Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 14 марта 2019 г.)

Наука: Филология

Секция: Литературоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Пигнастая Д.Г. ПРИЕМЫ СОЗДАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА В РОМАНЕ ОНОРЕ ДЕ БАЛЬЗАКА «ЕВГЕНИЯ ГРАНДЕ» // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LXXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(75). URL: https://sibac.info/archive/guman/3(75).pdf (дата обращения: 29.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 70 голосов
Дипломы участников
Диплом Интернет-голосования

ПРИЕМЫ СОЗДАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА В РОМАНЕ ОНОРЕ ДЕ БАЛЬЗАКА «ЕВГЕНИЯ ГРАНДЕ»

Пигнастая Дарья Григорьевна

студент 3 курса, кафедры филологических дисциплин и методик их преподавания Евпаторийского института социальных наук (филиала) ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского»

Российская Федерация, г. Евпатория

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению приемов создания художественного образа на примере образа Евгении Гранде в романе Оноре де Бальзака «Евгения Гранде». Обозначены приемы, которые в синтезе образуют определенный образ героини, отвечающий требованиям идеи, проблематики и и сюжетной линии текста.

Ключевые слова: образ, художественный образ, прием, средство, характеристика.

 

В начале исследования приемов создания художественного образа дадим определению самому образу, который трактуется, как «обобщенное художественное отражение действительности в конкретной форме, картина человеческой жизни (или фрагмент такой картины), созданная при помощи творческой фантазии художника и в свете его эстетического идеала. Художественный образ помогает не только воспроизвести то или иное явление действительности, но и выразить его сущность» [3, с. 545].

Исследователь Храпченко М. Б. выделяет следующие средства создания художественного образа: «троп, речь героя, авторское повествование или описание, художественная деталь, композиция предложения, абзаца, главы, ритмика и мелодика произведения и др.» [4, с. 62].

Литературовед Л. Я. Гинзбург также рассматривала приемы создания художественного образа и выделял следующие:

«1. Внешние черты (портрет) – лицо, фигура, костюм; портретная характеристика часто выражает авторское отношение к персонажу;

2. Психологический анализ – подробное, в деталях воссоздание чувств, мыслей, побуждений – внутреннего мира персонажа; здесь особое значение имеет изображение «диалектики души», т.е. движение внутренней жизни героя;

3. Характер персонажа – раскрывается в поступках, в отношении к другим людям, в описании чувств героя, в его речи; характеристике героя через его действия и поступки в системе сюжета;

4. Прямая авторская характеристика – она может быть непосредственной или опосредованной (например, иронической);

5. Характеристика героя другими действующими лицами;

6. Сопоставление героя с другими действующими лицами и противопоставления им;

7. Изображение условий, в которых живет и действует персонаж (интерьер);

8. Изображение природы – помогает лучше понять мысли и чувства персонажа;

9. Описание среды, общества, в котором живет и действует персонаж;

10. Художественная деталь – описание предметов и явлений окружающей персонажа действительности (детали, в которых отражается широкое обобщение, могут выступать как детали-символы);

11. Наличие или отсутствие прототипа» [2, с. 115].

Все вышеуказанные приемы взаимодополняют друг друга. Применим их для рассмотрения образа главной героини романа Оноре де Бальзака «Евгения Гранде». Первым приемом выступает речевая характеристика героя. В монологе девушка говорил: « – Я совсем некрасива, он не обратит на меня внимания» [1, с. 92]. Через данное ее выражение читатель понимает отношение девушки к самой себе, ее неуверенность.

К описанию портрета главной героини автор прибегает после приезда из Парижа ее кузена Шарля. Девушка, похожая на провинциальную рабочую, старалась выглядеть лучше: «Сначала она расчесала свои каштановые волосы, с величайшей тщательностью свернула их толстыми жгутами на голове, стараясь, чтобы ни одна прядка не выбилась из косы, и привела в симметрию локоны, оттенявшие робкое и невинное выражение ее лица…Она несколько раз вымыла свои прекрасные округлые руки в прозрачной холодной воде, от которой грубела и краснела кожа… Надела новые чулки и лучшие башмаки, туго зашнуровалась, не пропуская ни одной петельки корсета» [1, с. 54]. Также мы узнаем о внешности Евгении из того, как ее воспринимали другие герои. Например, Шарль «заметил гармонию черт ясного лица» [1, с. 132].

Оноре де Бальзак обращался к различным художественно-изобразительным средствам, использовал тропы, создававшие образ Евгении: эпитеты: «бедная девушка» [1, с. 71], «простодушая и правдивая девушка» [1, с. 71], «бедное дитя» [1, с. 140]; метафоры: «у Евгении забилось сердце» [1, с. 156]; сравнения: «девушка наблюдала, как самая чувствительная парижская гризетка» [1, с. 93], «чистая душой, как чист и нежен цветок» [2, с. 180] и др.

Что касается авторской характеристики, то писатели так описывает духовную составляющую девушки: «Для нее богатство не было ни властью, ни утешением; она могла жить только любовью, религией, верой в будущее… Собственное сердце и евангелие были для нее два желанных мира» [1, с. 263]. Оноре де Бальзак делал акцент на том, что для героини были не важны деньги. Ей была необходима любовь и покой.

Писатель также использует подтекст, благодаря которому мы понимаем, что жизнь героини не отличается ни чем, она однообразна и скучна: «В течение пятнадцати лет с апреля по ноябрь все дни матери и дочери мирно протекали на этом месте в постоянной работе; первого ноября они могли переходить на зимнее положение – к камину» [1, с. 127]. Дни девушки проходят за работой, либо рукоделием: «Мать и дочь шили и чинили белье для всей семьи, обе добросовестно работали целыми днями…» [1, с. 127].

Пейзаж также играет важную роль при создании художественного образа. Когда героиня поняла что влюбилась, то «принялась ходить по саду стремительным шагом, изумленная тем, что дышит воздухом более чистым, чувствует лучи солнца более живительными и черпает в них жар душевный, обновленную жизнь» [2, с. 151]. Можно сказать, что Евгения начала замечать то, как природа хороша, что она жива, как ее новое чувство любви. Природа отражала душевное состояние девушки, ее эмоции.

Деталью рассматриваемого художественного образа является то, что автор намеренно называет девушку «сомюрская Евгения Гранде» [1, с. 49]. Писатель прибегал к данному приему с целью детально-иронического показа степени положения героини в обществе.

Художественным символом является шкатулка, которую подарил ей ухажер Адольф де Грассен на день рождения: «Открывая шкатулку, Евгения испытала неожиданную и полную радость, которая заставляет девушек краснеть, вздрагивать, трепетать от удовольствия» [1, с. 73]. Ситуация со шкатулкой подводит читателя к тому, что для девушки, хоть и богатой наследницы своего отца, такой подарок являлся большой ценностью. Для нее «подарок показался неслыханным сокровищем» [1, с. 73].

К интерьеру можно отнести описание обстановки залы, в которой собиралось семейство Гранде вместе с друзьями: «Простенький рабочий столик вишневого дерева занимал всю нишу окна, а возле вплотную стояло маленькое кресло Евгении Гранде» [1, с. 35]. Именно «маленькое кресло» означает, что, не смотря на материальное положение, девушка была ущемлена даже в бытовых вопросах.

Вывод. Таким образом, приемы создания художественного образа влияют на конечный результат создания определенного типа героя или какого-либо образа, который в свою очередь воздействует на идейное содержание текста, его проблематику и направленность. Образ главной героини романа Оноре де Бальзака «Евгения Гранде» вобрал в себя все приемы создания художественного образа, выделенные в ходе исследования. Показано, что именно средства создания образа формируют определенное представление о персонаже.

 

Список литературы:

  1. Бальзак О. де Евгения Гранде. – СПБ.: «Лениздат», 2012. – 288 с.
  2. Гинзбург Л. Я. О литературном герое. – М.: Советский писатель, 1979. – 223 с.
  3. Кожевников В. М., Николаев П. А. Литературный энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1987. – 752 с.
  4. Храпченко М. Б. Горизонты художественного образа. – М.: Художественная литература, 1986. – 441 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 70 голосов
Дипломы участников
Диплом Интернет-голосования

Комментарии (1)

# Семен 25.03.2019 11:02
Круто

Оставить комментарий