Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 14 марта 2019 г.)

Наука: Филология

Секция: Литературоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Тяпкина А.С. ПЕЙЗАЖ В РОМАНЕ И.С.ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ» // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LXXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(75). URL: https://sibac.info/archive/guman/3(75).pdf (дата обращения: 29.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 10 голосов
Дипломы участников
Диплом Выбор редакционной коллегии

ПЕЙЗАЖ В РОМАНЕ И.С.ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ»

Тяпкина Александра Сергеевна

студент 5 курса, кафедра начального образования и гуманитарных дисциплин Филиала СГПИ,

РФ, г. Буденновск

Фомина Анжела Рашидовна

научный руководитель,

старший преподаватель кафедры начального образования и гуманитарных дисциплин Филиала СГПИ,

РФ, г. Буденновск

В русской литературе, наверное, не было другого такого замечательного писателя, как Тургенев Иван Сергеевич, кто бы так сильно мог любить природу родного края и так прекрасно отразить ее в своем творчестве. Он не мог мыслить свою жизнь без соприкосновения с природой: «Как превосходно ходить по аллеям многолетнего деревенского сада, пронизанного сельским ароматом, полного земляники, лучей солнца и теней; все точно дремлет в нем, а кругом колышутся двести десятин ржи! Замираешь в каком-то глубоком неописуемом ощущении – животном и божественном в одно и то же время. А очнешься, точно обданный какой-то живительной струей, и опять входишь в обыденную колею», – писал Тургенев французскому писателю Флоберу Гюставу [4, с. 34]. Тургенев остается неповторимым мастером пейзажной живописи и в романе «Отцы и дети».

В романе очень много чудесных описаний природы, которыми «нельзя не залюбоваться». Весь роман пронизывает невидимая нить, которая означает смену времени года. «Отцы и дети» начинаются весной, а заканчиваются описанием зимнего вечера. Но все знают, что у Тургенева и других таких мастеров слова, не бывает ничего случайного. У каждого пейзажа существует свое значение, символика, какой-то скрытый смысл. Весна. Всё кругом стремится к обновлению, готовясь к чему-то новому: «…весна брала свое. Все кругом золотисто зеленело, все широко и мягко волновалось и лоснилось под тихим дыханием теплого ветерка…»[3]

Природа у Тургенева не застывшая, а полна движения и жизни. Весь пейзаж гармоничен, нет ни одной детали, омрачающей радостное настроение от весеннего пробуждения природы. Картина весеннего пробуждения природы отвлекла Аркадия от мрачных размышлений о бедности и трудной крепостной жизни деревни. Он вспомнил, что молод, что жизнь только начинается, «сбросил шинель и так весело, таким молоденьким мальчиком посмотрел на отца, что тот опять его обнял» [3]. Так начинают сближаться отдалившиеся друг от друга отец и сын. В этом им помогает чувство объединения с красотой мира природы.

Эта сцена также показывает отличие Базарова от Аркадия в отношении к природе. Для Базарова она «не храм, а мастерская», для Аркадия она, прежде всего «храм», ведь в ней ищут гармонию души, а уже потом думают, какая же от нее будет «польза». Этому пейзажу предшествует другой – постоянный, тусклый, безнадежный, – но тоже символический: «Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными…». От этого пейзажа не радуется воображение, автор показывает упадок русской деревни. Усиливается тягостное впечатление от увиденного эпитетами: кустарник – «редкий и низкий», плотины – «худые», избенки «низкие», «с темными, до половины разметанными крышами», сарайчики – «покривившиеся», гумна – «опустелые», церкви – «с отвалившейся кое-где штукатуркою», кладбища – «разоренные», деревья – «с ободранной корою и обломанными ветвями…» [3] Цель художника – выделить в природе лишь то, что связано с условиями жизни человека. Из увиденного Аркадий делает следующий вывод: «…небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы…» [3] Этот пейзаж и есть та ниточка, которая ведёт к одной из главных проблем, поставленных в романе: к спорам «отцов и детей» – путь постепенных реформ или путь революции («сперва нужно место расчистить»).

Описание поместья Кирсановых дается скупо, как бы мимоходом. «Базаров в несколько минут обегал все дорожки сада». Выбор места для усадьбы, небольшой пруд, плохо принявшиеся молодые деревца, «солонковатые» колодцы – все свидетельствует о непрактичности хозяев, кризисе помещичьего уклада. «Одна только беседка сиреней и акаций порядочно разрослась» и оставляет некую надежду на будущее возрождение запущенного хозяйства.

Первое серьезное столкновение с Аркадием неслучайно происходит в жаркий полдень: «Солнце жгло из-за тонкой завесы сплошных беловатых облаков. Все молчало, одни петухи задорно перекликались на деревне… да где-то высоко в верхушке деревьев звенел плаксивым призывом немолчный писк молодого ястребка. Аркадий и Базаров лежали в тени небольшого стога сена, подостлавши под себя охапки две шумливо-сухой, но еще зеленой и душистой травы» [3]. Этот эпизод интересен и тем, что здесь Базаров всего один раз показывает своё романтическое отношение к природе. Мы узнаём, что он не всегда считал природу не храмом, а мастерской. В детстве у него был свой «храм уединения» – «осина на краю ямы, оставшейся от кирпичного сарая», он считал это место своим талисманом, где ему никогда не было скучно. Спор Аркадия и Базарова, который едва не закончился дракой, является первой трещиной в их отношениях, и осуществляется он в «идиллической обстановке». Дисгармония в их отношениях противопоставляется гармонии природы. В этой сцене есть намек на то, что Базаров рано уходит из жизни: сухой лист клена, полет которого Аркадий сравнивает с полетом бабочки (символ мимолетности жизни), падает с еще полного сил дерева в разгаре лета. «Не странно ли? Самое грустное и мертвое – сходно с самым веселым и живым», – говорит Аркадий. Базаров резко обрывает его фразой: «Не говори красиво».

Описание утра перед дуэлью Кирсанова Павла Петровича и Евгения Базарова также выражает эту мысль: «Утро было славное, свежее, маленькие пестрые тучки стояли барашками на бледно-яркой лазури; мелкая роса высыпала на листьях и травах, блистала серебром на паутинках» [3]. Какая благодать! Жить бы и восхищаться, наслаждаться чудом всей жизни. Но герои пришли стреляться, и пролилась кровь. Природа контрастна происходящему.

Другой герой романа, сорокачетырехлетний отец Аркадия, живет обычной, скучной, но глубокой духовною жизнью. Жизненная сила в Николае Петровиче обновляется тем, что он чувствует себя сыном и отцом, чья жизнь входит в общую цепь поколений. Это можно сравнить со сменой времен года, вечного обновления жизни. Не случайно он после себя оставляет наследников. Его ранит наглое отношение Базарова и ему подобных к искусству, природе: «Но отвергать поэзию? – подумал он опять. – Не сочувствовать художеству, природе?..» Сам же Николай Петрович находится в гармонии с природой, он ищет в ней утешения, поддержки в тяжёлые минуты жизни, он не может понять, как можно «не сочувствовать природе». Одиннадцатая глава – это дивные деревенские пейзажи, которые подчеркивают элегическое состояние души Николая Петровича: он «не мог решиться войти в дом, в это мирное и уютное гнездо, которое так приветливо глядело на него всеми своими освещенными окнами; он не в силах был расстаться с темнотой, с садом, с ощущением свежего воздуха на лице и с этой грустию, с этой тревогой…» [3] Природа для него как родная мать, которая поддержит и ободрит в трудную минуту и разделит радость.

В романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева заметно зарождение жизни, расцвет и гибель, что можно сравнить со сменой времен года. Завязка всех сюжетных нитей происходит весной. На лето приходится кульминация. Все важные эпизоды жизни Базарова описаны на фоне расцветающего лета: приезд к Одинцовой в Никольское, объяснение в любви, которое происходит дивной летней ночью, первый приезд к родителям, дуэль с Павлом Петровичем.

Н.Н. Страхов писал, что в романе Евгению Базарову противопоставлены не какие-либо герои, а сама жизнь-природа: «…вот то таинственное нравоучение, которое вложил Тургенев в свое произведение. Базаров отворачивается от природы; не корит его за это Тургенев, а только рисует природу во всей красоте» [5].

Перед смертью Базаров, прощаясь с Одинцовой, вдруг теряется в мыслях: «постойте, я путаюсь... Тут есть лес...» [3] Не случайно Тургенев вставляет именно эту фразу. Природа – та ипостась, отрицать которую невозможно, она входит в жизнь человека при рождении, человек становится частью природы. В 1882 году, через 20  лет  после выхода романа, писатель, почувствовав тяжелую болезнь, будет вспоминать русскую природу: «О мой сад, о заросшие дорожки возле мелкого пруда! … и вы, высокие березы, с длинными висячими ветками .., - я посылаю вам мое последнее прости!.. Расставаясь с жизнью, я к вам одним простираю мои руки. Я бы хотел еще раз надышаться горькой свежестью полыни, сладким запахом сжатой гречихи на полях моей родины; … еще раз полежать в прохладной тени под дубовым кустом на скате знакомого оврага; еще раз проводить глазами подвижный след ветра, темной струею бегущего по золотистой траве нашего луга...»  [1, с. 5].

В финальном пейзаже романа описание одинокой могилы главного героя звучит, как реквием. Как трудно и мучительно порой от полуденного зноя, так тяжело на душе у читателя от гибели Евгения Базарова. Рано или поздно все заканчивается, ибо рассудительна и благотворна своим спокойствием «равнодушная природа», которая напоминает человеку о «вечном примирении и о жизни бесконечной».

Два пейзажа, обрамляющие эпилог, подводят итог философским размышлениям автора о вечной смене поколений, о предназначении человека, о великой тайне природы, которая не подчиняется теориям. Л.Н. Толстой писал А.А. Фету о Тургеневе: «Одно, в чем он мастер такой, что руки отнимаются после него касаться этого предмета, – это природа» [2].

 

Список литературы:

  1. Лебедев, Ю. В. Тургенев / Ю.В. Лебедев. – М.: Мол. гвардия, 1990. – 607 с.
  2. Письмо Л.Н.Толстого А.А.Фету [Электронный ресурс] / Письма, статьи, дневники Л. Н. Толстого с комментариями психолога А. Шубникова / Письма 1842-1878 годов . – Режим доступа: http://tolstoj.ru/1806.html
  3. Тургенев, И.С. Отцы и дети [Электронный ресурс] / Библиотека А.Комарова. –  Режим доступа: https://ilibrary.ru/text/96/p.1/index.html
  4. Шаталов, С.Е. Художественный мир И.С.Тургенева. – М.: 2003. – 212 с.
  5. Страхов, Н.Н. И. С. Тургенев. "Отцы и дети" [Электронный ресурс]. – Критика 60-х гг. XIX века / Сост., вступит. ст., преамбулы и примеч. Л. И. Соболева. – М.: ООО "Издательство "АСТ", 2003 (Библиотека русской критики). – Lib.ru/Классика – Режим доступа: http://az.lib.ru/s/strahow_n_n/text_0050.shtml
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 10 голосов
Дипломы участников
Диплом Выбор редакционной коллегии

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.