда.

Звезды Гумилева сравниваются с пальцами. Это уникально и загадочно и мотивировано выражением «путеводная звезда», то есть звезда, которая указывает путь подобно руке или пальцу. Также можно проследить, что звезды ассоциируются с блестящими мелкими монетами. Мелкие предметы реализуются как смысл душевной суетности, никчемности бытия.

В стихотворениях Гумилева много звукообразов. Его звезды стонут и звенят. Они ассоциируются с душевным состоянием человека, ведь человек и звезды близки друг к другу.

Образ человека, созерцающего ночное звездное небо, в творчестве Гумилева был одним из самых популярных символов «познания непознаваемого» [3; 7]

В поэме «Звездный ужас» - притче о массовом «растлении ума» у овладевшим неким первобытным племенем, люди которого вдруг горячо полюбили страшного «черного бога» требующего человеческих жертв.

В поэме Гумилева явлению «нового бога» предшествует пристальное созерцание людьми ночного звездного неба.

Таким образом стихи Гумилева подводят некоторый итог развитию всех главных тем, просто они переформулированы чуть более поэтично, чего он никогда себе не позволял. «Дикие звери стоят у входа в зоологический сад планет» — что это такое? На самом деле, это просто воспоминание о том звездном ужасе, который испытал он однажды, глядя на звезды в Африке, когда он соединял мысленно созвездия искрящимися линиями и узрел ужасный светящийся зоологический сад. Увидел Большую медведицу, ему показалось, что она движется, увидел Лебедя, увидел Коня. На самом деле, это у него все же описано в «Звездном ужасе». Этот зоологический сад планет — не более чем звездное небо, сокрытое за аморфными созвездиями. Но «люди и звери стоят у входа» — это ощущение порога, предела, перехода всего человечества на какую-то новую стадию.

 

Список литературы:

  1. Гумилев Н.С. Стихотворения. Поэмы. Собр.соч. в 3-х тт.-М.: «Художественная литература», 1991.
  2. Павловский А. О творчестве Николая Гумилёва и проблемах его изучения // Николай Гумилёв. Исследования и материалы. Библиография. СПб., 1994.
  3. Иванов В.В. Звёздная вспышка (Поэтический мир Н.С. Гумилёва) // Гумилёв Н.С. Стихи. Проза. Иркутск, 1992.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий